РАСЦВЕТ ТОРГОВЛИ ИСКУССТВОМ. / СТЕФАНО БАРДИНИ (STEFANO BARDINI, 1836-1922).
Как всегда во времена потрясений, есть люди, которые видят свою возможность и используют ее. Одним из этих людей был Стефано Бардин (6), который с 1870 года стал ведущим торговцем произведениями искусства во Флоренции. По образованию художник и реставратор, он вскоре заметил, что может гораздо быстрее зарабатывать деньги, торгуя антиквариатом. Обстоятельства были благоприятными, поскольку добывать товар было относительно легко. По мере модернизации города сносились дома, дворцы и монастыри, и Бардини вовремя принял меры: он не только спасал движимые произведения искусства и мебель, но также колонны, порталы, камины и целые деревянные потолки и продавал их, потому что там еще не было никакой защиты культурных ценностей во всем мире.
Вскоре Бардини стал настолько богатым, что смог купить бывший монастырский комплекс, значительно переоборудовать его и открыть там в 1883 году свою впечатляющую галерею (сегодняшний Музей Бардини). В отличие от многих других, его магазин не представлял собой пыльную, захламленную пещеру, но все было тщательно поставлено и освещено (7). Бардини был одаренным декоратором интерьеров, и знаменитый синий цвет, которым он раскрашивал помещения своей галереи, стал фирменным знаком нового стиля репрезентации. По сей день произведения искусства эпохи Возрождения часто выставляются в этом синем цвете, как, например, это можно увидеть в Музее Боде в Берлине, Музее Жакмар-Андре в Париже или Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.
В Дрезденской картинной галерее «Старые Мастера» проводят выставку «Очень близко к Мадонне» с 23 ноября 2024 г.по 27 апреля 2025 г.
Замечательное явление произошло во Флоренции в 15 веке: каждый, кто мог себе это позволить, хотел иметь дома изображение Мадонны небольшого формата для личного поклонения.
Богатые круги могли приобрести картину Боттичелли или заказать мраморный рельеф у Донателло. Чтобы удовлетворить пожелания менее богатых заказчиков, рельефы лепились из дешевых материалов, таких как глина или гипс, которые можно было воспроизвести даже с помощью слепков. Композиции в основном создавались известными скульпторами, а цвета создавались в лучших художественных мастерских города. Так были созданы одни из самых волшебных творений итальянского Возрождения.
Начиная с 1520-х годов во Флоренции существовало несколько таких мастерских. К сожалению, работы никогда не подписывались, и имеется мало источников, сообщающих об их производстве, что затрудняет их исследование.
Тем большее значение имеет книга заказов (Ricordanze/ежедневник) живописца Нери ди Биччи (Neri di Bicci), в которой он точно описал все работы, проводившиеся в его мастерской с 1453 по 1475 год. Хотя он добился чрезвычайного успеха и выполнил множество алтарей и фресок, он также делал изображения Мадонны небольшого формата, как в виде панно, так и в виде цветных лепных рельефов, которые, очевидно, были достойным источником дохода. Его клиентами были в основном ремесленники из его ближайшего окружения.
В «Рикорданце» имя Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano, um 1430–1464) упоминается несколько раз, наряду с Мино да Фьезоле (Mino da Fiesole) и Антонио Росселлино (Antonio Rossellino). Дезидерио да Сеттиньяно был важнейшим представителем второго поколения скульпторов после Донателло. Его стиль отличается лирической деликатностью, а его «Мадонны с детьми» относятся к числу самых волшебных творений скульптуры эпохи Возрождения. Для Нери ди Биччи Дезидерио неоднократно предоставлял лепные рельефы Мадонны, которые художник расписывал и обрамлял, а затем продавал.
Независимо от того, сделаны ли они из глины или лепнины, общей чертой этих Мадонн является великая человечность. Мария уже не достойная, далекая царица небесная, а нежная мать, а Христос уже не всезнающий спаситель, а прелестный младенец. Это трогательные изображения, с которыми можно сразу идентифицироваться. К такой Мадонне можно без опаски подойти и во всем ей довериться.
В живописи потребовалось еще несколько десятилетий, прежде чем шаблонная строгость предыдущего столетия могла бы быть отброшена и найден сопоставимый уровень близости.
До сих пор в дрезденской скульптурной коллекции практически незамеченными сохранились четыре таких барельефа Мадонны, которые сейчас отреставрированы и могут быть показаны вновь через многие десятилетия. В контексте живописи, графики и ремесел той эпохи можно обнаружить, как во Флоренции до 1500 года тема Мадонны с Младенцем превратилась в глубоко человечную и трогательную живописную задачу, кульминацией которой в конечном итоге стали знаменитые произведения Рафаэля.