Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
С 7 июня по 20 октября 2024 г. в Замке-резиденци Дрездене проходит выставка “ШАХМАТЫ!” Игра королей.
Считается, что зародившись в Индии, шахматы появились при дворе Кордовы в Испании еще в девятом веке. Оттуда и через Италию она распространилась по всей Европе. В источниках средневековья игра упоминается наряду с верховой ездой, плаванием и другими видами деятельности как один из фундаментальных навыков, которыми должен был овладеть рыцарь.
В немецкоязычной части мира был распространён текст Das Schach-oder Kóng Spiel (“Шахматы или игра королей”) 1616 года, который проливает свет на сильный интерес к правилам и стратегии игры в шахматы при дворах раннего Нового времени. Автором текста был герцог Август Брауншвейг-Люнебургский Младший, писавший под псевдонимом Густав Селенус. Многочисленные настольные игры с роскошным дизайном и футлярами в княжеских кунсткамерах ренессанса и барокко свидетельствуют о выдающемся значении игр (мельница, триктрак (нарды) и шахматы) при дворе. То, что многие из них дошли до нас в хорошем состоянии, указывает на то, что они служили церимониальным целям, в то время как менее сложные игровые наборы использовались для реальной игры.
Белые фигуры церемониальных шахмат одеты в старинные европейские костюмы, а фигуры черной партии одеты как люди, из Османской империи и коренные народы американского и африканского континентов. В 18 веке такие художники, как Пауль Херманн и Бальтазар Пермозер, в первую очередь пользовались графическими внешними источниками, чтобы изобразить людей из неевропейских регионов. Они брали иллюстрации из путевых отчетов или костюмных книг, которые часто создавались в ходе завоеваний и характеризовались типичными изображениями, что особенно отражалось в физиономии и манере изображаемых людей. Нередко представители различных культурных слоёв, зачастую расположенных в совершенно разных географических регионах, изображались рядом.
В европейских кунсткамерах изображения такого рода служили не только для расширения знаний о континентах, но и для демонстрации влияния и власти соответствующего правителя. Евроцентристский взгляд на чужой мир часто шел рука об руку с чувством превосходства.
В 2023 году к 300-летию Зеленых сводов художественный фонд Эрнста фон Сименса приобрел великолепные шахматы в стиле барокко. Набор, сохранившийся со всеми 32 фигурами из слоновой кости и черного дерева, можно датировать первым десятилетием восемнадцатого века и, следовательно, эпохой Августа Сильного. Для Дрезденского государственного художественного собрания это приобретение стало большой удачей. В исторических описях Кунсткамеры курфюрстов Саксонии и Зеленых сводов 1640, 1732 и 1741 годов насчитывается в общей сложности четырнадцать великолепных шахматных комплектов, три из которых были оснащены фигурками из слоновой кости и черного дерева. Поскольку ни один из этих наборов не сохранился, новое приобретение закрывает пробел в коллекции. Еще одна связь с Дрезденом - изготовитель шахматных фигур Пауль Херманн (1673-1732), выдающийся скульптор саксонского барокко, создавший детализированные и захватывающие динамичные фигуры - великие шедевры небольшого формата.
До того, как церемониальные шахматы были представлены публике в 2023 году в парижской галерее Kugel и в 2018 году на аукционе Christie's в Лондоне, они на протяжении нескольких поколений находились во владении семьи фон Мюнх и их потомков. В 1727 году аугсбургскому банкиру Кристиану I фон Мюнху (1660–1757) удалось захватить банк Фуггеров в Аугсбурге, что дало его семье обширное влияние на юге Германии. Император Карл VI уже в 1731 году возвёл его в императорское дворянство. С тех пор банкир выступал в роли одного из важнейших финансистов семьи Виттельсбахов в Мюнхене и герцогов Вюртембергских в Штутгарте. В качестве залога под кредиты были переданы сокровища Штутгартской кунсткамеры. Возможно, именно так великолепный шахматный набор стал собственностью семьи фон Мюнхов. В конце концов, материалы и художественное качество убедительно свидетельствуют о том, что набор изначально был изготовлен для королевского или княжеского заказчика. Более того, известно, что герцоги Вюртембергские имели в своем распоряжении и другие работы саксонского скульптора Пауля Херманна.
Наряду с Бальтазаром Пермозером Пауль Херманн является одним из самых выдающихся скульпторов эпохи барокко в Саксонии. Об этом свидетельствуют его скульптуры из песчаника на стенах павильонов Цвингера, мраморный бюст, служивший государственным портретом Августа Сильного, и другие шедевры дрезденской скульптурной коллекции. Его выдающееся мастерство выражено также в серии фигур из слоновой кости небольшого формата в Зеленых сводах, которые существенно дополняются шахматными фигурами. В возрасте около тридцати лет, после пребывания в Риме, Пауль Херманн интенсивно работал с материалом слоновой кости и ювелирами. Шахматные фигуры, которые, вероятно, были созданы под влиянием графических гравюр, можно сравнить с другими произведениями Херманна из слоновой кости, такими как “Панталоне” и “Пульчинелла” из “Комедии дель арте”. В некоторых особых деталях шахматные фигуры находят параллели и в произведениях, авторство которых пока не установлено. Например, накидка Танцующего Арлекина имеет тот же филигранный узор из отверстий, что и попона белой королевской фигуры в парадных шахматах.