В центре выставки - медиа-уголок, где рассказывается о об императоре Канси / Kaiser Kangxi / 康熙 (род. 1654, годы правления 1662-1722).
Большинство работ, представленных на выставке, относятся к эпохе Канси. В 1644 году маньчжурская династия Цин взяла под свой контроль Китайскую империю. Она заменила династию Мин и просуществовала до 1911 года.
Император Канси (род. 1654, годы правления 1662–1722), его сын, император Юнчжэн (род. 1678, годы правления 1723–1735), и его внук, император Цяньлун (род. 1711, годы правления 1736–1795). три самых важных правителя династии Цин (1644-1911).
А после нее, в следующем году была провозглашена Китайская Республика. С приходом к власти коммунистов в 1949 году государство было переименовано в «Китайскую Народную Республику».
Интересно, что второй император династии Цин, называвший себя Канси («Здоровый мир во всем мире») по девизу своего правительства, в течение 61 года правил этническими группами в Китае, особенно теми, население которых составляло ханьское большинство. Он считался ученым и покровителем искусств и наук. При его правлении происходили контакты и обмен с Западом и, по крайней мере временно, терпимо относились к католицизму.
Во время своего второго инспекционного путешествия к северу от Великой китайской стены в 1681 году император Канси принял участие в
совместной охоте с князьями харачинских монголов в восточной Монголии, которые подарили ему живописную местность Жехол (олень/Чендэ) по окончании охоты. Три других монгольских князя дали ему огромные охотничьи угодья Мулан на севере, на которых он построил летнюю резиденцию.
Строительство комплекса, начатое в 1703 году, является одним из выдающихся крупных архитектурных проектов императора. Его внук Цяньлун продолжал расширять его до 1781 года.
На экране показывают 36 видов летнего дворцового комплекса в Чэндэ (провинция Хэбэй), ранее известного как Чжэхол или Жэхэ, построенного при императоре Канси с 1703 года. Это первые в Китае гравюры глубокой печати с медных пластин, выполненные по заказу итальянского миссионера Маттео Рипа (Matteo Ripa,1682-1746), посланного Папой в Пекин.
Рипа и два китайских художника, которых он обучал технике глубокой печати, использовали в качестве шаблона серию гравюр на дереве, изданную в 1712 году, с иллюстрациями к стихам, написанным самим императором для каждого места "36 видов". Из 70 печатных экземпляров гравюр серии, ещё 15 можно увидеть в различных музеях и частных коллекциях, которые были составлены в разной последовательности и обрезаны к краю изображения. Заголовки, относящиеся к пейзажам и сопровождающим их стихам.
Через 13 лет Маттео Рипа вернулся в Рим из Пекина и позже основал в Неаполе институт по обучению китайского духовенства. Серия, вероятно, оказалась в Дрездене благодаря отношениям Августа Сильного с Ватиканом.
Если вам не наскучило ходить по музеям и выставкам, то приглашаю ещё на одну — «La Chine. Китайское собрание XVIII века в Дрезденском гравюрном кабинете», которую проводят с ноября 2021 по май 2022.
Китайская коллекция 18 века в дрезденском Гравюрном кабинете представляет произведения, которые были приобретены при дворе Августа Сильного на волне увлечения Китаем в Европе в начале 18 века.
В первой инвентарной описи коллекции 1738 г. были указаны категории «Китай» — «La Chine» и «Китай европейский» — «La Chine européenne», содержащие более 2000 отдельных произведений в томах и на свитках, в том числе более 1100 китайских рисунков и акварелей на бумаге и шелке, гравюры на дереве и цветные гравюры, а также около 600 гравюр европейских художников по китайским мотивам — шинуазри. Особенностью коллекции являются серии популярной графики, укомплектованные по темам, которые в самом Китае относили к предметам повседневного быта и там они почти не сохранились. Новогодние и поздравительные открытки, театральные сцены считались товаром и стоили дешево. Рисунки их разнообразной символикой, в основном сулящей удачу и процветание, вешали в домах на празднование Нового года или передавали как благословение по особенному случаю. Обычно их долго не хранили. Зато в Европе эти работы использовались как образцы для оформления интерьеров, для росписи по фарфору и для украшения мебели. Китайская народная графика документировала костюмы и обычаи страны и по ним Европа знакомилась с далёким Китаем.
Кордула Бишофф (Cordula Bischoff) и Анита Сяомин Ван (Anita Xiaoming Wang) изучали в рамках трехлетнего исследовательского проекта разнообразные литературные и искусствоведческие отсылки между китайскими и шинуазри произведениями из описи Гравюрного кабинета 1738 года. Эти исследования стали поводом для организации выставки, на которой представлен уникальный в Европе перечень китайских и «про Китай и под Китай» томов, свитков с картинками и лепорелли (Leporelli) начала 18 века. Подборка предметов, предоставленных для выставки другими собраниями, иллюстрирует разнообразное использование графических шаблонов, например, в фарфоре и декоративной росписи.
Если честно, то со всеми этими китайскими гравюрами, шинуазри, именами и фактами я изрядно запуталась, но получила удовольствие от посещения выставки.