АНТОН ГРАФ (ANTON GRAFF, Winterthur 1736-1813 Dresden), Портрет господина, около 1767, масло на холсте. 2022 г., Инвентарный номер 2022/01
"Портрет господина" работы Антона Граффа, недавно приобретенный для картинной галереи, происходит из частной коллекции в Дрездене (из собственности др. Ганса Клауса Мартина, Дрезден, MUSEIS SAXONICIS USUI - Друзьями государственных коллекций произведений искусства и в том же году пожертвовано картинной галерее Старых мастеров). Он обогащает коллекцию из примерно 50 работ этого выдающегося художника, который более 45 лет писал портреты не только в Саксонии, но и во всем немецкоязычном мире. На картине нет надписи, но есть вторая версия (вероятно, в швейцарской частной коллекции), подписанная и датированная 1767 годом. В то время было обычным делом заказывать вторую версию картины у Граффа. Таким образом, эта картина маслом относится к ранним работам художника, который только в 1766 году официально занял должность придворного художника в Саксонской резиденции. В галерее сохранилось лишь несколько картин того периода, когда он редко принимал частные заказы. Общеизвестно, что портреты Граффа, на которых натурщик изображался с руками, стоили дороже, чем картины без рук. Ему приходилось прилагать больше усилий в композиции картины, чтобы приспособить позу, руки и кисти к индивидуальной внешности. Здесь господин как бы приглашает зрителя к разговору своим прямым взглядом и говорящим жестом руки.
К сожалению, неизвестно, кто является портретным натурщиком, и сделанные до сих пор предположения также не являются достоверными: с одной стороны, предположительно это саксонский камергер Эрнст Август Рудольф Граф Кьяу (1739-1814), которому в 1767 году было всего 28 лет. - но не выглядит ли господин на картине старше? По второй версии он идентифицируется как граф Берхтольд. Однако до сих пор к этой разветвленной нижнеавстрийской дворянской семье нельзя отнести ни одного конкретного человека.
Картину показывают в неотреставрированном состоянии с признаками возраста. В значительной степени оригинальное содержание живописи раскрывает собственный стиль живописи Граффа. Тем не менее, в обозримом будущем произведение потребует консервационной доработки и реставрации.
Пауль Херманн (Paul Heermann, 1673–1732) из Саксонских Рудных гор был одним из самых выдающихся скульпторов эпохи барокко в Германии. Хотя бюст Августа Сильного, который он создал — один из самых известных портретов этого правителя, его все же затмил более известный Бальтазар Пермозер (Balthasar Permoser). Первая выставка, когда-либо посвященная художнику, хотела бы раскрыть его творчество в перспективе.
Выставка проходит с 16.12.2022 по 16.04.2023.
Поводом для выставки стало эффектное приобретение, которое коллекция скульптур успела сделать к 350-летию Херманна: мраморная группа Сатурн и Опа (Saturn & Ops) высотой 1,40 м, чья сложная композиция, виртуозная техника и чувственный дизайн поверхности демонстрируют высокое мастерство мастера. Скульптуру можно рассматривать как символ славной эпохи Августа.
Выставка приглашает вас открыть для себя выдающегося саксонского художника. На выставке Saturn & Ops представлены вместе его работы из дрезденской и лейпцигской коллекций. Например, все четыре группы путти (Putten-Gruppen), которые иносказательно и в высшей степени забавно показывают борьбу между земной и небесной любовью, впервые можно увидеть вместе. Трогательные фрагменты работ Херманна для Цвингера и Большого сада, павших жертвой войны и упадка, дают представление о его творческой широте, колеблющейся между барочным «чувством» и «разумным» классицизмом.
И раз уж речь зашла о «новых приобретениях», то самое время и место упомянуть об ещё одном — картине Антона Графа. Её представили на выставке пока только с 21 по 26 февраля 2023 года.