Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Этим альбомом я начну рассказ о музейном комплексе ГРАССИ (GRASSI Museum, Johannisplatz 5–11, 04103 Leipzig). Временная выставка частной коллекции семьи Функе, подаренная музею, как нельзя лучше отражает моё субъективное ожидание от Музея ПРИКЛАДНОГО искусства. В следующих альбомах я расскажу, как музей меня очаровал, а пока идём смотреть выставку ХОРОШИЙ МОДЕРН — страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE — VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN).
То, что старый добрый Модерн — уже прошлое, отражено в названии, как и отсылка к одному из ключевых определений современного дизайна: ХОРОШЕЙ ФОРМЕ (Die Gute Form).
Название выставки и книги Макса Билла (Max Bill) — «Хорошая форма» («Die Gute Form»), после 1945 года ставшая лозунгом, как идея хорошего тона, имела исторический прецедент в Баухаусе и Веркбунде (Bauhaus und Werkbund) в начале 20 века. По убеждению Макса Билла, качество и красота предметного окружения есть основа и мерило культурного уровня народа.
Эта тема стала больше, чем просто требование к дизайну промышленно выпускаемой продукции: моральные стандарты для потребительских товаров, а также программа вкусового воспитания покупателей. Помимо историзма, китча и моды, индустриальное общество должно было получить и принять истинный мир товаров, которые ему подходят — то, что нравится не всем: объективно функциональные и соответствующие материалу, простые и без украшений, качественные и недорогие, рационально производимые.
Когда в 1980 году супруги Инге и Вильфрид Функе (Inge und Wilfried Funke) из Бад-Цвишенана (Bad Zwischenahn) начали собирать свидетельства ХОРОШЕЙ ФОРМЫ, амбициозная концепция была раздавлена жерновами капиталистического модного промышленного производства и уже снова ушла в прошлое. Его совершенно противоположный импульс не замедлил быстрые изменения в мире товаров якобы вневременных форм. После того, как западногерманское экономическое чудо удовлетворило послевоенный спрос, с 1970 года ажиотаж вокруг модных новинок стал еще более сильным. Наступила так называемая эпоха постмодерна, мир дизайна стал странным и элитарным, а наступление глобализации сделало все остальное. Сами формы ХОРОШЕЙ ФОРМЫ стали историческими, какими бы вечными они ни казались в своё время.
Вряд ли какие-либо из них были бестселлерами.
Коллекционировать — значит воспринимать вещи как знаки, примеры чего-то большего, что проступает сквозь фактуру коллекции, как водяной знак в контровом свете — эпоха, тема, жанр, название и т. д. Независимо от их потребительной ценности, интерес представляет не то, чем вещи являются и остаются, а то, что и как они означают. Таким образом, коллекционирование предполагает постоянное сравнение и дифференциацию, при этом коллекционер становится специалистом по выбору. Все может происходить по-разному, но иногда вдруг становится очевиден символизм вещей: вы их знаете, но никогда раньше не видели их такими. Так случилось с четой Функе: когда они посетили выставку в Государственном музее Карлсруэ, посвященную дизайнеру Генриху Лёффельхарду (Heinrich «Heinz» Löffelhardt) , умершему в 1979 году, они обнаружили в витринах посуду, которая десятилетиями была частью их собственного дома. В одно мгновение вещи превзошли сами себя, внезапно стали частью творчества Лёффельхарду и стали образцами идеи Хорошей формы. Не достаточно, чтобы вещи чрезвычайно понравились, должна возникнуть личная связь, лишь тогда возникает достаточно причин, чтобы заняться сбором, сохранением, документированием — коллекционированием, которое становится все более и более страстным.
Почти 40 лет спустя это было собрание, содержащее многие тысячи предметов, одна из крупнейших частных коллекций дизайна XX века — от чайных ложек до мебели для сидения, от дешевых пластиковых подставок для яиц до эксклюзивных чайных сервизов из стерлингового серебра. Отталкиваясь от рисунков Лёффельхарда и Вильгельма Вагенфельда (Wilhelm Wagenfeld), чета коллекционеров вспахала поле послевоенного периода Западной Германии, проникла в другие европейские страны в предыдущие десятилетия, обыскала склады розничной торговли товарами для дома, на блошиных рынках, барахолках, на аукционах и в Интернете. Музеи неоднократно получали пожертвования, в том числе Музей прикладного искусства ГРАССИ, которому в конечном итоге в наследство достались коллекция и архив.
Хотя идеал ХОРОШЕЙ ФОРМЫ, был руководящим принципом коллекционирования Функе, эта коллекция не является ни «полной», ни «объективной». Пробелы и упущения, дубликаты и аберрации раскрывают совпадения коллекционирования, а также личные симпатии и антипатии: это не беспристрастная музейная коллекция. В конечном счете, коллекция Функе может стать памятником феномену коллекционирования. Выставка исследует диалектику коллекционирования между научными требованиями и необоснованной страстью, прослеживая развитие и рост этой коллекции в подборке — или, по крайней мере, пытается это сделать.