Турист larabi
larabi
была сегодня 10:41
Фотоальбом

Выставка в Гравюрном кабинете: Рисовальщик

4 12

«Каспар Давид Фридрих — рисовальщик» — выставка, которая проходила в Гравюрном кабинете Замка-резиденции Дрездена с 24.08.2024 по 17.11.2024 г. Она предоставила редкую возможность познакомиться с графикой художника во всем ее многообразии, привлекая внимание к творческому процессу Каспара Давида Фридриха. Его рисунки, созданные во время походов по Дрездену, в Саксонской Швейцарии, в Крконоше и во время поездок домой в Грайфсвальд и Рюген, документируют его точные и чуткие наблюдения за природой. Изюминкой является уникальная рукопись Фридриха, в которой он выражает свои искусствоведческие соображения и комментарии к произведениям современников.

“Каспар Давид Фридрих - рисовальщик” - выставка, которая проходила в Гравюрном кабинете Замка-резиденции Дрездена с 24.08.2024 по 17.11.2024 г.
“Каспар Давид Фридрих - рисовальщик” - выставка, которая проходила в Гравюрном кабинете Замка-резиденции Дрездена с 24.08.2024 по 17.11.2024 г.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ.  Таблица с упражнениями по каллиграфическому почерку “Кто не научится подчиняться, тот не научится впоследствии разумно командовать (...)”, 1 апреля 1789 г.  Перо  и тушь, акварель на карандаш на наложенной бумаге (Bütten/laid paper)
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Таблица с упражнениями по каллиграфическому почерку “Кто не научится подчиняться, тот не научится впоследствии разумно командовать (...)”, 1 апреля 1789 г. Перо и тушь, акварель на карандаш на наложенной бумаге (Bütten/laid paper)
Со школьных времен Фридриха сохранилось пять листов каллиграфических упражнений. В них он копировал назидательные и дополняющие наставления тексты, добавлял декоративные инициалы и рисунки на полях. Показанный здесь лист подчеркивает важность послушания, к чему Фридрих позже относился довольно критично.
АДРИАН ЗИНГГ ( ADRIAN ZINGG, 1734-1816). Корабли на Эльбе возле Ратена, на заднем плане Лилиенштайн, ок. 1790/1800 (?). Перо, тушь, размывка, на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1975-39 гг.
АДРИАН ЗИНГГ ( ADRIAN ZINGG, 1734-1816). Корабли на Эльбе возле Ратена, на заднем плане Лилиенштайн, ок. 1790/1800 (?). Перо, тушь, размывка, на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1975-39 гг.
Адриан Зингг и его мастерская повлияли на целое поколение студентов-художников в Дрездене своими пейзажами долины Эльбы и Саксонской Швейцарии. Особенно вдохновили Фридриха пейзажи Зингга, выполненные в технике сепия. Коричнево-серые чернила сепии, которые были особенно популярны около 1800 года, были получены из чернильного пузыря кальмара, каракатицы.
КАСПАР ДЭВИД ФРИДРИХ. Каменистый берег с якорем и полумесяцем, около 1835/37 г.  Кисть, тушь, карандаш, тканая бумага. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1937-418.
КАСПАР ДЭВИД ФРИДРИХ. Каменистый берег с якорем и полумесяцем, около 1835/37 г. Кисть, тушь, карандаш, тканая бумага. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1937-418.
В своих поздних прибрежных пейзажах, часто сводившихся к нескольким объектам, Фридрих запечатлел атмосферу освещения у моря на рассвете или в сумерках. Рисунок кистью в сепии позволял ему создавать тончайшие градации цвета. При этом он вернулся к технике, над которой уже успешно работал в первые годы своего пребывания в Дрездене. Якорь на переднем плане обычно интерпретируется как христианский символ надежды.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Автопортрет, портрет мужчины в профиль и этюд мимолетной фигуры, 7 сентября 1800 г.  Лист из “Маленького мангеймского альбома для рисования»; Карандаш на  на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Д
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Автопортрет, портрет мужчины в профиль и этюд мимолетной фигуры, 7 сентября 1800 г. Лист из “Маленького мангеймского альбома для рисования»; Карандаш на на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Д
Фридрих внимательно рассмотрел свое отражение в зеркале. Этот тип самоанализа во время рисования напоминает автопортреты Рембрандта. Второй портрет пока не опознан. Справа вы можете увидеть незаконченную фигуру. Рисунки кажутся спонтанными, как и подобает характеру эскизного листа.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Портрет отца - Адольфа Готлиба Фридриха, около 1798 г. Черный мел на тканой бумаге. Художественный музей Винтертура, Фонд Оскара Рейнхарта, инв. OR 513.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Портрет отца - Адольфа Готлиба Фридриха, около 1798 г. Черный мел на тканой бумаге. Художественный музей Винтертура, Фонд Оскара Рейнхарта, инв. OR 513.
Портрет отца был создан в 1798 году, вскоре после возвращения Фридриха из Копенгагена. Только в это время в 1806 году Фридрих делал портреты такого типа. Все они показывают людей, близких семейному окружению художника. Фридрих изобразил отца в зимней одежде с меховым воротником и в достойной позе.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Пастор Брюкнер, около 1798 г. Черный мел на тканой бумаге. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Идент. SZ 39
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Пастор Брюкнер, около 1798 г. Черный мел на тканой бумаге. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Идент. SZ 39
АДРИАН ЗИНГГ (ADRIAN ZINGG, 1734-1816). Альбом «Путешествие по Саксонской Швейцарии»,
АДРИАН ЗИНГГ (ADRIAN ZINGG, 1734-1816). Альбом «Путешествие по Саксонской Швейцарии»,
1766 г. Карандаш, частично с пером и кистью, промытый; 54 листа, 56 рисунков Гравюрный кабинет Государственные художественные собрания Дрездена, инв. Ca 1996-1/19
АДРИАН ЗИНГГ (ADRIAN ZINGG, 1734-1836). Группа деревьев на выступе скалы (в Саксонской Швейцарии), после 1766 г. Перо, серая смывка на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1975-36.
АДРИАН ЗИНГГ (ADRIAN ZINGG, 1734-1836). Группа деревьев на выступе скалы (в Саксонской Швейцарии), после 1766 г. Перо, серая смывка на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1975-36.
Адриан Цингг работал преподавателем в Дрезденской художественной академии. Рисование с натуры составляло важную часть его художественной практики и педагогической деятельности. Его способ изучения пейзажей и рисунки в тонах сепии оказали неизгладимое влияние на Фридриха. Лист демонстрирует мастерство Зингга в изображении скальных образований, но также демонстрирует определенную либеральность в отношении деталей.
АВГУСТ ГЕНРИХ (AUGUST HEINRICH, 1794-1822). Склон горы в лесу, около 1820 г. Карандаш, размытый, на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1911-48.
АВГУСТ ГЕНРИХ (AUGUST HEINRICH, 1794-1822). Склон горы в лесу, около 1820 г. Карандаш, размытый, на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1911-48.
Исследование природы иллюстрирует чрезвычайно дифференцированный способ работы Августа Генриха. В каталоге выставки Дрезденской академии 1820 года он упоминается как ученик Фридриха. Показанная там картина молодого художника стала предметом доклада, в которой Фридрих высоко оценил талант Генриха и его натуралистическое изображение, но также намекнул на опасности, которые он в этом видит.
АВГУСТ ГЕНРИХ (AUGUST HEINRICH, 1794-1822). В Унтервальдерской расщелине (Im Uttewalder Grund), около 1820 г.
АВГУСТ ГЕНРИХ (AUGUST HEINRICH, 1794-1822). В Унтервальдерской расщелине (Im Uttewalder Grund), около 1820 г.
Карандаш на тканой бумаге. Арт-дилер Х. В. Фихтер, Франкфурт-на-Майне
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Каменистый склон с деревьями, 20 мая 1799 г. Из разобранного “Берлинского альбома для рисования I”; перо и тушь поверх карандаша, размывка, на листе бумаги. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Ident. SZ 50.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Каменистый склон с деревьями, 20 мая 1799 г. Из разобранного “Берлинского альбома для рисования I”; перо и тушь поверх карандаша, размывка, на листе бумаги. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Ident. SZ 50.
В правом нижнем углу листа можно увидеть уткнувшегося в землю человека с собакой и винтовкой. Крест выделяется в затененных расщелинах скалы. Неясно, изображен ли здесь момент молитвы. В этом исследовании Фридрих сочетает точное изучение природы и христианскую символику. Стиль рисования по-прежнему явно ориентирован на таких художников, как Андриан Зингг.
КАСПАР ДAВИД ФРИДРИХ.  Этюд дерева, Этюд скалы, 27 мая 1799 г.
КАСПАР ДAВИД ФРИДРИХ. Этюд дерева, Этюд скалы, 27 мая 1799 г.
Лист из “Берлинского альбома I”; Перо и тушь поверх карандаша, размывка, на листе бумаги.Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Идент. СЗ 53
КАСПАР ДAВИД ФРИДРИХ. Дуб, 1797 г. Карандаш на мелованной бумаге. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Идент. SZ 32
КАСПАР ДAВИД ФРИДРИХ. Дуб, 1797 г. Карандаш на мелованной бумаге. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Идент. SZ 32
Этюд дуба, был нарисован в 1797 году, когда Фридрих еще был студентом в Копенгагене. Фридрих использовал его, как он заметил, “по мотивам натуры”, для офорта “Парковый пейзаж с двумя фигурами”, выполненного в 1800 году. Дерево, быстро смоделированный грубой штриховкой и неровными очертаниями листвы, демонстрирует стиль рисунка, явно отличающийся от его более поздних исследований природы.
КАСПАР ДAВИД ФРИДРИХ. Этюд дерева, сентябрь 1798 г.
КАСПАР ДAВИД ФРИДРИХ. Этюд дерева, сентябрь 1798 г.
Карандаш, кисть, образцы цветов, на бумаге ручной работы. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, идент. SZ 31.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Папоротники, 1812 г. Карандаш на мелованной бумаге. Гравюрный кабинет. Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1937-427.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Папоротники, 1812 г. Карандаш на мелованной бумаге. Гравюрный кабинет. Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1937-427.
В отличие от большинства своих карандашных рисунков, Фридрих использовал здесь удивительно твердый карандаш низкого качества. Неравномерное истирание можно увидеть под микроскопом. Судя по всему, стержень слегка раскололся. Бумага также нетипична, поскольку примерно с 1800 года Фридрих предпочитал более гладкую тканую бумагу. Возможно, его обычного рисовального материала здесь просто не оказалось под рукой.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Исследования растений, 12 июня 1801 г. Из Большого альбома для рисования Рюгена; Карандаш, кисть, тушь, размытая на пергаменте. Музей Фолькванг, Эссен, инв. С149.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Исследования растений, 12 июня 1801 г. Из Большого альбома для рисования Рюгена; Карандаш, кисть, тушь, размытая на пергаменте. Музей Фолькванг, Эссен, инв. С149.
Исследования растений являются одной из тем, которые доминируют в альбомах Фридриха. Обычно он писал их на месте карандашом на бумаге, а затем редактировал пером и кистью. Однако в этом раннем исследовании он воздержался от подчеркивания линии пером и вместо этого нанес размывку коричневых тонов широкими мазками непосредственно на предварительный рисунок.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Четыре листа из разобранного Маленького Мангеймского альбома для рисования. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1919-68, 71, 70, 69 — Друзья под деревом, 6 октября 1801 г. /  Женщина, сидящая н
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Четыре листа из разобранного Маленького Мангеймского альбома для рисования. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1919-68, 71, 70, 69 — Друзья под деревом, 6 октября 1801 г. / Женщина, сидящая н
После двух поездок на Рюген летом 1801 года Фридрих некоторое время провел дома у родственников. Осенью того же года он нарисовал в своем “Маленьком мангеймском альбоме для рисования” двенадцать изображений, на которых изображены элегически-меланхоличные женские фигуры в пейзаже. Они передают атмосферу “Страданий юного Вертера” Гете (1774, переработка 1787). Роман имел огромную популярность; Например, сцены из “Вертера” использовались для украшения фарфора.
Чайный сервиз со сценами из “Страдания юного Вертера” Иоганна Вольфганга фон Гете по мотивам Иоганна Давида Шуберта (Johann David Schubert, 1761-1822), Мейсен, около 1789 г.  Фарфор, роспись.  Баварский национальный музей, Мюнхен, инв. 2021/78, 80, 81
Чайный сервиз со сценами из “Страдания юного Вертера” Иоганна Вольфганга фон Гете по мотивам Иоганна Давида Шуберта (Johann David Schubert, 1761-1822), Мейсен, около 1789 г. Фарфор, роспись. Баварский национальный музей, Мюнхен, инв. 2021/78, 80, 81
Фридрих преобразовал несколько своих мотивов из альбома для рисования в гравюры на дереве. Так, для гравюры на дереве “Женщина с паутиной” (представленной в витрине) он прибег к изображению фигуры, отворачивающейся от валуна перед голым деревом.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ.  Весна - Утро - Детство, принадлежит циклу “Время суток, времена года и жизни” около 1803 г. Чернила нанесенные кистью на карандашные следы на тканой бумаге. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Идент. KdZ 29941.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Весна - Утро - Детство, принадлежит циклу “Время суток, времена года и жизни” около 1803 г. Чернила нанесенные кистью на карандашные следы на тканой бумаге. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Идент. KdZ 29941.
Пейзажный цикл из четырёх работ Фридриха, два листа которого показаны здесь, сочетает в себе придуманные элементы и написанные с натуры. Детские фигурки в очаровательном весеннем окружении напоминают арабески Филиппа Отто Рунге на ту же тему, созданные незадолго до этого в Дрездене. В картину осени он включает в свою композицию изображение Хонигштайна в Саксонской Швейцарии.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Осень – Вечер – Зрелость, принадлежит циклу “Время суток, времена года и жизни”, ок. 1803 г. Чернила нанесенные кистью на карандашные следы на тканой бумаге.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Осень – Вечер – Зрелость, принадлежит циклу “Время суток, времена года и жизни”, ок. 1803 г. Чернила нанесенные кистью на карандашные следы на тканой бумаге.
Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, предоставлен Художественным фондом Эрнста фон Сименса, идент. FV 79
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Сова на могиле, около 1836 (около 1834?) Чернила нанесенные кистью на карандашные следы на тканой бумаге. Классический фонд в Веймаре, инв. KK 4713
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Сова на могиле, около 1836 (около 1834?) Чернила нанесенные кистью на карандашные следы на тканой бумаге. Классический фонд в Веймаре, инв. KK 4713
К концу жизни Фридрих неоднократно обращался к теме, посвященной смерти и быстротечности. Сюда же относится и сова как ночная птица. Фридрих показывает ее сидящей на лопате при полной луне на краю свежевырытой могилы. Пока не выяснено, сделал ли Фридрих рисунок до инсульта в 1835 году или после.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. сверху:  Пейзаж на рассвете, около 1804 г. Кисть, тушь на тканой бумаге. Классический фонд в Веймаре, инв. GHz/Sch.1.264,0316 внизу:Горный пейзаж с крестом, около 1804 г. Кисть, тушь на тканой бумаге. Классический фонд в Веймаре, инв
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. сверху: Пейзаж на рассвете, около 1804 г. Кисть, тушь на тканой бумаге. Классический фонд в Веймаре, инв. GHz/Sch.1.264,0316 внизу:Горный пейзаж с крестом, около 1804 г. Кисть, тушь на тканой бумаге. Классический фонд в Веймаре, инв
Рисунок со спины, типичный для позднего творчества Фридриха, композиционно отсылает к “Горному пейзажу с крестом”. Оба пейзажа Фридрих создал парой. Если изображения церковной башни и креста совпадают, то пологий низкогорный ландшафт и круто поднимающийся горный массив контрастируют друг с другом.
КАСПАР ДЭВИД ФРИДРИХ. Дольмен у моря, ок. 1806/07 г. Кисть,  тушь, карандаш на тканой бумаге. Классический фонд Веймар, инв. КК 146
КАСПАР ДЭВИД ФРИДРИХ. Дольмен у моря, ок. 1806/07 г. Кисть, тушь, карандаш на тканой бумаге. Классический фонд Веймар, инв. КК 146
Как и в своих картинах, для этого листа Фридрих использовал сокровищницу изображений из более ранних эскизов. Особенностью является то, что можно обнаружить почти все элементы. Одним из примеров является этюд дерева 1806 года, выполненный особенно мягким блестящим карандашом. Фридрих взял эскизы дерева, а также растений и птиц из альбома для рисования Карлсруэ.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Двое мужчин, созерцающих луну, 1819/20. Холст, масло. Государственные художественные собрания Дрездена, Альбертинум, Гал. 2194.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Двое мужчин, созерцающих луну, 1819/20. Холст, масло. Государственные художественные собрания Дрездена, Альбертинум, Гал. 2194.
Старый немецкий костюм, который носят двое наблюдателей за луной, идентифицирует их как сторонников раннего демократического движения в Германии. Этот вид одежды появился во время Освободительных войн, и его носили студенты в знак приверженности либеральным устремлениям. Растущая луна – выражение надежды на лучшее будущее. Фридрих подарил картину Далю, который в 1840 году продал ее Дрезденской художественной галерее, где с тех пор она находится в постоянной экспозиции.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Высохшее дерево, 26 мая 1806 г.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Высохшее дерево, 26 мая 1806 г.
Карандаш на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1927-73.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Паломничество на закате,  1804/05.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Паломничество на закате, 1804/05.
Кисть, тушь, карандаш на тканой бумаге. Классический фонд в Веймаре, инв. КК 514.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Паломничество на закате, 1804/05.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Паломничество на закате, 1804/05.
Кисть, тушь, карандаш на тканой бумаге. Классический фонд в Веймаре, инв. КК 514.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Осенний вечер у озера, 1804/05. Кисть тушь, карандаш на тканой бумаге.  Классический фонд в Веймаре, инв. КК 515
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Осенний вечер у озера, 1804/05. Кисть тушь, карандаш на тканой бумаге. Классический фонд в Веймаре, инв. КК 515
Рисунок сепией основан на нескольких предварительных рисунках из альбома для рисования Карлсруэ, включая группу деревьев на правом берегу озера и горный пейзаж на заднем плане. Вместе с “Паломничеством на закате” Фридрих показал рисунок в виде пары картин на Веймарской художественной выставке в 1805 году и получил за него половину Веймарской премии от Гете.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Руины Эльдены с похоронами, около 1802/03 г. Тушь, кистью поверх карандаша, на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1936-35 гг.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Руины Эльдены с похоронами, около 1802/03 г. Тушь, кистью поверх карандаша, на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1936-35 гг.
Руины бывшей монастырской церкви Эльдена недалеко от Грайфсвальда вписаны в воображаемый пейзаж. В то время как другие символические элементы изображения, такие как мертвое дерево, могильные кресты, урна, саркофаг и сцена похоронной процессии, напоминают нам о бренности всего сущего, освещённое поклонение кресту в центре символизирует воскресение и надежду Христа.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Руины аббатства Эльдена возле Грайфсвальда с востока, 17 марта 1836 г. Акварель, перо поверх карандаша на пергаменте. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1937-415.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Руины аббатства Эльдена возле Грайфсвальда с востока, 17 марта 1836 г. Акварель, перо поверх карандаша на пергаменте. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1937-415.
“Аббатство Эльдена близ Грайфсвальда в Померании./17 марта 1836/C D Friedrich” — надпись художника на оборотной стороне этого листа. Фридрих неоднократно посещал руины бывшего цистерцианского монастыря и изображал их на многочисленных рисунках и картинах десятилетиями. Эта поздняя акварель восходит к этюду, сделанному в 1801 году.
Валун из песчаника, ледниковый период Заале (ок. 370 000–130 000 лет назад), этап Варте. Местонахождения: Дребкау, Бранденбург, Германия: карьер Вельцов-Зюд. Хребет Гейзендорф-Стейниц. Зенкенбергские коллекции естествознания Дрезден, инв. SNSD MMG ПЭТ GG 303792
Валун из песчаника, ледниковый период Заале (ок. 370 000–130 000 лет назад), этап Варте. Местонахождения: Дребкау, Бранденбург, Германия: карьер Вельцов-Зюд. Хребет Гейзендорф-Стейниц. Зенкенбергские коллекции естествознания Дрезден, инв. SNSD MMG ПЭТ GG 303792
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Дольмен возле Гюцкова, около 1835 г. Сепия поверх карандаша на пергаменте. Частная коллекция Германия.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Дольмен возле Гюцкова, около 1835 г. Сепия поверх карандаша на пергаменте. Частная коллекция Германия.
На рисунке сепией изображена мегалитическая могила возле Гюцкова, небольшого городка к югу от Грайфсвальда, разрушенная еще при жизни Фридриха. Фридрих посетил внушительное каменное образование в марте 1802 года вместе с Иоганном Готфридом Кисторпом и нарисовал на месте два этюда, которые позже послужили шаблоном не только для этого листа, но и для картины «Дольмен в снегу» 1807 года.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Арфистка (Аллегория религиозной музыки), около 1818/20 или около 1830 г. Черный мел, надрезы на тканой бумаге. Коллекции произведений искусства Хемница, инв. Z420
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Арфистка (Аллегория религиозной музыки), около 1818/20 или около 1830 г. Черный мел, надрезы на тканой бумаге. Коллекции произведений искусства Хемница, инв. Z420
Точные описания в письмах Фридриха к поэту Василию Жуковскому раскрывают цикл из четырех прозрачных картин большого формата, которые предназначались для просмотра в проходящем свете под звуки музыки. Жуковский заказал серию для русского князя, будущего царя Александра II, которого ему доверили в как наставнику. Сами баннерные картины утеряны, но сохранились три рисунка, из которых здесь показаны аллегории светской музыки ( А/рфистка в готических руинах в 1830 г. выполненная тонированным красновато-черным мелом на тканой бумаге, и хранящаяся в Музее Лувра) и религиозной музыки.
Камера Люцида (Camera Lucida), 19 век. Частная коллекция. Из описания камеры Люцида сэром Уильямом Хайдом Волластоном: ”Джордж Доллонд, создатель камеры Люцида - инструмента для рисования в истинной перспективе”, Лондон, 1830 г. * С одной стороны, Фридрих интенсивно посвятил себя изучению природных форм и ландшафтов, а с другой — использовал геометрию и математику для точного планирования композиций своих картин. Объединив эти два метода, его искусство стало выражением космического божественного порядка в духе современных богословских идей. Историк искусства Вернер Буш, на исследования и научные советы которого пологались устроители этого выставочного пространства, ввел термин “Романтическое исчисление”. Для реализации своих идей Фридрих пользовался классическими коллекциями шаблонов рисунков того времени, а также изучал практические инструкции по линейной и воздушной перспективе для рисовальщиков и художников Пьера Анри де Валансьена и теорию пропорций Витрувия из библиотеки Дрезденской академии. Пастор Рюгена Теодор Шварц, друживший с Фридрихом, опубликовал роман о самом известном готическом архитекторе Эрвине фон Штайнбахе, о котором Гете также упоминал в своем эссе “О немецкой архитектуре” в 1772 году. В романе Шварц представляет художника “Каспара” как вымышленного спутника архитектора, в котором несомненно можно узнать Каспара Давида Фридриха.
ГЕОРГ ФРИДРИХ КЕРСТИНГ (GEORG FRIEDRICH KERSTING, 1785-1847). . Каспар Давид Фридрих в своей мастерской, между 1814 и 1819 годами. Холст, масло.. Кунстхалле Мангейм, инв. 387.
ГЕОРГ ФРИДРИХ КЕРСТИНГ (GEORG FRIEDRICH KERSTING, 1785-1847). . Каспар Давид Фридрих в своей мастерской, между 1814 и 1819 годами. Холст, масло.. Кунстхалле Мангейм, инв. 387.
Керстинг, близкий друг Фридриха, очень хорошо знал его методы работы. В темной, скудной мастерской Фридриха всего несколько вещей – ничто не отвлекало художника. Не показаны ни его собственные, ни чужие рисунки, гравюры и модели, которые обычно встречаются в изображениях мастерских художника. Чертежная доска и линейка рассматривают геометрическую основу как важную основу для его композиций.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Две мужские фигуры спиной и фигуры из “Пасхального утра” и “Прогулка в сумерках”, около 1835 г Кисть по кальке. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1925-13.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Две мужские фигуры спиной и фигуры из “Пасхального утра” и “Прогулка в сумерках”, около 1835 г Кисть по кальке. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1925-13.
На этом рисунке Фридрих запечатлел группу женщин из “Пасхального утра” (около 1828 года, Мадрид, выставлена в Альбертинуме) и фигуру в старинном немецком костюме из своей поздней работы “Прогулка в сумерках”, идентичного по размеру картине. Неясно, к какому изображению принадлежат две большие фигуры со спины; Остатки краски в верхней части, вероятно, принадлежат картине.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Женщина с шалью, около 1818 г. Кисть, тушь на кальке. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Женщина с шалью, около 1818 г. Кисть, тушь на кальке. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет.
До сих пор окончательно не выяснено, какую роль играли рисунки на кальке в творческом процессе Фридриха. Они были созданы, пока он работал над своими картинами. Таким образом, он смог задокументировать фигуры и повторно использовать их, например, на других носителях изображений или для перевода на более высокие уровни живописи. При обращении с листом на еще влажной краске остались отпечатки пальцев.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Утёс, 9 июня 1799 г.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Утёс, 9 июня 1799 г.
Лист из “Берлинского альбома для рисования I»; Перо и тушь поверх карандаша, размывка на листе бумаги. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Ident. SZ 55
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. “Скальные исследования”, 20 мая 1799 г. Лист из “Берлинского альбома для рисования I”; Перо и тушь поверх карандаша, размыто на листе бумаги. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Ident. SZ 51
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. “Скальные исследования”, 20 мая 1799 г. Лист из “Берлинского альбома для рисования I”; Перо и тушь поверх карандаша, размыто на листе бумаги. Государственные музеи Берлина, Гравюрный кабинет, Ident. SZ 51
Фридрих нарисовал это почти сюрреалистическое наскальное изображение в Саксонской Швейцарии. Именно здесь проявляется его живой интерес к необычным, особенно ярким каменным созвездиям. Контуры он энергично рисовал пером, а теневые участки прорабатывал размывками, т. е. нанесением разбавленной краски.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Каменистый пляж при восходе луны (Каменистый пляж с заходящим солнцем), около 1835 года. Чернила кистью по карандашу на карандаш на тканой бумаге (vélin - веленевая бумага). Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Каменистый пляж при восходе луны (Каменистый пляж с заходящим солнцем), около 1835 года. Чернила кистью по карандашу на карандаш на тканой бумаге (vélin - веленевая бумага). Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания
Изображение берега основано на рисунке пером и тушью с видом на Штуббенкаммер (Stubbenkammer). Здесь Фридрих намеренно не изобразил меловые скалы. Атмосфера огромного пейзажа достигается за счет деликатного нанесения коричневых чернил сепии. Тема – время перехода. Хотя остается неясным, изображен ли рассвет или закат.
 КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Каменистый пляж при восходе луны (Каменистый пляж с заходящим солнцем), около 1835 года. Чернила кистью по карандашу на карандаш на тканой бумаге (vélin - веленевая бумага). Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Каменистый пляж при восходе луны (Каменистый пляж с заходящим солнцем), около 1835 года. Чернила кистью по карандашу на карандаш на тканой бумаге (vélin - веленевая бумага). Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания
Изображение берега основано на рисунке пером и тушью с видом на Штуббенкаммер (Stubbenkammer). Здесь Фридрих намеренно не изобразил меловые скалы. Атмосфера огромного пейзажа достигается за счет деликатного нанесения коричневых чернил сепии. Тема – время перехода. Хотя остается неясным, изображен ли рассвет или закат.
	 КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Двое мужчин на берегу моря, около 1813 г. Перо по следам карандаша на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1919-20.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Двое мужчин на берегу моря, около 1813 г. Перо по следам карандаша на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1919-20.
Рисунок пером напоминает гравюру благодаря параллельным четким линиям. Здесь Фридрих показывает созерцание пейзажа как общий опыт двух мужчин. Один из них смотрит в телескоп и опирается на плечо своего спутника. Изображенный вид скал на самом деле можно было увидеть только в телескоп с их места.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Морской пейзаж с бригом и рыболовными сетями, два дома слева, не ранее 1815 г., около 1818 г.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Морской пейзаж с бригом и рыболовными сетями, два дома слева, не ранее 1815 г., около 1818 г.
Перо по следам карандаша на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. C1908-534.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Этюд парусного корабля, до 1816 г., около 1815 г. Карандаш, акварель на тканой бумаге.Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. C 2604.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Этюд парусного корабля, до 1816 г., около 1815 г. Карандаш, акварель на тканой бумаге.Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. C 2604.
Этюд двухмачтового корабля был создан в гавани Грайфсвальда после пятого путешествия Фридриха на Рюген, во время которого он интенсивно работал над изображением парусных лодок. Изображение существенно отличается от более ранних рисунков корабля, особенно воспроизведением сложного такелажа. Многомачтовые парусные корабли неоднократно составляли основной мотив масляных картин Фридриха в период с 1815 по 1818 год.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Парусные корабли, не ранее 1815 г.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Парусные корабли, не ранее 1815 г.
Перо на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1920-183 гг.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Деревенский двор с колодцем, 21/22. Май 1806 г. Карандаш на тканой бумаге. Швайнфурт, Музей Георга Шефера, инв. 148А.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Деревенский двор с колодцем, 21/22. Май 1806 г. Карандаш на тканой бумаге. Швайнфурт, Музей Георга Шефера, инв. 148А.
Этот тщательно выполненный рисунок фермы был создан во время поездки на родину Фридриха в начале лета 1806 года. Он смоделировал различные фактуры дома, колодца и деревьев благодаря поразительно высокой плотности линий. Предполагалось, что он специально использовал карандаши разной степени твердости, чтобы варьировать черноту линий.
АВГУСТ ГЕНРИХ (AUGUST HEINRICH, 1794-1822).
АВГУСТ ГЕНРИХ (AUGUST HEINRICH, 1794-1822).
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Хижина с колодцем с журавлём на Рюгене, около 1802  г.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Хижина с колодцем с журавлём на Рюгене, около 1802 г.
Гуашь, тканая бумага. Кунстхалле Гамбурга, Гравюрный кабинет, инв. 1919/204
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Залив на Рюгене (вид со стороны Ругарда на Мёнхгут), около 1802 г. Гуашь по следам карандаша на тканой бумаге. Классический фонд Веймар, инв. КК 513
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Залив на Рюгене (вид со стороны Ругарда на Мёнхгут), около 1802 г. Гуашь по следам карандаша на тканой бумаге. Классический фонд Веймар, инв. КК 513
Фридрих, вероятно, запечатлел залив на Рюгене карандашом во время похода, а затем нарисовал его в нежных сине-коричневых тонах в своей мастерской. Фридрих использовал технику гуаши только для живописного исполнения нескольких работ между 1799 и 1802/03 годами.
сверху: АВГУСТ ГЕНРИХ (AUGUST HEINRICH, 1794-1822). Зальцбург, 1820 г. Акварель на тканой бумаге. Галерея Knoell, Базель. / внизу: КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Пейзаж в Крконоше (Riesengebirge), около 1810 г. около 1810 г. Акварель, карандаш на тканой бумаге. Ху
сверху: АВГУСТ ГЕНРИХ (AUGUST HEINRICH, 1794-1822). Зальцбург, 1820 г. Акварель на тканой бумаге. Галерея Knoell, Базель. / внизу: КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Пейзаж в Крконоше (Riesengebirge), около 1810 г. около 1810 г. Акварель, карандаш на тканой бумаге. Ху
сверху: Особенностью этого атмосферного речного пейзажа с его приглушенными красками является то, что это чистый рисунок кистью без контурной линии, очерчивающей объекты изображения. Нечто подобное можно найти и в творчестве Фридриха, например, в фоновых частях “Осени” из цикла “Времена года” (в задней части выставочного зала). Там же он лишь кистью обозначил далекий силуэт города. / внизу: После похода по хребту Крконоше Фридрих и Георг Фридрих Керстинг провели несколько дней в окрестностях Вармбрунна. Эта местность давала Фридриху множество возможностей зарисовать вытянутый горный хребет на расстоянии. На этой акварели изображена центральная часть Крконоше с горной вершиной Малый Шишак (Mały Szyszak) как самой высокой точкой в центре.
КАСПАР ДЭВИД ФРИДРИХ.
КАСПАР ДЭВИД ФРИДРИХ.
сверху: Прибрежный пейзаж на Рюгене с парусными лодками (Мёнхгут, вид от Лоббе до Нордперда), 1801 год. Перо, Коричневая тушь поверх карандаша. / внизу: Аркона на Рюгене, 22 июня 1801 г. Лист из Большого альбома для рисования на Рюгене. Перо поверх карандаша, размы́то, на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1974-509. Бумага разбита на квадраты.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Штуббенкамер (Stubbenkammer) на Рюгене, 21 июня 1801 г. Лист из Большого альбома для рисования на Рюгене; Перо и размытая тушь, карандаш на тканой бумаге, разбитой на квадраты. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собран
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Штуббенкамер (Stubbenkammer) на Рюгене, 21 июня 1801 г. Лист из Большого альбома для рисования на Рюгене; Перо и размытая тушь, карандаш на тканой бумаге, разбитой на квадраты. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собран
Фридрих нарисовал здесь вид, который до сих пор знаком многим путешественникам, посещающим Рюген. Он создал карандашом скалы на берегу с четкими контурами. Сетка над рисунком использовалась для перевода его в другой формат. Более 30 лет спустя он создал рисунок сепией, изображающий вид на море при восходе луны (Гамбургский Кунстхалле), в котором он опустил Штуббенкамер.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Письмо Луизе Зайдлер с эскизом: Художник рисует в Плауэншер-Грунде, 12 мая 1814 г. Перо и тушь на листе бумаги. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1925-12.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Письмо Луизе Зайдлер с эскизом: Художник рисует в Плауэншер-Грунде, 12 мая 1814 г. Перо и тушь на листе бумаги. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1925-12.
Каспара Давида Фридриха и Луизу Зейдлер связывала близкая дружба. В этом письме Фридрих с юмором ответил на сообщение Зайдлер о свадьбе ее сестры. Он описывает, как он читает письмо Зайдлер у водопада в Плауэншенр-Грунде, и включает в себя набросок, на котором он его рисует. Письмо показывает особую связь между ними, а также способ работы Фридриха, который часто делал наброски с натуры.
 КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. слева: Пейзаж с павильоном, 1797 г. Перо и тушь, кисть, акварель. Кунстхалле Гамбурга, Гравюрный кабинет, инв. 1928/3 / справа: Эмилиас Кильде близ Копенгагена (Emilias Kilde bei Kopenhagen), 5 мая 1797 г. Перо и тушь, акварель пове
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. слева: Пейзаж с павильоном, 1797 г. Перо и тушь, кисть, акварель. Кунстхалле Гамбурга, Гравюрный кабинет, инв. 1928/3 / справа: Эмилиас Кильде близ Копенгагена (Emilias Kilde bei Kopenhagen), 5 мая 1797 г. Перо и тушь, акварель пове
слева: Акварельный рисунок был создан во время учебы Фридриха в Копенгагене, где он посещал класс рисования, лепки и модели в Академии изящных искусств. Вне занятий его интересовали ландшафтные парки по соседству. Следуя по стопам своего учителя Йенса Юэля, Фридрих рисовал садовые пейзажи с памятниками или небольшими архитектурными сооружениями, такими как показанный здесь павильон.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ.
Источник Луизы в Фредериксдале (Die Luisenquelle in Frederiksdah), 6 августа 1797 г. Перо и тушь, акварель поверх карандаша на листе бумаги. Кунстхалле Гамбурга, Гравюрный кабинет, инв. 1916/146 / Источник Фредериксберг близ Копенгагена, 1797 г. Перо и тушь, акварель поверх карандаша на мелованной бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1927-25.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Альбом для рисования Карлсруэ. Рисовался в основном в Дрездене и его окрестностях с 25 апреля по 1 июня 1804 г. 20 листов с 33 рисунками, отдельные листы удалены ранее. Этюды дерева, парусники, исследования деревьев. Собственность Ху
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Альбом для рисования Карлсруэ. Рисовался в основном в Дрездене и его окрестностях с 25 апреля по 1 июня 1804 г. 20 листов с 33 рисунками, отдельные листы удалены ранее. Этюды дерева, парусники, исследования деревьев. Собственность Ху
Этот альбом для рисования, выставленный как драгоценное сокровище, дает глубокое представление об опыте Каспара Давида Фридриха в мире природы. Его название “Альбом для рисования Карлсруэ” происходит от места его бывшего хранения. Он был создан в начале лета 1804 года, когда молодой художник рисовал холмы и одинокие деревья на Эльбе между Дрезденом и Мейсеном, наблюдал за птицами и облаками, а также запечатлевал острым карандашом парусные лодки. Он возвращался к этим мотивам на протяжении всей своей жизни в знаменитых картинах и готовых рисунках сепией, таких как “Большая ограда недалеко от Дрездена” и “Дольмен у моря” (Albertinum und Klassik Stiftung Weimar). Сохранилось только шесть альбомов для рисования руки Фридриха. Один находится в Дрезденском Гравюрном кабинете (также на этой выставке). Остальные четыре находятся в Осло, куда они попали спустя много времени после смерти Фридриха, через имение его друга, норвежского художника Йохана Кристиана Даля. Альбом для рисования из Карлсруэ также является свидетельством дружбы. Оно принадлежало другу Фридриха, художнику Георгу Фридриху Керстингу, чья семья хранила его в Карлсруэ. Недавно он был продан и передан в собственность общественного музея. Как произведение охраняемого культурного наследия, о нем будут совместно заботиться и исследовать в Берлине, Дрездене и Веймаре.
АНТОН ГРАФ (ANTON GRAFF, 1736-1813). Район Эльбы над Дрезденом близ Блазевица утром, около 1800 г. Холст, масло. Дрезденские государственные художественные собрания, Картинная галерея старых мастеров, Gal-Nr. 2180 J. / Дома на Вайсерице в Плауэне близ Дре
АНТОН ГРАФ (ANTON GRAFF, 1736-1813). Район Эльбы над Дрезденом близ Блазевица утром, около 1800 г. Холст, масло. Дрезденские государственные художественные собрания, Картинная галерея старых мастеров, Gal-Nr. 2180 J. / Дома на Вайсерице в Плауэне близ Дре
Антон Графф, специализировавшийся на портретной живописи, с 1766 года работал придворным художником в Дрездене. Его редкие пейзажные картины включают четыре картины маслом, на которых изображены Плауэншер-Грунд и Эльба возле Блазевица. Условия освещения отражают разное время суток. Неясно, послужили ли эти изображения источником вдохновения для серии картин Фридриха “Плауэншер-Грунд”. .
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Королевская мельница (Königsmühle) в Плауэншер-Грунде, самое раннее около 1802 г. Гуашь поверх карандашных следов, на тканой бумаге.  Инв. 2001/к1.  /  Пороховая мельница в Плауэншер-Грунде, самое раннее около 1802 г. Гуашь по каранд
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Королевская мельница (Königsmühle) в Плауэншер-Грунде, самое раннее около 1802 г. Гуашь поверх карандашных следов, на тканой бумаге. Инв. 2001/к1. / Пороховая мельница в Плауэншер-Грунде, самое раннее около 1802 г. Гуашь по каранд
Около 1800 года Фридрих создал серию работ непрозрачной акварелью, так называемой гуашью. Четыре вида на Плауэншен-Грунд показывают мельницы и стекольный завод в живописной долине Вайсерица. Здесь он впервые исследовал тему времен суток.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Каменные ворота в Уттевальдер-Грунде (Felsentor im Uttewalder Grund), около 1801 г. Кистью по карандашу на тканой бумаге. Музей Фолькванг (Museum Folkwang), Ессен. Inc. C 21/36.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Каменные ворота в Уттевальдер-Грунде (Felsentor im Uttewalder Grund), около 1801 г. Кистью по карандашу на тканой бумаге. Музей Фолькванг (Museum Folkwang), Ессен. Inc. C 21/36.
Внушительный рисунок кисти Фридриха основан на эскизе висящих слева скальных ворот, который он нарисовал в Уттевальдер-Грунде 28 августа 1800 года. Контраст между могучими валунами из песчаника, изображенными в темных тонах и двумя изящными человеческими фигурами, находящимися под этой увесистой скалой поражают воображение.
КАСПИР ДАВИД ФРИДРИХ.
КАСПИР ДАВИД ФРИДРИХ.
Богемский пейзаж с путешественником, около 1810 или 1828 г. Акварель поверх карандаша. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1927-23. / Пейзаж низкой горы (Богемский пейзаж с мостом и часовней), 9 мая 1803 г. Маленький блокнот для рисования в разобранном виде, перо и тушь, кисть для чернил, размыто на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1927-35.
  КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Пейзаж с мостом, 26 июня 1799 г. Лист из “Большого Мангеймского альбома для рисования”. Перо, тушь поверх карандаша, размывка, на тканой бумаге. Франкфурт-на-Майне, Städelsches Kunstinstitut, Коллекция графики, Инв. 13945. /   Пейз
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Пейзаж с мостом, 26 июня 1799 г. Лист из “Большого Мангеймского альбома для рисования”. Перо, тушь поверх карандаша, размывка, на тканой бумаге. Франкфурт-на-Майне, Städelsches Kunstinstitut, Коллекция графики, Инв. 13945. / Пейз
На листе гуашью изображен идеальный пейзаж, который Фридрих создал на основе реалистичного этюда. Хотя группы деревьев, маленькая деревня на заднем плане и фигуры на мосту были переставлены в композиции, каменный арочный мост он оставил в исходном положении. Он существует до сих пор в неизменном виде.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Дорога на Эльбе, ок. 1799 г. Карандаш, перо и кисть, размывка, на мелованной бумаге. Кунстхалле Гамбурга, Гравюрный кабинет, инв. 41090. /   Полуразрушенная стена с воротами (вид на виноградники близ Радебойля), около 1828 г. Акварел
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Дорога на Эльбе, ок. 1799 г. Карандаш, перо и кисть, размывка, на мелованной бумаге. Кунстхалле Гамбурга, Гравюрный кабинет, инв. 41090. / Полуразрушенная стена с воротами (вид на виноградники близ Радебойля), около 1828 г. Акварел
внизу: Здесь особенно бросается в глаза отделение доступного переднего плана от недоступного или лишь частично доступного центра и фона, характерное для многих композиций Фридриха. На ней изображен вид с гор Шпааргебирге (Spaargebirge) на долину Эльбы с островом Гауэрниц (Gauernitzer Elbinsel) в центре картины. Вдалеке можно узнать Дрезден и плоские вершины Эльбских песчаниковых гор.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Два вида на руины монастыря Святого Креста недалеко от Мейсена, 9 сентября 1800 года. Лист из “Маленького Мангеймского альбома для рисования”. Перо и тушь, кисть, размывка, следы карандаша на тканой бумаге. Гравюрный кабинет. Государ
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Два вида на руины монастыря Святого Креста недалеко от Мейсена, 9 сентября 1800 года. Лист из “Маленького Мангеймского альбома для рисования”. Перо и тушь, кисть, размывка, следы карандаша на тканой бумаге. Гравюрный кабинет. Государ
Эту акварель с изображением руин монастыря Святого Креста Фридрих подарил своему другу, мастеру монетного двора Фридриху Куммеру, с семьей которого он провел военное лето 1813 года. Художник несколько раз посещал руины, чтобы рисовать там. Однако здесь он опирается на исследование из “Маленького Мангеймского альбома для рисования” 1801 года. .
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. слева: Вход в монастырь Святого Креста в Мейсене, около 1824 г. Акварель, карандаш на тканой бумаге. Кунстхалле Гамбурга, Гравюрный кабинет, инв. 41107.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. слева: Вход в монастырь Святого Креста в Мейсене, около 1824 г. Акварель, карандаш на тканой бумаге. Кунстхалле Гамбурга, Гравюрный кабинет, инв. 41107.
Образцы цвета по краям листа показывают, что этот акварельный рисунок является этюдом. Фридрих выбрал мотив и деталь изображения в смысле композиции. Соответственно, в 1827 году он использовал этот лист для небольшой картины, в которой интерпретировал вид через открытую дверь как вид темницы с зарешеченным окном.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Входные ворота в Мейсене (Дверь в руинах монастыря Святого Креста недалеко от Мейсена), 1827 г. Холст, масло. Государственные художественные собрания Дрездена, Альбертинум, инв. 86/13.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Входные ворота в Мейсене (Дверь в руинах монастыря Святого Креста недалеко от Мейсена), 1827 г. Холст, масло. Государственные художественные собрания Дрездена, Альбертинум, инв. 86/13.
Фридрих интерпретировал интерьер руин монастыря Святого креста недалеко от Мейсена как вид на зарешеченную темницу. Учитывая политическую ситуацию в Германии и усилия Фридриха по созданию более либерально настроенной страны, он сам находился под наблюдением политических сил. Возможно, взгляд в темную комнату является выражением его страхов и надежд одновременно.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ.
Башня готической церкви в Мейсене, октябрь 1824 г. Карандаш на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1930-49. / Вид на Мейсен, октябрь 1824 г. Карандаш на тканой бумаге. Гравюрный кабинет, Государственные художественные собрания Дрездена, инв. С 1937-428.
КАСПАР ДЭВИД ФРИДРИХ. Вид на Хайнихен (Hainichen) с городской церковью и ратушной башней (ранее: деревня с двумя церквями. Оэдеран), 26 июня 1799 г. Лист из “Большого Мангеймского альбома для рисования”. Перо и тушь поверх карандаша, на тканой бумаге, раз
КАСПАР ДЭВИД ФРИДРИХ. Вид на Хайнихен (Hainichen) с городской церковью и ратушной башней (ранее: деревня с двумя церквями. Оэдеран), 26 июня 1799 г. Лист из “Большого Мангеймского альбома для рисования”. Перо и тушь поверх карандаша, на тканой бумаге, раз
внизу: Художник очень экономно использовал две противоположные страницы из альбома для рисования. Фридрих запечатлел руины бывшего цистерцианского монастыря Альцелла, расположенного к югу от Дрездена, точными карандашными набросками. Несколько более небрежно и словно от скуки он рисовал некоторые человеческие фигурки и бегающих птиц.
  1. Дрезден: Поход на выставку Кандинского в замок-резиденцию
  2. Дрезден: Выставка «Штрих (прикосновение) Рембрандта» в замке-резиденции..
  3. Дрезден: маленькая выставка в большом музее
  4. Дрезден: Выставка посвященная 300-летию Гравюрного кабинета. Часть I
  5. Дрезден: Выставка посвящённая 300 летию Дрезденского Гравюрного кабинета. Часть II
  6. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть I
  7. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть II
  8. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть III
  9. Выставка «Бойсу ко Дню рождения. Линия к линии — лист к листу»
  10. Временная выставка «La Chine»
  11. "Напряженное спокойствие." РАЙМУНД ГИРКЕ (RAIMUND GIRKE). Работы на бумаге 1957-2001 гг.
  12. Выставка "Последний романтик. Альберт Венус". Часть I
  13. Выставка "Последний романтик. Альберт Венус". Часть II
  14. Галерея оружия в длинном коридоре
  15. ДАЛЕКОЕ ТАК БЛИЗКО (Ferne, so nah). Часть I. Дрезден
  16. Далекое так близко (Ferne, so nah). Часть II. В дороге
  17. Далекое так близко (Ferne, so nah). Часть III. Пункт назначения Рим.
  18. «Меняющиеся перспективы» или «смена взгляда» (Blickwechsel)
  19. Выставка «Кандида Хёфер: Контексты. Отражение Дрездена».
  20. Выставка: ШАХМАТЫ! Княжеские игровые миры.
  21. Выставка в Гравюрном кабинете: Рисовальщик

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому