Турист larabi
larabi
была сегодня 8:36
Фотоальбом

Выставка «Орхан Памук. Утешение вещами». Часть II. Танец на канате через миры

24

К открытию выставки нобелевский лауреат по литературе 2006 года — Орхан Памук подарил Дрездену новую книгу. Работа является «всего лишь» каталогом литературных комментариев к выставке «Орхан Памук. Утешение вещами» (Der Trost der Dinge).

В кабинете Земпера Картинной галереи «Старые мастера» представлены глубокие, увлекательные коллажи из предметов, изображений и текстов.
Выставка состоит из двух разделов.

Первый раздел с 41 «шкафом» — репликами «Музея невинности» в Стамбуле я показала в предыдущей части.
Во второй части 19 «шкафов» с новыми коллажами, созданными Памуком после посещения Дрезденских государственных художественных коллекций (SKD). В них он опирается на дрезденских старых мастеров, таких как «Ева» Лукаса Кранаха Старшего, на «Молитву святого Бонавентуры об избрании нового Папы» Франсиско де Сурбарана или на «Веселье на открытом воздухе Антуана Ватто. Эти 19 новых кабинетов продолжают рассказывать историю любви Кемаля и Фюсун, но переплетают ее с новыми впечатлениями и ассоциациями.

В то же время Гравюрный кабинет (Kupferstich-Kabinett) в Дрездене представил фотографии автора, ранее не публиковавшиеся. Они свидетельствуют о его экспериментах, в которых он фиксировал расположение мелких предметов на своем столе, раскрывая тем самым один из процессов его творческих открытий. Рабочее место, по его словам, представляет собой своего рода натюрморт.

Этими выставками, SKD планирует открыть многолетнюю серию на восточную, и особенно турецкую, тему, потому что она особенно актуальна сейчас.

Орхан Памук подарил Дрездену новую книгу  Утешение вещами” (Der Trost der Dinge). . Работа является “всего лишь” каталогом литературных комментариев к выставке.
Орхан Памук подарил Дрездену новую книгу Утешение вещами” (Der Trost der Dinge). . Работа является “всего лишь” каталогом литературных комментариев к выставке.
Памук в начале 2023 года посетил Дрезден и осмотрел произведения из коллекций SKD. Вдохновленный этим, он создал новые коллажи, вплетенные в мотивы его литературы. Ему стала ясна, и он хочет показать другим, особую ценность музеев, а также связь между предметами и людьми, их мыслями и переживаниями. Это то, что Памук называет силой вещей - утешением, силой против течения времени.
Памук в начале 2023 года посетил Дрезден и осмотрел произведения из коллекций SKD. Вдохновленный этим, он создал новые коллажи, вплетенные в мотивы его литературы. Ему стала ясна, и он хочет показать другим, особую ценность музеев, а также связь между предметами и людьми, их мыслями и переживаниями. Это то, что Памук называет силой вещей - утешением, силой против течения времени.
Орхан Памук. Поезд, табак и Абдулхамид, 2023 г. Смешанная техника Музей невинности.
Орхан Памук. Поезд, табак и Абдулхамид, 2023 г. Смешанная техника Музей невинности.
Текст в витрине: После восшествия на престол султан Абдулазиз I в 1863 году (кажется, здесь ошибка и должно быть в 1853 году) совершил свое первое большое путешествие, в ходе которого он отправился в Египет. Его сопровождали трое племянников, один из которых, будущий султан Абдулхамид (Абдулхамид II), радостно заявил после первой поездки на поезде из Александрии в Каир: “Надеюсь, поезд приедет и к нам!” Хотя тогда, по крайней мере, на бумаге, Египет все еще был частью Османской империи. Три года спустя желание сбылось, потому что после завершения строительства линии между Измиром (Алсанджак) и Айдыном железная дорога дошла и “к нам”.
Орхан Памук. Поезд, табак и Абдулхамид, 2023 г. Смешанная техника Музей невинности.
Орхан Памук. Поезд, табак и Абдулхамид, 2023 г. Смешанная техника Музей невинности.
Орхан Памук. Поезд, табак и Абдулхамид, 2023 г. Смешанная техника Музей невинности.  Геррит Доу (Gerrit Dou, 1613-1675) Натюрморт со свечой и часами, около 1660 г. Масло, дубовая панель. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal.
Орхан Памук. Поезд, табак и Абдулхамид, 2023 г. Смешанная техника Музей невинности. Геррит Доу (Gerrit Dou, 1613-1675) Натюрморт со свечой и часами, около 1660 г. Масло, дубовая панель. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal.
Причиной строительства ж/д под ответственностью Британской Османской железнодорожной компании была главным образом торговля табаком. Абдулхамид был заядлым курильщиком. Многим интересно, как случилось, что правитель огромной империи не только с детской преданностью интересовался поездами, но и пристрастился к сигаретам, хотя в исламе существовал запрет на табак и железные дороги. Дискуссии о вреде табака основывались больше на страхе, что люди в прокуренных кофейнях могут собираться заговорщики недовольные султаном, что приведет к политическим волнениям. В то же время женщины османского гарема целыми днями курили длинные табачные трубки. В следующий раз я объясню, почему Абдулхамит приказал немцам построить Багдадскую железную дорогу и какие сигареты он курил со своей дочерью Айше. Кстати, с появлением железной дороги у османов появились карманные часы, и старому миру с его канделябрами и свечами пришел конец.
Орхан Памук, Канатоходец, 2023, Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук, Канатоходец, 2023, Смешанная техника. Музей невинности.
Из книги “Утешение вещами”: В этой в этой витрине я взял Канатоходца из специальной публикации „Surname”(Фамилия) и поместил в композицию вмсте китайская собачкой родом из коллекции дрезденского фарфора и белой западной собакой с картин Джоаннеса Фийтса (“Собака, невысокий человек и мальчик”) и Эразма Квеллина, которую изготовила талантливая художница Башак Бугая (Başak Bugay). Чтобы не провалиться в пучину между разными художественными взглядами Запада и Востока, представленными двумя собаками, канатоходец приходится идти вперед, сохранять равновесие с шестом под названием ROMAN KUNST и постоянно ходить туда-сюда между двумя мирами.Это мой взгляд на искусство и литературу!
Орхан Памук “Мы, два странствующих дервиша”, 2023. Смешанная техника. Музей невинности. /
Орхан Памук “Мы, два странствующих дервиша”, 2023. Смешанная техника. Музей невинности. /
Сидящая собака. Китай, около 1690-1720 гг. Коллекция фарфора Дэхуа. Государственные художественные собрания Дрездена Из собрания Августа Сильного в Японском дворце ПО 9168 / Йоаннес Фейт (Joannes Fijt, 1611-1661) Собака, невысокий мужчина и мальчик, 1652 г. Холст, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal. № 1211
Орхан Памук “Мы, два странствующих дервиша”, 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук “Мы, два странствующих дервиша”, 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Текст на витрине: Прошло сто десять лет со дня нашей смерти и сорок лет со дня закрытия нашего Ордена Дервишей. Судя по всему, мы были неисправимыми еретиками и гнездом чертей на службе персов, но мы все еще перед вами. И почему? Потому что нас нарисовали на европейский манер! Как показано в этой витрине, мы, два дервиша, путешествовавшие из города в город по земле нашего султана. Один- босой, с бритой головой, полуголый, на теле жилет из оленьей шкуры, пояс на талии, в руке заостренная палка. У одного из нас - топор дровосека, у другого - ложка, которой мы едим, что Бог посылает нам.
Ян Вермеер Ван Харлем (Jan Vermeer Van Haarlem, 1628-1691) Вид с дюн на голландскую равнину. Около 1670/90. Масло, дуб. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal. № 1388 А
Ян Вермеер Ван Харлем (Jan Vermeer Van Haarlem, 1628-1691) Вид с дюн на голландскую равнину. Около 1670/90. Масло, дуб. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal. № 1388 А
Орхан Памук “Мы, два странствующих дервиша”, 2023. Смешанная техника. Музей невинности.  Ян Вермеер Ван Харлем (Jan Vermeer Van Haarlem, 1628-1691) Вид с дюн на голландскую равнину. Около 1670/90.
Орхан Памук “Мы, два странствующих дервиша”, 2023. Смешанная техника. Музей невинности. Ян Вермеер Ван Харлем (Jan Vermeer Van Haarlem, 1628-1691) Вид с дюн на голландскую равнину. Около 1670/90.
Из романа “Красное мое имя” („Rot ist mein Name"): Неверующий Франке так ласково и внимательно смотрел на нас, пока писал картину с нами, что он нам понравился и мы с удовольствием позировали. Он ошибся, так как рисовал то, что видел невооруженным глазом и поэтому он нарисовал нас, как слепых, хотя мы и можем видеть, но мы не возражали. Теперь мы очень довольны. По мнению Ходжи Эфенди, мы находимся в Аду, некоторые неверующие думают, что мы - гниющие трупы, а вы, собравшееся здесь интеллигентное сообщество иллюстраторов, думаете, что мы - образ, и поскольку мы - образ, то мы стоим здесь перед вами, как будто мы живее всех живых.
Орхан Памук. Ut pictura poesis. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Ut pictura poesis. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Из книги "Утешение вещами": До двадцати двух лет я много рисовал и хотел быть художником. Со временем я стал писателем, но не переставал думать о взаимосвязи живописи и литературы. С 2009 и до 2013 года я проводил семинар в Колумбийском университете в Нью-Йорке, на котором мы пытались разобраться в этой взаимосвязи. Студенты называли это просто "слова и картинки"... Значительное место на семинаре я уделил тексту Горация (Horaz, 65-8 v. Chr.), известному как Ars Poetica, из которого происходит цитата "Ut pictora poesis" - "как живопись, как поэзия". “Поэзия подобна живописи. Некоторые работы завораживают, когда стоишь рядом с ними, другие - с большего расстояния. Один предпочитает оставаться в тени, другой хочет, чтобы его увидели в свете, потому что он не уклоняется от резкого осуждения критики. Один радует нас только один раз, другой радует даже десятый раз”.
Орхан Памук. Ut pictura poesis. 2023. Смешанная техника. Музей невинности. /
Орхан Памук. Ut pictura poesis. 2023. Смешанная техника. Музей невинности. /
Каспар Нетчер (Caspar Netscher, 1635/36-1684) . Человек, пишущий письмо 1665. Дубовая панель, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal. No. 1346 ---///--- Геррит Доу (Gerrit Dou, 1613-1675) Художник в своей мастерской. 1647. Дуб, масло. Gemäldegalerie Gal. No. 1704
Орхан Памук. Роза - это роза, это роза, это роза. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Роза - это роза, это роза, это роза. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
На второй ветви со шрифтом, идущей от розы, расположены стихи поэта Махира из Эгрибозлу: “Где то время, когда роза приходила смеясь? Теперь, когда я думаю о том, как мы смеялись, мне хочется плакать”. По краю рамы картины - самое известное и непонятное стихотворение поэтессы Гертруды Стайн (Gertrude Stein, 1874-1946): “Роза есть роза есть роза есть роза”.
Орхан Памук. Роза - это роза, это роза, это роза. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.  Ян Брейгель Младший (Jan Brueghel der Jüngere, 1601-1675) Франс Франкен Младший (Frans Francken der Jüngere, 1581-1543) Святое семейство в цветочном венке, ок. 1
Орхан Памук. Роза - это роза, это роза, это роза. 2023. Смешанная техника. Музей невинности. Ян Брейгель Младший (Jan Brueghel der Jüngere, 1601-1675) Франс Франкен Младший (Frans Francken der Jüngere, 1581-1543) Святое семейство в цветочном венке, ок. 1
Из книги “Утешение вещами”: Рука, держащая розу, взята из изображения Империи Великих Моголов XIX века. В то время как турки изучали и находились под влиянием изображений иранских рукописей во дворце-музее Топкапы, Моголы ориентировались на другую живопись, продвигаемую португальской культурой, которая простиралась от Гоа до Индии, и со временем открыли совсем другой стиль живописи, отличающийся от иранской. Первая рамка взята из работы Франса Франкена и Яна Брейгеля “Святое семейство в цветочном венке” из Картинной галереи старых мастеров, вторая рамка - из иранской рукописи XVIII века.
Орхан Памук Девушка на качелях.2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук Девушка на качелях.2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук Девушка на качелях.2023. Смешанная техника. Музей невинности.  Антуан Ватто (1684-1721) Развлечения общества на свежем воздухе. Около 1718/19. Масло, холст. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal-Nr. 781.
Орхан Памук Девушка на качелях.2023. Смешанная техника. Музей невинности. Антуан Ватто (1684-1721) Развлечения общества на свежем воздухе. Около 1718/19. Масло, холст. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal-Nr. 781.
Из книги "Утешение вещами": Источником “Счастливой девушки на качелях” является миниатюра, созданная в 19 веке при династии Каджаров. Миниатюры Каджаров появились в результате столкновения иранских миниатюр с западным искусством и, пожалуй, эффектны именно из-за того, что они по сравнению с более ранними сефевидскими или гератскими миниатюрами более детски и наивны. Это, вероятно, связано с тем, что, с одной стороны, под влиянием Запада каджарские художники постепенно отказались от владения старым стилем. и осмелились приблизиться к западным темам, таким как перспектива и портретная живопись, с другой стороны, они еще недостаточно освоили западную технику. Однако этот недостаток не важен. На мой взгляд, в этом дадаистском коллаже красочный, жизнерадостный сад “Галантных праздников” Антуана Ватто (1684-1721), расположенный между барокко и рококо, образует прекрасную гармонию с меланхолией Каджара. Этому впечатлению способствует то, что счастливая, улыбающаяся девочка на качелях, кажется, довольна своим новым окружением. С такой же уверенностью я записывал все, что приходило в голову на тему загородных поездок и любви, на листах бумаги, раскрашенных Ватто, с терпением исламского художника-миниатюриста.
Орхан Памук. Рог Исрафила, 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Рог Исрафила, 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Текст в витрине: "Страшный суд! Страшный суд!" - кричала моя бабушка, когда дома или на улице вдруг становилось очень громко. Перед Страшным судом Исрафил трубит в рог; первый раз, чтобы нас усыпть, второй раз, чтобы вернуть нас к жизни. Поскольку мимо нашего дома от мечети Тешвикие (Teşvikiye Moschee) часто проходили похоронные процессии в сопровождении музыки и военных оркестров, мысль о Роге Страшного Суда и Последнего Дня мне не чужда.
Орхан Памук. Рог Исрафила, 2023. Смешанная техника. Музей невинности.  Виллем Ван Миерис (Willem Van Mieris, 1662-1747) Трубач, 1700 г. Масло, дуб. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal-Nr. 1769.
Орхан Памук. Рог Исрафила, 2023. Смешанная техника. Музей невинности. Виллем Ван Миерис (Willem Van Mieris, 1662-1747) Трубач, 1700 г. Масло, дуб. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal-Nr. 1769.
Из книги “Чумные ночи”: По сути, не только в этом доме, но и на всем острове должен быть только один девиз, и Бонковскому-паше (Bonkowski Pascha) хотелось прокричать его вслух: “Люди, держитесь на максимально возможном расстоянии!". Он слышал от европейских врачей, что в Китае от чумы умерли десятки тысяч человек и что в некоторых районах целые семьи, целые деревни и даже целые племена были уничтожены еще до того, как они поняли, что происходит. Теперь он опасался, что подобная катастрофа может обрушиться на этот тихий, очаровательный остров.
Орхан Памук. Это мост. 2023. Смешанная техника. Музей невинности
Орхан Памук. Это мост. 2023. Смешанная техника. Музей невинности
Орхан Памук. Это мост. 2023. Смешанная техника. Музей невинности. /  Якоб Филипп Хакерт (Jakob Philipp Hackert, 1737-1807) Чирита Кастеллана. 1775. Холст, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Gal. Nr. 183 A
Орхан Памук. Это мост. 2023. Смешанная техника. Музей невинности. / Якоб Филипп Хакерт (Jakob Philipp Hackert, 1737-1807) Чирита Кастеллана. 1775. Холст, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Gal. Nr. 183 A
Из книги “Утешение вещами_: Своей работой “La trahison des images” (“Предательство образов”) Рене Магритт (René Magritte) резко обострил проблему, которая всегда волновала меня в моей литературной и художественной жизни, и тем самым создал одного из важнейших классиков современного искусства. Не следует забывать его соответствующий теоретический текст “Les mots et les images” (Слова и образы), который он опубликовал в “Сюрреалистической революции” в декабре 1929 года. В этой витрине я использовал слова, описывающие османские профессии, в веселой смеси транслитераций из написанного на западе «Kıyafetname», лексикона второй половины 18-го века (точная дата неизвестна), под каждой фигурой, помещенной в одном и том же месте. шрифт, который Магритт использовал в своей картине, которая также носит название “Это не трубка”, и это напоминало “Это не янычар” и “Это не переносчик грузов”.
Орхан Памук
Орхан Памук "Воспоминания об охоте", 2023 г. Смешанная техника. Музей невинности.
Текст в витрине: Если писать - значит видеть, а рисовать - писать... Так и охотник Авни знает то, что мучительно осознают влюбленные, охотники и этот сокол через охотничьи воспоминания: на сцене охотник становится дичью, а в картине дичь становится охотником.
Орхан Памук «Воспоминания об охоте», 2023 г. Смешанная техника. Музей невинности.  Август Кверфурт (August Querfurt, 1696-1761). Всадник на белом коне с охотничьим соколом. Масло, сосновая доска. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dre
Орхан Памук «Воспоминания об охоте», 2023 г. Смешанная техника. Музей невинности. Август Кверфурт (August Querfurt, 1696-1761). Всадник на белом коне с охотничьим соколом. Масло, сосновая доска. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dre
Из книги “Утешение вещами”: Одним из самых известных и ярких образцов “турецкой художественной музыки” ХХ века, использовавшей стихотворные формы диванной литературы, является песня ”Дорога в Багдад”, в которой влюбленная женщина поет: “Ты ястреб, я воробей, ты вонзил свой железный коготь в мое сердце”. К сожалению, в живописных изображениях сцен охоты почти нет упоминания о подобном изяществе. Когда я увидел охотничью картину Августа Кверфурта, мне пришло в голову, что я мог бы еще раз попытаться сделать то, что я делаю в “Черной книге” и “Красное имя мое” - и фактически во всех моих романах, а именно в художественной или литературной форме (охота сцена как западная форма изображения охотничьего театра) как вид театра, в котором я помещаю традиционных восточных персонажей. Посетитель музея, который сравнивает лошадь Кверфурта с лошадьми в витрине “Османизм” рядом с ней, является, на мой взгляд, “идеальным посетителем”.
Орхан Памук. Между звездами. 2023 г., Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Между звездами. 2023 г., Смешанная техника. Музей невинности.
Из книги “Утешение вещами»: Когда я был ребенком, две мои бабушки и во многом необразованные горничные описывали мне вселенную примерно так, как она изображена на этих миниатюрах: С одной стороны, было бесконечное голубое или ночное-темное небо, луна и звезды и странные, красочные миры, а с другой стороны, между этими далекими вещами, знакомые названия созвездий и странные существа, пришедшие из сказок. Эти существа были такими, как на этих гравюрах, и в книгах моего детства, и жили за пределами непосредственного неба, между звездами, которые мы видим сияющими в летние ночи. Так что знать об астрономии и звездных созвездиях означало знакомиться с странными существами, их поступками и приключениями.
Орхан Памук. Между звездами. 2023 г., Смешанная техника. Музей невинности.---///--- 

Карманный земной глобус, Буклет-концертина с изображением групп людей в региональных костюмах. Неизвестный. Нюрнберг (?). Около 1830 г. Дерево, цветные медные гравюры, картонный футляр с зеленой бумагой. Mathematisch-Physikalischer Salon, Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Inv. EI 46.---///---

Солнечная система и планетарий: гипотеза Коперника, основанная на самых изящных выводах прославленного simi quondam Гугениуса / совсем недавно собранная и выставленная Иоганном Батистом Хоманном. ---///---

Иоганн Батист Хоманн (Johann Baptiste Homann), Нюрнберг. Гравюра на меди, цветная. Mathematisch-Physikalischer Salon, Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Inv. GI 158.
Орхан Памук. Между звездами. 2023 г., Смешанная техника. Музей невинности.---///--- Карманный земной глобус, Буклет-концертина с изображением групп людей в региональных костюмах. Неизвестный. Нюрнберг (?). Около 1830 г. Дерево, цветные медные гравюры, картонный футляр с зеленой бумагой. Mathematisch-Physikalischer Salon, Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Inv. EI 46.---///--- Солнечная система и планетарий: гипотеза Коперника, основанная на самых изящных выводах прославленного simi quondam Гугениуса / совсем недавно собранная и выставленная Иоганном Батистом Хоманном. ---///--- Иоганн Батист Хоманн (Johann Baptiste Homann), Нюрнберг. Гравюра на меди, цветная. Mathematisch-Physikalischer Salon, Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Inv. GI 158.
Орхан Памук. Османизм, 2023 Смешанная техника Музей невинности
Орхан Памук. Османизм, 2023 Смешанная техника Музей невинности
Орхан Памук. Османизм, 2023 Смешанная техника Музей невинности. /  Чехол на подушку Бурса, около 1600 г. Бархат, шлифованное золото Оружейная палата - Rüstkammer, Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Дар Франца Й. Иппольдта фон Розье-ан-Донци инв. № Y 0591
Орхан Памук. Османизм, 2023 Смешанная техника Музей невинности. / Чехол на подушку Бурса, около 1600 г. Бархат, шлифованное золото Оружейная палата - Rüstkammer, Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Дар Франца Й. Иппольдта фон Розье-ан-Донци инв. № Y 0591
Из книги “Утешение вещами”: Хотя добрая половина внимания в живописи сосредоточена на использовании цвета, заметно, что в турецких словарях встречаются десятки различных названий лошадей в зависимости от цвета их шерсти. Интересно, что когда вы думаете о традиционном турецко-османском искусстве, на ум скорее приходят лошади, чем султаны. Так что не может быть совпадением, что в изящной “Турецкой палате” Дрездена нет изображения османского султана, а есть лошади и седла, а также палатки, с которыми люди шли на войну верхом на лошадях.
Орхан Памук. Solus Rex (Одинокий король), 2023. Смешанная техника Музей невинности.
Орхан Памук. Solus Rex (Одинокий король), 2023. Смешанная техника Музей невинности.
Орхан Памук. Solus Rex (Одинокий король), 2023. Смешанная техника Музей невинности.  Иоганн Антон Эйсман (Johann Anton Eismann, ок. 1613/20 - 1700). Руины у реки. Ок 1670/80. Масло, дерево. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Sunstsammlungen Dresden G
Орхан Памук. Solus Rex (Одинокий король), 2023. Смешанная техника Музей невинности. Иоганн Антон Эйсман (Johann Anton Eismann, ок. 1613/20 - 1700). Руины у реки. Ок 1670/80. Масло, дерево. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Sunstsammlungen Dresden G
Из книги “Утешение вещами”:" Solus Rex" - шахматный термин. Это означает, что в эндшпиле король стоит совершенно один, а все остальные фигуры пали, что, безусловно, может произойти в эндшпиле. Solus Rex также возникает при решении шахматной задачи, которая приводит к одинокому королю. Здесь черный король - главный герой Абдулхамид II, который появляется на заднем плане в ночи чумы. В этой витрине также есть что-то от неприступной белой крепости западной цивилизации из моего одноименного романа. Однако, учитывая унылый вид крепостных остатков, эти ассоциации утратили свою решимость и энергию. "Solus Rex" - это также название неопубликованного фрагмента романа Владимира Набокова.
Орхан Памук. “Основы политической экономии и налогообложения”. 2023. Смешанная техника. Музей невиновности.
Орхан Памук. “Основы политической экономии и налогообложения”. 2023. Смешанная техника. Музей невиновности.
Текст на витрине: Когда я почтительно целовал руку бабушке в праздничные дни в возрасте от семи до семнадцати лет, она вручала мне только что напечатанную банкноту в десять лир. На ней были изображены Ататюрк, полумесяц и звезда, а также другие различные государственные символы суверенитета, что заставляло меня рано осознать, что такие вещи, как семья, принадлежность и любовь, не так уж далеки от таких понятий, как подчинение, власть и деньги.
Маринус ван Реймерсвале (Marinus van Reymerswale, um 1490/95 – um 1548/58) Банкир и его жена, 1541 г.
Маринус ван Реймерсвале (Marinus van Reymerswale, um 1490/95 – um 1548/58) Банкир и его жена, 1541 г.
Дубовая панель, масло Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal-Nr. 812
Орхан Памук. “Основы политической экономии и налогообложения”. 2023. Смешанная техника. Музей невиновности.
Орхан Памук. “Основы политической экономии и налогообложения”. 2023. Смешанная техника. Музей невиновности.
Орхан Памук. “Основы политической экономии и налогообложения”. 2023. Смешанная техника. Музей невиновности.  Маринус ван Реймерсвале (Marinus van Reymerswale, um 1490/95 – um 1548/58) Банкир и его жена, 1541 г.
Орхан Памук. “Основы политической экономии и налогообложения”. 2023. Смешанная техника. Музей невиновности. Маринус ван Реймерсвале (Marinus van Reymerswale, um 1490/95 – um 1548/58) Банкир и его жена, 1541 г.
Из книги “Утешение вещами”: В моей работе не было необходимости видеть известные лица менялы и его жены; для меня было важнее оборудование, используемое для взвешивания, золотые монеты, бухгалтерские книги, книги, драгоценности, К диораме я добавил сувениры о том, как меня в детстве нежно знакомили с экономикой, а именно деньги типа тех, что достались мне от бабушки после того, как мы целовали ей руку на праздниках, монеты, изъятые из обращения с дыркой посередине, как моя бабушка и ее друзья использовали их при игре в карты, и игровые деньги, как их использовали в канун Нового года при игре в бинго.(Подробнее об игре в бинго я рассказал в одной из витрин в Музее Невинности, которой нет здесь э). Позже, когда я стоял перед оригиналом Масси в Лувре в мае 2023 года, я заметил, что выпуклое зеркало на картине Реймерсвале стерлось. Интересно, почему?
Орхан Памук. Рильке и ангелы в исламе. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Рильке и ангелы в исламе. Смешанная техника. Музей невинности.
Из книги “Утешение вещами”: Следующие стихи, с которых начинаются “Дуинские элегии” (Duineser Elegien) Райнера Марии Рильке (Rainer Maria Rilke, 1875–1926), представляют собой одну из отправных точек моего лирического, политически окрашенного романа “Новая жизнь”. “Если бы я закричал, кто бы услышал меня из ангелов?” В своем романе я рассмотрел то, что, вероятно, имел в виду Рильке, когда говорил, что ангелы в его элегиях имеют больше общего с ангельскими фигурами ислама. За тридцать лет, прошедших со времени выхода романа в свет, этот вопрос обсуждался многими литературоведами. Часто ссылаются на письма Рильке и на то, что он читал Коран. В частности, ставится вопрос, насколько на самом деле различались ангелы христианства и ислама, которых так тщательно различал Рильке. Ответ на это ищут в Коране, в Библии, в стихах и письмах Рильке, т. е. во многих текстах. Скорее, я попытался дать визуальный ответ в этом блоке.
Орхан Памук. Рильке и ангелы в исламе. Смешанная техника. Музей невинности.  / Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán, 1598-1664) Молитва святого Бонавентуры об избрании нового Папы. 1628/29.
Орхан Памук. Рильке и ангелы в исламе. Смешанная техника. Музей невинности. / Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán, 1598-1664) Молитва святого Бонавентуры об избрании нового Папы. 1628/29.
Холст, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal-Nr. 696 ---///---
Орхан Памук. Ворона и кладбище. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Ворона и кладбище. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Текст в витрине: Из стамбульской энциклопедии Ресата Экрема Кочу (Resat Ekrem Kocus Istanbul-Enzyklopädie) и из старых книг, которые я читаю, словно сказки, я знаю, что могилы и кладбища всегда были частью повседневной городской жизни. Кривые османские надгробия, между которыми дети играют в футбол, а в тени лежат люди, напоминают стамбульчанам о быстротечности жизни, как и натюрморты vanitas, которые люди вешают на стены своих домов на Западе. Вороны, порхающие между надгробиями и кипарисами, напротив, показывают мне, которого в детстве прозвали «Вороной», что мои усилия в современности были напрасны, словно предупреждали меня о смертном грехе.
Орхан Памук. Ворона и кладбище. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Ворона и кладбище. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Ворона и кладбище. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Ворона и кладбище. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Ворона и кладбище. 2023. Смешанная техника. Музей невинности. / Франс Флорис (Frans Floris, ca. 1519/20-1570) Портрет двух детей. 1563. Масло, дуб. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal.- Nr. 849.
Орхан Памук. Ворона и кладбище. 2023. Смешанная техника. Музей невинности. / Франс Флорис (Frans Floris, ca. 1519/20-1570) Портрет двух детей. 1563. Масло, дуб. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal.- Nr. 849.
Из романа “Чёрная книга”: С наступлением сумерек Галип остался сидеть в кресле, неподвижный и грустный, любопытная ворона за окном покосилась на него, а с главной улицы доносился шум пятничной вечерней толпы. Он постепенно погрузился в блаженный сон. Когда он много времени спустя проснулся, в комнате было темно, но он почувствовал, как вороний глаз за окном сосредоточился на нем так же, как “глаз” Джелала был направлен на него из газеты. Не зажигая света, он медленно закрыл ящики, нашел свое пальто привычной хваткой, надел его и вышел из кабинета. Весь свет в темных коридорах здания был выключен. Помощник из чайной кухни вымыл туалет. Он почувствовал холод, когда шел по заснеженному Галатскому мосту.
Орхан Памук. Ева в саду.2023. Смешанная техника. Музей невинности
Орхан Памук. Ева в саду.2023. Смешанная техника. Музей невинности
Текст в витрине: О Адам, ты и твоя жена обитаете в райском саду и питаетесь из него в изобилии, где захотите! Но не приближайся к этому дереву, иначе ты окажешься среди неправедных!» (Коран 2:35).
Орхан Памук. Ева в саду.2023. Смешанная техника. Музей невинности. / Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere, 1472-1553) Ева. 1531. Масло, липовая доска. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal. № 1912.
Орхан Памук. Ева в саду.2023. Смешанная техника. Музей невинности. / Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere, 1472-1553) Ева. 1531. Масло, липовая доска. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal. № 1912.
Из книги “Утешение вещами”: На мой вкус, Кранах слишком “иллюстративен” по сравнению с другими живописцами. Но, возможно, меня просто беспокоило то, что я недостаточно знаком с историей, стоящей за этим. Мне нужно написать что-нибудь о том, в какой степени можно на самом деле наслаждаться западной живописью, не зная достаточно об интеллектуальной истории западной цивилизации. Или о том, что разделяет изображение и текст. Богато иллюстративная исламская миниатюрная живопись отделяется от текста и истории, поскольку художники не перечитывают и не интерпретируют текст каждой картины: они предпочитают рассматривать произведения, уже созданные на определенную тему другими художниками. Возможно, поэтому мне захотелось сделать с этим изображением что-то, напоминающее об Адаме и Еве и первородном грехе. Эта сцена встречается в Коране, но рассказывается иначе, чем в Библии. Хотя в Коране это упоминается лишь вскользь, каждый достаточно образованный человек в нашей части мира знает историю первородного греха и изгнания из рая, как она представлена в Библии, вероятно, потому, что она всегда изображается в картинках и карикатурах. упомянул еще раз.
Орхан Памук Утешение вещами, 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук Утешение вещами, 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Текст на витрине: Д-р Нарин (Dr. Narin) сказала, что у вещей есть память. Вещи задают вопросы друг другу, общаются друг с другом, шепчут друг другу и обеспечивают тайную гармонию друг с другом; они порождают музыку, которую мы называем миром.
Орхан Памук Утешение вещами, 2023. Смешанная техника. Музей невинности. / Питер Клас (Pieter Claesz, 1597/98-1660/61). Натюрморт с большой золотой чашей. 1624.
Орхан Памук Утешение вещами, 2023. Смешанная техника. Музей невинности. / Питер Клас (Pieter Claesz, 1597/98-1660/61). Натюрморт с большой золотой чашей. 1624.
Масло, дубовая панель. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal.- No. 1370 ----///---- Из романа “Новая жизнь”: В голову пришло странное желание - мне захотелось еще раз внимательно рассмотреть те вещи, которые я видел в квартире во время последнего визита к отцу: канарейку в клетке, барометр на стене, аккуратные железнодорожные картинки в рамках, витрина, наполовину заполненная наборами рюмок, миниатюрных вагончиков, столового серебра, конфетниц, контрольных плоскогубцев и медалей за заслуги железнодорожников, другая половина - сорок-пятьдесят книг, сверху - неиспользованный самовар, а на столе - карты... Сквозь полуоткрытые шторы я видел свет телевизора, но не сам телевизор.
Орхан Памук. Меланхолия распада. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук. Меланхолия распада. 2023. Смешанная техника. Музей невинности.
Текст на витрине: Во время поездки в Италию Монтень (Montaigne) обнаружил, насколько меланхоличным можно стать, глядя на древние руины. Я испытал это, будучи ребенком, среди руин Османской империи как „Hüzün” (Грусть, горе, меланхолия).
Пауль Бриль (Paul Bril, 1554-1626). Вид на Римский форум с колоннами храма Кастора и Поллуза и базилики Мазенция, 1600 г. Медь, масло.
Пауль Бриль (Paul Bril, 1554-1626). Вид на Римский форум с колоннами храма Кастора и Поллуза и базилики Мазенция, 1600 г. Медь, масло.
Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal.- No. 858
Орхан Памук. Меланхолия распада. 2023. Смешанная техника. Музей невинности. /   Пауль Бриль (Paul Bril, 1554-1626). Вид на Римский форум с колоннами храма Кастора и Поллуза и базилики Мазенция, 1600 г.
Орхан Памук. Меланхолия распада. 2023. Смешанная техника. Музей невинности. / Пауль Бриль (Paul Bril, 1554-1626). Вид на Римский форум с колоннами храма Кастора и Поллуза и базилики Мазенция, 1600 г.
Из романа “Стамбул: Память города”. Я попытался описать влияние двух парижских друзей-поэтов на двух стамбульских друзей-поэтов, постепенно распутывая паутину национализма, упадка, вестернизации, поэзии и пейзажей. Хотя нити этой история иногда путался, в конце концов возникла определенная идея, идея, которая со временем была принята и распространена жителями Стамбула. Наверное, нелишне описать эту идею, которая берет свое начало у городских стен и бедняцких районах, чтобы описать области вокруг них как “меланхолию упадка” и называть районы, в которых эта меланхолия наиболее ощущается, “живописными” с точки зрения постороннего человека (например, Танпинара). Меланхолия, впервые увиденная как красота в живописном зрелище, продлилась добрую сотню лет из-за процесса обнищания Стамбула.
Орхан Памук.“Удовольствия пиромании”. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук.“Удовольствия пиромании”. Смешанная техника. Музей невинности.
Орхан Памук.“Удовольствия пиромании”. Смешанная техника. Музей невинности.  /  Клод Жозеф Верне (Claude Joseph Vernet, 1714–1789) Пылающий город, 1740/50 Холст, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal. № 790
Орхан Памук.“Удовольствия пиромании”. Смешанная техника. Музей невинности. / Клод Жозеф Верне (Claude Joseph Vernet, 1714–1789) Пылающий город, 1740/50 Холст, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden Gal. № 790
Из книги “Утешение вещами”: Наверное, в моей детской душе было беспокойство о спасении человеческих жизней и имущества от пожара, вперемешку со страхом перед стражами ада. По крайней мере в работу под названием “Горящий город” из галереи Старых мастеров я добавил исламских стражей ада, чертей и демонов. Из романа “Стамбул: Память города”: На самом деле пожары были настолько неотъемлемой частью пятисотлетней истории Османской империи, что жители Стамбула, особенно начиная с девятнадцатого века, когда пожаров было особенно много, мысленно всегда были готовы к такому развитию событий. [...] Для таких людей, как я, которые в 1950-х и 1960-х годах видели, как зачастую ветхие деревянные дома, ялы и конаки были уничтожены пламенем, в отличие от османских пашей, основное внимание уделялось не чистому зрелищному представлению, а скорее, совершенно особому психологическому побуждению: желанию, смешанному с завистью и чувством вины, увидеть как можно быстрее стертыми последние следы великой культуры, на место которой мы недостойно поставили дешевую копию западной цивилизации.
Гравюрный кабинет (Kupferstich-Kabinett) в Дрездене представил фотографии автора, ранее не публиковавшиеся.
Гравюрный кабинет (Kupferstich-Kabinett) в Дрездене представил фотографии автора, ранее не публиковавшиеся.
“Визуальная хроника не менее важна, чем письменная... Со своего рабочего места мне виден Босфор. Я смотрю на восток, а запад позади меня”, - говорит Памук.
"Как и все, я фотографирую по разным причинам:
-1.-  Я хочу сохранить воспоминания об определенном дне, празднике, еде или определенных людях.
-2.- Даже в обычные дни мне не хочется забывать определенные детали, определенный свет, что-либо. Когда я позже смотрю на подобные фотографии, я часто делаю записи в своем дневнике.
-3.- Я фотографирую свой рабочий стол, своего кота, картинку в книге, которую читаю, работы в музее, корабли, проходящие по Босфору, моменты из повседневной жизни с женой. Я всегда полон решимости ничего не пропустить.
-4.- Я фотографирую в целях общения. Я использую свой iPhone, чтобы сфотографировать что-нибудь рукописное, исправленную страницу, абзац романа и отправить это издателю, чтобы его можно было быстро напечатать. Мой фотоархив полон новых страниц и исправлений.
-5.- Я фотографирую ради красоты. Я фотографирую случайную повседневную деталь, что-то, что внезапно кажется привлекательным, стену в вечернем солнце, что-то, что внезапно кажется очень странным в зеркале, и все, что может быть красивым, если его поместить в кадр моего мобильного телефона или камеры (каждое с последняя модель), и щёлк, щёлк, щёлк, очередная порция фотографий сделана.
-6.- Иногда я по вдохновению фотографирую "художественные" аранжировки и воображаю, что такая серия могла бы стать книгой. В моем архиве есть также многочисленные серии фотографий, которые так и не были закончены, а также такие, из которых неравнодушный человек легко мог бы сделать фотокнигу. Большинство выставленных здесь фотографий относятся к 6-й категории, но есть и фотографии из 3-ей и 5-ой категорий." О. Памук.
"Как и все, я фотографирую по разным причинам: -1.- Я хочу сохранить воспоминания об определенном дне, празднике, еде или определенных людях. -2.- Даже в обычные дни мне не хочется забывать определенные детали, определенный свет, что-либо. Когда я позже смотрю на подобные фотографии, я часто делаю записи в своем дневнике. -3.- Я фотографирую свой рабочий стол, своего кота, картинку в книге, которую читаю, работы в музее, корабли, проходящие по Босфору, моменты из повседневной жизни с женой. Я всегда полон решимости ничего не пропустить. -4.- Я фотографирую в целях общения. Я использую свой iPhone, чтобы сфотографировать что-нибудь рукописное, исправленную страницу, абзац романа и отправить это издателю, чтобы его можно было быстро напечатать. Мой фотоархив полон новых страниц и исправлений. -5.- Я фотографирую ради красоты. Я фотографирую случайную повседневную деталь, что-то, что внезапно кажется привлекательным, стену в вечернем солнце, что-то, что внезапно кажется очень странным в зеркале, и все, что может быть красивым, если его поместить в кадр моего мобильного телефона или камеры (каждое с последняя модель), и щёлк, щёлк, щёлк, очередная порция фотографий сделана. -6.- Иногда я по вдохновению фотографирую "художественные" аранжировки и воображаю, что такая серия могла бы стать книгой. В моем архиве есть также многочисленные серии фотографий, которые так и не были закончены, а также такие, из которых неравнодушный человек легко мог бы сделать фотокнигу. Большинство выставленных здесь фотографий относятся к 6-й категории, но есть и фотографии из 3-ей и 5-ой категорий." О. Памук.
"Когда-то композиция составленная на моём столе из чашки кофе, тарелки с завтраком, апельсинов, рукописи и репродукции картины Клода Моне “Банка с персиками”, выставленной в галерее Neue Meister в Дрездене - напоминала искусство. А импрессионизм напоминал мне фламандских мастеров: внутренняя часть стекла, световые отблески на мраморе. Когда два года спустя в Дрездене, вдруг передо мной оказался оригинал, мне пришлось задуматься еще раз о том, какую большую роль в моей жизни играют совпадения." О Памук.
"Когда-то композиция составленная на моём столе из чашки кофе, тарелки с завтраком, апельсинов, рукописи и репродукции картины Клода Моне “Банка с персиками”, выставленной в галерее Neue Meister в Дрездене - напоминала искусство. А импрессионизм напоминал мне фламандских мастеров: внутренняя часть стекла, световые отблески на мраморе. Когда два года спустя в Дрездене, вдруг передо мной оказался оригинал, мне пришлось задуматься еще раз о том, какую большую роль в моей жизни играют совпадения." О Памук.
Помочь мне написать “Чумные ночи” должен был не Наполеон, а другой самодержец, а именно 34-й османский султан Абдулхамит II, правивший с 1876 по 1909 год. Все четыре года работы над романом небольшая фигура Абдулхамита стояла на моем столе. Наконец, я использовал бюст вместе с военными фотографиями из так называемых “альбомов Абдулхамита” во дворце Йылдыз, а также со своими собственными акварелями. В композиции я использовал идентичную фигуру, окрашенную в черный цвет, которая поворачивается спиной к зрителю с названием Solus Rex, которую теперь можно увидеть на выставке “Орхан Памук. Утешение вещами” в картинной галерее “Старые мастера”.

Цикл материалов "Выставки в галерее Старые Мастера"

  1. Дрезден: Старые Мастера представляют Бернини
  2. Дрезден: Выставка «Караваджо. Человеческое и божественное»
  3. Дрезден: Выставка «Рафаэль — власть рисунков».
  4. Чуть подробнее о выставке "Власть рисунков".
  5. Дрезден: Выставка работ Антона Графа
  6. Дрезден: О завершившейся выставке с Шоколадницей
  7. Поход в Дрезденскую галерею
  8. Картинная галерея Старые Мастера — немного истории и новые впечатления
  9. Старые Мастера приглашают на виртуальные выставки
  10. Выставка «Вермеер. В отражении». Часть I
  11. Выставка «Вермеер. В отражении». Часть II
  12. Выставка «Вермеер. В отражении». Часть III
  13. Выставка «Эдвард Хоппер. Внутренний и внешний мир»
  14. Выставка: Путешествие в загробную жизнь (Reise ins Jenseits).
  15. По следам выставки «Магия реальности». Часть I
  16. По следам выставки «Магия реальности». Часть II
  17. По следам выставки "Магия реальности". Часть III
  18. Триумф саксонского барокко: скульптор Пауль Херманн
  19. Из Тени (Aus Dem Schatten) Женщины-художницы 16-18 веков
  20. Розальба Каррьера — совершенство в пастели. Часть I.
  21. Розальба Каррьера — совершенство в пастели. Часть II
  22. Розальба Каррьера — совершенство в пастели. Часть III
  23. Выставка: «Вневременная красота». Часть I
  24. Выставка: «Вневременная красота». Часть II
  25. Выставка: «Вневременная красота». Часть III
  26. Выставка «Орхан Памук. Утешение вещами». Часть I. «Музей невинности»
  27. Выставка «Орхан Памук. Утешение вещами». Часть II. Танец на канате через миры

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому