Турист larabi
larabi
была 16 января 23:49
Фотоальбом

Очень близко к Мадонне. Рельефы и картины флорентийского Возрождения

SM-G780F
14 38

В Дрезденской картинной галерее «Старые Мастера» проводят выставку «Очень близко к Мадонне» с 23 ноября 2024 г.по 27 апреля 2025 г.

Замечательное явление произошло во Флоренции в 15 веке: каждый, кто мог себе это позволить, хотел иметь дома изображение Мадонны небольшого формата для личного поклонения.
Богатые круги могли приобрести картину Боттичелли или заказать мраморный рельеф у Донателло. Чтобы удовлетворить пожелания менее богатых заказчиков, рельефы лепились из дешевых материалов, таких как глина или гипс, которые можно было воспроизвести даже с помощью слепков. Композиции в основном создавались известными скульпторами, а цвета создавались в лучших художественных мастерских города. Так были созданы одни из самых волшебных творений итальянского Возрождения.

Начиная с 1520-х годов во Флоренции существовало несколько таких мастерских. К сожалению, работы никогда не подписывались, и имеется мало источников, сообщающих об их производстве, что затрудняет их исследование.
Тем большее значение имеет книга заказов (Ricordanze/ежедневник) живописца Нери ди Биччи (Neri di Bicci), в которой он точно описал все работы, проводившиеся в его мастерской с 1453 по 1475 год. Хотя он добился чрезвычайного успеха и выполнил множество алтарей и фресок, он также делал изображения Мадонны небольшого формата, как в виде панно, так и в виде цветных лепных рельефов, которые, очевидно, были достойным источником дохода. Его клиентами были в основном ремесленники из его ближайшего окружения.

В «Рикорданце» имя Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano, um 1430–1464) упоминается несколько раз, наряду с Мино да Фьезоле (Mino da Fiesole) и Антонио Росселлино (Antonio Rossellino). Дезидерио да Сеттиньяно был важнейшим представителем второго поколения скульпторов после Донателло. Его стиль отличается лирической деликатностью, а его «Мадонны с детьми» относятся к числу самых волшебных творений скульптуры эпохи Возрождения. Для Нери ди Биччи Дезидерио неоднократно предоставлял лепные рельефы Мадонны, которые художник расписывал и обрамлял, а затем продавал.

Независимо от того, сделаны ли они из глины или лепнины, общей чертой этих Мадонн является великая человечность. Мария уже не достойная, далекая царица небесная, а нежная мать, а Христос уже не всезнающий спаситель, а прелестный младенец. Это трогательные изображения, с которыми можно сразу идентифицироваться. К такой Мадонне можно без опаски подойти и во всем ей довериться.

В живописи потребовалось еще несколько десятилетий, прежде чем шаблонная строгость предыдущего столетия могла бы быть отброшена и найден сопоставимый уровень близости.

До сих пор в дрезденской скульптурной коллекции практически незамеченными сохранились четыре таких барельефа Мадонны, которые сейчас отреставрированы и могут быть показаны вновь через многие десятилетия. В контексте живописи, графики и ремесел той эпохи можно обнаружить, как во Флоренции до 1500 года тема Мадонны с Младенцем превратилась в глубоко человечную и трогательную живописную задачу, кульминацией которой в конечном итоге стали знаменитые произведения Рафаэля.

Флоренция в 15 веке.
Флоренция в 15 веке.
Флоренция была республикой с 1250 года. Конечно, это не означало, что правил народ, но князей тоже не было, а дворянство было в значительной степени исключено из политических событий. Реальная власть принадлежала семи основным цехам и четырнадцати гильдиям ремесленников. Начиная с 1250 года, Флоренция пережила крупный экономический бум, который был основан в первую очередь на обработке текстиля и банковском деле и привел к оживленной строительной деятельности. В 14 веке были социальные волнения и войны, но город восстановился, и одна семья особенно возвысилась: Медичи, которые вскоре заняли неформальную позицию власти. Не всем это нравилось и приводило к соперничеству, что отразилось и на строительстве дворцов и обустройстве часовен. В этом соревновании приняли участие и гильдии, что привело к великолепному расцвету искусств. Около 1400 года во Флоренции произошло то, что часто называют рождением эпохи Возрождения: Брунеллески построил купол собора, Альберти - фасад Санта-Мария-Новелла и Донателло создал первую со времен античности обнаженную фигуру в натуральную величину - бронзового Давида, а Мазаччо написал свою фреску с изображением Троицы по правилам вновь открытой центральной перспективы. Менее богатые слои населения вскоре захотели принять участие в этом культурном пробуждении и иметь у себя дома хотя бы одно маленькое произведение искусства: что-то для личного поклонения. Память о разрушительной чуме 1348 года была еще жива, и потребность чувствовать защиту Мадонны в своих четырех стенах была велика. Едва ли кто-то мог себе позволить дорогие религиозные картины XIV века, и они недостаточно обращались к сердцам простых граждан. Примерно с 1405/10 г. создаются рельефы небольшого формата из глины или гипса, в которых Мадонна предстает любящей и глубоко человечной. Религиозная картина стала доступной и завоевала спальню - комнату, в которой происходили важнейшие моменты человеческой жизни: рождение, зачатие и смерть.
ЧЕЛОВЕК СКОРБИ. Германия, 15 век. Гравюра на дереве, цветная. SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv.-Nr. A 1912-653
ЧЕЛОВЕК СКОРБИ. Германия, 15 век. Гравюра на дереве, цветная. SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv.-Nr. A 1912-653
Вертикальное поясное изображение Христа с кровоточащими ранами и орудиями страданий было предпочтительной темой религиозных изображений с XII века. Если на севере мотив долгое время оставался популярным, то во Флоренции после опустошительной чумы 1348 года он постепенно был вытеснен изображениями Мадонны с Младенцем, поскольку после пережитого ужаса и страданий люди, видимо, хотели смотреть на что-то менее тревожное, чем на замученного Спасителя, когда они молились..
ВИЗАНТИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА. МАДОННА НА ТРОНЕ С МЛАДЕНЦЕМ. Империя крестоносцев, конец XIII века. Темпера на тополе SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 23.
ВИЗАНТИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА. МАДОННА НА ТРОНЕ С МЛАДЕНЦЕМ. Империя крестоносцев, конец XIII века. Темпера на тополе SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 23.
В этой строгой композиции, созданной по византийским моделям IV века, Богородица восседает на престоле и держит на коленях своего сына, похожего на маленького взрослого человека. Поскольку Христос представляет мудрость, Мария становится “престолом мудрости”, поэтому этот тип изображения также называют Sedes Sapientiae. Для него характерна иератическая поза и отсутствие какой-либо заметной эмоциональной связи между матерью и ребенком.
НАДДО ЧЕККАРЕЛИ (NADDO CECCARELLI, tätig 1330-1360) приписывается. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Сиена, около 1340 г. Темпера на тополе. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 28.
НАДДО ЧЕККАРЕЛИ (NADDO CECCARELLI, tätig 1330-1360) приписывается. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Сиена, около 1340 г. Темпера на тополе. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 28.
Мадонна держит на руках младенца Христа почти как куклу. Хотя две фигуры смотрят друг на друга, между ними нет зрительного контакта. Иисус сжимает безымянный палец своей матери, что может быть отсылкой к идее Марии как символического изображения Церкви (Ecclesia), которая считалась невестой Христа. Для живописи XIV века характерны стройные пропорции, позолоченный фон, украшение нимбов чеканным узором.
АНДРЕА ДИ БАРТОЛО (ANDREA DI BARTOLO, tätig 1389-1428),МАДОННА НА ТРОНЕ С МЛАДЕНЦЕМ, СВ. ЕКАТЕРИНА И СВ. ЛУЦИЯ,
АНДРЕА ДИ БАРТОЛО (ANDREA DI BARTOLO, tätig 1389-1428),МАДОННА НА ТРОНЕ С МЛАДЕНЦЕМ, СВ. ЕКАТЕРИНА И СВ. ЛУЦИЯ,
Сиена, около 1400 г. Темпера на тополе, высота 53 см, ширина 24 см, SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 32. ------ Мадонна держит на коленях стоящего младенца Христа, который поднял правую руку в благословляющем жесте, указывая тем самым на свою роль спасителя. Их сопровождают две святые женщины. Все это выглядит как миниатюрный алтарь типа маэста, где Мария величественно восседает на троне в окружении ангелов и святых. Хотя фигуры изображены уже с большей красотой, композиция все же следует традиционным строгим моделям.
БЕРНАРДО ДАДДИ (BERNARDO DADDI, 1290-1348 гг.). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, АНГЕЛАМИ И СВЯТЫМИ; БЛАГОВЕЩЕНИЕ; РОЖДЕНИЕ ХРИСТА; РАСПЯТИЕ.
БЕРНАРДО ДАДДИ (BERNARDO DADDI, 1290-1348 гг.). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, АНГЕЛАМИ И СВЯТЫМИ; БЛАГОВЕЩЕНИЕ; РОЖДЕНИЕ ХРИСТА; РАСПЯТИЕ.
Флоренция, около 1340/1345 гг. Дерево, темпера. Альтенбург, Музей Линденау, инв. 15. ----- Триптих, сохранившийся в оригинальной рамке, выглядит как небольшой драгоценный алтарь, но предназначался для частного поклонения. Боковые крылья можно сложить, чтобы получилась удобная кассета, которую также можно транспортировать. На центральной панели изображена восседающая на троне Богоматерь с младенцем, окруженная своим двором, состоящим из ангелов и святых в традиционном образном типе маэсты, а на крыльях рассказывается о важных моментах истории спасения.
ЛИППО МЕММИ (LIPPO MEMMI, tätig 1317-1350). МАДОННА НА ТРОНЕ С МЛАДЕНЦЕМ. Тампера на дереве Альтенбург, Музей Линденау, инв. N 45
ЛИППО МЕММИ (LIPPO MEMMI, tätig 1317-1350). МАДОННА НА ТРОНЕ С МЛАДЕНЦЕМ. Тампера на дереве Альтенбург, Музей Линденау, инв. N 45
Гордая подпись внизу панели сообщает, что ее написал Липпо Мемми из Сиемы. Младенец Христос, изображенный в благословляющем жесте, также говорит с нами, ленточка в его руке гласит: “Я свет миру”. Он и его мать роскошно одеты, восседают на великолепном троне, и хотя их головы нежно соприкасаются, кажутся отчужденными и царственными. Задняя часть панели, изначально являвшаяся частью диптиха, иллюзионистски расписана под моамор. Подобные религиозные изображения были дорогими и редкими предметами роскоши.
САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ (SANDRO BOTTICELLI, um 1445-1510). МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И МАЛЬЧИКОМ ИОАННОМ, Флоренция, около 1495/1500. Темпера на тополе.
САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ (SANDRO BOTTICELLI, um 1445-1510). МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И МАЛЬЧИКОМ ИОАННОМ, Флоренция, около 1495/1500. Темпера на тополе.
SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 8. ---- Мадонна Боттичелли, нежно обнимающая младенца Иисуса, иллюстрирует, как интерпретация этой темы развивалась на протяжении XV века: в отличие от картин предыдущего столетия Мария уже не является восседающей на троне Царицей Небесной, как и ее сын уже не является благословляющим мудрым Спасителем мира. Вместо этого мы видим любящую мать и дитя, а золотой фон уступил место голубоватому небу, символизирующему божественную сферу.
ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ КОССА (FRANCESCO DEL COSSA, 1435/36-1477/78). БЛАГОВЕЩЕНИЕ, 1470-1472 гг. Темпера на тополе. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 43
ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ КОССА (FRANCESCO DEL COSSA, 1435/36-1477/78). БЛАГОВЕЩЕНИЕ, 1470-1472 гг. Темпера на тополе. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 43
Действие Благовещения происходит в фантастической архитектуре, которая также позволяет заглянуть в спальню Марии. Великолепная мебель, такая как кровать с балдахином, действительно существовала в эпоху Возрождения, а мраморный стол, напоминающий купель со святой водой, - скорее изобретение художника. Если бы картина представляла собой изображение реальной частной квартиры XV века, на стене, вероятно, висела бы религиозная картина, вероятно, в виде Мадонны с Младенцем.
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Северная Италия, конец 15 века. Лепнина, в оригинальной деревянной раме. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ZV 1945.
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Северная Италия, конец 15 века. Лепнина, в оригинальной деревянной раме. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ZV 1945.
Этот рельеф, вероятно, был создан в северной Италии около 1500 года, поскольку Дева Мария с ее распущенными волосами и сложной драпировкой одежды демонстрирует влияние немецкой гравюры. С другой стороны, классические мотивы на парапете созданы по образцу античных саркофагов, что является типичной чертой произведений Падуи и Венеции. Экспорт лепных Мадонн из Флоренции увеличил спрос на такие религиозные изображения и в этих городах, и поэтому они также начали производиться на месте.
СКАМЬЯ-СУНДУК, Флоренция, около 1535 г. Древесина ореха с инкрустациями Intarsien SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 49305  / 

АЛЬБАРЕЛЛО, Монтелупо, около 1490 года. Майолика. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 38295. / 
ВАЗА С ДВОЙНОЙ РУЧКОЙ. Монтелупо, около 1500 г. Майолика. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 38298. -----
Скамья-сундук имеет прочную заднюю стенку, как это было принято у кроватей эпохи Возрождения. Поскольку спальни в то время обставлялись довольно скупо, на карнизе этой задней стены часто ставили сосуды с цветами, книги и подсвечники, которые иногда можно увидеть на картинах того времени.  -----
Альбарелло - разновидность аптекарского сосуда, распространённая в различных странах в эпоху Средневековья и итальянского Возрождения. Сосуды предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств.
СКАМЬЯ-СУНДУК, Флоренция, около 1535 г. Древесина ореха с инкрустациями Intarsien SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 49305 / АЛЬБАРЕЛЛО, Монтелупо, около 1490 года. Майолика. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 38295. / ВАЗА С ДВОЙНОЙ РУЧКОЙ. Монтелупо, около 1500 г. Майолика. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 38298. ----- Скамья-сундук имеет прочную заднюю стенку, как это было принято у кроватей эпохи Возрождения. Поскольку спальни в то время обставлялись довольно скупо, на карнизе этой задней стены часто ставили сосуды с цветами, книги и подсвечники, которые иногда можно увидеть на картинах того времени. ----- Альбарелло - разновидность аптекарского сосуда, распространённая в различных странах в эпоху Средневековья и итальянского Возрождения. Сосуды предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств.
Мадонна становится человеком.
Мадонна становится человеком.
XV век начался во Флоренции с художественного конкурса, который также называли “рождением скульптуры эпохи Возрождения”: гильдия торговцев тканями объявила тендер на поиск лучшего художника для создания бронзовой двери северного портала Баптистерия. Гиберти (Ghiberti) выиграл его и впоследствии создал так называемую Дверь в рай. Дальнейшими вехами стали чрезвычайно живые на вид статуи для ниш церкви Орсанмикеле, которые были выполнены, в частности, Гиберти, Донателло и Нанни ди Банко. Благодаря этим произведениям скульптура взяла на себя ведущую роль в развитии искусства, что заметно и в оформлении рельефов Мадонны. Ключевой работой считается “Мадонна Пацци” Донателло (около 1422 года,мрамор. Музей Боде, Государственные Музеи Берлина), в которой пропорции матери и ребенка естественны и уже не чрезмерно вытянуты. Фигуры стоят в своего рода оконной нише и находятся достаточно близко, чтобы можно было потрогать их, даже ореолы отсутствуют. Мария нежно прижимается своим лицом к лицу Иисуса, так что их два профиля почти сливаются в одно лицо. Такая близость и эмоциональность были чем-то совершенно новым, но не для всех, ведь Мадонна Донателло сделана из мрамора и является дорогим единичным экземпляром. Видимо, именно в мастерской Гиберти начали лепить из глины доступных Мадонн, которые можно было также тиражировать с помощью негативных форм. Без фона, натуралистично нарисованные и почти в натуральную величину - казалось, что эти Мадонны действительно присутствуют, чтобы утешать молящихся. Огромный спрос на такие Мадонны для частного поклонения вскоре привел к своего рода массовому производству, в котором помимо глины использовалась лепнина. Создавались красиво расписанные и оформленные в рамы недорогие произведения, которые могли себе позволить даже менее обеспеченные круги.
АНДРЕА ДЕЛЛА РОББИА (ANDREA DELLA ROBΒΙΑ, 1450-1525). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Флоренция, 2-я половина 15 века. Обожженная глина, глазурованная.
АНДРЕА ДЕЛЛА РОББИА (ANDREA DELLA ROBΒΙΑ, 1450-1525). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Флоренция, 2-я половина 15 века. Обожженная глина, глазурованная.
Bode-Museum, Staatliche Museen zu Berlin, Inv.-Nr. 2182 ----- Лука, дядя Андреа, начал не только обжигать свои глиняные скульптуры в 1440-х годах, но и покрывать их глазурью, что делало их устойчивыми к атмосферным воздействиям. Творения мастерской Роббиа, успешной уже три поколения, в основном использовались только синий и белый цвета, подчеркивая скульптурное качество произведений. Мадонны семейства делла Роббиа особенно волшебны и непревзойденны в своей красоте.
По произведению АНДРЕА ДИ ЛАСАРО КАВАЛЬКАНТИ. Называeмый Иль Буджано (ANDREA DI LAZZARO CAVALCAΝΤΙ, Genannt. Il Buggiano,1412-1462). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ,
По произведению АНДРЕА ДИ ЛАСАРО КАВАЛЬКАНТИ. Называeмый Иль Буджано (ANDREA DI LAZZARO CAVALCAΝΤΙ, Genannt. Il Buggiano,1412-1462). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ,
Флоренция, 1435/1440 (?). Лепнина цветная. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ZV 1944 ----. Буджано был приемным сыном архитектора Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Существует десять известных версий этой Мадонны, хотя не все из них, вероятно, относятся к эпохе Возрождения. В том, как головы матери и ребенка лежат вместе, можно увидеть цитату из “Мадонны Пацци” Донателло, которая сейчас находится в музее Боде в Берлине. Этот рельеф также первоначально был куплен для Берлина, но в 1902 году был перепродан в Дрезден.
НАННИ ДИ БАРТОЛО (NANNI DI BARTOLO, tätig 1419-1437), приписывается.    МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ. Флоренция, начало 1420-х гг., терракота с остатками старой живописи
НАННИ ДИ БАРТОЛО (NANNI DI BARTOLO, tätig 1419-1437), приписывается. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ. Флоренция, начало 1420-х гг., терракота с остатками старой живописи
SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ZV 2698. ----- К сожалению, большая часть красок этой Мадонны утрачена. Однако теперь можно увидеть виртуозное моделирование, которое позволяет приписать его ученику Донателло Нанни ди Бартоло. Особо чуткое описание интимных отношений матери и сына напоминает и Донателло: он доверчиво опирается на ее плечо и кажется, будто шепчет ей на ухо что-то важное. Рельеф свободно смоделирован (т.е. изготовлен не по слепку) и уникален.
По произведению ЛОРЕНЦО ГИБЕРТИ (LORENZO GHIBERTI, um 1378-1455?). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ. Флоренция, около 1405/1410 гг. Лепнина и дерево, окрашены.
По произведению ЛОРЕНЦО ГИБЕРТИ (LORENZO GHIBERTI, um 1378-1455?). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ. Флоренция, около 1405/1410 гг. Лепнина и дерево, окрашены.
Bode-Museum, Staatliche Museen zu Berlin, Inv.-Nr. 132. ----- Модель этой Мадонны была изготовлена в начале XV века в важной мастерской во Флоренции – вероятно, в мастерской Лоренцо Гиберти, создавшего знаменитую Райскую дверь для Баптистерия. Этот образ быстро стал настолько популярным, что его воспроизводили десятки раз. Если вы посмотрите, как трогательно и доверчиво Иисус прижимается к Марии, вы поймете его популярность. Основание обычно оформлялось по-разному и могло быть персонализировано семейным гербом.
АНДРЕА ДЕЛЛА РОББИА (ANDREA DELLA ROBBIA, 1450-1525). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ (Madonna von Arezzo). Флоренция, 2-я половина XV века Обожженная глина, глазурованная.
АНДРЕА ДЕЛЛА РОББИА (ANDREA DELLA ROBBIA, 1450-1525). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ (Madonna von Arezzo). Флоренция, 2-я половина XV века Обожженная глина, глазурованная.
Bode-Museum, Staatliche Museen zu Berlin, Inv.-Nr. 155. ---- Этот рельеф – типичное творение мастерской Роббиа, предпочитавшей формат тондо (изображение, вписанное в круг). Еще одной отличительной чертой являются разноцветные фруктовые гирлянды, обрамляющие композицию. Благодаря использованию негативных форм семейный бизнес, успешный на протяжении десятилетий, смог работать почти в промышленных масштабах. Поскольку каждая деталь перед обжигом подвергалась индивидуальной обработке, качество долгое время оставалось очень высоким и лишь несколько снизилось в третьем поколении.
МИШЕЛЕ ДИ БАРТОЛОМЕО МИЧЕЛОЦЦИ, называемый Микелоццо (MICHELE DI BARTOLOMEO MICHELOZZI. Genannt Michelozzo, um 1396-1472), приписывается. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ,
МИШЕЛЕ ДИ БАРТОЛОМЕО МИЧЕЛОЦЦИ, называемый Микелоццо (MICHELE DI BARTOLOMEO MICHELOZZI. Genannt Michelozzo, um 1396-1472), приписывается. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ,
Флоренция, около 1440 г. Терракота с остатками старой живописи. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ZV 2697 ------ Рельеф изначально был круглым, имел форму тондо. Он также был окрашен в цвет. Повреждения указывают на то, что Мадонна когда-то находилась на открытом воздухе, вероятно, в уличной скинии, которые до сих пор можно найти на флорентийских зданиях. Что примечательно, так это испуганное выражение лица ребенка, который прижимается к матери с расширенными от страха глазами, как если бы он видел видение своего предстоящего испытания.
ФРАНЧЕСКО ДИ СТЕФАНО, Прозванный Песеллино, (FRANCESCO DI STEFANO, Genannt Pesellino,1422-1457). МАРИИ С МЛАДЕНЦЕМ НА ТРОНЕ, Флоренция, около 1450 года. Тополь, темпера.
ФРАНЧЕСКО ДИ СТЕФАНО, Прозванный Песеллино, (FRANCESCO DI STEFANO, Genannt Pesellino,1422-1457). МАРИИ С МЛАДЕНЦЕМ НА ТРОНЕ, Флоренция, около 1450 года. Тополь, темпера.
SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 7A. ---- Трон и позолоченный нимб с клеймом напоминают живопись XIV века. Однако архитектурные формы больше не являются готическими, и типичный золотой фон был искусно заменен парчовым занавесом золотого цвета. Обе фигуры также гораздо более натуралистичны по стилю, что особенно заметно у ребенка. Тем не менее, изображение выглядит строгим и создает дистанцию. Эту Мадонну можно обожать, но построить с ней эмоциональные отношения сложно.
СИЕНСКИЙ ХУДОЖНИК (SIENESISCHER MALER). МАРИЯ С РЕБЕНКОМ И АНГЕЛОМ, Сиена, около 1450 г. Темпера, хвойная древесина. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 34
СИЕНСКИЙ ХУДОЖНИК (SIENESISCHER MALER). МАРИЯ С РЕБЕНКОМ И АНГЕЛОМ, Сиена, около 1450 г. Темпера, хвойная древесина. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 34
Эта картина Мадонны иллюстрирует, насколько устойчивыми были идеалы 14-го века (золотой фон и чеканный декор) в живописи. Хотя фигуры кажутся более человечными, они не от мира сего. Даже мысль об ангеле, предлагающем ребенку вишни, мало что меняет. Красный цвет плодов и гвоздики позволяет интерпретировать их как символы любви, но это чувство остается абстрактным, и зритель скорее думает о крови и Страстях Христовых.
СЕТТИНЬЯНО (DESIDERIO DA SETTIGNANO, 1428-1464). МАДОННА ПАНЧИАТИЧИ (Madonna Panciatichi). Флоренция, до 1887 г., гипсовый слепок с оригинала около 1460 г.
СЕТТИНЬЯНО (DESIDERIO DA SETTIGNANO, 1428-1464). МАДОННА ПАНЧИАТИЧИ (Madonna Panciatichi). Флоренция, до 1887 г., гипсовый слепок с оригинала около 1460 г.
SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ASN 4504. ----- Рельеф представляет собой слепок с Мадонны Панчиатичи работы Дезидерио да Сеттиньяно, которая сейчас находится в Музее дель Барджелло во Флоренции. Его название происходит от происхождения мраморного рельефа, который до 1916 года находился в дарохранительнице на фасаде Палаццо Панчиатичи во Флоренции, а теперь заменен копией. Оригинал представляет собой пример мастерства Дезидерио в использовании “rilievo schicciato”, то есть “сплющенного” рельефа, изобретенного Донателло.
По произведению ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО (DESIDERIO DA SETTIGNANO, 1429/1431-1464). БЛАГОСЛОВЯЮЩИЙ МЛАДЕНЕЦ ИИСУС (Bambino di San Lorenzo),
По произведению ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО (DESIDERIO DA SETTIGNANO, 1429/1431-1464). БЛАГОСЛОВЯЮЩИЙ МЛАДЕНЕЦ ИИСУС (Bambino di San Lorenzo),
Флоренция, около 1770 г. Гипсовый слепок с оригинала ок.1460 г. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ASN 2475. ----- Эта фигура является одним из немногих образцов постантичной скульптуры, которую Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs, 1728-1779) включил в свою коллекцию гипсовых слепков, что свидетельствует о ее огромной известности. Оригинал венчал Скинию Причастия работы Дезидерио да Сеттиньяно в Сан-Лоренцо во Флоренции. Еще в 15 веке его сняли, чтобы использовать для изображения Младенца Христа на главном алтаре на Рождество. Статуя демонстрирует особый талант Дезидерио в изображении маленьких детей.
Рельеф по ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО (DESIDERIO DA SETTIGNANO, 1429/1431-1464).Цветная версия художника НЕРИ ДИ БИЧЧИ (NERI DI BICCI, 1419-1491).
Рельеф по ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО (DESIDERIO DA SETTIGNANO, 1429/1431-1464).Цветная версия художника НЕРИ ДИ БИЧЧИ (NERI DI BICCI, 1419-1491).
МАДОННА, поклоняющаяся Младенцу. (sog. Madonna Alberti). Флоренция, ок. 1460 г. лепнина, позолота, роспись. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ZV 1193. ----- Рельеф представляет собой часто воспроизводимую популярную композицию Дезидерио да Сеттиньяно, расписанную в мастерской Нери ди Биччи. Такие рельефы производились серийно еще в XV веке, так что они были доступны и менее обеспеченным кругам. Рама не является его частью, но датируется тем временем и создает впечатление первоначального вида такого “комнатного алтаря” для частного богослужения дома.
НЕРИ ДИ БИЧЧИ (NERI DI BICCI, 1419-1492). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Флоренция, около 1460/70. Темпера по дереву. Musée des Beaux-Arts de Dijon, Inv.-Nr. 1646.
НЕРИ ДИ БИЧЧИ (NERI DI BICCI, 1419-1492). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Флоренция, около 1460/70. Темпера по дереву. Musée des Beaux-Arts de Dijon, Inv.-Nr. 1646.
Нери руководил одной из самых успешных мастерских живописи 15 века во Флоренции. Помимо фресок и запрестольных образов, его творчество включает около 50 картин Мадонны с Младенцем. Он также часто повторял композиции других художников, например, Дезидерио да Сеттиньяно. Для его стиля характерны тонкие светлые волосы, тисненый цветочный декор на нимбах и полосы облаков с золотыми лучами на фоне неба, которое постепенно темнеет к вершине.
По произведению БАРТОЛОМЕО МОНТАНЬЯ (BARTOLOMEO MONTAGNA, um 1450-1523). С ретушью ДЖОВАННИ АНТА ДА БРЕШИЯ (GIOVANNI ΑΝΤΟΝΙΟ DA BRESCIA, um 1460-um 1525).
По произведению БАРТОЛОМЕО МОНТАНЬЯ (BARTOLOMEO MONTAGNA, um 1450-1523). С ретушью ДЖОВАННИ АНТА ДА БРЕШИЯ (GIOVANNI ΑΝΤΟΝΙΟ DA BRESCIA, um 1460-um 1525).
МАРИЯ ПОКЛОНЯЮЩАЯСЯ МЛАДЕНЦУ ИИСУСУ, около 1502 г., гравюра до 1511 г., переработанная. SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv.-Nr. A 130308 ---- Гравюра основана на картине Монтаньи, созданной вскоре после 1500 года и сейчас находящейся в Институте искусств Кларка в Уильямстауне. Композиция напоминает “Мадонну Альберти” Дезидерио, но была исполнена северным итальянским художником гораздо более строго: Мадонна закутана в объемное одеяние почти в позднеготической манере, а младенцу Иисусу недостает игривости, типичной для Флоренции.
ФРАНЧЕСКО ФРАНЦИЯ (FRANCESCO FRANCIA, 1486-1557) и мастерская. МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ. Болонья, около 1516 г. Тополь, масло.
ФРАНЧЕСКО ФРАНЦИЯ (FRANCESCO FRANCIA, 1486-1557) и мастерская. МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ. Болонья, около 1516 г. Тополь, масло.
SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 50. --- Своим нежным взглядом Мадонна словно не просто представляет сына, но почти предлагает его, словно хочет передать его через балюстраду в руки зрителя. Ребенок спокойно позволяет этому случиться, потому что осознает свою предстоящую роль Спасителя. На это указывает его благословляющий жест и маленькая птичка в руке, вероятно, щегол, которая считается символом страстей Христовых из-за своей любви к чертополоху и терниям.
АНСАНО ДИ МИШЕЛЬ ЧАМПАНТИ (ANSANO DI MICHELE CIAMPAΝΤΙ, 1474-1532/1535), приписано. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Лукка, около 1500/1505. Холст, масло (первоначально дерево).
АНСАНО ДИ МИШЕЛЬ ЧАМПАНТИ (ANSANO DI MICHELE CIAMPAΝΤΙ, 1474-1532/1535), приписано. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Лукка, около 1500/1505. Холст, масло (первоначально дерево).
SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 19. ---- На рубеже XV и XVI веков тип человеческой Мадонны, любовно занятой своим сыном, утвердился и в живописи - на десятилетия позже, чем в скульптуре. Нет больше ни трона, ни почетного партера, и даже балюстрада, которая в противном случае образует преграду для зрителя, теперь представляет собой лишь фрагмент, на котором просто восседает Христос – он не благословляет и не особо интересуется книгой, он просто всего лишь ребенок.
РАФАЭЛЛИНО ДЕЛЬ ГАРБО (RAFFAELLINO DEL GARBO, um 1466-1524) и мастерская. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТЫМИ ФРАНЦИСКОМ И ДЖЕРОНИМОМ, Флоренция, около 1500 г. Тополь, масло.
РАФАЭЛЛИНО ДЕЛЬ ГАРБО (RAFFAELLINO DEL GARBO, um 1466-1524) и мастерская. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТЫМИ ФРАНЦИСКОМ И ДЖЕРОНИМОМ, Флоренция, около 1500 г. Тополь, масло.
SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 21. ----- Изображение имеет форму тондо, название которого происходит от итальянского слова “rotondo”, что означает круглый. Оно было очень популярно в эпоху Возрождения, особенно во Флоренции, и его предпочитали для изображений Мадонны и для частных поклонений. Рафаэллино показывает интимную встречу Богоматери с двумя святыми в райском пейзаже – они словно беседуют, в то время как Христос напрямую обращается к своим зрителям и милостиво благословляет их.
ЛОРЕНЦО ДИ КРЕДИ (LORENZO DI CREDI, 1459-1537). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И ИОАННОМ, Флоренция, около 1480/1485. Дерево тополя, масло. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 13
ЛОРЕНЦО ДИ КРЕДИ (LORENZO DI CREDI, 1459-1537). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И ИОАННОМ, Флоренция, около 1480/1485. Дерево тополя, масло. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 13
К концу 15 века Мария также появляется на картинах изменившейся: она стала флорентийкой, с модной прической и одеждой, без тяжелого золотого нимба. Она сидит уже не на троне на небе, а в спальне на земле и вручает своему ребенку гроздь винограда, листья которого держит в другой руке, - вероятно, это намек на превращение вина в кровь Христа, происходящее во время мессы.
Исследование дрезденского лепного рельефа “Мадонна, поклоняющаяся Младенцу”.
Исследование дрезденского лепного рельефа “Мадонна, поклоняющаяся Младенцу”.
Исследование и реставрация лепного рельефа проводилась в период с 2022 по 2023 год Цецилией Зайдель в рамках ее дипломной работы в Дрезденском университете изящных искусств по курсу художественных технологий, консервации и реставрации скульптур и пространственных украшений. Анализы материалов были проведены Археометрической лабораторией HFBK Dresden, инфракрасные методы.
Исследование дрезденского лепного рельефа “Мадонна, поклоняющаяся Младенцу”.
Исследование дрезденского лепного рельефа “Мадонна, поклоняющаяся Младенцу”.
(1)Вся поверхность рельефа была покрыта коричневым налетом. Темный внешний вид изначально позволил предположить, что это копия XIX века. Однако результаты художественно-технологического исследования подтверждают датировку XV веком и возможную принадлежность мастерской художника Нери ди Биччи. (2) В оригинальном цветном варианте рельефа - то есть росписи и позолоте - отсутствуют значительные части, особенно в нижней половине изображения (отмечено красным). Однако то, что сохранилось, представляет собой свидетельства высокого качества и оригинального богатства деталей. (3) Рельеф состоит в основном из гипса, отлитого по негативной форме. Материал был получен из природных месторождений гипса. Рентгеновское изображение показывает, что при изготовлении гипсовой отливки не применялось внутреннее армирование. (4) На фотографии при ярком свете видны детали оригинального оформления подола горловины и рукавов платья Богородицы, которые в противном случае малозаметны. (5) В ультрафиолетовом свете некоторые пигменты и связующие вещества дают ключ к идентификации благодаря флуоресценции разного цвета. Напротив, синий пигмент азурит выглядит почти черным на участках неба и мантии Мадонны.
Типичные пигменты.
Типичные пигменты.
Типичные пигменты. АЗУРИТ (6) Характерные конструктивные особенности имеют лепные рельефы и панно с портретами Мадонны из мастерской Нери ди Биччи. Например, на заднем плане часто изображены голубое небо и облака, из которых выходят позолоченные лучи. Матовость неба, а также голубого плаща Мадонны в дрезденском рельефе была достигнута за счет использования пигмента азурита в связующих веществах, таких как яичная темпера или животный клей.
РИКОРДАНС НЕРИ ДИ БИЧЧИ.
РИКОРДАНС НЕРИ ДИ БИЧЧИ.
Ricordanze — это книга заказов флорентийского художника Нери ди Биччи, которую он хранил с 1453 по 1475 год. В типичной записи Нери описывает, как он продает своему соседу лепной рельеф Мадонны работы Дезидерио да Сеттиньяно, который он расписал лазурно-синим и золотым цветом: Пятница, 4 июня 1462 года: Скиния продана моему соседу Алессандро. Записываю, что в вышеупомянутый день я продал Алессандро, сыну Луиджи, сына Ламберто, “комнатный алтарь” высотой около двух с половиной локтей, в котором находилась полуфигура Мадонны, сделанная из гипса с плоским рельефом и наш обнаженный господь, которого она обнимает, рукой, сделанную Дезидерио antica, т. е. с “каплями у подножия” [?], рифлеными колоннами сбоку, над архитравом, фризом, рамой и фронтоном, с хорошим золотом и "лазурно-голубым из Германии", где это уместно... ----- внизу: Минерал азурит встречается по всему миру. В регионах Германии, таких как Рудные горы, также были важные исторические месторождения. Одноименный пигмент, ранее называвшийся также горным синим или лазурным синим (Нери ди Биччи называл его “azuro di Magna”, т. е. лазурью из Германии), был получен путем измельчения минерала. Размер зерна и чистота определяли качество и стоимость дорогого красителя. Наряду с ультрамарином, изготовленным из лазурита, азурит был одним из важнейших синих пигментов в живописи Средневековья и Возрождения.
ПИГМЕНТЫ
ПИГМЕНТЫ
Красители и пигменты, использовавшиеся в итальянских лепных рельефах эпохи Возрождения. Дрезденский университет изящных искусств, факультет художественных технологий, радиационного исследования и фотографии произведений искусства
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ И МАРКИРОВКИ.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ И МАРКИРОВКИ.
Красный болюс (болюс - это глинистая паста, которая в смеси с клеем фиксирует сусальное золото на украшаемом предмете), позолоченная подушечка, нож, кисть для нанесения сусального золота, полировальный камень из агата, молоточек для клеймения и пробойники с наконечниками разной формы. Дрезденский университет изящных искусств, факультет художественных технологий, радиационного исследования и фотографии произведений искусства
СТЕФАНИ ЭКСНЕР (STEPHANIE EXNER) - реставратор из Дрездена.
СТЕФАНИ ЭКСНЕР (STEPHANIE EXNER) - реставратор из Дрездена.
Техническое исследование декоративной рамы с процарапанной позолотой. На содержащемся в нем образце показаны дополнительные методы золочения, такие как штамповка (в центре) и протрава (внизу).
Рельеф “Мадонна с Младенцем” по Буджано (Buggiano).
Рельеф “Мадонна с Младенцем” по Буджано (Buggiano).
При поверхностном рассмотрении рельеф кажется недавним творением, поскольку то, что мы видим сегодня, представляет собой закрашивание всей поверхности конца XIX века (20). Кроме того, верхняя часть рельефа была добавлена из гипса (отмечена красным) на еще позднее вся поверхность была закрашена коричневой глазурью. Вопрос был в том, что находится под ним?
Рельеф “Мадонна с Младенцем” по Буджано (Buggiano).
Рельеф “Мадонна с Младенцем” по Буджано (Buggiano).
Рельеф “Мадонна с Младенцем” по Буджано (Buggiano). ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТНЫХ СЛОЕВ. На фото разреза образца красного одеяния Марии, первый вариант с красной киноварью можно увидеть ниже. Толстый коричневый слой покрыт белой грунтовкой и красной краской. На образце фона рельефа виден оригинальный светло-голубой цвет рисунка неба с лазуритом и свинцовыми белилами. Выше этого лежит коричневый слой и накладка, тоже светло-голубая (4). На самом верху виден тонкий красновато-коричневый слой. Прежний синий фон был закрашен коричневым в рамках гипсовой надстройки верхнего рельефного участка (2). РЕЗУЛЬТАТЫ. Результаты обследования не дают полной картины. Есть вопросы без ответа. В данном случае имеется более старый слой полихромии. Вероятно, он оригинальный, но сильно поврежден и от него остались только фрагменты. Поэтому о раскрытии этого слоя не могло быть и речи. Реставрация ограничилась очисткой сильно загрязненной поверхности и закреплением отслоившихся слоев краски. Уродующие коричневатые глазури были уменьшены, в результате чего общий внешний вид стал гармоничным.(23)
Копия или подделка?
Копия или подделка?
.
ОРОНЦИО ЛЕЛЛИ (ORONZIO LELLI, 1821-1892). По произведению АНДРЕА ДЕЛЛА РОББИА (ANDREA DELLA ROBBIA, 1435-1525). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ. Флоренция, конец 19 века. Обожженная глина, глазурованная. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ASN 4908
ОРОНЦИО ЛЕЛЛИ (ORONZIO LELLI, 1821-1892). По произведению АНДРЕА ДЕЛЛА РОББИА (ANDREA DELLA ROBBIA, 1435-1525). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ. Флоренция, конец 19 века. Обожженная глина, глазурованная. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ASN 4908
Тондо представляет собой копию рельефа, созданного около 1500 года Андреа делла Роббиа, который сейчас находится в Пинакотеке в Читта-ди-Кастелло. Техника мастерской Роббиа была возрождена в XIX веке на фабриках Джинори в Дочче и Кантагалли и Лелли во Флоренции. Их продукция – не подделки, а заявленные копии. Отличие от оригиналов можно увидеть в менее изысканной лепке и слишком красочной глазури.
По произведению АНТОНИО РОССЕЛИНО (ΑΝΤΟΝΙO ROSSELLINO, 1427-1479 (?)). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, около 1900 (?). Лепнина, краски, лаки. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ASN 4741.
По произведению АНТОНИО РОССЕЛИНО (ΑΝΤΟΝΙO ROSSELLINO, 1427-1479 (?)). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, около 1900 (?). Лепнина, краски, лаки. SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Inv.-Nr. ASN 4741.
Этот явно современный гипсовый рельеф представляет собой репродукцию мраморного рельефа из Эрмитажа в Санкт-Петербурге, приписываемого Антонио Росселлино, но, вероятно, являющегося подделкой XIX века. До сих пор ведутся споры о том, не является ли это творением печально известного Джованни Бастианини (Giovanni Bastianini, 1830-1868). Однако некоторые реплики расписной лепнины, вероятно, являются оригиналами 15 века, что показывает, насколько сложна эта область исследований.
По произведению ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО (DESIDERIO DA SETTIGNANO, 1429/1431-1464) и НЕРИ ДИ БИЧЧИ (NERI DI BICCI, 1419-1491).  МАДОННА ПОКЛОНЯЮЩАЯСЯ РЕБЕНКУ (так называемая Мадонна Альберти) Англия (?), около 1920-х годов. Фаянс.
По произведению ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО (DESIDERIO DA SETTIGNANO, 1429/1431-1464) и НЕРИ ДИ БИЧЧИ (NERI DI BICCI, 1419-1491). МАДОННА ПОКЛОНЯЮЩАЯСЯ РЕБЕНКУ (так называемая Мадонна Альберти) Англия (?), около 1920-х годов. Фаянс.
SKD, Skulpturensammlung bis 1800, Archiv. ----- Рельеф повторяет так называемую “Мадонну Альберти” Дезидерио да Сеттиньяно, которая была раскрашена в мастерской Нери ди Биччи и, судя по всему, стала бестселлером еще в XV веке. Популярность композиции сохранялась и в 20 веке, о чем свидетельствует это любопытное художественное литье из керамики. Привлекательная рамка также является современной репродукцией.
ФЛОРЕНЦИЯ И ТУРИЗМ.
ФЛОРЕНЦИЯ И ТУРИЗМ.
Италия всегда считалась очень привлекательной страной и после войн за независимость Рисорджименто (1848-1870) привлекала все большее число посетителей. С 1865 по 1871 год Флоренция была столицей нового королевства, что привело к активной строительной деятельности: расширялись улицы, строились железнодорожные линии и сносилось все, что мешало модернизации. В то же время незавершенные фасады Дуомо (1), Санта-Мария-Новелла (2) и Санта-Кроче (3) были отреставрированы, создав своего рода средневековую фантастическую Флоренцию, которая побуждала туристов бродить по лавкам антикваров в поисках произведений искусства эпохи Возрождения.
ЖИВИТЕ КАК ФЛОРЕНТИЕЦ.
ЖИВИТЕ КАК ФЛОРЕНТИЕЦ.
В последней трети XIX века стало модно обставлять помещения в стиле Ренессанс. Состоятельные европейцы и американцы по-новому открыли для себя искусство этой эпохи, ведь теперь речь шла уже не просто о коллекционировании картин, а они хотели жить, как богатый купец Медичи во Флоренции. Поэтому гостиные были оборудованы резными верандами, тяжелыми столами, кожаными складными стульями и каменными каминами и украшены скульптурами, небольшими бронзовыми изделиями и майоликой - как, например, в доме берлинского торговца шелком Адольфа фон Беккерата (4) (5). Новый вкус подпитывался благодаря основанию таких музеев, как Музей Виктории и Альберта в Лондоне или Музей кайзера Фридриха в Берлине (сегодня Боде), который предпочитал приобретать произведения итальянского Возрождения.
РАСЦВЕТ ТОРГОВЛИ ИСКУССТВОМ. / СТЕФАНО БАРДИНИ (STEFANO BARDINI, 1836-1922).
РАСЦВЕТ ТОРГОВЛИ ИСКУССТВОМ. / СТЕФАНО БАРДИНИ (STEFANO BARDINI, 1836-1922).
Как всегда во времена потрясений, есть люди, которые видят свою возможность и используют ее. Одним из этих людей был Стефано Бардин (6), который с 1870 года стал ведущим торговцем произведениями искусства во Флоренции. По образованию художник и реставратор, он вскоре заметил, что может гораздо быстрее зарабатывать деньги, торгуя антиквариатом. Обстоятельства были благоприятными, поскольку добывать товар было относительно легко. По мере модернизации города сносились дома, дворцы и монастыри, и Бардини вовремя принял меры: он не только спасал движимые произведения искусства и мебель, но также колонны, порталы, камины и целые деревянные потолки и продавал их, потому что там еще не было никакой защиты культурных ценностей во всем мире. Вскоре Бардини стал настолько богатым, что смог купить бывший монастырский комплекс, значительно переоборудовать его и открыть там в 1883 году свою впечатляющую галерею (сегодняшний Музей Бардини). В отличие от многих других, его магазин не представлял собой пыльную, захламленную пещеру, но все было тщательно поставлено и освещено (7). Бардини был одаренным декоратором интерьеров, и знаменитый синий цвет, которым он раскрашивал помещения своей галереи, стал фирменным знаком нового стиля репрезентации. По сей день произведения искусства эпохи Возрождения часто выставляются в этом синем цвете, как, например, это можно увидеть в Музее Боде в Берлине, Музее Жакмар-Андре в Париже или Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА БАРДИНИ.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА БАРДИНИ.
Многие европейские и американские музеи обязаны Бардини некоторыми из своих самых красивых шедевров. Кроме того, дилер не чурался создавать пасти́ш (Pasticci), то есть собирать предмет из нескольких старых фрагментов, и бессовестно “реставрировать” плохо сохранившиеся предметы. В то время это считалось “эстетической реставрацией” и в этом не было ничего плохого. У Бардини работало бесчисленное множество высококвалифицированных мастеров, которые создавали и совершенно новые произведения – то есть подделки – в стиле Возрождения. Рельефы Мадонн из глины или гипса, по-видимому, пользовались особым спросом, и, к сожалению, их было относительно легко изготовить (8). Отличить оригиналы от подделок и сегодня сложно.
ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН БОДЕ (WILHELM VON BODE, 1845-1929).
ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН БОДЕ (WILHELM VON BODE, 1845-1929).
Особенно близкие отношения Бардини поддерживал с Вильгельмом фон Боде (10), легендарным директором Королевских музеев в Берлине. Одним из самых известных приобретений Боде у Бардини была “Мадонна Пацци” Донателло, за которой последовало множество других произведений, особенно “Мадонны”.
Презентация произведений искусства в Берлине была новой и находилась под сильным влиянием Бардини, в ходе которого Боде расположил скульптуры, картины, мебель и декоративные предметы вместе в так называемых стильных комнатах (11) (12) (13), музейной образовательной концепции, которая продолжает оказывать влияние и сегодня. Однако это были не аутентичные реконструкции интерьеров эпохи Возрождения, а, скорее, рожденные вкусом времени фантазийные декорации, которые тем не менее влияют на наше восприятие этой эпохи и по сей день.
Презентация произведений искусства в Берлине была новой и находилась под сильным влиянием Бардини, в ходе которого Боде расположил скульптуры, картины, мебель и декоративные предметы вместе в так называемых стильных комнатах (11) (12) (13), музейной образовательной концепции, которая продолжает оказывать влияние и сегодня. Однако это были не аутентичные реконструкции интерьеров эпохи Возрождения, а, скорее, рожденные вкусом времени фантазийные декорации, которые тем не менее влияют на наше восприятие этой эпохи и по сей день.
Материнство
Материнство
Акт грудного вскармливания всегда считался воплощением материнской заботы. Изображения богини Исиды, кормящей младенца Гора, уже существовали в древнеегипетском искусстве. Исида была богиней рождения, возрождения и магии, но прежде всего ее считали фигурой небесной матери, что выражалось в мотиве кормления ею ребенка. Греки и римляне также поклонялись Изиде как воплощению плодородия и материнства. Гор, в свою очередь, считался мифическим архетипом законного царя, которого Исида через своё молоко наделила божественной силой. Мотив грудного вскармливания был подхвачен и в христианском искусстве, причем богословы подчеркивали, что Мария (Богородица) хотя и родила Бога, но сама не была богиней, а потому не могла быть источником божественной природы Христа. Поэтому Мария дала Иисусу только человеческое молоко. Однако на протяжении веков молоку Марии приписывали и божественную силу: считалось, что оно даровало святым мудрость, а прикосновение к молочным реликвиям обещало спасение. Наконец, искусство девятнадцатого века изображает обычных женщин, кормящих грудью, как универсальный символ материнства и материнской любви. Божественный или человеческий, акт грудного вскармливания объединяет мать и ребенка особой близостью и, возможно, именно поэтому не только вызывает восхищение, но и порой вызывает раздражение, о чем свидетельствуют периодические дискуссии о грудном вскармливании в общественных местах.
ЖЮЛЬ ДАЛУ (JULES DALOU, 1883-1902). МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ,
ЖЮЛЬ ДАЛУ (JULES DALOU, 1883-1902). МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ,
около 1874 г., отливка по бронзе 1902 г. SKD, Skulpturensammlung ab 1800, Inv.-Nr. ZV 2471.
АЛЕКСАНДР ШАРПАНТЬЕ (ALEXANDRE CHARPENTIER, 1856-1909). МОЛОДАЯ МАть КОРМИТ РЕБЕНКА ГРУДЬЮ,
АЛЕКСАНДР ШАРПАНТЬЕ (ALEXANDRE CHARPENTIER, 1856-1909). МОЛОДАЯ МАть КОРМИТ РЕБЕНКА ГРУДЬЮ,
1882 г. Олово. SKD, Skulpturensammlung ab 1800, Inv.-Nr. ZV 1299.
По произведению ДИРКА БАУТСА (DIRK BOUTS, 1410/20-1475). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ.
По произведению ДИРКА БАУТСА (DIRK BOUTS, 1410/20-1475). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ.
Нидерланды, XV век. Бумага, мел, перо. SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv. No. C 787.
По произведению ГАЛЕАЦЦО МОНДЕЛЛА по прозвищу Иль Модерно (GALEAZZO MONDELLA genannt Called Moderno,1467-1528). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Северная Италия, оригинал около 1500 г., гальванопластика, 19 век. SKD, Skulpturensammlung vor 1800, Inv.-Nr. NI 79.-------- 

ИСИДА С МАЛЬЧИКОМ ГОРОМ (Исида кормящая). Египет, 664–332 гг. до н.э. Бронза. SKD, Skulpturensammlung vor 1800, Inv.-Nr. Aeg 549
По произведению ГАЛЕАЦЦО МОНДЕЛЛА по прозвищу Иль Модерно (GALEAZZO MONDELLA genannt Called Moderno,1467-1528). МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, Северная Италия, оригинал около 1500 г., гальванопластика, 19 век. SKD, Skulpturensammlung vor 1800, Inv.-Nr. NI 79.-------- ИСИДА С МАЛЬЧИКОМ ГОРОМ (Исида кормящая). Египет, 664–332 гг. до н.э. Бронза. SKD, Skulpturensammlung vor 1800, Inv.-Nr. Aeg 549
АНСЕЛЬМ ФЕЙЕРБАХ (ANSELM FEUERBACH, 1828-1880). МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ МЕЖДУ МУЗИЦИРУЮЩИМИ АНГЕЛАМИ, 1860. Холст, масло.
АНСЕЛЬМ ФЕЙЕРБАХ (ANSELM FEUERBACH, 1828-1880). МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ МЕЖДУ МУЗИЦИРУЮЩИМИ АНГЕЛАМИ, 1860. Холст, масло.
SKD, Gemäldegalerie Neue Meister, гал. 2470 ---- Нельзя не заметить, что молодой немец-римлянин Фойербах основывал свои картины на произведениях Рафаэля и Джованни Беллини. Когда стало известно, что его моделью является жена сапожника из Трастевере, с которой у него тоже был роман, разразился скандал. Мария, возможно, не богиня, но она и не должна казаться обычным человеком. После смерти художника картина все же стала “самой красивой картиной Мадонны в современном искусстве”.
МАРКУС ЛИЛГЕ (MARCUS LILGE, *1967, ПАМЯТЬ), Дрезден, 2008 г. Акриловое стекло, фольга. Частная коллекция.
МАРКУС ЛИЛГЕ (MARCUS LILGE, *1967, ПАМЯТЬ), Дрезден, 2008 г. Акриловое стекло, фольга. Частная коллекция.
Мотив матери с ребенком на коленях можно рассматривать как метафору всеобщего стремления к бесконечной заботе и безопасности. В зависимости от расстояния от произведения вы можете видеть предмет более или менее ясно, подобно тому, как воспоминания тускнеют, изменяются и колеблются между узнаванием, исчезновением и новым появлением.
ЭРНСТ ЮЛИУС ХЕНЕЛЬ (ERNST JULIUS HÄHNEL, 1811-1891). ВОЗНОСЯЩАЯСЯ МАТЬ С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ (ДИЗАЙН гробницы)1870-е (?). Гипс. SKD, Skulpturensammlung ab 1800, Inv.-Nr. ASN 0519.
ЭРНСТ ЮЛИУС ХЕНЕЛЬ (ERNST JULIUS HÄHNEL, 1811-1891). ВОЗНОСЯЩАЯСЯ МАТЬ С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ (ДИЗАЙН гробницы)1870-е (?). Гипс. SKD, Skulpturensammlung ab 1800, Inv.-Nr. ASN 0519.
Недавно смоделированный эскиз Хенеля, вероятно, является эскизом надгробия - неизвестно, предназначен ли он для ребенка, матери или, возможно, даже для обоих, равно как и был ли он когда-либо выполнен. Однако нельзя упускать из виду источник вдохновения художника, который, наряду с Эрнстом Ритшелем (Ernst Rietschel, 1804-1861), считается самым важным героем дрезденской школы скульптуры XIX века: “Сикстинская Мадонна” Рафаэля в Дрезденской картинной галерее.
ПЕТЕР ПЁППЕЛЬМАНН (PETER PÖPPELMANN, 1866-1947). МАТЬ И РЕБЕНОК, до 1901 года. ЭГипсовый рельеф, белая краска. SKD, Skulpturensammlung ab 1800, Inv.-Nr. ASN 1559.
ПЕТЕР ПЁППЕЛЬМАНН (PETER PÖPPELMANN, 1866-1947). МАТЬ И РЕБЕНОК, до 1901 года. ЭГипсовый рельеф, белая краска. SKD, Skulpturensammlung ab 1800, Inv.-Nr. ASN 1559.
Пёппельманн был родом из Вестфалии, но с 1898 года жил и работал в Дрездене. Создавал портреты в стиле модерн, жанровые скульптуры малого формата, мемориальные доски и произведения строительной тематики. Можно предположить, что гипсовый рельеф представляет собой рисунок гробницы. На нем изображена молодая мать с современной прической и в простой одежде, которая, в образе светской Мадонны, держит на руках то ли спящего, то ли умершего ребенка и нежно целует его.
ПИТЕР БРУКМАНН (PETER BRUCKMANN,1850-1925), рельеф. АРНОЛЬД БЁКЛИН (ARNOLD BÖCKLIN, 1827-1901), роспись. МАТЬ И РЕБЕНОК,1888 г. Гипсэ, роспись. SKD, Skulpturensammlung ab 1800, Inv.-Nr. ZV 1254.
ПИТЕР БРУКМАНН (PETER BRUCKMANN,1850-1925), рельеф. АРНОЛЬД БЁКЛИН (ARNOLD BÖCKLIN, 1827-1901), роспись. МАТЬ И РЕБЕНОК,1888 г. Гипсэ, роспись. SKD, Skulpturensammlung ab 1800, Inv.-Nr. ZV 1254.
Бёклин вместе с Ансельмом Фейербахом и рядом других художников принадлежал к кругу так называемых германо-римлян, желавших обновить искусство, ориентируясь на античность и Возрождение. Бёклин посвятил себя, среди прочего, теме цветной скульптуры и вместе со своим учеником и зятем Петером Брукманном создал этот полихромный круглый рельеф, явно вдохновленный Мадонной Тонди флорентийской мастерской Делла Роббиа (Della Robbia-Werkstatt).
ЯН ГОССЕРТ (JAN GOSSAERT, um 1478-1532), и мастерская. АННА ВАН БЕРГЕН С СЫНОМ ХЕНДРИКОМ (?), около 1522 г. Дуб, масло. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 805.
ЯН ГОССЕРТ (JAN GOSSAERT, um 1478-1532), и мастерская. АННА ВАН БЕРГЕН С СЫНОМ ХЕНДРИКОМ (?), около 1522 г. Дуб, масло. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Gal.-Nr. 805.
Как понять, что изображение женщины с маленьким ребенком относится к Мадонне? Не граничит ли с кощунством портрет этой элегантной дамы, гордо представляющей зрителю своего сына? С середины XV века в придворных кругах стало популярно изображать себя в образе добродетельных святых, и ничего предосудительного в этом не видели. После Тридентского собора (1545–1563 гг.) это уже не приветствовалось.

Цикл материалов "Выставки в галерее Старые Мастера"

  1. Дрезден: Старые Мастера представляют Бернини
  2. Дрезден: Выставка «Караваджо. Человеческое и божественное»
  3. Дрезден: Выставка «Рафаэль — власть рисунков».
  4. Чуть подробнее о выставке "Власть рисунков".
  5. Дрезден: Выставка работ Антона Графа
  6. Дрезден: О завершившейся выставке с Шоколадницей
  7. Поход в Дрезденскую галерею
  8. Картинная галерея Старые Мастера — немного истории и новые впечатления
  9. Старые Мастера приглашают на виртуальные выставки
  10. Выставка «Вермеер. В отражении». Часть I
  11. Выставка «Вермеер. В отражении». Часть II
  12. Выставка «Вермеер. В отражении». Часть III
  13. Выставка «Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир»
  14. Выставка: Путешествие в загробную жизнь (Reise ins Jenseits).
  15. По следам выставки «Магия реальности». Часть I
  16. По следам выставки «Магия реальности». Часть II
  17. По следам выставки "Магия реальности". Часть III
  18. Триумф саксонского барокко: скульптор Пауль Херманн
  19. Из Тени (Aus Dem Schatten) Женщины-художницы 16-18 веков
  20. Розальба Каррьера — совершенство в пастели. Часть I.
  21. Розальба Каррьера — совершенство в пастели. Часть II
  22. Розальба Каррьера — совершенство в пастели. Часть III
  23. Выставка: «Вневременная красота». Часть I
  24. Выставка: «Вневременная красота». Часть II
  25. Выставка: «Вневременная красота». Часть III
  26. Выставка «Орхан Памук. Утешение вещами». Часть I. «Музей невинности»
  27. Выставка «Орхан Памук. Утешение вещами». Часть II. Танец на канате через миры
  28. Религиозное Искусство Около 1500 г.
  29. Очень близко к Мадонне. Рельефы и картины флорентийского Возрождения

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому