Зал 14. Барокко: изменения культуры употребления алкоголя.
Европа XVI и XVII веков отличалась необузданной тягой к употреблению алкогольных напитков. Особенно немцы спыли любителями алкоголя. употреблявшими его в неограниченных количествах, что даже повлекло за собой принятие специальных имперских законов. Вина, пряные сорта пива и пиво, сваренное из приправ, люди употребляли, в отличие от часто загрязненной воды, в качестве утренних напитков. При совместном распитии алкоголя считалось делом чести продемонстрировать свое мужество и способность выпить как можно большее количество вина. В это время возникает внушительное разнообразие сосудов для розлива алкоголя, распития напитков, а также декоративных сосудов, выполненных из самых разных материалов. Кто это себе мог позволить, тот имел свой собственный, именной бокал, часто с монограммой или посвятительной надписью. Размер бокала свидетельствовал о количестве алкоголя, которое его обладатель способен выпить, а материал и декоративные элементы подчеркивали социальный статус владельца.
С развитием голландского и английского торговых флотов в ходе ХVІІ века в Европу стали все чаще прибывать экзотические товары: фарфоровые и покрытые лаком изделия, луковицы тюльпанов и табак, но, прежде всего, чай, кофе и шоколад. Новые «горячие тонизирующие напитки» способствовали в Европе радикальному изменению нравов и обычаев и, в конце концов, им удалось вытеснить алкоголь с ведущей и неоспоримой до этого времени позиции. Французский политик Мирабо отмечал: "Чай и кофе смогли более эффективным образом ограничить чрезмерное употребление алкоголя, нежели учения моралистов, наука и просвещение".
Первая часть постоянной выставки Музея прикладного искусства ГРАССИ, (Das GRASSI Museum für Angewandte Kunst) посвящена историческим объектам от древности до 1900 года. На площади 2000 квадратных метров в 30 залах и кабинетах меньшего размера представлены 2000 выдающихся объектов европейского искусства и истории культуры.
Богато представлены классические материалы: керамика, стекло, мебель и деревянная утварь, благородные и недрагоценные металлы, особенно работы лейпцигских ювелиров, декоративное и хозяйственное олово, а также научные инструменты и текстиль. Резные скульптуры поздней готики и крылатые алтари представляют собой особую область высокого качества.
Повторяющийся прием античности, с одной стороны, и история искусства и культуры Саксонии в европейском контексте, с другой, составляют лейтмотив выставки. Это пробуждает желание проследить изменение форм, назначение предметов и их встраивание в исторический контекст.
Особого внимания заслуживает ряд исторических предметов интерьера.
Вообще выставка впечатляет, рекомендую.