Турист larabi
larabi
была вчера 22:05
Фотоальбом

Жан-Пьер Латц. Сделано в Париже

SM-G780F
4 36

«Jean-Pierre Latz. Fait à Paris». Художественная мебель Жан-Пьера Латца при дворе Дрездена. Эта специальная выставка проходившая с 19 октября 2024 г. по 2 февраля 2025 г. в парадных залах замка-резиденции ознаменовала завершение обширного проекта исследований и реставрации художественной мебели и впервые представила её в полном объеме. В Музее декоративного искусства сейчас находится самая большая и важная в мире коллекция великолепной мебели знаменитого парижского краснодеревщика Жана-Пьера Латца (Jean-Pierre Latz, 1691–1754). В списке 30 отдельных предметов или, точнее сказать, 20 ансамблей. Они впечатляюще отражают искусство и великолепие двора Августа III. и его премьер-министра графа Генриха фон Брюля.

Коллекция мебели сильно пострадала с началом Второй мировой войны. Во время хранения и в период сразу после войны мебель получила повреждения, которые потребовали капитальной реставрации. Из-за в целом критических условий послевоенного периода и нехватки ресурсов изделия пришлось хранить на складе и, таким образом, они канули в Лету до настоящего времени. Благодаря консервации и реставрации, проводимой с 2017 года, эти выдающиеся произведения искусства впервые за более чем 80 лет смогли покинуть депо и ими снова можно было любоваться в рамках специальной выставки.

Жан-Пьер Латц, родившийся в Кельнском курфюршестве, эмигрировал в Париж в 1719 году, как и многие немецкие краснодеревщики. Способность Латца сочетать точность немецкого мастерства с исключительностью французского вкуса поставила его в авангарде французских краснодеревщиков (эбенистов) времен Людовика XV. Особенностью творчества Латца является диапазон его стилистического развития. Его проекты сочетают в себе роскошный, поддерживающий стиль времен Людовика XIV и мерцающий, воздушный стиль зарождающегося рококо. Его работы входят в число лучших произведений парижских краснодеревщиков середины 18 века и были востребованными статусными объектами при европейских дворах. Мебельные поверхности, выполненные из драгоценных инкрустаций (маркетри) из черепахового панциря и латуни, а позднее из изысканных тропических пород дерева, продолжают впечатлять зрителей и сегодня.

Пластичная, объёмная фурнитура (бронза) для мебели, изготовленная в его собственной мастерской — вопреки цеховым правилам, — сделала его творения востребованными и уникальными, и, в то-же время, вызвала зависть коллег по цеху. Судебные протоколы, подготовленные в этом контексте, позволяют нам сегодня получить уникальное представление о работе мастерской.

Помимо короля Польши Августа III. (он же Фридрих Август II, курфюрст Саксонии, 1696–1763) и его премьер-министра Генриха граф фон Брюля (1700–1763), их крупнейший политический оппонент Фридрих Великий (1712–1786) также приобрёл значительную коллекцию этой мебели. Кроме того, большая коллекция была обнаружена в Парме, которая, вероятно, была приобретена и принадлежала дочери Людовика XV. Марие Луизе Элизабет де Бурбон.

На выставке собственные фонды Музея декоративного искусства (Kunstgewerbemuseum Dresden) дополняются редкими экспонатами, предоставленными Фондом прусских дворцов и садов и Палаццо Квиринале в Риме [мебель из Пармы]. Прочие экспонаты из коллекции SKD дополняют картину того времени.

„Jean-Pierre Latz. Fait à Paris”.
„Jean-Pierre Latz. Fait à Paris”.
Художественная мебель Жан-Пьера Латца при дворе Дрездена.
1.  Туалетный чемодан на столе.
1. Туалетный чемодан на столе.
Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle), ок. 1700, Париж Корпус: дуб, хвойная древесина, орех, маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, олово, черное дерево: фурнитура: литая латунь, позолота SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37608. ----- Чемодан для туалетных принадлежностей был куплен в комплекте вместе со своим аналогом в 1717 году агентом Монтаргоном (Montargon) в Париже. Графически задокументировано его непосредственное размещение в парадной спальне, обставленной заново в 1719 году. Название предполагает хранение предметов для косметического ухода или парикмахерских услуг. Первоначально он был отделан красным шелковым бархатом, теперь внутренняя отделка выполнена из голубого шелкового атласа.
Николас де Монтаргон
Николас де Монтаргон
Уроженец Франции Монтаргон (Nicholas de Montargon, ?-1727) был камергером на службе Августа Сильного примерно с 1702 года и много раз ездил в Париж от его имени. Он покупал мебель, оружие, седла, редких собак, а также эскиз рейнгрейвского костюма Людовика XIV модель куклы в соответствующем одеянии. Когда он уведомил короля о том, что на рынке появилась серия маркетри-мебели, в том числе две туалетные шкатулки, ему было приказано немедленно купить их, поскольку они очень пришлись королю по вкусу: “Fort du goût du Roi”.
3. Пьедестал. Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle, 1642-1732), до 1715 г., Париж.
3. Пьедестал. Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle, 1642-1732), до 1715 г., Париж.
Конструкция: Хвойная древесина; Маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, олово, рог (цветной фон), черное дерево; Фурнитура: литая латунь, позолота В Версале Буль также украсил кабинет Великого Дофина — комнату, где он представил свою коллекцию произведений искусства. Он предоставил постаменты для бронзовых скульптур. Август Сильный последовал этому примеру при проектировании интерьера своей галереи живописи и скульптуры в замке-резиденции в 1718 году, а затем и в Бронзовом зале Зеленых сводов. Хотя многие такие же пьедесталы он купил в Париже, это единственный, который действительно можно отнести к мастерской Буля.
4.  Раймон Леплат. Раймон Леплат (Raymond Leplat), до 1728 года, рисунок. SKD, Kupferstich-Kabinett, Iny-No. Ca 2013-1/18 (репродукция).  SKD, фото: Герберт Босванк
4. Раймон Леплат. Раймон Леплат (Raymond Leplat), до 1728 года, рисунок. SKD, Kupferstich-Kabinett, Iny-No. Ca 2013-1/18 (репродукция). SKD, фото: Герберт Босванк
За самые обширные покупки в Париже отвечал фламандский архитектор Леплат (Raymond Leplat, 1663-1742), который с 1698 года находился на службе у Августа Сильного в качестве надсмотрщика королевских коллекций и дизайнера интерьеров. Он по меньшей мере четыре раза ездил во французскую столицу в качестве агента Августа Сильного для приобретения картин, скульптур, фарфора, одежды, выкроек для шитья или одетых манекенов, тканей, бижутерии, настенных покрытий, декоративных элементов для частных комнат, мебели, огнестрельного оружия, сёдел и карет.
10.  Письменный стол. Николя Сажео (Nicolas Sageot, 1666-1731) (приписывается), ок. 1710, Париж.
10. Письменный стол. Николя Сажео (Nicolas Sageot, 1666-1731) (приписывается), ок. 1710, Париж.
Корпус: бук, дуб, орех, хвойная древесина; Маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, палисандр (19 век), черное дерево; Фурнитура: литая латунь, позолота. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 42314 Ассортимент маркетри-мебели (инкрустированной мебели), приобретённой в Париже Августом Сильным, был очень велик и включал в себя пьедесталы, столы, туалетные шкафы, шкафы, комоды и даже письменные столы. Из четырех задокументированных бюро сохранилось только это. Превосходное качество его маркетри и фурнитуры говорит о высоких стандартах Августа Сильного. Первоначально столешница также была украшена маркетри.
Август III и Генрих граф фон Брюль.
Август III и Генрих граф фон Брюль.
Август III (1696-1763) изображен здесь как курфюрст с польским орденом Белого Орла на голубой ленте. Он сменил своего отца Августа Сильного на посту курфюрста Саксонии в 1733 году. Ему также удалось быть избранным королем Польши. С большой помпой, пышными парадами и маскарадами он женился в 1719 году на Марии Жозефе (1699-1757), эрцгерцогине Австрийской. Еще будучи принцем, он считался большим любителем искусства и расширял мировую репутацию дрезденских коллекций за счет целевых закупок лучших произведений. ---- Луи де Сильвестр (Louis de Silvestre, 1675-1760), после 1716 года, Франция, холст, масло.SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Inv.-Nr 75/39 (репродукция), фото: Эльке Эстель/Ханс-Петер Клут /// Генрих фон Брюль (Heinrich von Brühl, 1700–1763) как никто другой повлиял на политические и культурные события при саксонском дворе в XVIII веке. С 1746 года, при Фридрихе Августе II, он руководил государственными делами в качестве премьер-министра и, будучи главой курфюрших коллекций произведений искусства, расширил их владения. Он также собрал впечатляющую частную коллекцию, которая включала более 600 картин и фарфоровый сервиз “Лебедь”, который он заказал в Мейсене. ----- Копия по мотивам Марчелло Баччарелли (Marcello Bacciarelli, 1731-1818), 1740/50 гг. Холст, масло. SKD, Gemäldegalerie Alte Meister, Inv.-Nr. Mo 679 (Reproduktion) Gemäldegalerie Alte Meister, SKD, Foto: Elke Estel/Hans-Peter Klut
34.  Комод. Бернар II ван Рисамбург (Bernard II van Risamburgh, 1705–1766), ок. 1750, Париж.
34. Комод. Бернар II ван Рисамбург (Bernard II van Risamburgh, 1705–1766), ок. 1750, Париж.
Корпус: дуб, орех; маркетри/инкрустация: амарант, королевское дерево, сатин и друге неопознанные породы дерева; Фурнитура: литая латунь, позолота, SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37418. ---- Этот комод является частью пары, первоначально составлявшей ансамбль из двух комодов меньшего размера и двух угловых шкафов (Encoignuren). Этот охотничий декор уникален в творчестве ван Рисамбурга (van Risamburgh). Хотя второй комод был поврежден во время Второй мировой войны, а энкойньюры сгорели, два меньших комода были переданы дому Веттинов в 1925 году в качестве компенсации бывшей королевской семье. Сегодня они находятся в музее Дж. Пола Гетти (Лос-Анджелес).
34. Комод. Бернар II ван Рисамбург (Bernard II van Risamburgh, 1705–1766), ок. 1750, Париж.
34. Комод. Бернар II ван Рисамбург (Bernard II van Risamburgh, 1705–1766), ок. 1750, Париж.
Немецкая фотобиблиотека
35.  Напольные часы. Меббельщик: неизвестен; часовой механизм: Михаэль Столлеверк (Michael Stollewerck, ок. 1700-1768), около 1746 г. Париж.
35. Напольные часы. Меббельщик: неизвестен; часовой механизм: Михаэль Столлеверк (Michael Stollewerck, ок. 1700-1768), около 1746 г. Париж.
Корпус: дуб, твердая древесина; маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, рог с синей подложкой, перламутр, черное дерево, тропическое дерево в качестве шпона внутри: литая латунь, позолота. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37335. Напольные часы, корпуса которых были покрыты шпоном различных пород дерева, были новым типом часов в Париже в 1730-х и 1740-х годах. Их редко изготавливали в технике буль-маркетри, как этот, единственный французский образец в Дрездене. Техническая сложность этих напольных часов отразилась в их механизме, который когда-то показывал фазы луны, день недели и день месяца, а также в перезвоне исполнялось восемь разных мелодий.
33.  Комод.  Бернар II ван Рисамбург (Bernard II van Risamburgh, 1705-1766), ок.  1750, Париж).
33. Комод. Бернар II ван Рисамбург (Bernard II van Risamburgh, 1705-1766), ок. 1750, Париж).
Конструкция: дуб, орех; Маркетри/инкрустрация: амарант, королевское дерево, сатин и другие неопознанные породы дерева; фурнитура: литая латунь, позолота. SKD, Kunstgewerbemuseum, инв. 37348, © SKD, фото: Ханс-Вернер Людвиг ---- Дрезденский двор купил его у ведущих парижских эбенистов (краснодеревщиков) середины 18 века, в том числе у Бернара II ван Рисамбурга, который изготовил этот комод и поставил на нем свою печать “BVRB”. Фурнитура трехмерной формы определяет их внешний вид. По своей монументальности они уникальны в творчестве ван Рисамбурга. К сожалению, некоторые элементы этого декора были утрачены во время Второй мировой войны.
37. Маятниковые часы. Корпус: неизвестен, часовой механизм: J.B. Дюшен (мастер 1723), ок. 1730, Париж. / Картельные часы (Carteluhr). Корпус: неизвестно; часовой механизм:неизвестно, до 1750, Париж.
37. Маятниковые часы. Корпус: неизвестен, часовой механизм: J.B. Дюшен (мастер 1723), ок. 1730, Париж. / Картельные часы (Carteluhr). Корпус: неизвестно; часовой механизм:неизвестно, до 1750, Париж.
Корпус: Дуб; маркетри/инкрустация: латунь, черепаховый панцирь; Фурнитура: литая латунь, травленая. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 44939 ---- Эти маятниковые часы можно датировать 1730 годом, поскольку фронтон украшен пальметтой. В то время как их движение измеряет время, земной и небесный глобусы представляют собой измерение мира и небосвода. Этот тип часов представляет собой связующее звено между часами, купленными Августом Сильным в Париже, и часами, изготовленными Жаном-Пьером Лацем для дрезденского двора. На стекле двери Хронос раскрывает аллегорию истины. / Латунь, позолоченная. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37813. ----- Тип часов “Картель”, появившийся около 1750 года, характерен тем, что такие часы вешали на стену. В XVIII веке их часто вешали перед зеркалом, создавая впечатление, будто они парят, как бронзовое украшение. Иррациональный размер музицирующей пары по отношению к цветочной гирлянде типичен для рококо, стиля, в котором законы природы были приостановлены.
39  Канделябры. Жан-Жозеф де Сен-Жермен (Jean-Joseph de Saint-Germain, 1719-1791) (приписывается), ок. 1750, Париж.
39 Канделябры. Жан-Жозеф де Сен-Жермен (Jean-Joseph de Saint-Germain, 1719-1791) (приписывается), ок. 1750, Париж.
Латунь, позолота. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 44011. ---- Эстетическое качество этого канделябра определяется его натурализмом. Грубая поверхность коры ствола дерева, на ветвях которого сохранились недостающие сегодня подсвечники, контрастирует с гладкими архитектурными элементами, такими как сферически искривленная балюстрада. Взаимодействующие путти иррациональных пропорций — типичные мотивы Жана-Жозефа де Сен-Жермена. Соответствующее произведение, подаренное дому Веттинов в 1925 году, находится в Художественном музее Кливленда.
Французские предметы роскоши во времена правления Августа III
Французские предметы роскоши во времена правления Августа III
Хотя письменных документов о покупках из Парижа в период правления Августа III нет. (1733-1763), сохранившиеся предметы показывают, что дрезденский двор во второй четверти XVIII в. приобретал обстановку во французской столице. Отдельные произведения искусства демонстрируют индивидуальный вкус: монументальные изделия из латуни - позолоченные или желтообожженные - высоко ценились, будь то подсвечники, андироны или фурнитура для мебели. Последние происходили из мастерских ведущих парижских ébénistes (разновидность краснодеревщиков) того времени. Экспонаты являются свидетельством стиля рококо, который был вдохновлен природными формами и в то же время нарушал все законы природы. Типичны гротескные формы раковин (рокай), пышные усики растений и причудливые скальные образования, балюстрады (перила), которые кажутся искривленными. Речь идет о фантастической игре неправильных и асимметричных форм.
40.  Пара Андиронов, или каминных козлов (Kaminböcke).  Неизвестно, 1740/50, Париж.
40. Пара Андиронов, или каминных козлов (Kaminböcke). Неизвестно, 1740/50, Париж.
Латунь, позолоченная. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37523 a und 37523 b ---- Динамичная фигурная композиция пары андиронов охотников и затравленного волка слева и кабана справа выложена на зеркально-симметричной орнаментальной конструкции словно на сцене. Мастерское взаимодействие различных поверхностей особенно заметно в контрасте между гладкой блестящей балюстрадой и вздернутой в страхе кабаньей щетиной. Сопоставимые произведения можно найти в коллекции Палаццо Квиринале (Рим).
41.  Пара Андиронов, или каминных козлов (Kaminböcke). Французские, ок. 1750 г.Латунь, позолоченная.  SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37548 a und 37548 b
41. Пара Андиронов, или каминных козлов (Kaminböcke). Французские, ок. 1750 г.Латунь, позолоченная. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37548 a und 37548 b
Задуманные в виде небольших скульптур, стоящих в камине, андироны были декоративными элементами и отражали свет пылающего огня, что оживляло их. В выставленных здесь предметах отсутствует скоба, ведущая назад, которая служила для удержания дров в камине. На этих двух андиронах, выполненных из рокайлей, изображена пара, одетая в азиатскую одежду. В рококо были модны восточноазиатские темы, основанные на европейских фантазиях.
42.  Часы “Аполлон”. Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц; часовой механизм: Пьер-Франсуа Жиль (1690-1765), 1739, Париж.
42. Часы “Аполлон”. Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц; часовой механизм: Пьер-Франсуа Жиль (1690-1765), 1739, Париж.
Корпус: дуб, орех (Pendule) и хвойная древесина (Pieestal); Маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь латунь, эбеновая древесина, черное дерево, перламутр, рог; фурнитура: литая латунь, позолота. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37627-1 und 37780-2. ------ Этот ансамбль, состоящий из часов и постамента, первоначально входил в состав набора из четырех предметов, приобретенного мебельным управлением (Gardemeuble Verwaltungs) двора в Дрездене из имения графа фон Брюля в 1768 году: “Четверо одинаковых французских часов, футляры на высоких консолях, инкрустированные черепахой и латунью, также богато украшенные бронзовым и позолоченным орнаментом, с розой спереди». * Часы графа Брюля.* В В Музее декоративного искусства Дрездена хранится уникальная во всем мире коллекция французских часов второй четверти XVIII века. Эти часы обычно продаются парами и имеют футляр с Буль-маркетри. Тринадцать таких часов, в том числе длинные корпусные часы 35 и маятниковые часы на высоком постаменте 42, стоящие справа, принадлежали коллекции графа Брюля, который заказал эти часы из Парижа для отделки своего дворца. Во время консервации маятниковых часов была обнаружена очень интересная рукописная подпись, указывающая на год их изготовления - 1739, а также следующее: Gemagt zu Paris vom Herren Latz aebenistre Vom Konig zu pohlen Friedeticus Augusten Churfurst Von Saxen (Сделано в Париже мастером Господин Латц, краснодеревщик короля Польши, курфюрстского принца Фридерика Августа Саксонского) Таким образом, мы знаем не только, кто создал это произведение искусства. Жан-Пьер Латц, теперь мы также знаем, что он, должно быть, работал на Августа III до того, как граф Брюль купил эти часы.
Фридрих II и граф Фридрих Рудольф Ротенбургский (Friedrich II. & Graf Friedrich Rudolf von Rothenburg).
Фридрих II и граф Фридрих Рудольф Ротенбургский (Friedrich II. & Graf Friedrich Rudolf von Rothenburg).
Антуан Песне (Antoine Pesne, 1683-1757), король Фридрих II. / Иоганн Готлиб Глюме (Johann Gottlieb Glume, 1711-1778), Фридрих Рудольф, граф Ротенбургский. --- Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg, Inv.-Nr. GK 1 51018 und GK 19407 SPSG, Foto:Roland Handrick. ------ Фридрих Великий правил Пруссией с 1740 по 1786 год и превратил страну в крупную военную и культурную державу Европы. Он был франкофильским любителем искусства, музыкантом и литератором. С помощью своего близкого доверенного лица и агента, графа Фридриха Рудольфа фон Ротенбурга (Friedrich Rudolf von Rothenburg, 1710–1751), он приобрел в 1746 году прредметы французского искусства, в том числе мебель Латца из Парижа, которая использовалась для обустройства его кабинета во дворце Сан-Суси.
43.  Напольные часы. Корпус: Жан-Пьер Латц; часовой механизм: Жан Бьеста (Jean Biesta, 1712-1791), 1754, Париж. / 45. Маятниковые часы на оленях (Pendule aux biches). Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Михаэль Столленверк (ок. 1700-1768)
43. Напольные часы. Корпус: Жан-Пьер Латц; часовой механизм: Жан Бьеста (Jean Biesta, 1712-1791), 1754, Париж. / 45. Маятниковые часы на оленях (Pendule aux biches). Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Михаэль Столленверк (ок. 1700-1768)
43. Корпус: дуб; маркетри/инкрустация: красное дерево с палисандром, клен (снаружи), палисандр (внутри); фурнитура: латунь, позолота, железные винты. Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg, Inv.-Nr. V 4 ---- Эти напольные часы, которые были частью оригинальной обстановки Потсдамского городского дворца, несомненно, являются работой мастерской Латца. Об этом свидетельствует опись после смерти Латца в 1754 году. Там отмечается, что pendule à Seconde (часы с длинным маятником для секунд) был продан королю Пруссии за 1500 ливров. Мы также узнаем, что только позолота фурнитуры обошлась в 900 ливров. / 45. Корпус: дуб; маркетри/инкрустация: атлас, тутовое дерево, палисандр, лист латуни, пиленый, черепаховый панцирь и рог (цветной фон), перламутр; фурнитура: жёлтая литая латунь, позолота. Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg, Inv.-Nr. V 114. Часы, опирающиеся на задние лапы (франц. biche) и увенчанные богиней охоты Дианой, — одна из красивейших парижских моделей первой половины XVIII века. Автором считается Бернард I ван Рисамбург, соответствующая модель упоминается в его описи смерти. На Potsdam Pendule aux biches дважды проштамповано клеймо «I.P.LATZ». Это значит, что эта модель также изготовлялась в мастерской Латца. / 46. Корпус: дуб и орех (часы) или хвойная древесина (пьедестал); маркетри/инкрустрация: черепаховый панцирь, латунь, черное дерево; фурнитура: литая латунь, позолота | корпус: дуб и орех (маятник) и хвойный (постамент) соответственно, маркетри: черепаховый, латунь, черное дерево; оправы: латунь литая, огненно позолоченная. Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37680-1 und 37627-2.
46  Маятниковые часы “Хронос”. Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Gault A Paris, 1739, Париж.
46 Маятниковые часы “Хронос”. Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Gault A Paris, 1739, Париж.
Этот ансамбль Латца дважды подписан на обратной стороне двух игральных карт, один раз на немецком и один раз на французском языке: «Fait à Paris par le Sr. Latz Maitre ébénistre ... 1739» [Сделано в Париже г-ном Латцем, мастером-краснодеревщиком …1739]. Немецкая подпись заканчивается латинскими словами «infendit [sic.] & fecit», которыми Латц указывает, что он не только изготовил часы, но и спроектировал их.
Маятниковые часы. Корпус: Жан-Пьер Латц, штампованный, часовой механизм: Жан Биеста (Jean Biesta, 1712-1791), 1752/53, Париж.
Маятниковые часы. Корпус: Жан-Пьер Латц, штампованный, часовой механизм: Жан Биеста (Jean Biesta, 1712-1791), 1752/53, Париж.
Корпус: дуб; маркетри/инкрустация: амарант, палисандр; фурнитура: бронза, позолота; белый эмалевый циферблат с цифрами из синей эмали, позолоченные металлические стрелки. Palazzo del Quirinale, Inv.-Nr. PR 7587. --- Эти часы с печатью Латца, ранее принадлежавшие герцогам Пармским, были перевезены в Квиринальский дворец в Риме (Palazzo del Quirinale) после объединения Италии в 1861 году, который стал резиденцией итальянских королей. Он находился там с 1888 года в кабинете Первой Императорской квартиры. Металлические украшения по бокам из четырехлепестковых цветов, образующих ромбовидный узор, чрезвычайно изысканны. Латц также использовал этот дизайн для маркетри.
48.  Комод. Жан-Пьер Латц, (приписывается) ок. 1750, Париж. / 50.  Два угловых шкафа. Жан-Пьер Латц, штамп, 1752/53, Париж.
48. Комод. Жан-Пьер Латц, (приписывается) ок. 1750, Париж. / 50. Два угловых шкафа. Жан-Пьер Латц, штамп, 1752/53, Париж.
48. Коркус: дуб, сатин, амарант; маркетри/инкрустация: клен, амарант, сатин, королевское дерево, палисандр; фурнитура: бронза, позолота. Верх: бардильо/Bardiglio (мрамор). Palazzo del Quirinale, Inv.-Nr. PR 418. / / / 50. Корпус: дуб; маркетри/инкрустация: сатинэ, амарант; фурнитура: бронза, позолота; верх: Джалло Сиена/Giallo Siena (мрамор). Palazzo del Quirinale, Inv.-Nr. PR 15431 und PR 15432. ---- В 1753 году, после визита к своему отцу Людовику XV., Луиза Элизабет привезла в Парму около 14 повозок мебели и предметов, купленных в Париже. Этот комод был частью обстановки Палаццо Дукале (Palazzo Ducale) в Колорно. Хотя он и не подписан Латцем, он демонстрирует большие аналогии с другой его мебелью с элегантным цветочным маркетри/инкрустацией и бронзовой фурнитурой в форме завитков, а поэтому может быть отнесен к работам этого столяра-краснодеревщика. Эти два угловых шкафа с печатью «IP LATZ» были частью партии, которую Луиза Элизабет взяла с собой из Парижа в Парму. Согласно описи 1811 года, они помещались вместе с комодом с показанной здесь цветочной маркетри (48). По сравнению с другими угловыми шкафами Латца, эти изделия не имеют выдвижного ящика в сужающейся части под мраморной столешницей, а края более прямые.
49.  Мария Луиза Элизабет де Бурбон. Копия с картины Жана Марка Наттье, Мария Луиза Элизабет де Бурбон. Неизвестный. Масло, дерево. Châteaux de Versailles et de Trianon, Inv.-Nr. MV3741 (репродукция).
49. Мария Луиза Элизабет де Бурбон. Копия с картины Жана Марка Наттье, Мария Луиза Элизабет де Бурбон. Неизвестный. Масло, дерево. Châteaux de Versailles et de Trianon, Inv.-Nr. MV3741 (репродукция).
Луиза Элизабет (Marie Louise Élisabeth de Bourbon, 1727–1759), старшая дочь Людовика XV. (1710–1774), была выдана замуж за Филиппа Испанского (1720–1765) в возрасте двенадцати лет. В 1748 году в результате войны за австрийское наследство он был назначен герцогом Пармским. Луиза Элизабет на протяжении всей своей жизни поддерживала тесные связи с Версалем. Ее французское влияние при дворе и в политике Пармы было огромным. Для резиденции Палаццо Дукале в Колорно она приобрела большое количество мебели в Париже.
51  Пальмовые часы. Жан-Пьер Латц (приписано), часовой механизм: Gault A Paris, доступен только циферблат, ок. 1750, Париж. / Напольные часы, 1930 г. Угловой парадный зал, Residenzschloss Dresden Немецкая фотобиблиотека, фото: Вальтер Мёбиус
51 Пальмовые часы. Жан-Пьер Латц (приписано), часовой механизм: Gault A Paris, доступен только циферблат, ок. 1750, Париж. / Напольные часы, 1930 г. Угловой парадный зал, Residenzschloss Dresden Немецкая фотобиблиотека, фото: Вальтер Мёбиус
Литье из латуни, позолота, эмаль. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 52901 ---- В описи, составленной после смерти Латца в 1754 году, имеется следующая запись: «Пальма как маятниковые часы... служит моделью». Вес указан как 230 ливров или 113 килограммов (246 фунтов), из чего мы можем сделать вывод, что это была чрезвычайно большая модель. Предполагается, что указанная в описи модель послужила для создания этих маятниковых часов. На фотографии показаны часы в их состоянии в 1930 году, прежде чем они были сильно повреждены во время Второй мировой войны.
51 Пальмовые часы. Жан-Пьер Латц (приписано), часовой механизм: Gault A Paris, доступен только циферблат, ок. 1750, Париж.
51 Пальмовые часы. Жан-Пьер Латц (приписано), часовой механизм: Gault A Paris, доступен только циферблат, ок. 1750, Париж.
Фигура Аполлона, дужки канделябров, а также основание с инкрустацией Буля утеряны. Первоначально их высота должна была составлять около 2,4 метра (чуть менее 8 футов). Это невероятный размер для предмета из литой латуни, поэтому существует лишь несколько произведений искусства, которые могут сравниться с ними. Две показанные здесь версии являются единственными известными примерами этой конкретной модели. Трудно представить, что когда-то эти часы имели блестящую золотую поверхность и изящную отделку, как и фурнитура мебели на этой выставке. Сильная жара, вызванная воздушным налетом и пожаром после бомбардировки в феврале 1945 года, серьезно повредила их.
Часы минимум парой.
Часы минимум парой.
Особенностью изделий Латца в коллекции Дрездена являются часы, которые приобретались как минмум парами. Две модели были даже в четырех вариантах. Одна из пар представляла собой модель часов, коронованных Хроносом на постаменте с головой Аполлона. Каждые из двух часов имел черепаховый фон с латунными вставками, так называемая première partie. Маркетри/инкрустация двух других часов была полной противоположностью и поэтому пара называлась contre party. В этом случае в латунную основу вставлены элементы из перламутра, цветного рога и панциря черепахи. Минерал селенит также использовался в мастерской Латца. Модель часов “Хронос” в несколько ином виде была приобретена Фридрихом Великим в 1746 году. Фридрих и его агент граф Ротенбург несколько раз были в Дрездене между 1742 и 1745 годами во время Силезских войн. Вероятно, именно здесь они и черпали вдохновение на покупку.
52  Маятниковые часы “Хронос”. Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Gault A Paris, 1739 год, Париж.
52 Маятниковые часы “Хронос”. Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Gault A Paris, 1739 год, Париж.
Корпус: дуб, орех (Pendule) и хвойная древесина (Pedestal); маркетри/инкрустрация: черепаховый панцирь, латунь, черное дерево, рог (цветной фон), перламутр, селенит; фурнитура: литая латунь, позолота. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37616-1 und 37616-2. ---- Маркетри/инкрустация этого ансамбля является противоположностью (46), то есть поверхности шпона с рисунком были распилены вместе в процессе производства. Об этом свидетельствуют следы спилов, одинаковые на обеих деталях. Первоначально существовал второй ансамбль с цветными вставками. Он был подарен Дому Веттинов в 1925 году в рамках выходного пособия бывшей королевской семье и сейчас находится в итальянской частной коллекции.
53.  Часы Хроноса. Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Gault A Paris, ок. 1739 г., Париж.
53. Часы Хроноса. Корпус и постамент: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Gault A Paris, ок. 1739 г., Париж.
Конструкция: дуб, орех (Pendule) и хвойная древесина (Pedestal); маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, черное дерево; фурнитура: литая латунь, позолота. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37679-1 und 37628-2. ----- Этот ансамбль представляет собой еще одну версию маятниковых часов “Хронос”. Это премьерная партия (черепаховый панцирь с латунными вставками), но она не имеет той же базовой конструкции, что и ее аналог (46), поскольку они имеют другие детали и маркетри. Однако фурнитура идентична. Прикрученную фурнитуру можно снять и разобрать подставку на отдельные части. Это, конечно, было сделано для облегчения транспортировки.
54  Бальный зал Дворца Брюля.    Дж. Э. Ассманн (активен около 1850 г. | активен около 1850 г.), Внутренний вид бывшего бального зала во дворце Брюля, 1876 год. Ручка серого и золотого цвета, карандаш, акварель.   SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv.-Nr. C 187
54 Бальный зал Дворца Брюля. Дж. Э. Ассманн (активен около 1850 г. | активен около 1850 г.), Внутренний вид бывшего бального зала во дворце Брюля, 1876 год. Ручка серого и золотого цвета, карандаш, акварель. SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv.-Nr. C 187
Когда страсбургский органостроитель Иоганн Андреас Зильберман (Johann Andreas Silbermann, 1712-1786) посетил своих родственников в Дрездене в 1741 году, он вел путевой дневник. Он также записал свое посещение Дворца Брюля. Так мы узнаем, что в большом зале, впоследствии банкетном, стояли на подставках четверо больших часов высотой 8 футов, литые и позолоченные, из черепахового панциря и черного дерева. Можно предположить, что это были четверо маятниковвх часов “Хронос”.
55  Маятниковые часы “Хронос”. Корпус: Жан-Пьер Латц (приписывается), часовой механизм: Жан Шаро (Jean Charost, 1703-1787), ок. 1745, Париж.
55 Маятниковые часы “Хронос”. Корпус: Жан-Пьер Латц (приписывается), часовой механизм: Жан Шаро (Jean Charost, 1703-1787), ок. 1745, Париж.
Корпус: дуб; фигурки: латунь, позолота, винты железные; маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь с латунными вставками; фурнитура: медные сплавы, позолота. Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg, Inv.-Nr. V6. Этот ансамбль, приобретенный Фридрихом Великим в 1746 году, представляет собой интересное развитие дрезденской модели. Чтобы освободить место для секундного маятника, длина которого составляет около одного метра (около 39 дюймов), маятниковые часы и пьедестал были объединены в единое целое. На постаменте голову Аполлона заменило окно. Оконная рама, а также центральное крепление на переходе между шахтой и цоколем демонстрируют развитие орнаментов рококо 1740-х годов.
56.  Эскиз часов. Неизвестный неизвестный художник, ок. 1744/45. Перо и тушь, рисунок на промасленной (?) бумаге.  Stockholm, Nationalmuseum, Inv.-Nr. NMH THC 7158. Nationalmuseum, Foto: Cecilia Heisser.
56. Эскиз часов. Неизвестный неизвестный художник, ок. 1744/45. Перо и тушь, рисунок на промасленной (?) бумаге. Stockholm, Nationalmuseum, Inv.-Nr. NMH THC 7158. Nationalmuseum, Foto: Cecilia Heisser.
Эскиз, автор и обстоятельства которого неизвестны, происходит из собрания Карла Хорлемана (Carl Hårlemans, 1700-1753), работавшего архитектором при шведском дворе с 1727 года. Он спроектировал интерьер королевского дворца в Стокгольме. В 1744/45 он побывал в Париже. Вероятно, рисунок попал в его коллекцию именно в этом контексте. На эскизе часов показано удивительное количество особенностей потсдамской версии часов “Хронос”.
Драгоценные облицовки.
Драгоценные облицовки.
Во второй четверти XVIII века стало модным покрывать (облицовывать) корпус мебели тонкими слоями ярко окрашенных шпонов из французских колоний на Карибах и в Африке. Цветовая палитра и фактуры амаранта, сатина, палисандра, королевского дерева, наиболее часто встречающихся в мебели Латца, варьировалась от темно-фиолетового, насыщенно-красного до темно-розового. Неизвестные в Европе, эти деревья обладали огромным очарованием. Возникший в результате большой спрос привел к серьезной чрезмерной вырубке деревьев в колониях Эти контрастные породы дерева часто сочетались в сложных геометрических узорах, а иногда даже в живописных мотивах. Мастерская Латца изготовила вид шпона, практически не имеющий аналогов по виртуозности исполнения: это был волнистый шпон, который особенно хорошо виден в бюро и картонье, особенно по бокам.
58  Картонье (Cartonnier). Жан-Пьер Латц (приписывается), до 1746 г., Париж. Корпус: дуб; маркетри: амарант, красное дерево; фурнитура: литая латунь, позолота.  Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg, Inv.-Nr. IV 22, IV 2787 und V 161
58 Картонье (Cartonnier). Жан-Пьер Латц (приписывается), до 1746 г., Париж. Корпус: дуб; маркетри: амарант, красное дерево; фурнитура: литая латунь, позолота. Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg, Inv.-Nr. IV 22, IV 2787 und V 161
Картонье является частью инвентаря короля Пруссии Фридриха II во дворце Сан-Суси в Потсдаме. Он был куплен в Париже в 1746 году к плоскому бюро (59). Фурнитура имеет значительное сходство с дрезденским картонье (57). В Потсдамском экземпляре до сих пор сохранилась полная скульптура аллегории истины, а также два путти на часах, которые были потеряны дрезденским картонье.
59  Плоское бюро (Bureau Plat). Жан-Пьер Латц (приписывается), до 1746 г., Париж.
59 Плоское бюро (Bureau Plat). Жан-Пьер Латц (приписывается), до 1746 г., Париж.
Конструкция:дуб; маркетри/инкрустрация: сатине, амарант; фурнитура: литая латунь, позолота, несколько штампованных букв C-couronné, кожа (обновлена в 2024 г.) Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg, Inv.-Nr. IV21. В 1746 году Фридрих II заказал этот Bureau Plat (письменный стол) и картонье (58) в Париже для дворца Сан-Суси через графа Ротенбурга. Стол с изысканным волнистым шпоном и чрезвычайно тонкой фурнитурой представляет собой шедевр парижского столярного дела 1740-х годов. Три года спустя Фридрих II поручил потсдамскому краснодеревщику Иоганну Генриху Хюльсману (Johann Heinrich Hülsmann, 1688-1760) сделать копию.
60  Комод. Жан-Пьер Латц (приписывается), ок. 1745, Париж.
60 Комод. Жан-Пьер Латц (приписывается), ок. 1745, Париж.
Корпус: дуб, орех, тополь (?); маркетри/инкрустация: сатине, королевское дерево; более поздние дополнения из палисандра; фурнитура: литая латунь, травление. Верх: Бреш д'Алеп/Breche d'Alep (мрамор). SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37652. Хотя детали конструкции этого комода типичны для парижского комода в стиле Людовика XV того времени, необычны, что зубчатые боковые стенки на узких сторонах опущены очень низко,. Также очень выражен фартук (табльер) спереди, подчеркивающий вертикальную ось. Комод — еще один пример того, что двор в Саксонии имел уникальный вкус, который не всегда строго следовал французской модели.
Состояния сохранности.
Состояния сохранности.
Коллекция поражает разнообразием состояний. Большинство произведений переделывалось всего несколько раз. Инкрустация сохранилась в редко встречающейся свежести. Поверхности часто шлифовали и полировали, чтобы латунь снова стала блестящей, что приело к повреждению гравюр, которые могли полностью исчезнуть. Прекрасно сохранившиеся гравюры на многих предметах Латца в Дрездене демонстрируют первоначально задуманную живость. Основания часов на оленях были сильно переработаны в XIX веке. В случае пьедестала с латунным фоном значительное количество цветных инкрустации было заменено. В изделиях с черепаховым фоном дрезденский краснодеревщик Фридрих Денерт в 1887 году полностью удалил маркетри и заменил некогда темный черепаховый фон красной краской. Величайшее испытание терпения в его жизни, как он свидетельствует на наклеенной пластинке.
Пожалуйста, прикоснитесь!  Шпон и конструкционная древесина.
Пожалуйста, прикоснитесь! Шпон и конструкционная древесина.
Во Франции XVIII века для поверхностей высококачественной мебели использовали красочные, очень ценные породы древесины из колоний Карибского бассейна и Африки. Для этого из ствола выпиливали тонкие листы, иногда толщиной менее 2 мм, и наклеивали на корпус в качестве шпона. Затем их шлифовали, полировали и покрыли лаком, усиливающим цветовой эффект. Для корпусов использовались европейские, гораздо более дешевые породы древесины, такие как дуб, хвойные породы и орех. Цвет виниров/шпона изменился под воздействием света. Настоящее великолепие цвета можно увидеть только в защищенных местах, например, под фурнитурой. Кровавое дерево (тик) / Satiné / bloodwood. - Kоролевское дерево / Königsholz | kingwood. - Амарант / Amaranth / amaranth - Палисандр / Rosenholz / rosewood. - Эбеновое дерево (хурма) / Ebenholz / ebony. - Махагони/ Mahagoni / mahogany. - Клен/ Ahorn /maple - Шелковица / Maulbeere / mulberry. -Грецкий орех / Nussbaum / walnut - Ель / Fichte / spruce. - Дуб / Eiche / oak. - Тополь / Pappel / poplar.
Материалы для буль-маркетри/буль-инкрустации (Boulle-Marketerie).
Материалы для буль-маркетри/буль-инкрустации (Boulle-Marketerie).
Обычно в качестве основных материалов использовались черепаховый панцирь и листовая латунь. Чтобы иметь возможность так точно вставить мелкие мотивы в другой материал, обе детали необходимо распилить вместе за один процесс. Для этого уже окрашенный, отшлифованный черепаховый панцирь и латунные листы склеиваются в пакет. Мотив выпиливается с помощью пильного полотна толщиной не более 0,5 мм. Затем панели разделяются, мотивы вставляются в другой материал как позитивные, так и негативные и приклеиваются на деревянную опору. В некоторых случаях в латунную основу впоследствии вставлялись дополнительные материалы, такие как перламутр, цветной рог или другие металлы. Черепахи находятся под защитой Вашингтонской конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, принятой в 1973 году. На них больше нельзя охотиться, а черепаховый панцирь больше нельзя продавать. Поэтому для реставрации предметов Буля обычно используются альтернативные материалы, такие как PET (термопластик).
62, 63.  Двое маятниковых часов “Аполлон-Янус”.
62, 63. Двое маятниковых часов “Аполлон-Янус”.
Часы со своей строгой прямолинейностью и симметрией, монументальностью постаментов основаны на модели, которая была типична для времен Людовика XIV (до 1716 г.) Крепления на этих двух ансамблях не позолочены, а протравлены. На стеклянной двери мы видим двуглавого римского бога Януса с ключом. Это бог вечной двойственности и, следовательно, также входа и выхода, начала и конца, живущий в конце года. Вместе с бюстами четырех времен года на постаменте он также представляет вечный цикл природы.
64  Корпус маятниковых часов на оленях (Pendule aux biches). Жан-Пьер Латц (приписывается), вторая половина 1730-х годов, Париж.
64 Корпус маятниковых часов на оленях (Pendule aux biches). Жан-Пьер Латц (приписывается), вторая половина 1730-х годов, Париж.
Корпус: дуб, хвойная древесина, маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, рог (цветной фон), перламутр, черное дерево, медь, олово; фурнитура: литая латунь, травленая; SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv. Nr. 53695.------ Корпус, сохранившийся сейчас лишь фрагментами, вместе с прилагающимся к нему пьедесталом (65) когда-то составлял великолепный ансамбль. Это было задокументировано в Дрезденском королевском дворце с 1768 года. В XVIII и XIX веках декорации всегда устанавливались в представительских залах, активно используемых при дворе. Для обеспечения надлежащего внешнего вида ансамбль в XIX веке неоднократно подвергался серьезной реставрации.
64 Корпус маятниковых часов на оленях (Pendule aux biches). Жан-Пьер Латц (приписывается), вторая половина 1730-х годов, Париж.
64 Корпус маятниковых часов на оленях (Pendule aux biches). Жан-Пьер Латц (приписывается), вторая половина 1730-х годов, Париж.
-
65.  Пьедестал для маятниковых часов на оленях [Тип II] (Pendule aux biches [Type II]). Жан-Пьер Латц (приписывается), 2-я половина 1730-х годов,Париж.
65. Пьедестал для маятниковых часов на оленях [Тип II] (Pendule aux biches [Type II]). Жан-Пьер Латц (приписывается), 2-я половина 1730-х годов,Париж.
Корпус: дуб, хвойная древесина; маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, рог (цветной фон), перламутр, черное дерево, медь, олово; фурнитура: литая латунь, травленая SKD. Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37667-2. --- Пространство для цветных инкрустации из рога, перламутра (раковины мидий), олова или меди создавалось путем вырезания соответствующих частей из черепахового панциря уже склеенного маркетри. Тем более, что роговые вставки очень нежные и быстро отслаиваются. Раньше недостающие части визуально покрывались замазкой или ретушировались краской. В 2024 году синтетический материал PET был использован вместо рога.
66  Маятниковые часы на оленях  (Pendule aux biches) на высоком постаменте [Тип II] / 67  Маятниковые часы на оленях  (Pendule aux biches) на высоком постаменте [Тип I]
66 Маятниковые часы на оленях (Pendule aux biches) на высоком постаменте [Тип II] / 67 Маятниковые часы на оленях (Pendule aux biches) на высоком постаменте [Тип I]
66. Эти два ансамбля с черепаховым фоном были перевезены в охотничий замок Монтстунг в 1768 году, где идеально подошли по тематике. Инкрустация исключительна по сравнению с другими экспонатами: орнаменты покрывают большую поверхность. Это достигается благодаря поэтапно детализированным областям, которые были сохранены поэтапно, а также их чрезвычайно точному мастерству. Спилы практически незаметны, а гравюры эффектны.
67 Маятниковые часы на оленях (Pendule aux biches) на высоком постаменте [Тип I]
67 Маятниковые часы на оленях (Pendule aux biches) на высоком постаменте [Тип I]
Корпус и подставка: неизвестно, заводной механизм: не оригинал, до 1740 г., Париж. Корпус: дуб, орех; маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, черное дерево; фурпитура: литая латунь, травленая. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37668-1 und 37668-2. ----- Этот ансамбль отличается от другого ансамбля с черепаховым фоном по своей конструкции, пропорциям, маркетри и деталям фурнитуры, так что можно сказать, что это изделие относится к типу I, а 65 и 66 к типу II. На предметах Latz не зарегистрировано использование грецкого ореха. Сумма различий может указывать на другую мастерскую.
68  Маятниковые часы “Геркулес” на консоли. Корпус и консоль: Жан-Пьер Латц,  Заводной механизм: Пьер I Франсуа Жиль (1690-1765), ок. 1745, Париж.
68 Маятниковые часы “Геркулес” на консоли. Корпус и консоль: Жан-Пьер Латц, Заводной механизм: Пьер I Франсуа Жиль (1690-1765), ок. 1745, Париж.
Корпус: Дуб; маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, рог (цветной фон), перламутр, черное дерево; фурнитура: литая латунь травленая. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37667-1 und 53986 ---- На накладке дверки изображен Геракулес, который вместо Атланта несет небесный свод - здесь это циферблат - в то время как тот приносит ему яблоки Гесперид. Связки тростника и дубовых ветвей, переплетающиеся в центре консоли, основаны на басне Эзопа и учат, что гибкость и сила должны быть связаны. Герб на часах относится к предыдущему владельцу, Генриху графу фон Брюлю.
69.  Консоль для маятниковых часов “Геркулес”. Жан-Пьер Латц (приписывается), ок. 1745, Париж.
69. Консоль для маятниковых часов “Геркулес”. Жан-Пьер Латц (приписывается), ок. 1745, Париж.
Корпус: дуб, маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, рог (цветной фон), перламутр, черное дерево, фурнитура: литая латунь, огненная позолота. ---- Разная степень сохранности часов и консолей обусловлена ​​тем, что они находились в разных местах с середины XIX века. Объекты долго лежали на складе, видимо в плохих климатических условиях. Однако повреждения и недостающие части позволяют понять структуру инкрустации. Чтобы гарантировать, чтобы латунь приклеится к дереву, для клея были созданы большие площади контакта через бороздки на обратной стороне.
71  Фрагменты цветных часов “Аполлон на пьедестале”   Жан-Пьер Латц (приписывается), ок. 1739, Париж.
71 Фрагменты цветных часов “Аполлон на пьедестале” Жан-Пьер Латц (приписывается), ок. 1739, Париж.
Корпус: дуб, хвойная древесина; Маркетри/инкрустация: черепаховый панцирь, латунь, черное дерево, эбеновый шпон, рог (цветной фон), перламутр, селенит; Фурнитура: литая латунь, позолота SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 54261 und 53679. ----- Из часов Аполлона сохранился только этот фрагментарный ансамбль. Тем не менее, он демонстрирует захватывающие находки: помимо блестящего, мерцающего перламутра, белые вставки также содержат матовые молочные цветы. Они вырезаны из минерала селенита. Селенит, который также использовался на пьедестале цветной модели маятниковых часов “Хронос” (Chronos Pendule 52), подписанной Латцем, еще не был зарегистрирован в качестве цветного маркетри Буля.
72  Маятниковые часы “Аполлон на пьедестале”  Корпус и постамен: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Антуан Пеллетье (?-?), (ок. 1739, Париж).
72 Маятниковые часы “Аполлон на пьедестале” Корпус и постамен: Жан-Пьер Латц, часовой механизм: Антуан Пеллетье (?-?), (ок. 1739, Париж).
Корпус из дуба и ореха (часы-маятники) и хвойного дерева (постамент) соответственно; инкруста́ция: черепаховый панцирь, латунь, эбеновый шпон, черное дерево, перламутр, рог; фурнитура: литая латунь, огненная позолота SKD. Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37628-1 und 37779-2 ----- Травления этого ансамбля находятся в отличном, аутентичном состоянии. Они придают инкрустации большую живость. Изображения играет с различными значениями времени (лат. tempus демонстративно поставленная лира Аполлона, а также множество инструментов и нот, окружающих Минерву на стекле двери, указывают на то, что и в музык темп важен. ---- * Задача: реставрация.* Из-за климатических условий и, особенно, во время эвакуации во время и после Второй мировой войны. чувствительные предметы сильно пострадали. Последствием для всех объектов были отслоения и, как следствие, утрата элементов инкрустации, сильное затемнение, шероховатоость поверхностей (коррозия) и ослабление структурных связей. В ходе реставрациии были проведены мероприятия по очистке и консервации.. Элементы корпусов закреплялись путем регенерации существующего клея или новым животным клеем. Некоторые недостающие фрагменты в маркетри/инкрустациии были реконструированы. Это было сделано, в том числе, с использованием пластика PET в качестве замены черепахового панциря. Химические реактивы, связанные в гели, так называемые комплексообразователи, точно и контролируемо удалили слой коррозии с латунных поверхностей, не удаляя при этом исходный материал. Выборочное нанесение геля позволило массировано сохрать исторические лаки на черепаховом и черном дереве. Таким образом, можно было снова восстановить исходный контрастный образ маркетри.
Латц в 19 веке.
Латц в 19 веке.
Красота и изысканность мебели, созданной Латцем, высоко ценилась и в XIX веке. Настолько, что были созданы копии или имитации. Дрезденский краснодеревщик Иоганн Август Тюрпе (1810-1883) воспользовался возможностью и сделал копию, когда около 1843 года восстанавливал цветные “Часы на оленями“ (64 и 65). “Это было продано принцессе Шварценберг как предполагаемый оригинал из жилого дворца в Дрездене”, как указывают документы, Тюрпе сделал дальнейшие версии этой модели, которые он выставлял под своим именем, например, на Всемирной выставке 1862 года в Лондоне. Тюрпе производил старинную мебель для двора Дрездена, которая была очень близка к мебели Латца, например, угловой шкаф (76). Юлиус Цвинер, один из ведущих краснодеревщиков в Берлине около 1900 года, также копировал предметы мебели, созданные Латцем, хотя и не так открыто.
75  Бюро плоское/гладкое (Bureau Plat).  Юлиус Цвинер (Julius Zwiener, 1867-1924), подписано, 1901 г., Берлин.
75 Бюро плоское/гладкое (Bureau Plat). Юлиус Цвинер (Julius Zwiener, 1867-1924), подписано, 1901 г., Берлин.
Конструкция: дуб, шпон: красное дерево и др.неопознанные породы дерева, искусственная кожа; фурнитура: Литая латунь, огненная позолота. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 48807. ----- Это бюро, или письменный стол, демонстрирует неугасающую любовь к мебельным творениям Жана-Пьера Лаца в XI - XX, даже если это иногда было косвенным, как в случае с этим столом, сделанным берлинской мастерской столяра-краснодеревщика Юлиуса Цвинера. Моделью для этого предмета, вероятно, послужила копия плоского бюро Латца (59), которую Фридрих Великий заказал у Иоганна Генриха Хюльсмана (Johann Heinrich Hülsmann, 1688-1760) в 1750 году. Стол, выставленный здесь, был изготовлен в 1901 году, о чем свидетельствует подпись на табличке с ключом.
76  Угловой шкаф.  Иоганн Август Тюрпе (Johann August Türpe, 1810–1883), 1873, Дрезден.
76 Угловой шкаф. Иоганн Август Тюрпе (Johann August Türpe, 1810–1883), 1873, Дрезден.
Конструкция: Хвойная древесина; Инкруста́ция: палисандр, тюльпанное дерево; крепления: литая латунь, травленая. SKD, Kunstgewerbemuseum, Inv.-Nr. 37656. ---- Американский историк искусства Генри Хоули приписал этот угловой шкаф Латцу в 1970 году. Однако на этикетке указано, что этот предмет мебели был изготовлен в мастерской Иоганна Августа Тюрпе (Johann August Türpe) в Дрездене. Королевская канцелярия замка-резиденции поручила ему в 1873 году поставить “два угловых шкафа из королевского дерева в стиле Людовика XV”. Это означает, что они были преднамеренными имитациями, другими словами, старинной мебелью, а не копиями или предполагаемыми оригиналами.
Ну, а это - современная мебель, на которую можно даже присесть.
  1. Дрезден: Поход на выставку Кандинского в замок-резиденцию
  2. Дрезден: Выставка «Штрих (прикосновение) Рембрандта» в замке-резиденции..
  3. Дрезден: маленькая выставка в большом музее
  4. Дрезден: Выставка посвященная 300-летию Гравюрного кабинета. Часть I
  5. Дрезден: Выставка посвящённая 300 летию Дрезденского Гравюрного кабинета. Часть II
  6. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть I
  7. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть II
  8. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть III
  9. Выставка «Бойсу ко Дню рождения. Линия к линии — лист к листу»
  10. Временная выставка «La Chine»
  11. "Напряженное спокойствие." РАЙМУНД ГИРКЕ (RAIMUND GIRKE). Работы на бумаге 1957-2001 гг.
  12. Выставка "Последний романтик. Альберт Венус". Часть I
  13. Выставка "Последний романтик. Альберт Венус". Часть II
  14. Галерея оружия в длинном коридоре
  15. ДАЛЕКОЕ ТАК БЛИЗКО (Ferne, so nah). Часть I. Дрезден
  16. Далекое так близко (Ferne, so nah). Часть II. В дороге
  17. Далекое так близко (Ferne, so nah). Часть III. Пункт назначения Рим.
  18. «Меняющиеся перспективы» или «смена взгляда» (Blickwechsel)
  19. Выставка «Кандида Хёфер: Контексты. Отражение Дрездена».
  20. Выставка: ШАХМАТЫ! Княжеские игровые миры.
  21. Выставка в Гравюрном кабинете: Рисовальщик
  22. Выставка «Белые лошади и окопы»
  23. Поле битвы. Студия. Адриан Гение
  24. Удивительны, собраны и выставлены (bewundert gesammelt ausgestellt). Инвалидность в барокко и современном искусстве
  25. Жан-Пьер Латц. Сделано в Париже

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому