Турист larabi
larabi
была сегодня 9:40
Фотоальбом

GRASSI: От модерна до современности

5 24

Постоянная экспозиция «От модерна до современности» («Jugendstil bis Gegenwart») занимает два этажа. Она объединяет около 2000 объектов от начала XX века до наших дней на площади около 1200 квадратных метров.

На верхнем этаже представлены три основные темы: от международного модерна с лучшими произведениями Всемирной выставки в Париже 1900 года до ар-деко с его различными формами. За ним следует модернизм, который определяется функционализмом и особенно представлен Баухаусом и всем, что его окружало Скандинавский и немецкий дизайн изделий 1930-х и 40-х годов завершает верхний этаж.

Выставка продолжается на первом этаже с дизайном после 1945 года. Международные импульсы, радикальные перемены, а также всё еще живая традиция Баухауза определили тенденции дизайна в первые десятилетия после войны. Центральной темой является борьба за «хорошую форму» как в Восточной, так и в Западной Германии.

Дальнейшее внимание уделяется системному дизайну 1960-х и 70-х годов и красочному миру форм поп-эры. Там же представленв уникальные образцы студийного стекла и студийных керамических изделий. Выставка заканчивается настоящими недавними приобретениями в музее ГРАССИ.

В финальной интерактивной пространственной инсталляции на 360° «Чувственные пейзажи» («Sinneslandschaften») посетители могут сами принять участие в процессах проектирования, но туда я уже не пошла — сил и времени на это не хватило.

ИСКУССТВО МОДЕРН.
ИСКУССТВО МОДЕРН.
Чрезмерный историзм и критика преимущественно промышленных методов производства привели к активизации усилий по реформированию прикладного искусства в конце 19 века. Целью было найти новый формальный язык, отделенный от исторических стилей искусства. В центре внимания была эстетизация повседневности. Период примерно с 1890 по 1910-е годы известен в немецком языке как "Югендстиль".На Всемирной выставке в Париже в 1900 году окончательно утвердился стиль, известный во Франции как "ар-нуво". Лейпцигский музей прикладного искусства также занимался современным искусством. Экспонатами, приобретенными на Парижской Всемирной выставке, тогдашний директор Ришар Грауль (Richard Graul) определил направление будущей коллекционной политики музея. "Ар Нуво" не относится к однородному, закрытому движению или единому художественному стилю. На национальном и международном уровне существовало множество стилистических выражений. Во Франции, Скандинавии и США оно нашло форму, которая во многом была вдохновлена ​​японским искусством и представленным в нём взглядом на природу. В немецкоязычных странах, напротив, часто можно наблюдать редукцию и объективацию орнамента. Природные формы абстрагировались в четкие, подчеркнутые линиями очертания. Путем совмещения художественного замысла с промышленным производством, были заложены основы для последующего промышленного дизайна.
Столовая культура
Столовая культура
18 Столовая культура
18 Столовая культура
Группа "Пьеро и Пьеретта" Модель: Йозеф Вакерле (Josef Wackerle), Мюнхен, 1906 г. Королевская баварская фарфоровая мануфактура Нимфенбург, Мюнхен, вскоре после 1906 г. Фарфор, украшенный подглазурной росписью Приобретено у производителя, 1913 г. Тема, одежда, жесты и подходящее к материалу обращение с группой фигур все еще, кажется, источают нотку нимфенбургского рококо. Но самостоятельная форма, подвижные линии с причудливыми наложениями и деликатно тонированная, элегантная цветовая гамма, выполненная Вакерле, идентифицируют ее как самостоятельное произведение, определяемое современным чувством стиля.
19 Приемная
19 Приемная
Изогнутые линии, тонкие повторяющиеся элементы дизайна и общий гармоничный эффект характеризуют этот мебельный ансамбль. Поскольку мебель можно было изготавливать на заказ, она больше не являлась уникальным предметом, а скорее знаменовала собой переход от индивидуально изготовленных единичных экземпляров к небольшим сериям и связанной с ними типизации мебели. Элегантная сдержанность, многослойные формы, адекватный материал и высокое качество изготовления. Тщательно продуманные детали и элегантные очертания свидетельствуют о высококлассной, элегантной и доступной культуре дизайна интерьера.----///--- Приёмная/ салон. Дизайн: Маргарет Юнге (Margarete Junge), Дрезден, 1905/06 г. Исполнение: Дрезден Мастерские немецких предметов домашнего обихода Теофила Мюллера (Theophil Müller), Дрезден Штризен, 1908/09 г. Красное дерево, массивное и шпонированное; Внутри дуб, шпонированный: латунная фурнитура. Материал обивки и покрытия "Epingle") обновлен в соответствии с первоначальными находками. Дар доктора Сигрид Эних, Лейпциг, 1971 г.---- Триптих "Весна". Хильдегард фон Мах (Hildegard von Mach), Дрезден, 1913 г. 01 холст, частично сусальное золото. Дар Германа Наумана, Диттерсбах/Саксонская Швейцария, 2019 г.--- Кашпо для цветов (модель 3366, декор 757). Дизайн Карла Зигмунда Любера Норика (Carl Sigmund Luber Norica). Исполнение художественного фаянса Иоганн фон Шварц, Нюрнберг, 1899-1901). Фаянс, цветная глазурь. 1898/99 г. Поступило из коллекции Георгина Зильцера, Ганновер, 2002.----- Цветочная колонна. Эскиз: вероятно Альбинмюллер (Albin Müller), около 1906 года. Исполнение: Саксонское общество Зерпентинштейн, Зоблиц (Рудные горы). Змеевик. предоставлено из частной коллекции, 2011 г.---- Женский бюст. Софи Бургер Хартманн, Кляйн-Махнов под Берлином, около 1910 года. Фаянс, ангобированный, роспись, глазурь. Пожертвование Роланда Стеффана, Дрезден, 2011 г.---- Напольная ваза (модель 213). Дизайн Макса Лёгера, Кандерн (Шварцвальд), около 1898 г. Исполнение: керамогранит Tonwerke Kandern, шликерная роспись, глазурь. Из старых запасов.
АРТ-ДЕКО
АРТ-ДЕКО
Элегантные, абстрактные формы, радость творческого декора и ярких цветов, благородные и драгоценные материалы, утонченный, чувственный эффект – вот характеристики, присущие ар-деко. Здесь смешиваются разные стилистические элементы, в том числе из других эпох и континентов, и в целом образуют разнообразное, гибридное художественное течение в прикладном искусстве и архитектуре, которое невозможно свести к единой стилистической характеристике. Женские предметы с капризным, экстравагантным характером утверждают себя рядом с мужскими предметами, наполненными энтузиазмом по поводу динамики машин и новых материалов. Идеологически далекий арт-деко отражает вновь пробудившуюся после Первой мировой войны потребность в роскоши и поддерживается модным высокомерием, которому в значительной степени положила конец Вторая мировая война. Арт-деко не одинок в своем времени. Он имеет свой противоположный полюс, включающий в себя связи и переходы, в объективном, социально ориентированном дизайне функционализма. Термин "Ар-деко", который использовался только с 1966 года и означает не что иное, как украшательское, декоративное искусство. Название "Арт-деко" происходит от названия выставки "Международное декоративное искусство" („Internationale des Arts Décoratifs“), проходившей в Париже в 1925 году. Эта "маленькая всемирная выставка" привлекла к новому дизайну необычайное внимание и ознаменовала его прорыв.
25  Новые импульсы из Вены.  Венские мастерские (Wiener Werkstätte) и Австрийское объединение мастерских (Österreichischer Werkbund).
25 Новые импульсы из Вены. Венские мастерские (Wiener Werkstätte) и Австрийское объединение мастерских (Österreichischer Werkbund).
Ваза-кубок (модель стр. 5381/Сва 18). Дизайн: Дагоберт Пехе (Dagobert Peche), Вена, 1923 г. Исполнение: Wiener Werkstätte, Вена, около 1923/24 г. Серебро, чеканка, литье, пайка. Поступило из частной коллекции в Лейпциге, 1969 г. ---Зеркало (модель WW 20). Эскиз: Дагоберт Пехе, Вена, 1922 г. Исполнение: Макс Вельц (резьба Фридриха Нерольда), для Венских мастерских, Вена, 1922 г. Липа, резьба, позолота, зеркальное стекло. Приобретено у производителя для Grassimesse, осень 1939 г.---- Голова девушки. Вена, 1921 год. Рени (Ирен) Шашль (Reni (Irene) Schaschl), Wiener Werkstätte. Фаянсовая посуда, произвольной формы, роспись глазурью. Приобретено у производителя для Grassimesse, 1921 г.
25  Новые импульсы из Вены.  Венские мастерские (Wiener Werkstätte) и Австрийское объединение мастерских (Österreichischer Werkbund).
25 Новые импульсы из Вены. Венские мастерские (Wiener Werkstätte) и Австрийское объединение мастерских (Österreichischer Werkbund).
Малайка ("Malayan"). Эскиз: Матильда Якш (Mathilde Jaksch), Вена, около 1925 г. Исполнение: Венская фарфоровая мануфактура "Augarten", около 1925 г. Фарфор, декор на стекле. Приобретено в Лейпцигском художественном магазине, 1973. --- Шесть чашек мокко с блюдцами . Роспись: Матильда Флёгль, Вена, около 1920-1923, полихромная глазурная роспись по фарфору от фарфоровой фабрики Haas & Czizek, Шлаггенвальд (Богемия). Поступила из частной коллекции в Лейпциге, 1977 г. ---- Девушка с натюрмортом. Анна Шредер-Эренфест (Anna Schroder-Ehrenfest), Wiener Werkstätte, Вена, около 1917-1921 гг. Роспись эмалью по меди; Дерево, роспись Приобретено у производителя, 1921 г.---- Три чаши. Wiener Werkstätte, Вена, около 1920 г. Роспись эмалью по меди Приобретено у производителя для Grassimesse, весна 1923. Подарочная подпись (спереди) от Джорджио Ситцера, Upgant Schott (Ostfriesland), 2012 г.---- "Тщеславие" и "Дама с обезьянкой" - работы Валли Визельтьера (Vally Wieselthier), Вена, около 1920 года. Исполнение: Венская фарфоровая мануфактураAugarten, Вена, около 1920 г. Фарфор, глазурный декор. Приобретено у производителя для Grassimesse, весна 1926 г.
25  Новые импульсы из Вены.  Венские мастерские (Wiener Werkstätte) и Австрийское объединение мастерских (Österreichischer Werkbund).
25 Новые импульсы из Вены. Венские мастерские (Wiener Werkstätte) и Австрийское объединение мастерских (Österreichischer Werkbund).
"Свистун" и "«Девушка с птичьей клеткой"
Фарфоровых скульптур таких размеров, как те, что представлены в витрине 26 и на постаменте 30, не видели со времен больших фигур животных Иоганна Готлиба Киршнера (Johann Gottlieb Kirchners). Старейшая фарфоровая фабрика Фолькштедта (Volkstedter Porzellanfabrik) хотела открыть новые горизонты с помощью этих монументальных скульптур, некоторые из которых были изготовлены из белого фарфора, а некоторые окрашены в цвет. Фигурки животных были частью серии из 16 животных и мифических существ, которые были представлены посетителям Лейпцигской торговой ярмарки в знаменитом Лейпцигском фарфоровом дворце с 1921 года. В фигурах "свистуна" и "девушки с птичьей клеткой" Хуго Мейзель (Hugo Meisel) использовал жанр галантных пастушеских сцен, который был очень популярен в эпоху рококо и, скрытый за изящной символикой, обычно содержал эротическую игру между мужчиной и женщиной.
28  Арт-деко: между выразительностью и объективностью
28 Арт-деко: между выразительностью и объективностью
Группа фигур "Радость/удовольствие". Дизайн: Вильгельм Андреас (Wilhelm Andreas), Лейпциг, 1921 г. Исполнение: Старейшая фарфоровая фабрика Фолькштедта, филиал в Пассау (ранее Dressel, Kister & Co.), 1921 г. или чуть позже. Фарфор, глазурованный. Приобретено в Лейпцигском художественном магазине, 1967 г. и пожертвование (центральная статуэтка) Gesellschaft der Confidants e.V., Лейпциг, 1996 г.
Cверху:  Адам и Ева после грехопадения (модель 1270 М). Макс Лёгер (Max Laeuger) , Карлсруэ, 1923 год. Уникальный предмет, изготовленный мануфактурой Майолика. Карлсруэ. Майолика, рельеф, роспись глазурью; Деревянная рама приобретена у мануфактуры, 1924. ----
Справа внизу: Барлах
 Статуэтка "Стоящая фигурка" (модель N 1670) Макс Лёгер (Max Laeuger). Карлсруэ, 1927. Майолика, роспись глазурью. Дар из коллекции Герты и Хансйорга Кох, Лёррах, 2012 г. ---
 Слон (модель N 1690). Дизайн: Макс Лёгер (Max Laeuger), Карлсруэ, 1927 г. Исполнение: Майолика-Мануфактура Карлсруэ, 1927 г. Майолика, роспись глазурью. Приобретено мануфактурой на Лейпцигской выставке "Европейское декоративное искусство 1927 года". ----
Слева внизу:     Индианка. Форма дизайна и роспись: Йозеф Вакерле (Joseph Wackerle), Мюнхен. Модель: 1920 г., лепка фарфора: 1921 г., данный вариант декора 1922 г. Исполнение: Нимфенбургская фарфоровая мануфактура, Мюнхен, 1922 г.  Фарфор с полихромной поглазурной росписью и золотом. Приобретено при поддержке саксонского Государственного управления музеев, Хемниц, и VNG-Verbundnetz Gas AG, Лейпциг,  в торговом предприятии произведениями искусства в Хайльбронне, 2011 г.---
Справа внизу: Барлах
Cверху: Адам и Ева после грехопадения (модель 1270 М). Макс Лёгер (Max Laeuger) , Карлсруэ, 1923 год. Уникальный предмет, изготовленный мануфактурой Майолика. Карлсруэ. Майолика, рельеф, роспись глазурью; Деревянная рама приобретена у мануфактуры, 1924. ---- Справа внизу: Барлах Статуэтка "Стоящая фигурка" (модель N 1670) Макс Лёгер (Max Laeuger). Карлсруэ, 1927. Майолика, роспись глазурью. Дар из коллекции Герты и Хансйорга Кох, Лёррах, 2012 г. --- Слон (модель N 1690). Дизайн: Макс Лёгер (Max Laeuger), Карлсруэ, 1927 г. Исполнение: Майолика-Мануфактура Карлсруэ, 1927 г. Майолика, роспись глазурью. Приобретено мануфактурой на Лейпцигской выставке "Европейское декоративное искусство 1927 года". ---- Слева внизу: Индианка. Форма дизайна и роспись: Йозеф Вакерле (Joseph Wackerle), Мюнхен. Модель: 1920 г., лепка фарфора: 1921 г., данный вариант декора 1922 г. Исполнение: Нимфенбургская фарфоровая мануфактура, Мюнхен, 1922 г. Фарфор с полихромной поглазурной росписью и золотом. Приобретено при поддержке саксонского Государственного управления музеев, Хемниц, и VNG-Verbundnetz Gas AG, Лейпциг, в торговом предприятии произведениями искусства в Хайльбронне, 2011 г.--- Справа внизу: Барлах
 Три бокала для вина. Пензиг (Силезия), 1927 год. Рихард Зюсмут (Richard Süßmuth). Приобретены в Лейпцигском художественном магазине, 1984 год. Стекло, выдувное, шлифованное. ----

 Танцующая пара. Синий дом (Blaues Haus). Берлин, 1924/25. Стекло, выдувное . Приобретено у производителя, 1925 г. ---

 Два небольших коралловых дерева. Эскиз: Марианна фон Аллеш (Marianne von Allesch), Голубой дом, Берлин, около 1925 г. Исполнение: вероятно, Хуго Герлах (Hugo Gerlach), Лауша (Тюрингия), около 1925 г. Стекло, выдувное. Поступила из частной коллекции в Лейпциге, 1977.
Три бокала для вина. Пензиг (Силезия), 1927 год. Рихард Зюсмут (Richard Süßmuth). Приобретены в Лейпцигском художественном магазине, 1984 год. Стекло, выдувное, шлифованное. ---- Танцующая пара. Синий дом (Blaues Haus). Берлин, 1924/25. Стекло, выдувное . Приобретено у производителя, 1925 г. --- Два небольших коралловых дерева. Эскиз: Марианна фон Аллеш (Marianne von Allesch), Голубой дом, Берлин, около 1925 г. Исполнение: вероятно, Хуго Герлах (Hugo Gerlach), Лауша (Тюрингия), около 1925 г. Стекло, выдувное. Поступила из частной коллекции в Лейпциге, 1977.
Шкаф-витрина для столовой (модель 21633). Дизайн Михаэля Рачиса (Michael Rachis), Дрезден, около 1933 г. Исполнение: немецкие мастерские, Дрезден-Хеллерау, около 1933 г. Приобретено  в Лейпцигском художественном магазине, 1994 г.
Шкаф-витрина для столовой (модель 21633). Дизайн Михаэля Рачиса (Michael Rachis), Дрезден, около 1933 г. Исполнение: немецкие мастерские, Дрезден-Хеллерау, около 1933 г. Приобретено в Лейпцигском художественном магазине, 1994 г.
Объекты на витрине сверху, слева направо: Кружка с ручкой. Мастерская Ганса Варнеке и Эрики Хаберманн (Hans Warnecke und Erica Habermann), Пфорцхайм, 1924/25 г.Медь, чеканка, позолота, паяные слитки: роспись эмалью. Приобретено у производителя для Grassimesse, весной 1925 г.------ Маленькая чаша. Курт Герман Розенберг (Kurt Hermann Rosenberg), Берлин, около 1930 г. Медь, чеканка: роспись эмалью Приобретена у художника, 1930 г.----- Бокал. Мастерская Ганса Вамеке и Эрики Хаберманн, Пфорцхайм, около 1924/25 года. Медь, чеканка, позолота, материал эмаль Приобретено у производителя для Grassimesse, весна 1925 г.---- Середина, слева направо: Шкатулка, около 1927. Курт Герман Розенберг, Берлин, медь, чеканка, позолота, монтировка, пайка, латунная рама, художественная эмаль Приобретено у художника, 1927----- Бокал. Курт Герман Розенберг, Берлин, 1933 г. Медь, чеканка, роспись эмалью Приобретено у художника, 1933 г.---- Чаша (Duker 1207447). Эскиз декора Эльза Микель (Else Mickel), Берлин, эскиз формы Эрнст Генрих Райхард (Ernst Heinrich Raichard), 1 вариант: Берлинская государственная фарфоровая мануфактура, 1930/31. Фарфор, роспись, позолота. Приобретено у производителя для Grassmesse. Весна 1924 года. ---- Внизу, слева направо: Чаша (декор 50/116]. Берлинская государственная фарфоровая мануфактура. Роспись Эмиль Гредике (Emil Gredicke), Берлин, 1933 г. Фарфор, роспись, глазурь Приобретено у производителя для Grassimesse, весна 1936.---- Две вазы. Берлинская государственная фарфоровая мануфактура, 1936 г. Фарфор, роспись, золотой порошок Приобретено у производителя для Grassimesse. осень 1936 г. (слева) и весна 1938 г. (справа).
"Пробуждение". Дизайн: Рихард Лангер (Richard Langer), Дюссельдорф, 1927 г. Изготовлено на Государственной фарфоровой мануфактуре Мейсена. Фарфор, глазурованный, 1929 г. Приобретено у производителя, 1930 г.
"Пробуждение". Дизайн: Рихард Лангер (Richard Langer), Дюссельдорф, 1927 г. Изготовлено на Государственной фарфоровой мануфактуре Мейсена. Фарфор, глазурованный, 1929 г. Приобретено у производителя, 1930 г.
41 Лейпцигская столовая в стиле ар-деко
41 Лейпцигская столовая в стиле ар-деко
Мебель для столовой, спроектированную Эрнстом Максом Яном (Ernst Max Jahn) в 1928 году для квартиры ювелира Эрнста Треуша (Ernst Treusch) на Фердинанд-Род-штрассе, 18 в Лейпциге, можно рассматривать как пример образцового дизайна интерьера и культуры элегантного вкуса 1920-х годов. Мебель, осветительные приборы и ковровое покрытие (первоначально также лепные профили, дверной дизайн и шторы) находятся в сбалансированной, целостной гармонии. Ян описывает это в рекламной брошюре: "Квартира имеет право быть таковой только тогда, когда все предметы, ее наполняющие, имеют отношение друг к другу и в то же время к своему хозяину…"
41 Лейпцигская столовая в стиле ар-деко
41 Лейпцигская столовая в стиле ар-деко
Мебель для столовой. Дизайн: Эрнст Макс Ян, Лейпциг, около 1928 г. Изготовление мебели: Carl Müller & Comp., Лейпциг, около 1928 г. Ковры изготовлены на Фабрике ковровых изделий Вурцена, около 1928 г. Красное дерево, металл, стекло, бакелит; обивка с текстильным покрытием, шерсть, хлопок, машинное плетение. Фонд Армина и Аннелиз Треуш, Лейпциг, 1994 г. --- Картина "с. Сальваторе близ Лугано" Карл Хофер (Carl Hofer), Берлин, 1925. Холст, масло, собственность Федеративной Республики Германии. --- Чаша. Дизайн: Эрна Дюрр (Erna Dürr), Лейпциг, 1930–1932 гг. Исполнение: Эрнст Треуш (Ernst Treusch), Мкстерские Лейпцига, 1930–1932 гг. Серебро, чеканка, изогнутая форма. Приобретено на средства Фонда Армина и Аннелиз Треуш из частной коллекции Швейцарии, 1997 г. --- "Идущая". Альфред Тиле (Alfred Thiele) Лейпциг, 1922 год. Бронза, литье, патинирование. Фонд Армина и Аннелизы Треуш, Лейпциг, 1994 год. Из главной комнаты квартиры Эрнста Треуша на Фердинанд-Роде-штрассе 18, Лейпциг.---- На серванте: "Торс Кассандры". Фриц Маскас (Fritz Maskas), вероятно Дрезден, около 1930 г. Вещь, патинированная художником, подарок из коллекции Германа Науманна, Диттерсбах, Саксонсккя Швейцария, 2021 г.
42 Арт Деко Франция
42 Арт Деко Франция
Во Франции мегаполис Париж был центром ар-деко. Новое декоративное искусство быстро распространилось через многочисленные выставки, а также через недавно открытые мебельные магазины и универмаги. Роскошь, эксклюзивность и элегантность характеризовали изысканный образ жизни, который нашел выражение в архитектуре, ремеслах, моде и текстиле. Разнообразие стиля основано на многочисленных течениях, собравшихся в Париже: ломаных формах кубизма и футуризма, яркости красок фовизма и частичном отказе от орнамента. В речи на открытии выставки в 1928 году дизайнер Поль Фолле метко описывает отношение к жизни ар-деко: "Мы знаем, что одного лишь необходимого людям недостаточно, что то, что лишнее, для них незаменимо[], в противном случае также можно покончить с музыкой, цветами, духами [] и женскими улыбками!"
44 Арт Деко Франция
44 Арт Деко Франция
Сервант. Дизайн: Бруно Вайль (Bruno Weil), Париж, предположительно 1929 г. Исполнение: Тонет фререс (Thonet frères), Париж, предположительно 1929 г. Приобретено у мюнхенского арт-дилера, 1995 г. Стекло, металл, хромированное, окрашенное дерево, лак, линолеум. ----- Молодая шведка. Рихард Зандер (Richard Sander), Дрезден, около 1932 года. Холст, масло. Пожертвование от E.S.H. Luzens, Диттерсбах, Саксонская Швейцария, 2022 г.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
В 1920-е и 1930-е годы функциональность, практичность и пригодность материалов были основными требованиями архитекторов и художников к зданиям и повседневному оборудованию. В результате получился формальный язык, характеризующийся объективностью и ясностью, в котором часто подчеркиваются технические и конструктивные аспекты. Это новое понимание форм стало выражением духа времени, в котором наука, технологии, машины и скорость все больше определяют повседневную жизнь. Границы между взаимообогащающими жанрами архитектуры, изобразительного и прикладного искусства размыты. Толчком к этому развитию послужило основание Баухауза в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом (Walter Gropius). Школа стремилась разрабатывать модели для серийного производства и сотрудничать с промышленностью. Вовлечение художников в производственные процессы отрасли теперь имеет решающее значение для элегантного и экономичного дизайна продукции. Типизация и стандартизация играют все большую роль в дизайне интерьера, в том числе для того, чтобы отдать должное социальным аспектам. Инновационные, революционные строительные технологии и материалы позволяли реализовать принципы "нового строительства" и "новой жизни".
61     Функционалистский дизайн мебели
61 Функционалистский дизайн мебели
Объективность и функциональность определили современный дизайн интерьера 1920-1930-х годов. Приверженность социальным вопросам шла рука об руку с концепцией недорогой, компактной и комбинируемой стандартной мебели. Мебель из трубчатой стали была инновационной, но не нашла особой популярности среди населения в целом. Трубчатая стальная мебель была принята публикой, открытой для авангарда. ---///--- Книжный шкаф (модель Б 116) Дизайн: Фердинанд Крамер (Ferdinand Kramer), Франкфурт-на-Майне, исполнение: Тонет, Франкенберг (Гессен), 1928/29. Фурнированая фанера, снаружи черная матовая, стекло. Приобретено из коллекции Шульца, Лейпциг, 1999 г.---- Торшер (модель 37222). Дизайн: Эккарт Мутезиус (Eckart Muthesius), 1931/32 г. Исполнение: Gebr. Kaiser & Co., Нехайм-Хюстен [Вестфалия), около 1932 г. Жесть и алюминий, печатная продукция. Дар "Круга друзей Музея прикладного искусства "GRASSI", 2010 г. Приобретено из коллекции Клауса Струве, Ольденбург.
61     Функционалистский дизайн мебели
61 Функционалистский дизайн мебели
Мебельный ансамбль составляют стол (MR 140), стул (МR 10), кресло (МR 20) и табурет (МR 1). Дизайн: Людвиг Миэс ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe), Берлин, около 1927 г. Исполнение: Берлинское металлопроизвлдство Йозефа Мюллера (работает с 1931 г. под управлением Bamberg Metallwerkstatten Berlin-Neukölln), Берлин, 1927–1931 гг. Стальные трубы, хромированные, никелированные, peddigroht, дерево, Картина Приобретена из частной коллекции в Лейпциге, 1995 г. --- Потолочный светильник с двойным цилиндром (модель 806). Дизайн Марианны Брандт и Гельмута Шульце (Marianne Brandt und Helmut Schulze), Баухаус Дессау, 1928 год. Исполнение: Körting & Mathiesen, Лейпциг-Лойч, 1928-1939 годы. Латунь, опаловое стекло. С 2020 года предоставлено Художественным фондом Эрнста фон Сименса. Приобретено из коллекции Садовски, Балинген.----
72  Лидирующее направление: скандинавский дизайн.
72 Лидирующее направление: скандинавский дизайн.
1 Кресло. Дизайн: Алвар Аалто (Alvar Aalto), Хельсинки, 1931/32 г. Производитель: Huonekalu-ja Rakennustyötehdas. Ой, Турку (Финляндия), после 1931/32 г. Фанера березовая, гнутая. Приобретено на берлинском аукционе произведений искусства, 1993.---- 2 - Чайная тележка. Дизайн: Алвар Аалто, Хельсинки, 1935/36 г. Казнь: Хуонекалу-я Ракеннустьётехдас. Ой, Турку (Финляндия), фанера березовая 1935/36 г., гнутая. Приобретено на берлинском аукционе произведений искусства, 1993 г. --- 3 -Шезлонг. Дизайн: Бруно Матссон (Bruno Mathsson), Вернамо (Швеция), 1936 г. Исполнение: Карл Матссон (Karl Mathsson), Вернамо, 1940 г. Фанера буковая, гнутая; Джутовые ремни. Приобретен Рольфом Вальтером, Болста (Швеция), 1997 г. Из владения шведского керамиста Вильгельма Каге (Wilhelm Kage).
1940-1970-е годы. Послевоенный период характеризуется дефицитом. Будучи "нулевым часом", он также рассматривается как возможность для нового начала. В той, разделенной Германии традиции Баухауза и Веркбунда рассматривалисься не как запасной вариант, а, скорее, как важная этическая и моральная поддержка. Общие эстетические принципы способствали тому, что развитие дизайна на Востоке и Западе в 1950-е и 1960-е годы шло почти параллельно. С обеих сторон концепция "хорошей формы" играла важную роль в послевоенные годы. Она Оно включает продукты с объективным, функциональным и в то же время эстетически обоснованным и вечным дизайном. В ГДР это развитие было задержано, но не остановлено так называемыми дебатами о формализме, возглавляемыми государством.
Уникальные художественные произведения и небольшие серии утверждали свое значение наряду с промышленными продуктами. Многие изделия ушли от непосредственной функциональной цели, их формы стали более свободными и часто приближались к абстрактной скульптуре того времени. Органический дизайн, в котором предпочтение отдается мягким изогнутым формам, вдохновленным природой, образует эстетический контрапункт геометрическому, объективному стилю. В 1960-е годы пластиковые изделия приобретали все большее значение. Они выступают за технический прогресс и веру в будущее. Гонка мировых держав в космосе выражается в стилистических аллюзиях на космические путешествия. В то же время функционалистский дизайн все еще доминировал в Восточной и Западной Германии до конца 1970-х годов. Кульминацией этого процесса является системный дизайн, который рассматривается как рациональный ответ на явления массового общества. ---///---
"Женщина в пейзаже" Йоханна Шютц-Вольф (Johanna Schütz-Wolff) Зёккинг близ Штарнберга, 1954 г. Шерсть, лен и саржевое переплетение, вышитые контуры, составленные из пяти индивидуально сотканных панно. Дар из имущества художницы, 2010 г. ----

Скульптура "Смещённая сила"  Фриц Кюн (Fritz Kühn), Берлин, 1963 г. Сталь, литье, монтаж, покраска Приобретено у Ахима Кюна, Берлин, 1978 г.
1940-1970-е годы. Послевоенный период характеризуется дефицитом. Будучи "нулевым часом", он также рассматривается как возможность для нового начала. В той, разделенной Германии традиции Баухауза и Веркбунда рассматривалисься не как запасной вариант, а, скорее, как важная этическая и моральная поддержка. Общие эстетические принципы способствали тому, что развитие дизайна на Востоке и Западе в 1950-е и 1960-е годы шло почти параллельно. С обеих сторон концепция "хорошей формы" играла важную роль в послевоенные годы. Она Оно включает продукты с объективным, функциональным и в то же время эстетически обоснованным и вечным дизайном. В ГДР это развитие было задержано, но не остановлено так называемыми дебатами о формализме, возглавляемыми государством. Уникальные художественные произведения и небольшие серии утверждали свое значение наряду с промышленными продуктами. Многие изделия ушли от непосредственной функциональной цели, их формы стали более свободными и часто приближались к абстрактной скульптуре того времени. Органический дизайн, в котором предпочтение отдается мягким изогнутым формам, вдохновленным природой, образует эстетический контрапункт геометрическому, объективному стилю. В 1960-е годы пластиковые изделия приобретали все большее значение. Они выступают за технический прогресс и веру в будущее. Гонка мировых держав в космосе выражается в стилистических аллюзиях на космические путешествия. В то же время функционалистский дизайн все еще доминировал в Восточной и Западной Германии до конца 1970-х годов. Кульминацией этого процесса является системный дизайн, который рассматривается как рациональный ответ на явления массового общества. ---///--- "Женщина в пейзаже" Йоханна Шютц-Вольф (Johanna Schütz-Wolff) Зёккинг близ Штарнберга, 1954 г. Шерсть, лен и саржевое переплетение, вышитые контуры, составленные из пяти индивидуально сотканных панно. Дар из имущества художницы, 2010 г. ---- Скульптура "Смещённая сила" Фриц Кюн (Fritz Kühn), Берлин, 1963 г. Сталь, литье, монтаж, покраска Приобретено у Ахима Кюна, Берлин, 1978 г.
99  Дизайн мебели 1950-х годов.
99 Дизайн мебели 1950-х годов.
Продукты органической формы образуют эстетический контраст с объективным и функциональным дизайном. Характерны плавные линии, изогнутые контуры и отголоски биоморфных форм. Стилистические импульсы исходят от современной живописи и скульптуры. Дальнейшее развитие технологий обработки древесины также дает все больше свободы в дизайне.----///---- Два детских стула, (Модель 3105) Дизайн: Арне Якобсен (Arne Jacobsen), Копенгаген, 1955 г. Исполнение: Фриц Хансен (Fritz Hansen), Аллерёд (Дания). Формованная фанера, окрашенная, металл. Подарок от Хеллы и Детлефа Лиффертц, Лейпциг, 2000 г. ---- Заткнутый стул (Gesteckter Stuhl. Plugged chair.). Дизайн: Фритьоф Шлифаке (Fridtjof Schliephacke), Берлин, около 1960 года. Фанера из бука, фасонная. Приобретено с подписью Джорджио Зильцера, 2002 год.---- Рабочий стол. Дизайн: Карло де Карли (Carlo de Carli), Италия, 1953 г. Палисандр, кожа, латунь. Приобретено у мюнхенского арт-дилера, 1997 г.
100 Уникальные художественные произведения и небольшие серии
100 Уникальные художественные произведения и небольшие серии
105 Ээро Сааринен (Eero Saarinen)
105 Ээро Сааринен (Eero Saarinen)
Кресло-тюльпан представляет собой значительное дальнейшее развитие "органической оболочки", с помощью которой Ээро Сааринену удалось снова превратить кресло в "целостный объект". Подобно тюльпану, стул на одной ножке словно вырастает из земли и раскрывается в форме чашки. Спутанные ножки стульев уступили место плавным формам, облегающим тело. Визуально элементы конструкции сливаются, но технически кресло-тюльпан состоит из двух частей. Этот дизайн является новаторским во многих отношениях, потому что с этого момента началась гонка по созданию первого предмета мебели, сделанного из цельного куска пластика. ----///---- Обеденная группа. Люкс с гостиной. Дизайн: Ээро Сааринен, Анн-Арбор (Ann Arbor)(США), 1953–1956 гг. Исполнение: Knoll International (США) и неизвестная немецкая мастерская, конец 1960-х годов. Основание: литой алюминий; Корпус: пластик; Текстильный чехол, мраморная столешница. Стулья подарены из частной коллекции, 2006-2008 гг., стол приобретен у арт-дилера в 2018 г. ---- Подвесной светильник "AJ Royal". Дизайн: Арне Якобсен (Arne Jacobsen), Копенгаген, 1959 г. Изготовлено: Луи Поульсен (Louis Poulsen), Копенгаген. Металл, окраска Приобретено при поддержке Саксонского Государственного управления музеев, Хемниц, 2009 г. ---- Ковер "Белый Цветок". Дизайн: Сигрид Вилах (Sigrid Wylach), 1972 г. Исполнение: Markanto, Кёльн, 2002 г. (Переиздание) Шерсть, машинная прошивка. Дар из частной коллекции, 2008 г. ---Настенная картина "Щупальца в комнате" (Fühler im Raum) Герман Науманн (Hermann Naumann), Дрезден-Лошвиц, 1971 г., масло на дсп, дар художника, 2019 г.
107 Системный дизайн.
107 Системный дизайн.
Детали программы сборки мебели от Deutsche Werkstätten Hellerau (MDW) особенно ярко воплощают идею системного проектирования. Сетки, модули и комбинируемые отдельные элементы создают порядок и развивают эстетику простоты. Рудольф Хорн (Rudolf Horn), под эгидой которого в 1967 году была основана MDW, искал систему, которая была бы достаточно гибкой, чтобы адаптироваться к пространственным условиям и потребностям людей. Система MDW основана на вертикальных и горизонтальных единицах измерения и поэтому может быть адаптирована практически ко всем пространственным ситуациям, особенно к планам этажей стандартных сборных квартир.
104 Хорст Михель, Гюнтер Лауфер. Зона отдыха
104 Хорст Михель, Гюнтер Лауфер. Зона отдыха
Зона отдыха, вероятно, была сделана по специальному заказу для международной садоводческой выставки 1961 года в Эрфурте. Однако позже дизайнер Хорст Мишель (Horst Michel) планировал реализовать ее как серийную мебель для общественных помещений. Дизайн был создан в тесном сотрудничестве с дизайнером по металлу из Айзенаха Гюнтером Лауфером (Günther Laufer). Группа представляет собой типичную для того времени элегантность, основанную на линейной конструкции и сведении к геометрическим формам. Мебель с каркасом из металлических профилей также получила широкое распространение во всем мире и стала альтернативой также очень популярным деревянным моделям в скандинавском стиле. ---/// --- Подвесной светильник "П 602". Дизайн: Вольфганг Дюрофф, 1964 г. Исполнение: VEB Metalldrücker, Халле/Заале. Алюминий, прессованный, окрашенный. Приобретено на средства Культурного фонда Свободной земли Саксония и Земельного Культурного фонда, 2004 г. Из коллекции Хёне, Берлин. --- Подсвечник. Гюнтер Лауфер (Günther Laufer), Айзенах, 1966 г. Сталь, автогенная резка. Приобретено у художника, 1966 г.---- Гостиная. Проект: Хорст Михель, Веймар, 1961 г. Исполнение металлической конструкции: Гюнтер Лауфер, Айзенах (Тюрингия), 1961 г. Квадратная сталь, окрашенная; Текстильные чехлы. Приобретен примерно в 1969/70 году.--- Картина "Черно-коричнево-белая". Дора и Хуберт Клеман (Dora und Hubert Kleemann), Стендаль, 1967 г. Живописная эмаль по меди, латуни Приобретена у художников, 1969 г.
107 Системный дизайн.
107 Системный дизайн.
Мебельная стенка MDW. Дизайн: Рудольф Хорн, Эберхард Вюстнер, 1967 г. Исполнение: VEB Deutsche Werkstätten Dresden-Hellerau, с 1968 г. ДСП, шпон ясеня, пластиковое покрытие. Пожертвование доктора. Гюнтер Райнхекель, Дрезден, 2007 г. Полка, левая ось (сверху вниз): 96 томов книжной серии "Спектр", Люди и мир Берлин (Volk und Welt Berlin), с 1968 г. Серия и дизайн обложки: Лотар Рехер (Lothar Reher). --- Портативный телевизор, "К 67". Дизайн: Вальтер Майнц, 1964 год. Производитель: VEB Fernsehengerätewerke Staßfurt, 1967/68, Пластик, металл, стекло. Дар Новой саксонской галереи, Хемниц. 2004. --- Три номера журнала "Форма+Цель". Издатель: Бюро промышленного дизайна в Берлине (и предшественники), с 1956 г. --- Пластинки/Рекорды. Амига Джаз. Арт Блейки (Art Blakey) и его джазовые послания. VEB Deutsche Schall Platten, Берлин, 1976. Дизайн обложки: Кристоф Эбетс (Christoph Ehbets). --- Центральная ось: 13 томов книг серии "издание Аврора" издательство: Mitteldeutscher Verlag Halle и Leipzig. Серийный дизайн с начала 1980-х годов: Питер Хартманн (Peter Hartmann). --- Произведения Гете в 12 томах книжной серии «Библиотека немецких писателей-классиков» Aufbau-Verlag Berlin, 1981 (4-е переработанное издание) Оформление серии: Хорст Эрих Вольтер (Horst Erich Wolter). --- Настольная лампа рабочая "ТК 501". Дизайн: Оскар Иммершид (Oskar Immerschied), середина 1960-х годов Исполнение: VEB Metalldreher Halle/Saale Металл, окрашенный, пластик. --- Правая ось: Проигрыватель "Роботрон 4001" Проект: ЦКБ [ЦКБ], Лейпциг, 1979 г. Исполнение. VEB Robotron Elektronik, Дрезден. --- Рабочая лампа, книги, журналы и пластинки, проигрыватель приобретенные на средства Культурного фонда Свободной земли Саксония и Культурного фонда земель из коллекции Хёне, Берлин, 2003 и 2004 гг.
108 Системный дизайн
108 Системный дизайн
"Пластик" в Западной Германии и "Пластик и Эластик" (" Plaste und Elaste") в Восточной Германии символизировали прогресс. Различные виды пластмасс как практичный и, главное, недорогой предмет потребления нашли свое применение во всех сферах быта. Использование их пропагандировалось и в ГДР ввиду необходимости освоения новых материальных ресурсов и, прежде всего, расширения производства. развивалась нефтехимическая промышленность. В начале 1970-х годов началось производство полиуретана (ПУР) и разработанной из этого материала серии мебели "вариопур", которая была не только широко распространена в ГДР, но и экспортировалась по всей Европе.---///---- Элементы гардероба. Дизайн: Рудольф Хорн, Эрих Шуберт, Эберхард Вюстнер (Rudolf Horn, Erich Schubert, Eberhard Wüstner), 1972/73. Производитель: VEB Holz, Наумбург. Полиуретан (PUR), зеркальное стекло. Приобретено при поддержке Государственного управления музеев Саксонии Хемниц на средства Свободного государства Саксония, 2011. ---- Телефон "W 58". Дизайн: Эккехард Барч, Кристиан Берндт (Школа искусств Берлин-Вайсензее), 1958 год. Исполнение: VEB Fernmeldegerätewerk, Нордхаузен, вероятно, 1961 год; пластик, металл. Пожертвование из коллекции Хёне, Берлин, 2012 г.
106  Дизайн мебели 1960-х годов.
106 Дизайн мебели 1960-х годов.
Полка "Кирпич". Дизайн: Джонатан де Пас, Донато д'Урбино, Паоло Ломацци, Италия, 1970 г. Исполнение: Лонгато, Падуя (Италия). Пластик. Приобретено в сфере торговли произведениями искусства при поддержке Государственного управления музеев Саксонии на средства Свободного государства Саксония, Хемниц, 2007 г. ---- Два раскладных кресла "Кресло яйцо". Проект: Петер Гици (Peter Ghyczy), Лемфёрде (Нижняя Саксония/ФРГ), 1968 г. Исполнение: VEB Chemiekombinat Schwarzheide, Зенфтенберг (Лаузиц/ГДР). Пластик, текстильный чехол. Приобретен в 1999 году.
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С конца 1970-х годов художники и дизайнеры еще больше вышли на первый план как индивидуалисты. Представители так называемого "Нового дизайна" противодействуют преобладающей объективной эстетике необычными формами и необычными материалами. В течение 1990-х годов дизайн снова приобрел успокаивающую эстетику. Дизайнеры искали эффективные, экологически чистые варианты производства и новые материалы. Лейпцигская выставка GRASSIMESSE, которая проводится ежегодно с 1997 года, отражала новейшие разработки и богатство возможностей индивидуального самовыражения как в ремеслах, так и в дизайне. Помимо классики, здесь не менее ценился смелый эксперимент.
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
121 Студийное Стекло
121 Студийное Стекло
121 Студийное Стекло
121 Студийное Стекло
Ваза "Болотный пейзаж" ("Moorlandschaft"). Волкхард Прехт (Volkhard Precht). Лауша (Тюрингия) 1984. Стекло, технология промежуточного слоя и стеклянной пленки, накладная. Приобретено у художника, 1984 г. Сотовый объект (Wabenobjekt). Йорг Ф. Циммерманн (Jörg F. Zimmermann). Ухинген (Баден-Вюртемберг), 1999. Стекло, продутое через металлическую сетку, произвольной формы, накладное. Пожертвование Йозефа Бовена, Эшвайлер, 2009 г.
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
С 1970-Х ГОДОВ ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Художественное ручное производство.
Художественное ручное производство.
Объект "Путешествуй" Криштоф Рыбак (Kryštof Rybak), Прага, 2013 г. Стекло, плавленное, ограненное, полированное. Дар Клауса и Гертруды Брух, Гамбург, 2015 г.
130    Студия керамики
130 Студия керамики
Коробочка "Колючий зверь". Рене Райхенбах, Галле/Заале, 1998. Керамогранит. собраный; Поверхность с инкрустациями из фарфора и глины, частично окрашенная и глазурованная. Пожертвование Петры Верберн, Нидерланды, 2012 г. ---- Геометрическая форма. Готлинд Вайгель (Gotlind Weigel). Шамотный керамогранит, сборка, огранка, монтировка, ангобирование, глазурь. Дар Хеде Хопп, 2011 г. Габсхайм (Рейнланд-Пфальц), 1996 г. Шамотный керамогранит, построен,
132 Художественное ручное производство.
132 Художественное ручное производство.
"Чашка, блюдце, ложка"
136 Художественное ручное производство.
136 Художественное ручное производство.
Чайник с подогревом. Общий дизайн и исполнение кувшина Бертольд Хоффманн (Berthold Hoffmann), Нюрнберг, 1996/97 г. Версия крышки, ручки и подогревателя: Отто Байер, Нюрнберг, 1996/97 г. Корпус кувшина: серый чугун; Крышка, ручка и т. д. Грелка: железо, кованое Приобретено у дизайнера, 1998 г. --- Три кубка, в виде бумажных стаканчиков на ножке. Нед Кантрелл (Ned Cantrell), Эбельтофт (Дания), 2005/2015. Стекло, выдувное. Приобретено при поддержке Друзей Музея прикладного искусства ГРАССИ e.V., Grassimesse 2015.
 145 Дизайн столовых предметов.
145 Дизайн столовых предметов.
145 Дизайн столовых предметов.
145 Дизайн столовых предметов.
"Чайник с подогревом Mono Tea 1". Дизайн: Тассило фон Грольман (Tassilo von Grolman), Оберурзель (Гессен), 1982 год. Производство Mono Metallwarenfabrik Seibe GmbH, Меттманн (Северная Рейн-Вестфалия), металл, эмалированный; Стекло. Пожертвование Инге и Вилфрида Унке, 2017 г. ---- Соковыжималка для лимона "Сочный Салиф". Дизайн: Филипп Старк (Philippe Starck), Париж, 1988 год. Производство Alessi, Омегна (Италия), с 90-х годов. Литой алюминий. Подарок от производителя, 1993 г. ----Заварочный чайник. Дизайн: Рольф Нестлер (Rolf Nestler), Дрезден, 1994 г. Исполнение: Nestler Design, Dux (Чехия), 1994 г. Жесть, литье, токарная обработка, пайка, полировка. Подарок дизайнера, 2004 г.
  1. Саксония: Пробуем подружиться с Лейпцигом.
  2. Прогулки по Лейпцигу. Часть I: Хлеба и зрелищ!
  3. Прогулки по Лейпцигу. Часть II: Беру первую высоту.
  4. Прогулки по Лейпцигу. Часть III: Вперёд, по пути назад
  5. Прогулки по Лейпцигу. Часть IV: Старая Ратуша
  6. Прогулки по Лейпцигу. Часть V(a): Музей изящных искусств
  7. Прогулки по Лейпцигу.Часть V (b): Музей изящных искусств.
  8. Прогулки по Лейпцигу. Часть V(c): Музей изящных искусств
  9. GRASSI: Хороший модерн – страстно коллекционировать дизайн
  10. GRASSI: Музей музыкальных инструментов Лейпцигского университета
  11. GRASSI: Азиатское, Африканское....искусство
  12. Музей Грасси (Grassi Museum) — уникальное искусство в уникальном доме
  13. GRASSI: От Боннара до Клемке. Иллюстрированные книги и альбомы из коллекции Виланда Шютца
  14. GRASSI: Музей прикладного искусства. От античности до историзма
  15. GRASSI: От модерна до современности
  16. Прогулки по Лейпцигу. Часть VI: Новая ратуша (Neues Rathaus)
  17. Прогулки по Лейпцигу. Часть VII: Галерея современного искусства Лейпцига (GfZK)
  18. Прогулки по Лейпцигу. Часть VIII: К югу от центра Лейпцига
  19. Выставка: «Маркус Глезер. Фигуры, картины, реставрации». Часть I.
  20. Выставка: «Маркус Глезер. Фигуры, картины, реставрации». Часть II.
  21. Выставка «Политический плакат в ГДР»
  22. Паулинум — аула и университетская церковь св. Павла
  23. Лейпцигская церковь святого Фомы — «Томаскирхе» (Thomaskirche)
  24. Прогулки по Лейпцигу. Часть IX: Сакральная глава
  25. Лейпцигский музей естественной истории.
  26. Прогулки по Лейпцигу. Часть X: Гугенотская глава

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому