Турист larabi
larabi
была сегодня 1:18
Фотоальбом

Выставка «Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир»

6 24

Удивительно, но Эдвард Хоппер (Edward Hopper (Nyack 1882–1967 New York)) с 14.04.2022 — 31.07.2022 выставляется в кабинете Земпера (Semper Kabinett) Старых Мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), а не в Новых Мастерах (Albertinum). Американский живописец и гравёр, представитель американской жанровой живописи, чьё творчество оказало сильное влияние на мир искусства в целом и поп-культуру XX века в частности, впервые с отдельной выставкой в новых федеральных землях, посвященной всему его творчеству, хотя, утверждение спорное, т. к. выставка совсем небольшая. Впечатляющая картина Эдварда Хоппера «Утреннее солнце» — главный гость, а точнее гостья, из Музея искусств Колумбуса в Огайо (Columbus Museum of Art, Ohio) и впервые представлена в Дрездене. Хоппер наиболее известен своими картинами повседневной жизни, и, пожалуй самыми известными стали «Полуночники» (1942).

Выставка в кабинете Земпера фокусируется на этих пересечениях с голландской жанровой живописью и демонстрирует, в частности, интерес Хоппера к искусству Вермеера (Johannes Vermeer) и Рембрандта (Rembrandt van Rijn).

Думаю, картина «Утреннее солнце» не случайно появилась в галерее: наша «Девушка, читающая письмо…" Вермеера отправилась после сенсационной реставрации на гастроли в Японию, а девушка у открытого окна Хоппера — утешительный приз для посетителей.

Эдвард Хоппер.  Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Беренис Эбботт (Спрингфилд 1898-1991 Монсон)/ Berenice Abbott (Springfield 1898-1991 Monson). Эдвард Хоппер в своей студии в северной части штата Нью-Йорк, 1947 год.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
*
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Этапы большого пути.
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Ночные тени, 1921 год. Офорт. Альбертина, Вена. инв. ДГ2010/222
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Ночные тени, 1921 год. Офорт. Альбертина, Вена. инв. ДГ2010/222
Эта гравюра демонстрирует интерес Эдварда Хоппера к драматическому взаимодействию света и тени. Художник изобразил улицу с высоты птичьего полета, создав вуайеристскую атмосферу. Подобные виды отражают опыт, который он получил во время своих многочисленных поездок по Нью-Йорку на поезде El Train (надземный поезд), предшественнике метро. Сцены, основанные на этих переживаниях, неоднократно появляются в творчестве Хоппера.
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Ночные тени, 1921 год. Офорт. Альбертина, Вена. инв. ДГ2010/222
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Ночные тени, 1921 год. Офорт. Альбертина, Вена. инв. ДГ2010/222
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер и старые мастера. Эдвард Хоппер обычно считается художником современной американской жизни. Однако его искусство более тесно связано с традицией старых мастеров, чем многие думают. Он внимательно изучил их изобразительные приёмы и перенял многие их композиционные решения и сюжеты. Преподаватели поощряли посещения молодого студента-художника - Хоппера Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Там он знакомился с искусством Рембрандта ван Рейна, Франсиско де Гойи и Эдуарда Мане, среди прочих. Однако его три поездки в Европу в 1906/07, 1909 и 1910 годах стали решающими для его интереса к искусству старых мастеров. О своем впечатлении от "Ночного дозора" Рембрандта (1642 г.) в Рейксмузеуме в Амстердаме он выразительно написал в письме к своей матери : "Самое замечательное его произведение, что я видел до того, это превосходит все возможное в реальности - это почти как иллюзия". С 1915 по 1920-е годы Хоппер сделал около 50 офортов. Он использовал технику, которую уже использовали старые мастера и которая была особенно важна для Рембрандта. В произведениях Хоппера люди часто предстают погруженными в дело, занятыми своими мыслями или чтением. Эти сцены, в частности, показывают, насколько важной была для Хоппера голландская живопись 17 века и, в частности искусство Иоганна Вермеера. Это ясно при сравнении "Утреннего солнца" Хоппера (1952) и "Девушки у открытого окна, читающей письмо" Вермеера (1657–1659). Обе картины дают представление об интимном интерьере с молодой женщиной, находящейся перед окном. Свет, проникающий в комнату, соединяет внутренний мир с внешним. Для изображения реальности духа Хоппер использует композиционную схему Вермеера.
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Американский пейзаж, 1920. Офорт. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, инв. 31 690
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Американский пейзаж, 1920. Офорт. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, инв. 31 690
Впечатляет контраст между казалось бы спокойной сценой с коровами на переднем плане и пересекающими изображение железнодорожными путями. В следующий момент может пройти поезд и разрушить мирную атмосферу. Картина выражает обеспокоенность Эдварда Хоппера по поводу индустриальной современности, которая способствовала урбанизации и предавала ценности традиционной, сельской Америки, принося в жертву людей и ландшафт, в погоне за прибылью.
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Кэт/The Catboat, 1922. Офорт. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, вып. 703008
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Кэт/The Catboat, 1922. Офорт. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, вып. 703008
Первый коммерческий успех пришёл к Эдварду Хопперу с картиной "Парусный спорт" ("Sailing") (1911 г.) В композициях Хоппера эта гравюра также создает тревожное ощущение из-за холмов, мрачно вырисовывающихся за лодкой.
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк).Маяк. (побережье штата Мэн), 1921. Офорт. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, In-N701032
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк).Маяк. (побережье штата Мэн), 1921. Офорт. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, In-N701032
Помимо кораблей и одиноких домов, маяки - популярный мотив в творчестве Эдварда Хоппера. Маленькая фигура кажется почти скрытой на переднем плане справа. Трудно сказать, смотрит ли человек на светлую бумагу или на мольберт. Хоппер также любил работать на природе. Рисунок может быть основан на личном опыте.
Внутренний и внешний миры в творчестве Эдварда Хоппера
Внутренний и внешний миры в творчестве Эдварда Хоппера
Отношения между внутренним и внешним миром, между опытом и размышлениями, между личностью и обществом занимают центральное место во всем творчестве Эдварда Хоппера. Окна и двери, которые открывают или блокируют вид на сцену, играют в этом контексте центральную роль. Окно часто можно рассматривать как метафору человеческого глаза. Через окно, как и через глаз, можно рассматривать внешний мир, а пространство за окном, как и внутреннее у каждого человека, служит местом уединения. В картинах Хоппера важным игроком в связи между внутренним и внешним является свет, который имеет почти духовное измерение, что также очевидно в картине "Утреннее солнце" (1952). Ситуации, изображенные в произведениях Хоппера, нам знакомы, а развязка рассказов остается от нас скрытой. Поэтому многие работы Хоппера кажутся загадочными. Таинственные изображения отражают поиск Хоппером ответа на экзистенциальные вопросы о собственной личности, которая остается для него непостижимой. На этом фоне можно понять ответ Хоппера на вопрос, какую цель он преследовал одной из своих последних картин "Солнце в пустой комнате" (1963; рис. 7а): "Я ищу себя".
Феррарская школа живописи. Мария на Благовещение, около 1500 г. Древесина тополя, темпера. Галерея живописи Старых мастеров, Дрезденское государственное художественное собрание, Гал № 47 А
Феррарская школа живописи. Мария на Благовещение, около 1500 г. Древесина тополя, темпера. Галерея живописи Старых мастеров, Дрезденское государственное художественное собрание, Гал № 47 А
Карины с Благовещением часто изображают Марию, погруженную в молитву. Как связующее звено между небесной и физической сферами и как символ зачатия Святой Дух является в виде голубя. Эта картина могла быть частью более крупной композиции, поскольку архангел Гавриил, несущий послание Марии, отсутствует. «Утреннее солнце» Эдварда Хоппера (1952) можно рассматривать как своего рода не религиозное воззвание, функционирующее с помощью аналогичных композиционных приемов. Здесь человек также ожидает новое, придающее смысл или искупление. На меня эта картина почему то наводит еретические мысли. Книга в руках Марии мне не кажется библией и я вполне могу представить молодую современницу в красной футболке и джинсовой костюме с мобильным телефоном. А если на картине появился бы голубь, то чем не Благовещение.
Неизвестный художник. Копия картины Яна Вермеера (1632 Дельф - 1675). Девушка, читающая письмо у открытого окна. Ок. 1930-х годов. Холст, масло. Частная коллекция.
Неизвестный художник. Копия картины Яна Вермеера (1632 Дельф - 1675). Девушка, читающая письмо у открытого окна. Ок. 1930-х годов. Холст, масло. Частная коллекция.
Копия "Читающей письмо" Вермеера показывает картину до реставрации, на время выставки она снабжена исторической рамой Дрезденской галереи. Сопоставление "Утреннего солнца" Эдварда Хоппера (1952) показывает, насколько схож изобразительный язык двух художников. Оба были мастерами света, оформляющими свои работы по особому световому правилу и в чьих изображениях царит ощущение вечности. Обе картины - загадочные истории о двух женщинах у открытого окна.
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Утреннее солнце, 1952. Холст, масло. Музей искусств Колумбуса, Колумбус, инв. 1954.031
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Утреннее солнце, 1952. Холст, масло. Музей искусств Колумбуса, Колумбус, инв. 1954.031
"Утреннее солнце" — центральная работа в творчестве Эдварда Хоппера. Художник позволяет заглянуть в частный интерьер. Кроме виднеющихся крыш домов и неба, свет, проникающий в комнату, является единственной связью с внешним миром. Прежде чем Хоппер начал рисовать, он проработал свои идеи с помощью многочисленных подготовительных набросков. Таким образом, это не работа с натуры, а скорее результат его воображения, или воспроизведение по памяти того, что когда-то увидел. В 1933 году он сформулировал цель своей картины: "Наиболее точное воспроизведение моих самых интимных впечатлений от природы". Интерьер нарочито пустой, а черты лица женского лица обобщены. Изображение призвано пробудить у зрителя воспоминания о подобных переживаниях. Художник приглашает к философскому созерцанию внутреннего пространства посреди шумного и суетливого мира и свет уже приобретает духовное значение, а картина становится отражением метафизических вопросов.
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Эскиз для
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Эскиз для "Утреннего солнца" (1), 1952 г. Мел на бумаге. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, инв. 70 243
Эти наброски, вероятно, относятся к началу творческого процесса «Утреннего солнца». Эдвард Хоппер быстрыми штрихами определил положение женской фигуры. На этих набросках становится ясно, насколько тщательно художник пробовал разные аранжировки, прежде чем остановился на композиции. По мере продвижения работы он продолжал использовать приведенное ниже решение, которое дает женской фигуре больше места.
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Эскиз для
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Эскиз для "Утреннего солнца" (2), 1952 г. Мел на бумаге. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, инв. 70 244
В этом исследовании Эдвард Хоппер интересовался использованием света и соотношениями женской фигуры с интерьером и экстерьером. Этот этюд в творческом процессе можно отнести к более позднему по отношению к этюдам "Утреннее солнце" (1), поскольку женская фигура здесь уже расположена на кровати, как и в готовой картине. Чтобы комната казалась больше, Хоппер позже только продлил отражение солнечного света на стене в написанной им картине маслом, а не ограничил его, как на этом рисунке.
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Этюд для утреннего солнца (3), 1952 г. Мел на бумаге. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, инв. 70 290 / Этюд для
Эдвард Хоппер (Найак 1882-1967 Нью-Йорк). Этюд для утреннего солнца (3), 1952 г. Мел на бумаге. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, инв. 70 290 / Этюд для "Утреннего солнца" (4), 1952. Мел и графитный карандаш на бумаге.
Жена Эдварда Хоппера Жозефина, известная как Ло, служила образцом для всех его женских персонажей с момента их брака. Ее легко узнать на этом подготовительном рисунке к «Утреннему солнцу». На готовой картине её уже не узнать, как и во всех других его работах. Причина в том, что Хоппер хотел изобразить не свою жену, а просто женский персонаж. На рисунке есть надпись: "Моей жене ло-Э. Хоппер" и, очевидно, был для нее подарком. / Этот рисунок дает более полное представление о творческом процессе Эдварда Хоппера. Важные примечания к его более поздней картине «Утреннее солнце» написаны по всему листу. Слова теплый, прохладный и темный появляются в разных местах. С этими замечаниями Хоппер записал различные градации света для окраски своей картины. Этюд, вероятно, был создан примерно в то же время, что и этюд «Утреннее солнце» (3), поскольку положения двух женских фигур почти идентичны.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
*
Эдвард Хоппер (Наяк 1882-1967 Нью-Йорк).Восточный интерьер, 1921-1922 гг. Факсимиле после травления. Частная коллекция.
Эдвард Хоппер (Наяк 1882-1967 Нью-Йорк).Восточный интерьер, 1921-1922 гг. Факсимиле после травления. Частная коллекция.
Из-за производственного процесса, который повлек за собой технику печати и травления, Эдвард Хоппер был вынужден работать в студии, а не на открытом воздухе, как раньше. Таким образом, эти работы, как он сам сказал: «полностью импровизированы из воспоминаний о проблесках пространств, которые я видел с улицы во время своих прогулок». Уже в этой ранней работе интерес Хоппера к интимным интерьерам, через оконный внешний мир.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Лейден 1600-1649 Амстердам). Святой Иероним в темной комнате, 1642 г.  Офорт. Гравировальный кабинет. Дрезденское государственное собрание произведений искусства.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Лейден 1600-1649 Амстердам). Святой Иероним в темной комнате, 1642 г. Офорт. Гравировальный кабинет. Дрезденское государственное собрание произведений искусства.
Этот мотив тесно связан с картиной Рембрандта "Философ" (1632 г.), которая сейчас находится в Луве. Здесь также окно - мост во внешний мир, свет которого освещает человека, стоящего в преимущественно темной комнате Через лестницу, которая кажется уходящей в бесконечность и темноту, круглая стена указывает на пределы видимости и, в в переносном смысле, к познавательным способностям человека. В этих двух офортах видно как Рембрандт искал более точное решение.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Лейден 1600-1649 Амстердам). Фауст, ок. 1652. Офорт. Гравюрный кабинет, Дрезденское государственное художественное собрание.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Лейден 1600-1649 Амстердам). Фауст, ок. 1652. Офорт. Гравюрный кабинет, Дрезденское государственное художественное собрание.
На офорте изображен учёный, на что указывают книги, карандаш в его правой руке, глобус, череп. Как его зовут, неизвестно. Не исключено, что это Иоганн Фауст, герой пьесы "Трагическая история доктора Фаустуса" английского драматурга Кристофера Марло. Он смотрит в сторону окна, на которой появляются буквы INRI, соответствующие надписи на кресте при распятии Христа "Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum", однако у алхимиков аббревиатура INRI имеет второе значение - "Ignis Natura Renovatur Integram" - "Вся природа постоянно обновляется огнём". Далее в круге по часовой стрелке вписан следующий текст: ADAM Te DAGERAM AMRTET ALGAR ALGASTNA. Это анаграмма, истинный текст неизвестен, его можно получить из исходного перестановкой букв. Из центра круга высовывается рука, указывающая на что-то в форме овала.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
*
Эдвард Хоппер (Наяк 1882-1967 Нью-Йорк). Вечерний ветер, 1921. Факсимиле офорта. Частная коллекция.
Эдвард Хоппер (Наяк 1882-1967 Нью-Йорк). Вечерний ветер, 1921. Факсимиле офорта. Частная коллекция.
Эта гравюра была создана примерно за тридцать лет до «Утреннего солнца» (1952), но имеет много общего с картиной. Как и в «Утреннем солнце», Эдвард Хоппер дает представление об интимной сцене. Здесь занавески, распахнутые ветром, соединяют личное с общественным. В более поздних работах Хоппера он изображал только те предметы, которые были абсолютно необходимы для его живописного высказывания. Это объясняет почему в "Утренней солнце" стена остается голой, а в этой работе все еще можно увидеть некоторые предметы, такие как комод или картина.
Альберт Крюгер/Albert Krüger (Штеттин 1858-1905) по Эдгару Дега. (Париж 1834-1917). Купающаяся, 1895-1900 гг. Офорт. Гравюрный кабинет, Дрезденское государственное собрание произведений искусства, In-Nr. А 1945-126
Альберт Крюгер/Albert Krüger (Штеттин 1858-1905) по Эдгару Дега. (Париж 1834-1917). Купающаяся, 1895-1900 гг. Офорт. Гравюрный кабинет, Дрезденское государственное собрание произведений искусства, In-Nr. А 1945-126
Помимо искусства старых мастеров, Эдвард Хоппер изучал искусство французского модернизма. Особенно его увлекали работы Эдгара Дега и особенно его композиции, в которых часто показан взгляд на происходящее сверху. Как и на офорте по Дега, в "Вечернем ветре" (1921) изображена обнаженная женщина, лицо которой невозможно разглядеть. Как тонкий намек на мытье, и может быть, даже в память о Дега, можно интерпретировать чашу, стоящую на комоде в «Вечернем ветре».
Рембранд Харменс ван Рейн (Лейден 1606-1669 Амстердам). Обнаженная женщина, сидящая на скамейке, со шляпой сбоку, 1658 год. Офорт. Kupferstich-Kabinett, Дрезденское государственное собрание произведений искусства, инв. А40579
Рембранд Харменс ван Рейн (Лейден 1606-1669 Амстердам). Обнаженная женщина, сидящая на скамейке, со шляпой сбоку, 1658 год. Офорт. Kupferstich-Kabinett, Дрезденское государственное собрание произведений искусства, инв. А40579
Композиция с обнаженной женщиной, сравнимая с этой гравюрой, хотя и связанная с библейской темой, была представлена ​​несколькими годами ранее Рембрандтом ван Рейном в его картине маслом «Купание Вирсавии» (1654; рис. 1). Эдвард Хоппер, возможно, видел эту известную картину во время посещения Лувра. Четкие параллели с этим офортом Рембрандта можно найти в работе Хоппера «Вечерний ветер» (1921), где также показана интимная сцена с обнаженной женской фигурой.
Франс ван Мирис (Лейден 1635-1681 Лейден). Старуха с цветочным горшком, около 1650/55. Дубовая панель, масло. Картинная галерея старых мастеров, Дрезденское государственное художественное собрание, Гал. 1745 г.
Франс ван Мирис (Лейден 1635-1681 Лейден). Старуха с цветочным горшком, около 1650/55. Дубовая панель, масло. Картинная галерея старых мастеров, Дрезденское государственное художественное собрание, Гал. 1745 г.
На этой жанровой картине голландский художник Франс ван Мирис (Frans van Mieris)изображает пожилую женщину, поглощенную своей работой. Свет, исходящий слева, выделяет ее на темном фоне. Эдвард Хоппер познакомился с подобными жанровыми изображениями во время посещения музеев Европы и Нью-Йорка. Они являются важной отправной точкой для его персонажей, которые часто останавливаются и сосредотачиваются на себе.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер и одиночество Неподвижные, безмолвные отдельные фигуры Эдварда Хоппера, вновь и вновь появляющиеся в его работах, часто кажутся изолированными от внешнего мира. Даже когда изображено несколько фигур, как, вероятно, в его самой известной картине "Полуночники"(рис. 8), кажется, что фигуры не общаются друг с другом и закрыты сами в себе. Еще при жизни Хоппера искусствоведы считали тему одиночества центральным мотивом в его творчестве. Хоппер, который жил затворнической жизнью и не давал много интервью, не соглашался с этой интерпретацией и возразил в одном из интервью: «Об одиночестве преувеличено. Вы формулируете то, что вам не хочется формулировать».
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Хотя Хоппер считал, что понятие "одиночество" преувеличено, несомненно, его работы настолько трогательны, что пробуждают воспоминания о подобных, одиноких моментах в жизни каждого. Для Хоппера одиночество является неотъемлемой частью нашего существования, и он предлагает зрителю подумать об этом вместе с ним.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир.
Ханс Намут/Hans Namuth (Эссен, 1915–1990, Ист-Хэмптон). Эдвард и Жозефина Хоппер перед картиной «Солнце в пустой комнате» в своей студии в Южном Труро, 1964 год. Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт; дар поместья Ханса Намута © Hans Namuth Ltd.
Заяц во дворе Цвингера.
Заяц во дворе Цвингера.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому