Турист larabi
larabi
была сегодня 14:07
Фотоальбом

Выставка: ШАХМАТЫ! Княжеские игровые миры.

Дрезден — Германия Июнь 2024
6 29

С 7 июня по 20 октября 2024 г. в Замке-резиденци Дрездене проходит выставка “ШАХМАТЫ!” Игра королей.

Считается, что зародившись в Индии, шахматы появились при дворе Кордовы в Испании еще в девятом веке. Оттуда и через Италию она распространилась по всей Европе. В источниках средневековья игра упоминается наряду с верховой ездой, плаванием и другими видами деятельности как один из фундаментальных навыков, которыми должен был овладеть рыцарь.

В немецкоязычной части мира был распространён текст Das Schach-oder Kóng Spiel (“Шахматы или игра королей”) 1616 года, который проливает свет на сильный интерес к правилам и стратегии игры в шахматы при дворах раннего Нового времени. Автором текста был герцог Август Брауншвейг-Люнебургский Младший, писавший под псевдонимом Густав Селенус. Многочисленные настольные игры с роскошным дизайном и футлярами в княжеских кунсткамерах ренессанса и барокко свидетельствуют о выдающемся значении игр (мельница, триктрак (нарды) и шахматы) при дворе. То, что многие из них дошли до нас в хорошем состоянии, указывает на то, что они служили церимониальным целям, в то время как менее сложные игровые наборы использовались для реальной игры.

Белые фигуры церемониальных шахмат одеты в старинные европейские костюмы, а фигуры черной партии одеты как люди, из Османской империи и коренные народы американского и африканского континентов. В 18 веке такие художники, как Пауль Херманн и Бальтазар Пермозер, в первую очередь пользовались графическими внешними источниками, чтобы изобразить людей из неевропейских регионов. Они брали иллюстрации из путевых отчетов или костюмных книг, которые часто создавались в ходе завоеваний и характеризовались типичными изображениями, что особенно отражалось в физиономии и манере изображаемых людей. Нередко представители различных культурных слоёв, зачастую расположенных в совершенно разных географических регионах, изображались рядом.

В европейских кунсткамерах изображения такого рода служили не только для расширения знаний о континентах, но и для демонстрации влияния и власти соответствующего правителя. Евроцентристский взгляд на чужой мир часто шел рука об руку с чувством превосходства.

В 2023 году к 300-летию Зеленых сводов художественный фонд Эрнста фон Сименса приобрел великолепные шахматы в стиле барокко. Набор, сохранившийся со всеми 32 фигурами из слоновой кости и черного дерева, можно датировать первым десятилетием восемнадцатого века и, следовательно, эпохой Августа Сильного. Для Дрезденского государственного художественного собрания это приобретение стало большой удачей. В исторических описях Кунсткамеры курфюрстов Саксонии и Зеленых сводов 1640, 1732 и 1741 годов насчитывается в общей сложности четырнадцать великолепных шахматных комплектов, три из которых были оснащены фигурками из слоновой кости и черного дерева. Поскольку ни один из этих наборов не сохранился, новое приобретение закрывает пробел в коллекции. Еще одна связь с Дрезденом - изготовитель шахматных фигур Пауль Херманн (1673-1732), выдающийся скульптор саксонского барокко, создавший детализированные и захватывающие динамичные фигуры - великие шедевры небольшого формата.

До того, как церемониальные шахматы были представлены публике в 2023 году в парижской галерее Kugel и в 2018 году на аукционе Christie's в Лондоне, они на протяжении нескольких поколений находились во владении семьи фон Мюнх и их потомков. В 1727 году аугсбургскому банкиру Кристиану I фон Мюнху (1660–1757) удалось захватить банк Фуггеров в Аугсбурге, что дало его семье обширное влияние на юге Германии. Император Карл VI уже в 1731 году возвёл его в императорское дворянство. С тех пор банкир выступал в роли одного из важнейших финансистов семьи Виттельсбахов в Мюнхене и герцогов Вюртембергских в Штутгарте. В качестве залога под кредиты были переданы сокровища Штутгартской кунсткамеры. Возможно, именно так великолепный шахматный набор стал собственностью семьи фон Мюнхов. В конце концов, материалы и художественное качество убедительно свидетельствуют о том, что набор изначально был изготовлен для королевского или княжеского заказчика. Более того, известно, что герцоги Вюртембергские имели в своем распоряжении и другие работы саксонского скульптора Пауля Херманна.

Наряду с Бальтазаром Пермозером Пауль Херманн является одним из самых выдающихся скульпторов эпохи барокко в Саксонии. Об этом свидетельствуют его скульптуры из песчаника на стенах павильонов Цвингера, мраморный бюст, служивший государственным портретом Августа Сильного, и другие шедевры дрезденской скульптурной коллекции. Его выдающееся мастерство выражено также в серии фигур из слоновой кости небольшого формата в Зеленых сводах, которые существенно дополняются шахматными фигурами. В возрасте около тридцати лет, после пребывания в Риме, Пауль Херманн интенсивно работал с материалом слоновой кости и ювелирами. Шахматные фигуры, которые, вероятно, были созданы под влиянием графических гравюр, можно сравнить с другими произведениями Херманна из слоновой кости, такими как “Панталоне” и “Пульчинелла” из “Комедии дель арте”. В некоторых особых деталях шахматные фигуры находят параллели и в произведениях, авторство которых пока не установлено. Например, накидка Танцующего Арлекина имеет тот же филигранный узор из отверстий, что и попона белой королевской фигуры в парадных шахматах.

В Замке-резиденци Дрезденa.
В Замке-резиденци Дрезденa. Идет реставрация.
В Замке-резиденци Дрезденa. Идет реставрация.
В Замке-резиденци Дрезденa.
Выставка: ШАХМАТЫ! Княжеские игровые миры.
Выставка: ШАХМАТЫ! Княжеские игровые миры.
Выставка: ШАХМАТЫ! Княжеские игровые миры.
Шахматы.  Эберхард Хертвиг (Eberhard Hertwig), цветная трафаретная печать на бумаге, 1983 год.
Шахматы. Эберхард Хертвиг (Eberhard Hertwig), цветная трафаретная печать на бумаге, 1983 год.
На фоне холодной войны Эберхард Хертвиг рассматривает шахматы как символ ужесточения конфликта. В пустоте пространства нет общения. Часы указывают обеим сторонам время подумать, в то время как угроза мата отбрасывает вперед свою темную тень.
Слон с башней и наездником.
Слон с башней и наездником.
Георг Кристоф Динглингер (Georg Christoph Dinglinger). Дрезден, около 1710 г. Дерево, серебро, позолота, эмаль, бриллианты. SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 204.
От боевого слона до объекта кунсткамеры.
От боевого слона до объекта кунсткамеры.
В обеих группах шахматных фигур, белых и черных, на месте ладей (башенных фигур) мы видим слонов с всадниками. И действительно, в этой позиции слоны обычно появляются в роскошных шахматах XVII и XVIII веков. Обычай восходит к раннему периоду развития шахмат в Индии и бывшей Персидской империи, где слоны служили оружием войны, а игровое поле можно было рассматривать как изображение поля битвы в миниатюре. В европейском Средневековье слон практически исчез с шахматных полей, потому что его практически не было визуально. И только в периоды Возрождения и Барокко это животное снова стало изображаться в Европе. Причинами этого стали изучение исторических источников и присутствие отдельных экземпляров в царских зверинцах. Но не менее важной была и агрессивная экспансия европейских держав в другие регионы и континенты. Любопытство и увлечение в конечном итоге привели к огромной популярности слона как мотива не только в шахматах, но и в ювелирном деле.
Пульчинелла. Пауль Херманн, Дрезден, около 1710 г. Слоновая кость. SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 178 - Панталоне. Пауль Херманн, Дрезден, около 1710 г., слоновая кость, дерево (основа). SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 179 - Танцующий арлекин на винной бочке Предположительно Пауль Херманн, Дрезден, ок. 1710 г. Слоновая кость, золото, эмаль, рубиновое стекло, бриллианты. SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 173 f
Танцующий арлекин на винной бочке Предположительно Пауль Херманн, Дрезден, ок. 1710 г. Слоновая кость, золото, эмаль, рубиновое стекло, бриллианты. SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 173 f - Пульчинелла. Пауль Херманн, Дрезден, около 1710 г. Слоновая кость. SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 178
Танцующий арлекин на винной бочке Предположительно Пауль Херманн, Дрезден, ок. 1710 г. Слоновая кость, золото, эмаль, рубиновое стекло, бриллианты. SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 173 f - Пульчинелла. Пауль Херманн, Дрезден, около 1710 г. Слоновая кость. SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 178
 Панталоне. Пауль Херманн, Дрезден, около 1710 г., слоновая кость, дерево (основа). SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 179
Панталоне. Пауль Херманн, Дрезден, около 1710 г., слоновая кость, дерево (основа). SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 179
Скороход. Из: Саксонско-польские придворные костюмы и военная форма при въезде в Дрезден в 1719 г. Кристиан Эренфрид Кайзер, Дрезден, 1719 г. Кисть - непрозрачная акварель, золото. SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv.-Nr. Ca 100/57
Скороход. Из: Саксонско-польские придворные костюмы и военная форма при въезде в Дрезден в 1719 г. Кристиан Эренфрид Кайзер, Дрезден, 1719 г. Кисть - непрозрачная акварель, золото. SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv.-Nr. Ca 100/57
Ярко раскрашенный рисунок кистью изображает костюм скорохода в Дрездене начала XVIII века. Туфли, чулки, бриджи, юбка, посыльный посох и верхняя одежда с застежкой на пуговицы спереди (“камзол”) соответствуют одеянию фигурок бегунов из слоновой кости работы Пауля Херманна и указывают на Дрезден как на место создания фигур. Скороходы отвечали за сопровождение княжеских экипажей.
Холостой ход .“Ступень без редуктора”  Александр Эндруллат, 2020/2021. Масло на холсте.
Холостой ход .“Ступень без редуктора” Александр Эндруллат, 2020/2021. Масло на холсте.
Из-за пандемии Covid-19 Александр Эндруллат сосредоточился на отказе от любимых занятий, и выработке новых привычек. Как люди реагируют на резко меняющийся мир? Ступень трансмиссии без редуктора — один из возможных ответов. Как и игра в шахматы, разгадывание классического кроссворда требует концентрации. Беспорядочные зачеркивания и каракули на полях могут одинаково хорошо читаться и как выражение рассеянности, и как признак нетерпеливости и смирения, свойственных человеческому характеру.
Три воина, смотрящие вправо, из серии: Воины в старинных костюмах (восемь листов) Йост Амман (Jost Amman), предположительно Нюрнберг, 1590 г. Офорт. SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv.-Nr. A 4342
Три воина, смотрящие вправо, из серии: Воины в старинных костюмах (восемь листов) Йост Амман (Jost Amman), предположительно Нюрнберг, 1590 г. Офорт. SKD, Kupferstich-Kabinett, Inv.-Nr. A 4342
Весьма вероятно, что подобные гравюры Йоста Аммана, изображающие воинов в старинных костюмах, послужили Паулю Херманну (Paul Heermann) образцом для дизайна его белых шахматных фигур. Доспехи, шлемы и щиты, а также динамичные позы очень напоминают позы многих фигур в шахматном наборе.
Рыбак. / Художник, вероятно, работавший в Дрездене около 1710–1725 гг. Слоновая кость, серебро, позолота, пуговицы из желтого стекла, дерево (основа) / Охотник. Художник, вероятно, работал в Дрездене около 1710-1725 гг. Слоновая кость, серебро, позолота, пуговицы из желтого стекла, дерево (основа) / Старуха-крестьянка в шляпе. / Художник, вероятно, работал в Дрездене около 1710 г. Слоновая кость, дерево (Бокель) / Шагающий мужчина в шляпе Предположительно Пауль Херманн, ок. 1710 г. Слоновая кость, дерево (основа). / Молодая крестьянка Художник, предположительно работавший в Дрездене, ок. 1710 г. Слоновая кость, дерево (основа). - SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. Vi 198 b, VI 173 b, VI 232, VI 173 c, VI 172 p
Молодая крестьянка Художник, предположительно работавший в Дрездене, ок. 1710 г. Слоновая кость, дерево (основа).
Молодая крестьянка Художник, предположительно работавший в Дрездене, ок. 1710 г. Слоновая кость, дерево (основа).
12 игровых фигурок из набора в 26 фигурок. Индия, 16 век. Слоновая кость, цветная (золотой, черный, зеленый, красный, коричневый), 2 латунных гвоздя. SKD, Rüstkammer, Inv.-Nr. Y 0355.
12 игровых фигурок из набора в 26 фигурок. Индия, 16 век. Слоновая кость, цветная (золотой, черный, зеленый, красный, коричневый), 2 латунных гвоздя. SKD, Rüstkammer, Inv.-Nr. Y 0355.
Белые фигуры: наездник на слоне, тигр, лучник, меченосец и щитоносец, два генерала. Красные фигуры: меченосец и щитоносец, тигр, лучник, наездник на слоне, генерал, всадник на коне.
Индийские игровые фигурки в виде всадников, воинов, тигров и слонов впечатляют тонкостью резьбы и красочным декором. Они находятся в Дрезденской Кунсткамере с 1610 года и являются ранним примером фигур такого типа в европейской коллекции. Индийский субконтинент играет важную роль как родина шахмат.
Индийские игровые фигурки в виде всадников, воинов, тигров и слонов впечатляют тонкостью резьбы и красочным декором. Они находятся в Дрезденской Кунсткамере с 1610 года и являются ранним примером фигур такого типа в европейской коллекции. Индийский субконтинент играет важную роль как родина шахмат.
Церемониальный шахматный набор.
Церемониальный шахматный набор.
Пауль Херманн, Поль Соланье, Генрих Эйхлер Старший. Дрезден и Аугсбург, 1705–1709 гг. Слоновая кость, черное дерево, черепаховый панцирь, серебро. Предоставлено на длительный период художественным фондом Эрнста фон Сименса. SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. L 2023/1
Один шедевр, три мастера.
Один шедевр, три мастера.
Из игровых наборов, дошедших до нас из эпохи Возрождения и барокко, лишь немногие имеют предметы, приписываемые известным мастерам. Динамичная фигурная концепция, а также изображение анатомии, складок одежды и филигранных деталей указывают на Пауля Херманна как на создателя шахматных фигур. Крошечный листок бумаги с подписью HER/MAN в правой руке одного из белых скороходов еще раз подтверждает эту версию. Второго мастера - Пауля Соланье (Paul Solanier) из Аугсбурга - ювелира, участвовавшего в работе, можно идентифицировать по клейму PS на нижней части серебряных и позолоченных оснований фигурок. По клейму с сосновой шишкой - визитной карточки Аугсбурга, можно было сузить временной интервал производства до 1705-1709 годов. Краснодеревщик, который работал с серебром и деревом, сыграл ключевую роль в изготовлении коробки для шахмат. Качество шпона, который был собран из черепахового панциря и других материалов, указывает на знаменитого мастера Генриха Эйхлера Старшего, приехавшего в Аугсбург из Саксонии.
Наклейки с фигурками в костюмах:
Наклейки с фигурками в костюмах:
Здесь представлены всевозможные традиционные костюмы и одежда разных национальностей. “Индианка” (историческое название). Немецкая, начало XVIII века, перо/акварель. SKD, Kupferstich-Kabinett, In-NB1086.3/30
Воин с луком и стрелами. /  Воин, размахивающий луком.
Воин с луком и стрелами. / Воин, размахивающий луком.
Бальтазар Пермозер, Иоганн Мельхиор Динглингер, Дрезден 1690-1700 Черное дерево, золото, серебро, позолота, эмаль, драгоценные камни. SKD, Grünes Gewölbe, Inv.-Nr. VI 196
Коробка для настольной игры в триктрак с обратной росписью по стеклу,
Коробка для настольной игры в триктрак с обратной росписью по стеклу,
Нюрнберг, ок. 1550-1560 гг. Дерево, железо, медь, позолота, стекло, светоотражающая металлическая фольга. SKD, Rüstkammer, Inv.-Nr. P 0372
Цветная слоновая кость?
Цветная слоновая кость?
Хотя слоновая кость сегодня наиболее известна в своей естественной форме, в прежние века этот материал часто подчеркивали цветом. В ассортименте были как простые раскраски, так и детальная покраска. Часто осуществлялось частичное нанесение цвета, создавая контрастный эффект с поверхностью белой слоновой кости [2]. Другой тип вариации — гравированные детали, глубины которых для лучшей видимости инкрустированы черным цветом [4]. Одним из вариантов цветового оформления является так называемое травление, при котором водный раствор впитывается в поверхность материала или вступает с ним в химическую реакцию [1]. Это приводит к включению красителя в структуру. Для каждого цвета требуется разный состав раствора морилки. Он может быть изготовлен из животных или растительных компонентов, а также солей металлов. В отличие от цветного варианта, пигменты наносятся на поверхность в технике живописи. По мере старения лакокрасочного покрытия со временем может произойти частичная или даже полная потеря красочного слоя [3]. Во время реставраций в углублениях под микроскопом часто можно обнаружить остатки краски. В образных изображениях они предпочтительно располагаются в области губ, крыльев и в складках одежды.
Набор настольных игр.
Набор настольных игр.
Постоянная экспозиция. Зеленые своды.
Наборы настольных игр.
Наборы настольных игр.
Постоянная экспозиция замка-резиденции.
Наборы настольных игр и игральные столы.
Наборы настольных игр и игральные столы.
Постоянная экспозиция замка-резиденции.
И после выставки я заглянула на Новую рыночную площадь (Neumarkt) где проходит фестиваль “Дворцовое лето” (Palais Sommer).
И после выставки я заглянула на Новую рыночную площадь (Neumarkt) где проходит фестиваль “Дворцовое лето” (Palais Sommer).
Всё готово для приёма гостей.
Всё готово для приёма гостей.
И шахматы.
И шахматы.
Всё готово для приёма гостей.
Всё готово для приёма гостей.
Всё готово для приёма гостей.
 “Поддержка общества” / „Stützen der Gesellschaft
“Поддержка общества” / „Stützen der Gesellschaft" 2010/12 | Полимерная штукатурка Ульрих Эйсснер / Ulrich Eißner
  1. Дрезден: Поход на выставку Кандинского в замок-резиденцию
  2. Дрезден: Выставка «Штрих (прикосновение) Рембрандта» в замке-резиденции..
  3. Дрезден: маленькая выставка в большом музее
  4. Дрезден: Выставка посвященная 300-летию Гравюрного кабинета. Часть I
  5. Дрезден: Выставка посвящённая 300 летию Дрезденского Гравюрного кабинета. Часть II
  6. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть I
  7. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть II
  8. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть III
  9. Выставка «Бойсу ко Дню рождения. Линия к линии — лист к листу»
  10. Временная выставка «La Chine»
  11. "Напряженное спокойствие." РАЙМУНД ГИРКЕ (RAIMUND GIRKE). Работы на бумаге 1957-2001 гг.
  12. Выставка "Последний романтик. Альберт Венус". Часть I
  13. Выставка "Последний романтик. Альберт Венус". Часть II
  14. Галерея оружия в длинном коридоре
  15. ДАЛЕКОЕ ТАК БЛИЗКО (Ferne, so nah). Часть I. Дрезден
  16. Далекое так близко (Ferne, so nah). Часть II. В дороге
  17. Далекое так близко (Ferne, so nah). Часть III. Пункт назначения Рим.
  18. «Меняющиеся перспективы» или «смена взгляда» (Blickwechsel)
  19. Выставка «Кандида Хёфер: Контексты. Отражение Дрездена».
  20. Выставка: ШАХМАТЫ! Княжеские игровые миры.
  21. Выставка в Гравюрном кабинете: Рисовальщик

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому