Турист larabi
larabi
была сегодня 1:43
Фотоальбом

GRASSI: Музей прикладного искусства. От античности до историзма

4 30

Первая часть постоянной выставки Музея прикладного искусства ГРАССИ, (Das GRASSI Museum für Angewandte Kunst) посвящена историческим объектам от древности до 1900 года. На площади 2000 квадратных метров в 30 залах и кабинетах меньшего размера представлены 2000 выдающихся объектов европейского искусства и истории культуры.

Богато представлены классические материалы: керамика, стекло, мебель и деревянная утварь, благородные и недрагоценные металлы, особенно работы лейпцигских ювелиров, декоративное и хозяйственное олово, а также научные инструменты и текстиль. Резные скульптуры поздней готики и крылатые алтари представляют собой особую область высокого качества.

Повторяющийся прием античности, с одной стороны, и история искусства и культуры Саксонии в европейском контексте, с другой, составляют лейтмотив выставки. Это пробуждает желание проследить изменение форм, назначение предметов и их встраивание в исторический контекст.

Особого внимания заслуживает ряд исторических предметов интерьера.

Вообще выставка впечатляет, рекомендую.

Зал 1. АНТИЧНОСТЬ
Зал 1. АНТИЧНОСТЬ
По сей день люди, стремящиеся достичь красоты и гармонии, постоянно обращаются к идеалам египетской, но, прежде всего античной греческой и римской культур.
Зал 1. АНТИЧНОСТЬ
Зал 1. АНТИЧНОСТЬ
Постепенно границы нашего восприятия времени стираются. Иногда какая-либо деталь античного времени кажется нам такой современной, как будто бы она только что покинула гончарную или бронзолитейную мастерскую. А некоторые современные изделия, наоборот, кажутся погруженными в ауру едва ли не древнейших времен. Например, терракотовые фигуры, выполненные берлинским скульптором и керамистом Робертом Метцкесом почти в натуральную величину, позволяют чувствовать дыхание вечности и благодаря этому перекидывают своеобразный фиктивный мост между временами и эпохами. Основные потребности человека - одеваться, носить украшения, обустраивать свое жилище и окружение, не претерпевали никаких изменений. Отражение этих потребностей в их самых различных проявлениях и является главной темой нашей музейной работы. Содержание искусства, заключающееся в рассмотрении и изложении идеалов античных культур, будет постоянно сопровождать Вас в ходе этой экспозиции, которая познакомит Вас с историей искусства и культуры на протяжении более трех тысячелетий.
Зал 2.  Поздняя Античность и Средневековье
Зал 2. Поздняя Античность и Средневековье
В эпоху поздней Античность христианство претендовало на доминирующую роль среди всех остальных религий. Для своих образных выражений христиане пере няли формы изображения мира богов Античности. Таким образом, античная ментальность и традиции сохранились, минуя эпоху Франкской державы, и в эпоху Средневековья. В конце великого переселения народов, в VI и VII веках, в Западной Европе воз никло государство Меровингов. И в это время римские мастерские продолжали свою работу и вносили, таким образом, свой вклад в продолжение ремесленных традиций. Тем не менее, после распада Римской империи и ее высокой культуры можно наблюдать заметное снижение технического и художественного качества изделий. Развитое до этого времени многообразие форм сократилось со временем до небольшого числа нескольких простых преобладающих форм. Эти формы стали характерными для домашней посуды и в эпоху Средневековья. Романские ремесленные традиции уже имели все те формы, которые позднее широко использовались в пластике и живописи. Вплоть до середины ХІІІ века, на исходе романской эпохи, все ценные в художественном отношении работы исполнялись почти исключительно по заказу церкви, которая сосредоточила в своих руках как духовную, так и светскую власть
Зал 2.  Поздняя Античность и Средневековье.
Зал 2. Поздняя Античность и Средневековье.
Ткани и полотна. ---- Выставленные в расположенном напротив кабинете текстильные изделия происходят из коптских захоронений Египта эпохи после правления фараонов. Благодаря климатическим условиям этого региона, а также из-за горячего и сухого пустынного песка, процессы разложения здесь практически не происходят, что объясняет мумификацию умерших даже и без бальзамирования и сохранение их одежды. В результате случайных находок, примерно с 1880 года начали проводиться целенаправленные раскопки таких захоронений. Найденные таким образом текстильные изделия были вывезены в Европу и были представлены общественности на выставках, ставших настоящей сенсацией. Речь шла о фрагментах одежды, а также частях покрывал и подушек, которыми выкладывались могилы христианского населения Египта в эпоху поздней Античности. Кроме этого были найдены шелковые полотна с мелкими узорами, тонкие покрывала и льняные тюрбаны с исламскими надписями, нанесенными шелком в ремесленных мастерских. Эти текстильные изделия возникли в эпоху после арабского завоевания Египта в 641 году. Находки стали большой сенсацией. Большое число музеев и коллекционеров предметов искусства хотели приобрести найденные объекты. Для того чтобы удовлетворить этот интерес были организованы широкомасштабные раскопки, в которых участвовали даже и просто заинтересованные любители старины. Большая часть нашей коллекции происходит из раскопок, которые проводил страстный исследователь истории древнего мира, консул др. Карл Рейнхардт.
Зал 3.  Готика.
Зал 3. Готика.
Утварь и объекты из различных сфер жизни позволяют посетителям познакомиться с культурой быта позднего Средневековья. На кухнях и столах использовались, прежде всего, простые, вначале неглазированные, а после покрытые глазурью разных цветов, глиняные сосуды, которые производили горшечники и гончары. Значительно прочнее и устойчивей была каменно- керамическая посуда, покрытая соляной глазурью, которая при обжиге прочно связывается с сосудом. Помимо обычных стеклянных сосудов для питья, выполненных из неосветленной стеклянной массы, в XV и XѴІ веках в моду входят бочкообразные стаканы с леденцами и стаканы с «пупырлами». На более взыскательных обеденных столах можно было увидеть сосуды для питья и графины, выполненные из олова и латуни. Приборы для еды ножи, вилки и ложки - еще не присутствовали в убранстве средневековых тралезных столов. Ножи и ложки были личной собственностью каждого. Приглашенные гости приносили свои приборы, подвешенные на ремень или шляпу, и передавали их по наследству от одного поколения к другому. Находясь на смертном ложе, умирающий передавал свои приборы близким родственникам. Вилки же использовались исключительно для липких сладостей или для удерживания мяса при его разрезании на части, но не в процессе приема пищи. До нашего времени сохранилось мало предметов мебели этой эпохи. Массивные сундуки в железной оправе служили универсальным хранилищем для домашней утвари. А если на них были положены подушки, то они служили одновременно и в качестве мебели для сидения.
Зал 4. Поздняя готика: Минна
Зал 4. Поздняя готика: Минна
Миннединст (служение Даме) и миннезанг служат олицетворением рыцарской придворной культуры эпохи Средневековья. Своего расцвета она достигла в ХІІ веке, но ее влияние распространялось и спустя века. Понятие "Минна", олицетворяющее "госпожу Любовь", вначале не ограничивалось рыцарским почитанием благородных дам из высшего сословия. Слово "Минна", на древневерхненемецком языке "Minja" или "Minna", вначале обозначало "воспоминание" или "мысль". Выпив "миннетрунк" люди заручались помощью святых, вспоминали о тех, кого нет рядом или о безвозвратно ушедших, пили за здоровье путников, вызывали к себе силу и здравие и надеялись таким образом получить защиту от отравлений. "Минне" был напитком при встрече, при расставании или на свадьбе, он служил для закрепления дружбы и политических союзов. Мотив "любовного напитка" является центральной темой саги о Тристане. Во времена рыцарского служения Даме сердца Тристан стал идеальной фигурой, олицетворявшей влюбленного. Знакомая с давних времен проблематика, заключающаяся в чувственной привязанности двух мужчин к одной женщине, и по сей день является объектом художественной рефлексии. В ходе ХѴІ века понятие "Минна" употреблялось все чаще и чаще для обозначения эротической привязанности, простого чувственного наслаждения, и после его избегали употреблять в связи с непристойностью. Но женское имя Минна встречается нам и по сей день.
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика.
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика.
Благодаря добыче руды и серебра в Рудных горах (Эрицгебирге), в конце XV века саксонские города переживали экономический подъем, который нашёл отражение в многочисленных случаях дарения алтарей церквям. В крупных церквях неудивительным было наличие от 20 до 30 алтарей. Для того чтобы удовлетворить спрос и художественный вкус, помимо саксонских мастеров заказы на изготовление ретабло (заалтарных образов крупных размеров) получали, прежде всего, франконские мастера. Створчатые алтари (секционные ретабло) зарекомендовали себя в качестве отличной художественной формы. Они идеальным образом выполняли требуемые в богословских изложениях духовные функции произведения художественного искусства: повествовать, впечатлять и напоминать. Личное эмоциональное отношение к изображению усиливалось за счет придания резным фигурам, в исполнении которых частично использовались натуральные волосы. максимальной соотнесенности с реальностью. В рамках сакральных ритуалов эти фигуры выступали в качестве скорбящих или окропленных кровью актеров или их носили, как например, фигуру Иисуса с пальмовыми ветвями, сидящего на осле, в церковных процессиях по городу. Помимо Иисуса частым мотивом в сакральном художественном искусстве была Богоматерь Мария. Почти каждая социальная группа, как например, различные братства и ремесленные цеха. имели свой собственный алтарь и чаще всего, одного предпочитаемого святого который служил своего рода покровителем и выступал защитой от болезни пожара или краж Одновременно с этим, благодаря заступничеству этого святого, было обеспечено спасение души.
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика. Алтарь Цвиккау.
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика. Алтарь Цвиккау.
Алтарь занимает особое место в коллекции Музея прикладного искусства ГРАССИ. Он был создан около 1500 г., вероятно, для бывшей церкви св. Николая в Цвиккау/Саксония. Фигурки изготовлены саксонским резчиком Петером Бройером (Peter Breuer, um 1470–1541). Картины крыльев и пределлы приписываются Гансу Гессе (Hans Hesse, um 1470 - 1539). В 1908 году алтарь был подарен лейпцигскому музею Грасси коммерческии советником Антоном Медлером (Anton Mädler), строителем пассажа Мэдлера. Во время Второй мировой войны были утрачены футляр и левое крыло. В 2007 году была проведена реставрация и, в том числе, реконструирована утраченная левая створка, рисунки выполнены по историческим фотографиям. В центральной части алтаря находятся фигуры Богоматери и святых Николая, Екатерины, Варвары и Фабиана. Пределла с поясными фигурами Христа, двенадцатью учениками и апостолом Павлом. На внутренней стороне крыльев изображены беседы святых на фоне пейзажей. На левом крыле (реконструкция) вверху: Анна Втроём (Anna Selbdritt) и Элизавета. Внизу: апостолы Петр и Павел. Правое крыло, вверху: апостолы Андрей и Иаков Старший. Внизу: Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. На внешней стороне крыльев изображены (были) сцены из жизни св. Николая
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика.
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика.
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика. Калленбергский Алтарь (Der Callenberger Altar).
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика. Калленбергский Алтарь (Der Callenberger Altar).
Калленберг недалеко от старого гончарного города Вальденбург , расположенного в районе Цвикау, имела паломническую церковь "С(анкта) Катарина за голой горой". На её месте в1855-59 гг. построили новое здание в неороманском стиле. Старый алтарь из мастерской резчика Петера Бройера (Peter Breuer, um 1470–1541) был снят и заменен покровителями церкви Галленберг графами Генрихом (1794–1881) и Альбаном (1804–1864) фон Шенбург. Старый алтарь они приобрели для установки в часовне замка Хинтерглаухау, отреставрированного в 1861 году. В часовне его установить целиком не удалось и крылья сняли. В 1901 году центральную часть продали в Музей декоративного искусства в Лейпциге. Два крыла остались в музее замка Хинтерглаухау. После воссоединения двух немецких государств в 1990 г. крылья семейной святыни в процессе реституции отошли семье фон Шенбург-Глаухау (Grafen von Schönburg-Glauchau). В 2016 году крылья были приобретены Музеем прикладного искусства ГРАССИ. С января 2017 г. алтарь Галленберга выставляется для публики во всей красе. На центральной части алтаря, слева от Марии с младенцем Иисусом находится святая Екатерина Алексанрийская, справа Св. Маргарита. На крыльях Апостол Петр и Апостол Павел.
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика.
Зал 5. Поздняя Готика: сакральная резная пластика.
Зал 6. Средневековье: сакральное церковное искусство.
Зал 6. Средневековье: сакральное церковное искусство.
Центром средневекового богослужения был алтарь, роскошный короб которого довольно подробно иллюстрировал историю искупительного подвига Христа и жизнь святых. В такой же мере ценным и дорогим было и убранство алтарного стола, стоя у которого священник служил мессу. "Во славу Господа Бога" использовались распятия, дароносицы, сосуды для гостий, литургические писания и всяческие принадлежности, выполненные из самых драгоценных металлов. Одним из самых ценных материалов того времени кроме золота и серебра была слоновая кость. Полотна для покрытия алтарного стола и облачения священника были выполнены из тончайшего материала и дорогих шелков. Для отправления культа и обрядов люди устанавливали в своих домах картины и скульптуры. Диптихи служили для созерцательного отправления культа одним человеком. Эти маленькие двустворчатые складки, изготовленные чаще всего из слоновой кости, изображавшие сцены из жизни Богородицы и Спасителя или различных Святых можно было закрыть как книгу и хранить в мешочке или шкатулке А с ХѴ люди стали украшать и окна расписными стеклянными пластинами с религиозными сюжетами.
Зал 7. Ренессанс: Италия.
Зал 7. Ренессанс: Италия.
На исходе ХІV века античное искусство переживает эпоху Возрождения, которое охватывает вначале Италию, а затем распространяется и в других странах. расположенных к северу от Альп. С периодом Ренессанса совпадает и эпоха великих научных и географических открытий. В духовном центре этой эпохи стояло стремление к познанию мира, прежде всего, к самопознанию человека. При участии заинтересованных состоятельных слоев обществ экономически крепких городов, а также при поддержке известных аристократических домов было сформировано новое видение мира и новые жизненные принципы, направленные на возрождение классических идеалов. Экономический подъем способствовал также и блистательному расцвету искусств. Пышность и великолепие охватывала практически все сферы быта. Венецианское стекло, отличающееся тонкостью и изяществом, сосуды из майолики, украшенные разноцветными античными мотивами, или созданные для тонких ценителей искусства миниатюрные бронзовые изделия, отражающие тематику античной мифологии, все это символизировало богатство, могущество и просвещение. По своей ценности такие изделия искусства ни в коей мере не уступали созданным в эту эпоху картинам.
Зал 7. Ренессанс: Италия.
Зал 7. Ренессанс: Италия.
Зал 7. Ренессанс: Италия.
Зал 7. Ренессанс: Италия.
Зал 8. Ренессанс: облицовка стен монастыря Кори.
Зал 8. Ренессанс: облицовка стен монастыря Кори.
Эти элементы облицовки стен происходят из монастыря францисканцев Сан Франческо, расположенного в местечке Кори, недалеко от Рима. Они украшали рефекторий - столовую, где монахи принимали пищу. На торцевой части располагается дверь, обрамленная двумя резными гермами с рыбьими хвостами. Она вела в примыкающее помещение для запасов, в так называемую Canova, камеру для хранения продуктов и вина. Свою особую привлекательность облицовка получает из-за изящных и невероятно выразительных резных элементов капителей. На большинстве этих деталей изображены эпизоды из жизни святого Франциска Ассизского, покровителя ордена францисканцев. Отдельные сцены, как, например, рождение Святого, его крещение или благословение, поддаются легкой идентификации, на других капителях представлены декоративные композиции с животными и растениями. Мастер- резчик, Винченцо де Бассиано, оставил свою монограмму на едва ли заметном для зрителя месте, под балочным перекрытием рядом с дверью. О его жизненном пути известно довольно мало. Многочисленные распятия из дерева, которые и по сей день можно лицезреть в некоторых монастырях и церквях в окрестностях Кори, приписываются руке этого мастера.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
В странах, расположенных к северу от Альп, обращение к идеалам классической Античности и развитие нового, свободного от принципов Средневековья, видения мира и стиля жизни сложилось только к 1500 году, то есть почти на 100 лет позже, чем в Италии. Те импульсы, которые дало итальянское искусство, интерпретировались здесь независимым образом и развивались дальше. Стилевые признаки поздней Готики, а также признаки эпохи Возрождения, основанные на рецепции античного наследия, в одном произведении искусства часто по праву находятся или рядом друг с другом или перемешиваются в нем. Художественные ремесла больше не находились в первую очередь на службе церкви, ибо заказы все чаще и чаще поступали и от светского общества. Благородное дворянство меняло свое беспокойное существование в скромных и лишенных всяческих изысков крепостях на более комфортабельное проживание во дворцах. Состоятельные граждане также стремились обустроить свое жилище и окружение репрезентативно и со вкусом. Все художественные ремесла переживают в это время период своего наивысшего расцвета. Про- никновение научных учений в искусство позволило создать новые технологии, увеличило качество художественных изделий и открыло доступ к более сложным и изысканным возможностям изготовления изделий.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 9. Ренессанс: к северу от Альп.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Значительная основная часть тех изделий из коллекции Лейпцигского городского собрания, которые были сохранены на протяжении многих лет, попала в наш музей довольно рано. До сих пор эти изделия считаются самым ценным фондом музея. Начало развития коллекции Лейпцигского городского собрания, состоящей из серебряных изделий, было положено в эпоху Возрождения. Умерший в 1524 году казначей Георг фон Видебах завещал городу довольно крупную коллекцию изделий, в 1547 году стрелковое братство сдало городу на хранение свои сокровища, а в 1593 году городское собрание приобрело у Эустахиуса фон Хонсберга несколько сервизов и других изделий из серебра. Со временем коллекцию дополнили и другие приобретенные предметы искусства, а также подарки. Довольно часто по заказу городского собрания мастеровые чеканили герб на предметах серебряной посуды. Посуда использовалась как в репрезентативных, так и в практических целях. В отличие от работ, например, Нюрнбергского происхождения, работы таких мастеров, как Ганса Рейнхарда Старшего и Младшего, а также Элиаса Гейера, убедительно доказывают, что Лейпциг был центром саксонского ювелирного искусства. Коллекция городского собрания включает в себя помимо серебряных изделий также и другие ценные украшения. Здесь можно увидеть, например, гобелены, заказанные у ковровых дел мастера Сегера Бомбека. Сокровищница Лейпцигского собрания пополнялась на протяжении многих лет. Некоторые изделия остались в ратуше, остальные попали в кунсткамеру учрежденной в 1677 году библиотеки собрания
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 10. Ренессанс: сокровища Лейпцигского городского собрания.
Зал 11. Ренессанс / Барокко: изделия из металла и Витражное искусство.
Зал 11. Ренессанс / Барокко: изделия из металла и Витражное искусство.
Строительные элементы, а также отдельные предметы из недрагоценных металлов, выполненные с XVI по XVIII век, частично документируют широкую палитру изделий металлообрабатывающего ремесла еще перед эпохой индустриализации. Примерно в конце XIX века исторические слесарные и кузнечные работы были высоко отмечены и считались для ремесленников и промышленности примерами и образцами. Поэтому такие работы и представляли собой ранее главное направление собрания нашего музея. Замки и гарнитура были частью оформления каждого здания. Если того требовали репрезентативные потребности хозяина, то эти изделия, помимо своего функционального назначения, отличались роскошностью исполнения и выбранного материала. Изделия из металла, которые не были частью конструкций, использовались в качестве домашней и кухонной утвари, в подвалах, а также находили свое применение в сакральной сфере. Высокой степени профессиональной подготовки мастеров требовало изготовление высокоточных изделий, например, часов и гирь для весов. Самой сложной задачей в обработке металла было изготовление лат, доспехов и оружия. Возникший среди коллекционеров большой спрос на такие изделия привел в XIX веке к изготовлению большого числа копий. В качестве строительных элементов светских и сакральных сооружений использовались расписные стекла, которые с XV века использовались не только в церквях, но и все чаще и чаще в обычных жилых домах граждан.
Зал 11. Ренессанс / Барокко: изделия из металла и Витражное искусство.
Зал 11. Ренессанс / Барокко: изделия из металла и Витражное искусство.
Зал 11. Ренессанс / Барокко: изделия из металла и Витражное искусство.
Зал 11. Ренессанс / Барокко: изделия из металла и Витражное искусство.
Зал 12/13. Барокко/Рококо: церковная кафедра из г. Вельсен-Дрихойс. Принадлежности для литургии, полотна и скульптурные изображения
Зал 12/13. Барокко/Рококо: церковная кафедра из г. Вельсен-Дрихойс. Принадлежности для литургии, полотна и скульптурные изображения
В результате Реформации во всех религиозных конфессиях проповедь, повествование и разъяснение священнослужителем учения Иисуса Христа, приобрела важное значение. Как следствие этого нововведения с XVII века во многих церквях началось строительство роскошных церковных кафедр. Для обеспечения лучшей слышимости сказанного кафедры устраивались наверху, над прихожанами и имели звукоизолирующий колпак, своеобразную крышу над кафедрой. Кафедра из католической церкви Св. Энгельмунда из г. Вельсен- Дрихойс в окрестностях Гарлема, Северная Голландия, является примером такой конструкции кафедр.
Зал 12/13. Барокко/Рококо: церковная кафедра из г. Вельсен-Дрихойс. Принадлежности для литургии, полотна и скульптурные изображения
Зал 12/13. Барокко/Рококо: церковная кафедра из г. Вельсен-Дрихойс. Принадлежности для литургии, полотна и скульптурные изображения
Зал 12/13. Барокко/Рококо: церковная кафедра из г. Вельсен-Дрихойс. Принадлежности для литургии, полотна и скульптурные изображения
Зал 12/13. Барокко/Рококо: церковная кафедра из г. Вельсен-Дрихойс. Принадлежности для литургии, полотна и скульптурные изображения
Несмотря на это изменение, внесенное в структуру литургии, алтарь и далее оставался центральным местом богослужения. Протестантская церковь отвергала роскошь и пышность католической мессы. Ценные текстильные антепендиумы, завесы передней стороны алтарного стола, были заменены скатертями из простого полотна, а вместо красочной казулы, литургического облачения католического клирика, протестантский пастор носил черный талар. На алтаре располагались необходимые для литургии принадлежности распятие, потир (сосуд для богослужений), дискос (блюдце для гостий) и канделябр. Мощи святых хранились в пышно украшенных и выставленных на обозрение дароносицах, похожих на ковчеги для гостий.
Зал 12/13. Барокко/Рококо: церковная кафедра из г. Вельсен-Дрихойс. Принадлежности для литургии, полотна и скульптурные изображения
Зал 12/13. Барокко/Рококо: церковная кафедра из г. Вельсен-Дрихойс. Принадлежности для литургии, полотна и скульптурные изображения
Зал 14. Барокко: изменения культуры употребления алкоголя.
Зал 14. Барокко: изменения культуры употребления алкоголя.
Европа XVI и XVII веков отличалась необузданной тягой к употреблению алкогольных напитков. Особенно немцы спыли любителями алкоголя. употреблявшими его в неограниченных количествах, что даже повлекло за собой принятие специальных имперских законов. Вина, пряные сорта пива и пиво, сваренное из приправ, люди употребляли, в отличие от часто загрязненной воды, в качестве утренних напитков. При совместном распитии алкоголя считалось делом чести продемонстрировать свое мужество и способность выпить как можно большее количество вина. В это время возникает внушительное разнообразие сосудов для розлива алкоголя, распития напитков, а также декоративных сосудов, выполненных из самых разных материалов. Кто это себе мог позволить, тот имел свой собственный, именной бокал, часто с монограммой или посвятительной надписью. Размер бокала свидетельствовал о количестве алкоголя, которое его обладатель способен выпить, а материал и декоративные элементы подчеркивали социальный статус владельца. С развитием голландского и английского торговых флотов в ходе ХVІІ века в Европу стали все чаще прибывать экзотические товары: фарфоровые и покрытые лаком изделия, луковицы тюльпанов и табак, но, прежде всего, чай, кофе и шоколад. Новые «горячие тонизирующие напитки» способствовали в Европе радикальному изменению нравов и обычаев и, в конце концов, им удалось вытеснить алкоголь с ведущей и неоспоримой до этого времени позиции. Французский политик Мирабо отмечал: "Чай и кофе смогли более эффективным образом ограничить чрезмерное употребление алкоголя, нежели учения моралистов, наука и просвещение".
Зал 14. Барокко: изменения культуры употребления алкоголя.
Зал 14. Барокко: изменения культуры употребления алкоголя.
Зал 14. Барокко: изменения культуры употребления алкоголя.
Зал 14. Барокко: изменения культуры употребления алкоголя.
Зал 15. Ренессанс / Барокко / Рококо: искусство плетения кружев.
Зал 15. Ренессанс / Барокко / Рококо: искусство плетения кружев.
В этом зале представленa небольшaя экспозиция из большой коллекции кружев в комбинации с кожаными обоями и так называемыми гобеленами на дамастовых тканях. Здесь можно непосредственно увидеть разный эффект однообразных орнаментов при использовании различных материалов. Белье из тонкого белого льняного полотна со времен эпохи Возрождения считалось выражением материального благополучия. Первые кружевные отделки возникли, скорее всего, из декоративных строчек такого белья. Рукава, воротники и чепцы, а также кромки скатертей, салфеток и подушек украшались такими декоративными отстрочками. Уже в XVII веке такие декоративные элементы элегантной одежды были широко распространены, но в эпоху Рококо, когда везде царила прямо таки "кружевная истерия", такие декоративные отстрочки были сплошь и рядом. Галстуки, манжеты и корсеты были украшены настоящими пышными каскадами кружевных рюшей. Широкие кринолины дам представляли собой отличную поверхность для нашивки больших и пышных воланов. Изысканные декоративные элементы применялись также в шелковых тканях, при изготовлении вееров, фарфоровых изделий или мебельной фурнитуры. Особенно на отполированных или резных бокалах из прозрачного хрусталя такие изящные декоры раскрывали свою изысканность в полном объеме.
Зал 16. Барокко: натюрморты.
Зал 16. Барокко: натюрморты.
В этой витрине представлены объекты коллекции, объединяющей в себе пышные натюрморты эпохи Барокко. Глаз зрителя с удовольствием наблюдает за роскошной демонстрацией блюд, продуктов и даров природы, а также изделиями художественных ремесел XVII и XVIII веков. Натюрморт служит для демонстрации большого числа объектов, выбор и компоновка которых происходили с учетом символики и эстетики. Неподвижную картину иногда оживляли насекомые и небольшие животные. Такой сюжет уже давно давал художникам возможность продемонстрировать изощренные цветовые нюансы и различные фактуры поверхности. По типу представленных предметов натюрморты делятся, в частности, на натюрморты с цветами, книгами, рыбой, фруктами, охотничьи натюрморты и натюрморты-завтраки. Почти во всех этих натюрмортах можно найти символы, призванные отразить тленность земного существования, например, цветы, свечи, черепа, насекомые, зеркала, мыльные пузыри или поврежденные предметы, которые заставляют зрителя подумать о бренности жизни. В большинстве натюрмортов чувствуется напряжение между реальностью и символическим наполнением изображенных предметов.
Зал 16. Барокко: натюрморты.
Зал 16. Барокко: натюрморты.
Зал 17. Барокко: экспонаты из кунсткамеры.
Зал 17. Барокко: экспонаты из кунсткамеры.
В этом зале экспонаты эпохи Барокко представляют собой поистине сверкающую коллекцию сокровищ. Некоторые из них происходят из Лейпцигской кунсткамеры. Вместе с библиотекой собрания она была организована в 1677 году по образцу княжеской кунсткамеры, а свои двери для горожан открыла впервые в 1711 году. Кунсткамера и камера чудес представляли собой прообраз современных музеев. Эти ранние музеи (Museä) считались зеркалом познаваемого мира, секреты которого еще предстояло открыть. Коллекции создавались не для того чтобы владеть этими вещами, а, прежде всего, для того чтобы понять их. Достопримечательное и удивительное накапливалось из разных сфер природы,искусства и техники. Специализация по специальным разделам и областям музейным работникам того времени была еще неизвестна. Особенно достойным коллекционированию считались такие изделия и предметы, которые объединяли в себе худож ественное и техническое совершенство в комбинации с необычными материалами. Часто с этими виртуозно обработанными материалами была связана глубокая символика: вера в действие сил, которые нельзя было объяснить законами природы. Изделия, выступающие эротическими стимуляторами, предметы для защиты от природных катастроф, изделия, использующиеся в качестве противоядия или в лечебном деле, часто продавались на вес золота.
Зал 17. Барокко: экспонаты из кунсткамеры.
Зал 17. Барокко: экспонаты из кунсткамеры.
Зал 17. Барокко: экспонаты из кунсткамеры.
Зал 17. Барокко: экспонаты из кунсткамеры.
Зал 18. Барокко: ограды склепов, скульптуры из песчаника.
Зал 18. Барокко: ограды склепов, скульптуры из песчаника.
В ходе ликвидации Старого кладбища Св. Иоганна в конце XIX века большое число кованых решетчатых ворот бывших склепов были подарены музею. Отдельные участки этого кладбища ранее были обрамлены солидными склепами. Сегодня, прямо за зданием музея, на бывшей территории кладбища можно увидеть только лишь фамильный склеп семьи Баумгартнер, представ ляющий собой барочную постройку с решетчатыми воротами. Надгробные часовни, которые были окружены выставленными здесь решетчатыми оградами, выглядели примерно так, как и сохранившееся и по сей день сооружение. Сады эпохи Барокко, раскинувшиеся прямо перед воротами города, а также все чаще и чаще возникающие с конца XVII века торговые дворы и дворцы имели тоже такие решетчатые ворота и оконные решетки, богато отделанные декоративными элементами, большое число которых впоследствии было передано в собственность музеев.
Зал 18. Барокко: ограды склепов, скульптуры из песчаника.
Зал 18. Барокко: ограды склепов, скульптуры из песчаника.
Огромное богатство города, которое ему принесли проводимые здесь и имевшие большой экономический успех Лейпцигские ярмарки, а также различные мануфактуры, в большой степени отражалось и в его внешнем облике. Заказчики из бюргерской среды, прежде всего, состоятельные купцы и владельцы мануфактур, брали себе в пример город-резиденцию Дрезден, где пребывал двор курфюрста Фридриха Августа (Августа Сильного). Оттуда же зодчие и придворные скульпторы переезжали в связи с хорошими условиями работы и большим количеством заказов в Лейпциг.
Зал 19. Барокко: Саксония.
Зал 19. Барокко: Саксония.
Могущество и богатство саксонского княжества основывались в значительной степени на его экономической мощи. Полезные ископаемые и разумная эко- номическая политика обеспечили процветание многочисленных ремесел и создание первых мануфактур. Будучи страстным коллекционером фарфора из Восточной Азии, курфюрст Фридрих Август I (Август Сильный) прилагал все усилия, чтобы изготовлять изделия из «белого золота» и в своей стране. В 1707 году в Дрездене наконец-то удалось создать красную керамику Беттгера, названную именем изобретателя, а спустя два года было налажено первое в Европе производство белого твердого фарфора. 23 января 1710 года Август Сильный выдал «патент» на создание фарфоровой мануфактуры в Дрездене, которая несколько позднее переехала в замок Альбрехтсбург в Мейсене. Уже через некоторое время на Лейпцигской пасхальной ярмарке были впервые представлены изделия Мейсенской мануфактуры. Основание Дрезденской стекольной мануфактуры в 1699 году сыграло значительную роль в развитии стекольного производства в Саксонии. Потребность в отшлифованных, резных, разукрашенных цветной эмалью бокалах, в особенности для королевско-княжеского двора, была поистине огромной. Блестящие достижения были отмечены также и в ювелирном искусстве, строительстве мебели, текстильной обработке и изготовлении керамических изделий.
Зал 19. Барокко: Саксония.
Зал 19. Барокко: Саксония.
Зал 20. Барокко / Рококо: фарфор.
Зал 20. Барокко / Рококо: фарфор.
В ХѴІІІ веке фарфоровые изделия достигли высшей точки своего худо- жественного оформления. Элегантные формы и ясные цвета отвечали жизненному настрою эпохи. После изобретения европейского твердого фарфора в Саксонии в 1709 году, в других местах прилагалось немало усилий для копирования этого пользующегося везде огромным спросом предмета роскоши. Несмотря на строгое соблюдение секретности, рецепт для изготовления фарфора, так называемый «арканум», был разглашен, и уже в 1719 году в Вене, а в 1720 году и в Венеции началось производство фарфора. Но в течение следующих десятилетий эти фарфоровые фабрики не представляли для Мейсена никакой серьезной конкуренции. Только с середины ХVІІI века начали возникать мощные фарфоровые мануфактуры, в частности, в Хехсте (1746), Нимфенбурге (1747), Берлине (1751), Франкентале (1755), Готе (1757), Людвигсбурге (1758), а также в Англии, Франции и Италии. Уже довольно рано эти мануфактуры стали наносить на свои изделия специальную маркировку, клейма, которые должны были защитить их от подделок. Мотивы этих клейм представляли собой часто гербовые знаки, например, Мейсенские шпаги, берлинский скипетр или венский окаймленный щит.
Зал 20. Барокко / Рококо: фарфор.
Зал 20. Барокко / Рококо: фарфор.
Зал 20. Барокко / Рококо: фарфор.
Зал 20. Барокко / Рококо: фарфор.
Зал 21. Рококо: Шинуазри.
Зал 21. Рококо: Шинуазри.
Эти обои, выполненные на холсте в китайском стиле, происходят из бывшего рыцарского поместья Цемен, расположенного на юге от Лейпцига, но произведены они были, вероятно, в середине XVIII века в Баварии. Около 1750 года так называемые китайские кабинеты были для дворян излюбленным местом уединения вдали от строгих придворных церемониалов. И выставленные у нас обои наверняка украшали стены такого помещения. Хотя имя художника осталось неизвестным, можно предположить, что он был приближен к среде баварского придворного зодчего и гравера Франсуа де Кювилье Старшего. Так как он выполнял заказы не только для двора короля Баварии, вполне вероятно, что он создал эти обои для дворца одного из баварских дворян. Рассказы путешественников, а также привезенные из «Серединной империи» предметы роскоши создавали в Европе впечатление, что Китай является земным раем. Высокое сословие охотно окружало себя предметами из этой далекой страны. Но копии часто заменяли дорогие оригиналы. Вдохновением при создании этих шинуазри, распространявшихся с помощью шаблонов-заготовок, служили иллюстрации в путевых заметках путешественников. Отдельные выразительные фигуры, как например, господин в сопровождении слуги с зонтиком, выполнялись многочисленными рисовальщиками. Такую интересную композицию можно увидеть и на выставленной здесь драпировке для стен.
Зал 21. Рококо: Шинуазри.
Зал 21. Рококо: Шинуазри.
Зал 21. Рококо: Шинуазри.
Зал 21. Рококо: Шинуазри.
Зал 22. Рококо.
Зал 22. Рококо.
После смерти Людовика XIV в 1715 году знатные французские дворяне в буквальном смысле сбежали от строгого придворного церемониала и непринужденно проводили время в своих загородных дворцах. Проведение времени заключалось в сельских удовольствиях и галантном флирте. Фарфоровые композиции с фигурками являются красноречивым свидетельством жизненного настроения этой эпохи. Центральным орнаментом Рококо был рокайль. В виде морских раковин, необычных обломков скал или гротов, или даже в форме опахал с перьями - рокайль присутствовал в виде декоративного элемента практически во всех сферах искусства. Даже веер, один из самых важных аксессуаров, который олицетворяет собой эпоху Рококо, был украшен рокайлем. Такие ценные материалы как слоновая кость, черепаховый панцирь и перламутр превратили веер в предмет роскоши. Деликатная и зачастую имеющая фривольное содержание роспись вееров стала атрибутом материального благосостояния, но, прежде всего, символизировала образование и тонкий ум дамы. Лейпцигская ярмарка была главным местом сбыта галантерейных товаров. пользовавшихся в XVIII веке спросом, среди которых были табакерки, разные шкатулки, футляры для иголок, шпульки для ручной работы, флаконы, набалдашники для тростей и многое другое.
Зал 22. Рококо.
Зал 22. Рококо.
Кавалер как пастушок. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Модель: Иоганн Иоахим Кендлер, около 1750/1755 года. Фарфор, роспись по глазури. Приобретен в 1904 году. --- Панталоне и Коломбина. Из цикла "Комедия дель арте". Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1738/1741 гг. Модель: Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler), 1738 г. (2-я версия). Фарфор, роспись по глазури. Куплена в 1901 году. ---- Ящик для просмотра.(Der Guckkasten). Франкентальская фарфоровая мануфактура, около 1765 года. Модель: Иоганн Фридрих Люк (Johann Friedrich Lüc), 1758/1763 год. Фарфор, роспись по глазури. Приобретен в 1904 году.
Зал 23. Классицизм: гобелены и мебель.
Зал 23. Классицизм: гобелены и мебель.
Будучи реакцией на изобильное и пышное декоративное искусство Рококо, около 1770 года возникло и утвердилось новое направление в искусстве, которое вновь обращалось к классическому греческому и римскому античному наследию. Отличным средством для проекции нового стиля, помимо архитектуры, стали элементы мебели. Шкафы и комоды выполнялись в виде кубов с четкими и прямыми линиями. Их гладкие и подчеркивающие материал поверхности раздел ялись на части с помощью строгих композиционных декоративных элементов. Большой гобелен, расположенный в центре этого зала, относится к элементам драпировки стен, эскизы для создания которых были выполнены с заимствованием мотивов фресок Рафаэля, украшающих покои в Ватикане. Такая живопись, возникшая в эпоху Возрождения, целиком и полностью соответствовала ориентированному на идеалы античности вкусу этой эпохи. Вся серия включает в себя десять гобеленов, которые были изготовлены для Людовика ХІѴ в государственной гобеленной мануфактуре в Париже. Впоследствии были изготовлены копии отдельных гобеленов из этой серии, которые вручались дружественным монархам в качестве подарка. Наш гобелен с изображением "Школы в Афинах" был подарком Людовика XVI русскому наследнику престола Павлу I, ставшему позже царем.
Зал 23. Классицизм: гобелены и мебель.
Зал 23. Классицизм: гобелены и мебель.
Зал 24. Классицизм: Пиранези.
Зал 24. Классицизм: Пиранези.
Этот зал посвящен творчеству художника-графика, архитектора и археолога Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778). Практически все его гравюры находятся в коллекции музея. В них отражено его изучение Рима, следов античной цивилизации, которые остались в городе, а также городских архитектурных структур итальянской столицы. Основой его художественного творчества была мастерски изученная им техника изготовления офорта, позволяющая получать оттиски с печатных форм. С ее помощью Пиранези создал целую серию панорам как античных, так и современных городских ландшафтов. В его художественном архиве хранятся также эскизы внутреннего оформления помещений и предметов мебели. В его творчестве они на равных правах находятся рядом с выполненными им изображениями фантастических конструкций, реальными архитектурными работами, репродукциями найденных реликтов, а также его археологическими открытиями. Творческое наследие Пиранези Euvre Piranesis включает в себя более тысячи гравюр, которые послужили не только образцами и источниками вдохновения при изготовлении декоративных элементов и форм эпохи Классицизма, но и оказали влияние на все прикладное искусство вплоть до конца ХІХ века. Примером использования античных форм и орнаментики в эпоху Классицизма является демонстрируемая здесь ваза с крышкой. Этот воссозданный объект из позднего XVIII века, ранее находившийся в одном из частных парков на юге от Лейпцига, демонстрирует довольно значительное формальное совпадение с графическими зарисовками Пиранези.
Зал 23. Классицизм: гобелены и мебель./ Зал 25. Классицизм: Луи Сез стиль Людовика XVI - Эзер
Зал 23. Классицизм: гобелены и мебель./ Зал 25. Классицизм: Луи Сез стиль Людовика XVI - Эзер
В 1760-х годах во Франции начал развиваться новый и ставший ведущим на протяжении почти тридцать лет стиль, который вскоре стал распространяться и в других странах. Этот стиль обозначил переход от Рококо к Классицизму. Обозначение этого стиля Луи Сез происходит от имени французского короля Людовика ХѴІ. Общие черты этого стиля спокойная ясность и легкость. Игриво- заносчивое многообразие форм эпохи Рококо наконец-то было обуздано, теперь доминируют прямые линии, а свое применение находят такие античные формы как каннелюры, венки и декоративные стержни. В первой части этого зала продемонстрированы замечательные образцы искусства в стиле Луи Сез, а во второй его части речь идет о вкладе, который внесли Лейпциг и Саксония в развитие искусств эта тематика сопровождает экспозицию нашего музея. Невозможно представить себе Лейпцигскую историю искусств того времени без имени Адама Фридриха Эзера (1717-1799). Разносторонний художник, гравер офортист, автор многочисленных эскизов пластических работ в 1764 году был назначен первым директором созданной в Лейпциге академии искусств. Там он давал уроки граверам по меди, ткацким рисовальщикам, художникам-прикладникам, но и даже кондитерам. Эзер был одним из самых первых классицистов. Во многих своих работах он был верен элементам позднего Барокко, но в выборе своих тем и теорий он ориентиро вался на идеалы Античности. Идеи своего учителя, Рафаэля Доннера, о бла городной простоте и спокойном величии» мастер передал Винкельману и Гете.
Зал 26. Классицизм: Римский зал замка Эйтра.
Зал 26. Классицизм: Римский зал замка Эйтра.
Редко расписные стачные драпировки XVIII века доходят до наших времен почти не поврежденными как выставленные здесь драпировки, происходящие из находившегося на юге от Лейпцига замка Эйтра. Якоб Фридеманн фон Вертерн и его образованная и обладающая художественным вкусом супруга Луиза, урофони цум Штайн, с середины 1780-х годов начали переустройство своего замка парка, ориентируясь на идеалы Античности, играющие в то время важную роль в искусстве. "Чтобы стать великими, или, если возможно, неподражаемыми в искусстве, следует подражать древним...", так написал теоретик искусства Иоганн Иоахим Винкельман. Он призывал к изучению классической Античности. Но с понятием "Античности" он связывал, прежде всего, противопоставление всему "современному". Поэтому то, что в замке были использованы стилизованные под готику элементы фасада, а в парке помимо неоготических сооружений, были выполнены также постройки и памятники в стиле шинуазри и стилизованные под античность, вовсе не является противоречием и разладом. Мотивы расписных обоев основаны на зарисовках Пиранези "Vedute d Roma". Здесь изображены мост Понте Лукано, вилла Акведук времен Нерона, грот нимфы Эгерии и храм Сибиллы в Тиволи. Поклонение Пиранези перед античным римским градостроительным искусством полностью соответствовало романтическому художественному вкусу на исходе XVI века.
Зал 27. Классицизм: рецепция Античности.
Зал 27. Классицизм: рецепция Античности.
Эпоха Просвещения со своей критикой абсолютизма и проникающей во все сферы общественной и частной жизни религии, а также благодаря обращению к свободной мысли и деятельности личности создала все общественно- политические предпосылки для нового возрождения античных идеалов. Раскопки, проводимые в Геркулануме и Помпеях, также внесли свою лепту в поддержание восторженного интереса к античному наследию. Однако эти раскопки не носили ярко выраженного научного характера, а способствовали эксклюзивному образованию высших кругов общества. В ходе гранд-туров - совершаемых по Европе поездок для завершения образования посещение этих античных городов являлось нередко частью обязательной программы. Привезенные с собой, но и просто созданные в духе образцов прошлого произведения античного искусства были призваны сохранять воспоминания о совершенных поездках. Художественные ремесленные мастерские Англии, а затем и Германии ориентировались на такой новый спрос и изготавливали копии или свободные вариации на тему античных шедевров. Высокое качество и по сравнению с подлинными произведениями античного искусства низкие цены обеспечивали успешный сбыт таких изделий. С античными образцами художники знакомились в богато иллюстрированных каталогах, например в изданном Гамильтоном и д'Анкарвилем пособии "Antiquité" ("Искусство Античности").
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Происходящее из французского языка обозначение стиля Ампир относится ко времени правления Наполеона Бонапарта, французского императора с 1803 по 1815 гг. Примером для подражания являлось роскошное и пышное искусство времен римских императоров. В соответствии со своим новым саном, в качестве одного из первых распоряжений Наполеона после его провозглашения императором была разработка положения о ношении одежды при дворе, которое предписывало дамам носить платья из французского шелка. Причиной этого указа было, прежде всего, стремление защитить находящуюся в бедственном положении шелковую промышленность Франции от конкуренции из-за рубежа. Но дамы все же предпочитали одежду из тончайшего хлопка, и даже императрица Жозефина осмеливалась вопреки запрету на ввоз и высоким защитным пошлинам и дальше шить свои легкие платья из запрещенных материалов. Как это уже было и в XVIII веке, Франция и, прежде всего, французский императорский двор вновь стали законодателями европейской моды. Отсюда же начал свое распространение египетский стиль, выступавший особенным стилевым направлением Ампира. Причиной для появления этого нового стиля послужил Египетский поход Наполеона в 1798/1799 гг. Привезенные во Францию в качестве военных трофеев находки из Египта времен правления фараонов вызвали живой интерес публики, который сопровождался организацией многочисленных научных экспедиций и позаботился о том, чтобы такая "египтомания"сохранилась примерно до 20-х годов ХІХ столетия.
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Художественное чугунное литье. В конце ХѴІІІ века разработанная в Англии новая техника художественного чугунного литья получила свое распространение и в регионах Германии, в особенности в Пруссии. Новая техника позволяла изготовлять филигранные изделия высочайшего, по сей день непревзойденного качества. Высочайшей вершиной развития этой техники литья послужило производство украшений из металла. Во времена освободительной борьбы против напо- леоновской Франции свои патриотические убеждения общество выражало лозунгом «Золото я отдал за железо». Простота украшений из металла соответствовала прусской добродетели и вкусу эпохи. В формах украшений отражались как повторное обращение к идеалам Античности, так и считающаяся истинно «германской» Готика. Спустя короткое время из чугунного литья стали изготавливать не только украшения, но и искусные пресс-папье, чаши, подсвечники, бюсты и садовую мебель. Отдельные элементы, являющиеся часто продуктами серийного производства, предлагали широкие возможности для комбинирования друг с другом. Имея только одну литейную форму, без особых усилий можно было изготавливать изделия различный формы - путь к промышленному производству изделий в крупных масштабах был открыт. Известные мастера Кристиан Фридрих Тик, Кристиан Даниэль Раух или Карл Фридрих Шинкель разрабатывали эскизы для художественного литья, изделия по которым изготавливались в Королевских Прусских литейных заводах в Берлине. Глейвитце или в Сайнской металлургической мануфактуре.
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Зал 28. Классицизм: Ампир.
Зал 29. Бидермейер.
Зал 29. Бидермейер.
Под давлением реставрации отношений господствующих династий после Венс- кого конгресса 1815 года происходит быстрое возвращение к семейному очагу Центром жизненных ценностей становится семья, в которой дети, к которым ранее родители относились на равных, получают заслуженное уважение, соответствующее их возрасту. В это время развивается ярко выраженный культ дружбы. Общение и домашнее музицирование становятся важными частями жизни. Одновременно с этим в первой половине XIX века отмечается начало промышленной революции. В это время появляются новые материалы, такие, как, например, гиалитовое стекло или анилиновые краски. Технические открытия серьезно меняют жизнь людей. Благодаря изобретению Луи Жаком Манде Дагером в 1837 году дагеротипии, являющейся первым практическим способом фотографирования, портреты стали доступными для большого числа людей. Уже с 1835 года в Германии начала свою работу железная дорога. Быстрыми темпами был налажен выпуск сувенирной продукции, пользующейся огромным спросом. Чашки, бокалы или трубки с видами различных мест, приобретенные в качестве сувениров, хозяева гордо выставляли на всеобщее обозрение в своих домах вместе с другими памятными вещами.
Зал 29. Бидермейер.
Зал 29. Бидермейер.
Зал 29. Бидермейер.
Зал 29. Бидермейер.
Зал 30. Историзм.
Зал 30. Историзм.
Понятие "Историзм" указывает на историю как первичную предпосылку на стоящего, а в искусстве таким термином обозначается подражание художест венным формам прошедших эпох. Этот стиль получил свое распространение с 1840 по 1900 годы. В результате того, что начавшаяся индустриализация повлекла за собой нивелирование вкусов, начались поиски инспирирующей силы хороших идеалов прошлого. Импульсом этому послужило создание музеев, но, прежде всего, всемирные выставки, которые начали проходить с 1851 года в Лондоне и устраиваемые позже в Париже и Вене. В 1865 году Альберт фон Цан положил в Лейпциге начало коллекции образцов, примеров для подражания, вслед за чем, в 1874 году, последовало открытие музея декоративно-прикладного искусства одного из первых учреждений такого типа. Главная цель этого музея состояла в предоставлении в распоряжение местных ремесленников образцов для художественного подражания и нахождения идеи при создании изделий прикладного искусства. При самом музее работала художественная школа, а первый его директор вел занятия одновременно в академии искусств и в школе художественных ремесел. Оригинальность, аутентичность и эстетическая автономия изделий играли зачастую лишь второстепенную роль. Копии и вольные изложения объектов искусства заняли места отсутствующих оригиналов. В этом зале выставлены изделия, купленные на раннем этапе развития музея на всемирных выставках, вместе с поздними приобретениями. Экспонаты объединены в группы в соответствии с мощными направлениями Историзма - изделия, выполненные с ориентировкой на идеалы Античности, восточного искусства, Средневековья, эпохи Барокко, Рококо и Ренессанса (самая крупная группа экспонатов).
Зал 30. Историзм.
Зал 30. Историзм.
Зал 30. Историзм.
Зал 30. Историзм.
Зал 30. Историзм.
Зал 30. Историзм.
  1. Саксония: Пробуем подружиться с Лейпцигом.
  2. Прогулки по Лейпцигу. Часть I: Хлеба и зрелищ!
  3. Прогулки по Лейпцигу. Часть II: Беру первую высоту.
  4. Прогулки по Лейпцигу. Часть III: Вперёд, по пути назад
  5. Прогулки по Лейпцигу. Часть IV: Старая Ратуша
  6. Прогулки по Лейпцигу. Часть V(a): Музей изящных искусств
  7. Прогулки по Лейпцигу.Часть V (b): Музей изящных искусств.
  8. Прогулки по Лейпцигу. Часть V(c): Музей изящных искусств
  9. GRASSI: Хороший модерн – страстно коллекционировать дизайн
  10. GRASSI: Музей музыкальных инструментов Лейпцигского университета
  11. GRASSI: Азиатское, Африканское....искусство
  12. Музей Грасси (Grassi Museum) — уникальное искусство в уникальном доме
  13. GRASSI: От Боннара до Клемке. Иллюстрированные книги и альбомы из коллекции Виланда Шютца
  14. GRASSI: Музей прикладного искусства. От античности до историзма
  15. GRASSI: От модерна до современности
  16. Прогулки по Лейпцигу. Часть VI: Новая ратуша (Neues Rathaus)
  17. Прогулки по Лейпцигу. Часть VII: Галерея современного искусства Лейпцига (GfZK)
  18. Прогулки по Лейпцигу. Часть VIII: К югу от центра Лейпцига
  19. Выставка: «Маркус Глезер. Фигуры, картины, реставрации». Часть I.
  20. Выставка: «Маркус Глезер. Фигуры, картины, реставрации». Часть II.
  21. Выставка «Политический плакат в ГДР»
  22. Паулинум — аула и университетская церковь св. Павла
  23. Лейпцигская церковь святого Фомы — «Томаскирхе» (Thomaskirche)
  24. Прогулки по Лейпцигу. Часть IX: Сакральная глава
  25. Лейпцигский музей естественной истории.
  26. Прогулки по Лейпцигу. Часть X: Гугенотская глава

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому