Турист larabi
larabi
была сегодня 8:26
Фотоальбом

Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть I

14 35

Я приглашаю вас на выставку BELLUM ARTES — ВОЙНА В ИСКУССТВЕ.

САКСОНИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЕ, которая проходила в Замке-резиденции с 08.07.2021 по 04.10.2021. Я там была в августе, но так как после открылись художественные выставки в Старых и Новых Мастерах, я задвинула эти материалы в подвал до «лучших» времён и они настали. :(

Похоже, что напряжение международных отношений в мире озаботило и наших музейщиков, раз темой очередной выставки стала 30-летняя война — война, сотрясавшая Центральную Европу с 1618 по 1648 годы.

Война началась с череды религиозных столкновений между протестантами и католиками в Священной Римской империи, и затем переросла в борьбу разных сил в Европе против доминирующей позиции дома Габсбургов.

Поводом стала Пражская дефенестрация 23 мая 1618 года, которая ознаменовала собой начало восстания чешских сословий, направленного против попыток рекатолизации со стороны принадлежавшего к дому Габсбургов богемского (чешского) короля Фердинанда II. Словечко дефенестрация (lat.: de «из … наружу» и fenestra «окно») означает выброс кого-то из окна. Вот «засланцев» от чешских сословий из окна и того… — вышвырнули. Было не так больно, как обидно, ну и …война. Война, когда католическое меньшинство, довело протестантское большинство до вооруженного восстания и при поддержке извне победило это большинство.

Последовавшие боевые действия делятся на четыре крупных периода, называющихся по основным противникам императора: чешско-пфальцский, датский, шведский и франко-шведский. Две попытки прекращения конфликта предпринимались в 1629 году Любекский мир (1629 год) и Пражский мир (1635 год) — окончились безуспешно, поскольку не учитывали интересов всех прямо или косвенно заинтересованных сторон. Это удалось только всеевропейскому Вестфальскому мирному конгрессу (1641–1648).

Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил Вестфальскую систему международных отношений. Общие потери населения около 8 млн. человек, в т. ч. 7,5 млн. немцев и чехов. В Южной Германии, например, войну пережила лишь треть населения. Голод, смерть, эпидемии привели к большим страданиям и экономическому и социальному упадку.

Во время многолетней борьбы за религиозное влияние и политическое превосходство в Европе искусство не исчезло, а даже получило дополнительный толчок в развитии. Произведения искусства продолжали выполнять важные функции: служили символом власти, дипломатическим обменом подарками, документированием/изображением военных действий и их последствий, побуждением к миру.

В школе история 30-летней войны осталась абстрактной главой учебника, а на этой выставке, хоть и совсем небольшой, для меня сложилась картинка, почему рядом с протестантской Саксонией находится католическая Чехия. Как курфюрст Саксонии Иоганн Георг I лавировал в этой войне, начав её на стороне Священной Римской империи, а закончив в союзе с её противниками. Конечно осталось достаточно белых пятен, но выставка замечательная.

Кавалерийский штандарт , так называемый штандарт Паппенгейма, Германия, вероятно, до 1632 г. Дамасский шёлк, малиновый, золочение, масляная краска.
Кавалерийский штандарт , так называемый штандарт Паппенгейма, Германия, вероятно, до 1632 г. Дамасский шёлк, малиновый, золочение, масляная краска.
Саксонский полковник Ганс Бастиан фон Цемен захватил штандарт в битве при Лютцене в 1632 году. Это был штандарт имперской кавалерии под командованием генерала Готфрида Генриха фон Паппенгейма. На листе изображено чудотворное изображение Мадонны и приносящего себя в жертву пеликана.
Андреас Гёдинг (Andreas Göding). Курфюрст Иоганн Георг I. (Kurfürst Johann Georg I) в кузнице Вулкана. 1624,  Масло на меди. SKD, RUSTKAMMER, INV. NR. H 0013
Андреас Гёдинг (Andreas Göding). Курфюрст Иоганн Георг I. (Kurfürst Johann Georg I) в кузнице Вулкана. 1624, Масло на меди. SKD, RUSTKAMMER, INV. NR. H 0013
В компании древних богов, Иоганн Георг I. представлен как генерал. Вулкан выковывает серп, бог времени Хронос Опирается на доспехи и оружие, а Минерва, богиня мудрости, держит над головой Георга I. Шапку курфюрста (Kurhut) . Слева приближается олицетворение мира Пакс, за ней виден бог войны Марс.
Юстус Сустерманс (Justus Sustermans, 1597-1681). Император Фердинанд II Габсбургский и Элеонора Мантуанская перед битвой у Белой горы.  Ок.1628/30, Масло на холсте.
Юстус Сустерманс (Justus Sustermans, 1597-1681). Император Фердинанд II Габсбургский и Элеонора Мантуанская перед битвой у Белой горы. Ок.1628/30, Масло на холсте.
Императорская чета изображена на фоне решающей битвы у Белой горы, которая положила конец богемскому восстанию и вынудила кальвинистского контркороля Фридриха V Пфальцского бежать из Праги. Победа была приписана чудесному образу Марии и истолкована как божественная поддержка и одобрение стойкого католического правителя. Элеонора Гонзага вышла замуж за Фердинанда всего через два года после битвы. Фердинанд должен был использовать этот союз, чтобы оправдать свое вмешательство в спор о наследовании Мантуи, который привел к разграблению Мантуи в 1630 году.
Даниэль или Андреас Бретшнайдер (Daniel oder Andreas Bretschneider) (приписывается) Марш саксонской армии на Баутцен. Саксония, 1621 год, бумага, глазурь, непрозрачная краска, позолота, пергамент натянут на ореховую доску. SKD, RÜSTKAMMER, INV. NR. H 0016
Даниэль или Андреас Бретшнайдер (Daniel oder Andreas Bretschneider) (приписывается) Марш саксонской армии на Баутцен. Саксония, 1621 год, бумага, глазурь, непрозрачная краска, позолота, пергамент натянут на ореховую доску. SKD, RÜSTKAMMER, INV. NR. H 0016
Решение Иоганна Георга I вернуть себе богемские королевские земли Силезии и Лузии из под владения императора Фердинанда II в 1620/21 году оказалось удачным для Саксонии. Lausitz, первоначально отданный Саксонией, остался с Саксонией после войны. На картине изображен отход саксонских войск в Баутцен в начале сентября 1620 года.
Питер Иссельбург (Peter Isselburg) Вид на город Баутцен во время осады саксонской армией в 1620 году. После 1620 г. Травление.
Питер Иссельбург (Peter Isselburg) Вид на город Баутцен во время осады саксонской армией в 1620 году. После 1620 г. Травление.
Осада Баутцена началась, как указано в надписи, 30 августа по юлианскому календарю, действовавшему в Саксонии в то время. Согласно сегодняшнему пониманию, дата соответствует 9 сентября. Папа Григория XIII, ввёл календарную реформу, которая была отвергнута протестантами в то время. На гравюре изображен саксонский лагерь, разбитый к югу от города, и его обстреливают полевой артиллерией.
Маттеус Мериан старший (Matthäus Merian d. Ä). Вид на город Баутцен в Верхней Лужице во время капитуляции 5 октября 1620 г. Источник: Theatrum Europaeum. 1643 Медная гравировка
Маттеус Мериан старший (Matthäus Merian d. Ä). Вид на город Баутцен в Верхней Лужице во время капитуляции 5 октября 1620 г. Источник: Theatrum Europaeum. 1643 Медная гравировка
Сильно поврежденный город, который в основном был в огне, сдался только после того, как Иоганн Георг I. лично прибыл в Баутцен 3 октября. На переднем плане гравюра изображает капитуляцию горожан саксонскому курфюрсту 5 октября 1620 года.
Даниэль Бретшнайдер младший. Иоганн Георг I и битвы при Брайтенфельде (1631 г.) и Лигнице (1634 г.). Саксония, около 1650 г. Масло на дереве, обрывки бумаги. SKD, RÜSTKAMMER, INY. NR. H 0016
Даниэль Бретшнайдер младший. Иоганн Георг I и битвы при Брайтенфельде (1631 г.) и Лигнице (1634 г.). Саксония, около 1650 г. Масло на дереве, обрывки бумаги. SKD, RÜSTKAMMER, INY. NR. H 0016
Мемориальная доска изображает пожилого курфюрста перед силуэтом Магдебурга как защитника протестантского дела. Это напоминает два победоносных сражения с имперской армией, в которых принимали участие войска Саксонии: в битве при Брайтенфельде в сентябре 1631 года, сразу после союза между Иоганном Георгом I и протестантским королем шведов Густавом Адольфом; ниже победа при Лигнице в Нижней Силезии в мае 1634 года, которую одержал саксонский генерал фон Арним над имперскими войсками под командованием генерала Коллоредо.
Питер Снайерс (Pieter Snayers). Битва у Белой горы. Около 1620/30 г. Масло на холсте. INGOLSTADT, BAYERISCHES ARMEEMUSEUM, INV. NR. A 10756
Питер Снайерс (Pieter Snayers). Битва у Белой горы. Около 1620/30 г. Масло на холсте. INGOLSTADT, BAYERISCHES ARMEEMUSEUM, INV. NR. A 10756
Снайерс описывает борьбу Католической лиги против восставших богемцев в 1620 году с точки зрения победившей имперской армии. В центре сидит герцог Баварский Максимилиан, который на самом деле никогда не участвовал в сражении. На заднем плане войска Фридриха фон дер Пфальца, получившего прозвище Зимний король, бегут в сторону Праги.
Жак Куртуа (Джакомо Кортезе) (Jacques Courtois (Giacomo Cortese)). После битвы. Примерно 1640-1675 Холст, масло.
Жак Куртуа (Джакомо Кортезе) (Jacques Courtois (Giacomo Cortese)). После битвы. Примерно 1640-1675 Холст, масло.
Француз Куртуа сделал себе имя в Италии прежде всего как художник батальных сцен. Будучи солдатом испанской армии, он вплотную столкнулся с самой войной. Например, в его картинах, которые часто не изображают конкретных сражений, места и ужасы войны изображены особенно реалистично.
Филипс Вауверман (Philips Wouwerman) Конный бой перед горной крепостью. Около 1660 (?) Холст, масло.
Филипс Вауверман (Philips Wouwerman) Конный бой перед горной крепостью. Около 1660 (?) Холст, масло.
Филипс Вауверман из Харлема был известен своим живым и реалистичным изображением лошадей. В центральной сцене с четырьмя сбившимся в кучу лошадьми он доказывает свои композиционные способности. Пороховый дым и небо а облаках подчеркивают драматизм картины, как и на многих его картинах.
Филипс Вауверман (Philips Wouwerman). Конный бой у горящей мельницы. Около 1660 (?). Холст, масло.
Филипс Вауверман (Philips Wouwerman). Конный бой у горящей мельницы. Около 1660 (?). Холст, масло.
Драматическое сражение происходит перед горящей мельницей под темным небом. Всадник на его вздыбившейся лошади попал под обстрел, в то время как другие лошади лежат мертвые на земле. Вауверман был одним из самых влиятельных художников-баталистов 17 века, и его работы были очень популярны.
"Страх и нужда, в которых мы сейчас живем, невозможно описать словами."
Леонард Керн (Leonhard Kern). Kаннибализм, ок. 1640 г. Самшит резной. STUTTGART, LANDESMUSEUM Württemberg.
Леонард Керн (Leonhard Kern). Kаннибализм, ок. 1640 г. Самшит резной. STUTTGART, LANDESMUSEUM Württemberg.
Это шокирующее свидетельство страданий войны показывает женщину, охваченную голодом и доведенную до невообразимого. Как показывают свидетельства очевидцев, потребление человеческого мяса было частью ужасной реальности Тридцатилетней войны. Керн создал несколько версий этого сюжета, в том числе из слоновой кости.
Георг Пфрундт. (Georg Pfründt). Тактус - аллегория чувств. Замок Харбург, 1636 г. Терракота. MÜNCHEN, BAYERISCHES NATIONALMUSEUM, LEIHGABE DER ERNST VON SIEMENS KUNSTSTIFTUNG, INV. NR. L 2013/35
Георг Пфрундт. (Georg Pfründt). Тактус - аллегория чувств. Замок Харбург, 1636 г. Терракота. MÜNCHEN, BAYERISCHES NATIONALMUSEUM, LEIHGABE DER ERNST VON SIEMENS KUNSTSTIFTUNG, INV. NR. L 2013/35
"Облегчение" из серии пяти чувств показывает, как полевой врач осматривает голову раненого. Его лицо, искаженное болью, олицетворяет осязание (такт) как аллегория чувств. Пфрундт, который сам служил солдатом в Тридцатилетней войне, вероятно, отобразил свой собственный военный опыт в этой сцене.
Даниэль Губатка (Daniel Hubatka), бывший солдат. Документация о военных травмах. 1655. Цветной рисунок, приложенный к прошению императору Фердинанду III. SACHSISCHES STAATSARCHIV -HSTA DRESDEN, 10024 GEHEIMER RAT, LOC. 8756/4, BL. 50R-V
Даниэль Губатка (Daniel Hubatka), бывший солдат. Документация о военных травмах. 1655. Цветной рисунок, приложенный к прошению императору Фердинанду III. SACHSISCHES STAATSARCHIV -HSTA DRESDEN, 10024 GEHEIMER RAT, LOC. 8756/4, BL. 50R-V
"В Приложении A показано множество смертельных огнестрельных ранений, полученных мной во время последнего завоевания Магдебурга и битвы при Виттстоке, с прикрепленным рисунком. Эти раны, особенно номер 8, не заживают до сегодняшнего дня, и до моей смерти."
Жак Калло (Jacques Callot). Искушение святого Антония. 1635 г. Травление.
Жак Калло (Jacques Callot). Искушение святого Антония. 1635 г. Травление.
Стефано делла Белла (Stefano della Bella). Серия
Стефано делла Белла (Stefano della Bella). Серия "Различные военные капризы" (Varii capricci militari) 1840-1646 гг. травление
На шести страницах серии вымышленных военных сцен делла Белла доказывает свое композиционное мастерство и техническое мастерство в травлении. Боевые устройства, а также отдельные фигуры или здания на переднем плане эффектно выделяются на фоне широкого ландшафта с низким горизонтом.
Жака Калло (Jacques Callot). Из серии «Misères de la guerre» 1632.
Жака Калло (Jacques Callot). Из серии «Misères de la guerre» 1632.
Изображение зверств войны Жаком Калло стало символом Тридцатилетней войны.
Питер Пауль Рубенс. Аллегория войны. 1628 г. Масло на дереве. LIECHTENSTEIN, THE PRINCELY COLLECTIONS, VADUZ-VIENNA, INV. NR. GE 59
Питер Пауль Рубенс. Аллегория войны. 1628 г. Масло на дереве. LIECHTENSTEIN, THE PRINCELY COLLECTIONS, VADUZ-VIENNA, INV. NR. GE 59
В окружении пушек и военной техники на земле сидит женская фигура, склонив голову на правую руку. Она оплакивает двух павших воинов рядом с ней, в то время как битва на заднем плане все еще идет полным ходом. Масляный эскиз был интерпретирован как аллегория голландских провинций, покоренных Испанией. Даже если обстоятельства, при которых это произошло, не были четко обозначены, страдания от ужасов войны безошибочны.
Стефано делла Белла (Stefano della Bella). Смерть на поле боя, из серии Les Cinq Mortan (Пять смертей). 1645–1648.  Травление.
Стефано делла Белла (Stefano della Bella). Смерть на поле боя, из серии Les Cinq Mortan (Пять смертей). 1645–1648. Травление.
Смерть торжествующе скачет на истощенной лошади через поле битвы. Делла Белла из Флоренции работал в Париже в 1640-х гг., когда во Франции шла Тридцатилетняя война. При кардинале Ришелье - первом министре при короле Людовике XIII, он работал официальным рисовальщиком хроникёром.
Стефано делла Белла (Stefano della Bella). Четыре листа из серии Les Cinq Mortan (Пять смертей). 1645–1648. Травление.
Стефано делла Белла (Stefano della Bella). Четыре листа из серии Les Cinq Mortan (Пять смертей). 1645–1648. Травление.
Делла Белла интенсивно занимался аллегорическим изображением смерти, когда сам столкнулся с войной во Франции. В четырех овальных сценах людей разного возраста уносит костяной человек или просит пройти. Стефано делла Белла вдохновляли Офорты Жака Калло (Jacques Callot).
Венцель (Вaцлав, Венцеслав) Хoллар (Голлар) (Wenzel Hollar). 14 листов из серии
Венцель (Вaцлав, Венцеслав) Хoллар (Голлар) (Wenzel Hollar). 14 листов из серии " Пляски смерти". Вероятно, 1644-1651 гг. Травление
Холлар родился в Праге и работал, в частности, в Страсбурге, Франкфурте, Кельне и Антверпене. Он сопровождал графа Томаса фон Арундела в его турне по Европе и последовал за ним в Лондон. В своей серии из 30 частей "Пляски смерти" Халлар описывает, как смерть поражает всех: старых и молодых, бедных и богатых, дворянство и простолюдинов.
Михаэль Герр (Michael Herr). Солдатский лагерь. 1623–1633 Ручка коричневого цвета, кисть серо-коричневого цвета поверх графита
Михаэль Герр (Michael Herr). Солдатский лагерь. 1623–1633 Ручка коричневого цвета, кисть серо-коричневого цвета поверх графита
Адам ван Ноорт (Adam van Noort). Кавалерийский бой. 1-я половина 17 века.  Ручка с черными чернилами, цветная стирка.
Адам ван Ноорт (Adam van Noort). Кавалерийский бой. 1-я половина 17 века. Ручка с черными чернилами, цветная стирка.
Леонаерт Брамер (Leonaert Bramer) Рейд (налёт),  1638-1645 гг. Кисть в черно-сером, усилены белым
Леонаерт Брамер (Leonaert Bramer) Рейд (налёт), 1638-1645 гг. Кисть в черно-сером, усилены белым
Жак Куртуа (Джакомо Кортезе) (Jacques Courtois (Giacomo Cortese)) Великая кавалерийская битва. Середина 17 века.
Жак Куртуа (Джакомо Кортезе) (Jacques Courtois (Giacomo Cortese)) Великая кавалерийская битва. Середина 17 века.
Перо коричневого и черного цвета по предварительному рисунку черным мелом, кисть серого цвета.
  1. Дрезден: Поход на выставку Кандинского в замок-резиденцию
  2. Дрезден: Выставка «Штрих (прикосновение) Рембрандта» в замке-резиденции..
  3. Дрезден: маленькая выставка в большом музее
  4. Дрезден: Выставка посвященная 300-летию Гравюрного кабинета. Часть I
  5. Дрезден: Выставка посвящённая 300 летию Дрезденского Гравюрного кабинета. Часть II
  6. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть I
  7. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть II
  8. Выставка BELLUM ARTES в замке-резиденции Дрездена. Часть III
  9. Выставка «Бойсу ко Дню рождения. Линия к линии — лист к листу»
  10. Временная выставка «La Chine»
  11. "Напряженное спокойствие." РАЙМУНД ГИРКЕ (RAIMUND GIRKE). Работы на бумаге 1957-2001 гг.
  12. Выставка "Последний романтик. Альберт Венус". Часть I
  13. Выставка "Последний романтик. Альберт Венус". Часть II
  14. Галерея оружия в длинном коридоре
  15. ДАЛЕКОЕ ТАК БЛИЗКО (Ferne, so nah). Часть I. Дрезден
  16. Далекое так близко (Ferne, so nah). Часть II. В дороге
  17. Далекое так близко (Ferne, so nah). Часть III. Пункт назначения Рим.
  18. «Меняющиеся перспективы» или «смена взгляда» (Blickwechsel)
  19. Выставка «Кандида Хёфер: Контексты. Отражение Дрездена».

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому