Лоренц Штёр (Lorenz Stöer, vor 1555–1599) Геометрия и перспектива. Серия из одиннадцати листов 1567 г., гравюра на дереве, размер около 219 x 165 мм. Инв. А 4475, А 4476, А 4477, А 4478, А 4471, А 4472, А 4473, А 4474, А 4479, А 4480, А 4481
Одиннадцать гравюр на дереве датируются серединой шестнадцатого века, когда интерес к архитектуре и ее перспективному изображению был особенно интенсивным. Лоренц Штёр, работающий в Нюрнберге и Аугсбурге, опубликовал эпизод без письменных объяснений перспективы и ее правил. Кажется, он просто создал шаблоны для краснодеревщиков. Причудливые фигуры, нелепо увеличенные орнаменты и фантастические пейзажи руин были типичными мотивами инкрустаций по дереву для мебели. Гравюры на дереве следуют четкой схеме: каждое изображение показывает развитие от “порядка” к возрастающему “беспорядку”, от идеальных геометрических тел к разрушающимся зданиям, которые все еще сохраняют архитектурную логику, к изображениям органической природы.
Выставка подготовленная научно-исследовательским отделом Дрезденских государственных художественных коллекций совместно с Дрезденской оперой Земпера (Semperoper) проходит в Гравюрном кабинете (Kupferstich-Kabinett) с 22 марта 2004 г. по 21 июля 2024 г.
«Картина рядом с другой картиной приобретат новый контекст»
Кандида Хёфер.
На выставке представлены вновь созданные крупноформатные работы известного немецкого фотографа и художницы Кандиды Хёфер для оперы Земпера в Дрездене. Каждая из четырнадцати снимков Хёфер символизирует определенный конкурс ее фотохудожественной практики: историю ее создания, организацию и технологию производства, культурную и научно-исторические предпосылки, антропологические и географические справки. Они представлены в духе проекта оперы Земпера в Дрездене в диалоге с гравюрами на дереве, медными гравюрами и офортами Альбрехта Дюрера, Даниэля Хопфера, Глованни Баттисты Пиранези и других художников из коллекции Гравюрного кабинета. Их объединяет художественное размышление об архитектуре как месте культурных ритуалов. Сравнение визуальных образов Хёфер с образами эпохи Возрождения и Просвещения подчеркивает различия и преемственность художественной практики в отношении становления истории культуры и коллекций. С одной стороны, диалог между современными работами Хёфер и работами из коллекции создает связь с графическими изображениями пространства на поверхности; с другой стороны, место выставки становится независимым контекстом в сотрудничестве с архитекторами Kuehn Malvezzi. Таким образом, музей также можно воспринимать как место, организующее пространство для исследований, коллекционирования, архивирования, экспонирования и работы над созданием культуры.
Кандида Хёфер (Candida Höfer, *1944, Eberswalde)) В 1973 году она была принята в Дюссельдорфскую художественную академию, где принадлежала к первому поколению художников класса Бернда и Хиллы Бехер, который сейчас считается международным фотографическим авангардом послевоенного модернизма. В сентябре 2024 года она должна получить премию Кете Кольвиц от Академии художеств в Берлине, Германия. Художник живет в Кельне.