Турист larabi
larabi
была сегодня 10:40
Фотоальбом

GRASSI: Хороший модерн – страстно коллекционировать дизайн

Счастливые коллекционеры Вильфрид и Инге Функе.
26

Этим альбомом я начну рассказ о музейном комплексе ГРАССИ (GRASSI Museum, Johannisplatz 5–11, 04103 Leipzig). Временная выставка частной коллекции семьи Функе, подаренная музею, как нельзя лучше отражает моё субъективное ожидание от Музея ПРИКЛАДНОГО искусства. В следующих альбомах я расскажу, как музей меня очаровал, а пока идём смотреть выставку ХОРОШИЙ МОДЕРН — страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE — VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN).

То, что старый добрый Модерн — уже прошлое, отражено в названии, как и отсылка к одному из ключевых определений современного дизайна: ХОРОШЕЙ ФОРМЕ (Die Gute Form).

Название выставки и книги Макса Билла (Max Bill) — «Хорошая форма» («Die Gute Form»), после 1945 года ставшая лозунгом, как идея хорошего тона, имела исторический прецедент в Баухаусе и Веркбунде (Bauhaus und Werkbund) в начале 20 века. По убеждению Макса Билла, качество и красота предметного окружения есть основа и мерило культурного уровня народа.
Эта тема стала больше, чем просто требование к дизайну промышленно выпускаемой продукции: моральные стандарты для потребительских товаров, а также программа вкусового воспитания покупателей. Помимо историзма, китча и моды, индустриальное общество должно было получить и принять истинный мир товаров, которые ему подходят — то, что нравится не всем: объективно функциональные и соответствующие материалу, простые и без украшений, качественные и недорогие, рационально производимые.

Когда в 1980 году супруги Инге и Вильфрид Функе (Inge und Wilfried Funke) из Бад-Цвишенана (Bad Zwischenahn) начали собирать свидетельства ХОРОШЕЙ ФОРМЫ, амбициозная концепция была раздавлена жерновами капиталистического модного промышленного производства и уже снова ушла в прошлое. Его совершенно противоположный импульс не замедлил быстрые изменения в мире товаров якобы вневременных форм. После того, как западногерманское экономическое чудо удовлетворило послевоенный спрос, с 1970 года ажиотаж вокруг модных новинок стал еще более сильным. Наступила так называемая эпоха постмодерна, мир дизайна стал странным и элитарным, а наступление глобализации сделало все остальное. Сами формы ХОРОШЕЙ ФОРМЫ стали историческими, какими бы вечными они ни казались в своё время.
Вряд ли какие-либо из них были бестселлерами.

Коллекционировать — значит воспринимать вещи как знаки, примеры чего-то большего, что проступает сквозь фактуру коллекции, как водяной знак в контровом свете — эпоха, тема, жанр, название и т. д. Независимо от их потребительной ценности, интерес представляет не то, чем вещи являются и остаются, а то, что и как они означают. Таким образом, коллекционирование предполагает постоянное сравнение и дифференциацию, при этом коллекционер становится специалистом по выбору. Все может происходить по-разному, но иногда вдруг становится очевиден символизм вещей: вы их знаете, но никогда раньше не видели их такими. Так случилось с четой Функе: когда они посетили выставку в Государственном музее Карлсруэ, посвященную дизайнеру Генриху Лёффельхарду (Heinrich «Heinz» Löffelhardt) , умершему в 1979 году, они обнаружили в витринах посуду, которая десятилетиями была частью их собственного дома. В одно мгновение вещи превзошли сами себя, внезапно стали частью творчества Лёффельхарду и стали образцами идеи Хорошей формы. Не достаточно, чтобы вещи чрезвычайно понравились, должна возникнуть личная связь, лишь тогда возникает достаточно причин, чтобы заняться сбором, сохранением, документированием — коллекционированием, которое становится все более и более страстным.

Почти 40 лет спустя это было собрание, содержащее многие тысячи предметов, одна из крупнейших частных коллекций дизайна XX века — от чайных ложек до мебели для сидения, от дешевых пластиковых подставок для яиц до эксклюзивных чайных сервизов из стерлингового серебра. Отталкиваясь от рисунков Лёффельхарда и Вильгельма Вагенфельда (Wilhelm Wagenfeld), чета коллекционеров вспахала поле послевоенного периода Западной Германии, проникла в другие европейские страны в предыдущие десятилетия, обыскала склады розничной торговли товарами для дома, на блошиных рынках, барахолках, на аукционах и в Интернете. Музеи неоднократно получали пожертвования, в том числе Музей прикладного искусства ГРАССИ, которому в конечном итоге в наследство достались коллекция и архив.

Хотя идеал ХОРОШЕЙ ФОРМЫ, был руководящим принципом коллекционирования Функе, эта коллекция не является ни «полной», ни «объективной». Пробелы и упущения, дубликаты и аберрации раскрывают совпадения коллекционирования, а также личные симпатии и антипатии: это не беспристрастная музейная коллекция. В конечном счете, коллекция Функе может стать памятником феномену коллекционирования. Выставка исследует диалектику коллекционирования между научными требованиями и необоснованной страстью, прослеживая развитие и рост этой коллекции в подборке — или, по крайней мере, пытается это сделать.

Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN).
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN).
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Сверху справа: Ваза. Вильгельм Вагенфельд (Wilhelm Wagenfeld), около 1935 года, производство Vereinigte Lausitzer Glaswerke AG, выдувное дымчато-серое стекло, сферическая форма с горизонтальными ребрами, высота 15 см.
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Выставка ХОРОШИЙ МОДЕРН – страстно коллекционировать дизайн (DIE GUTE MODERNE - VON DER PASSION, DESIGN ZU SAMMELN)
Чем заканчивается коллекция?
Чем заканчивается коллекция?
В апреле 2010 года Инге и Вильфрид Функ купили на аукционе последнюю коллекцию фарфора, созданную в середине 1930-х годов.По цене 650 евро были три чайных прибора из чайного сервиза KPM "Halle", разработанного Маргерите Фридлендер (Marguerite Friedlaender) и связанный с ними заварочный чайник, все на сером фоне, расписанное вручную Ричардом Ягером (Richard Jäger) с мотивами голубей. Когда молот упал, небольшая группа стоила более 4000. Покупатели поручили аукционному дому отправить купленные предметы напрямую в Музей прикладного искусства GRASSI в Лейпциге. 14 дней спустя Вильфрид Функе скончался после продолжительной болезни в возрасте 75 лет, его жена Инге сейчас живет в доме престарелых.
ЗАВАРОЧНЫЙ ЧАЙНИК, ХАЛЛЕ-ФОРМА (HALLESCHE FORM) С СЕРЫМ ФОНОМ И РУЧНОЙ РОСПИСЬЮ
ЗАВАРОЧНЫЙ ЧАЙНИК, ХАЛЛЕ-ФОРМА (HALLESCHE FORM) С СЕРЫМ ФОНОМ И РУЧНОЙ РОСПИСЬЮ
Дизайн: Маргерит Фридлендер-Вильденхайн (Marguerite Friedlaender Widenhain), 1930, Декор: Рихард Ягер Производство: Staatliche Porzellan-Manufaktur Berlin (KPM), 1905-137 Литой фарфор, глазурованный, окрашенный
ТРИ ЧАЙНЫХ КОМПЛЕКТА ПОСУДЫ, ХАЛЛЕ-ФОРМА (HALLESCHE FORM) С СЕРЫМ ФОНОМ И РУЧНОЙ РОСПИСЬЮ
ТРИ ЧАЙНЫХ КОМПЛЕКТА ПОСУДЫ, ХАЛЛЕ-ФОРМА (HALLESCHE FORM) С СЕРЫМ ФОНОМ И РУЧНОЙ РОСПИСЬЮ
Дизайн: Маргерите Фридлендер-Вильденхайн (Marguerite Friedlaender Widenhain), 1930. Декор: Рихард Ягер (Richard Jager) Производство: Staatliche Porzellan-Manufaktur Berlin (KPM), 1905-137 Литой фарфор , глазурованный, окрашенный
  1. Саксония: Пробуем подружиться с Лейпцигом.
  2. Прогулки по Лейпцигу. Часть I: Хлеба и зрелищ!
  3. Прогулки по Лейпцигу. Часть II: Беру первую высоту.
  4. Прогулки по Лейпцигу. Часть III: Вперёд, по пути назад
  5. Прогулки по Лейпцигу. Часть IV: Старая Ратуша
  6. Прогулки по Лейпцигу. Часть V(a): Музей изящных искусств
  7. Прогулки по Лейпцигу.Часть V (b): Музей изящных искусств.
  8. Прогулки по Лейпцигу. Часть V(c): Музей изящных искусств
  9. GRASSI: Хороший модерн – страстно коллекционировать дизайн
  10. GRASSI: Музей музыкальных инструментов Лейпцигского университета
  11. GRASSI: Азиатское, Африканское....искусство
  12. Музей Грасси (Grassi Museum) — уникальное искусство в уникальном доме
  13. GRASSI: От Боннара до Клемке. Иллюстрированные книги и альбомы из коллекции Виланда Шютца
  14. GRASSI: Музей прикладного искусства. От античности до историзма
  15. GRASSI: От модерна до современности
  16. Прогулки по Лейпцигу. Часть VI: Новая ратуша (Neues Rathaus)
  17. Прогулки по Лейпцигу. Часть VII: Галерея современного искусства Лейпцига (GfZK)
  18. Прогулки по Лейпцигу. Часть VIII: К югу от центра Лейпцига
  19. Выставка: «Маркус Глезер. Фигуры, картины, реставрации». Часть I.
  20. Выставка: «Маркус Глезер. Фигуры, картины, реставрации». Часть II.
  21. Выставка «Политический плакат в ГДР»
  22. Паулинум — аула и университетская церковь св. Павла
  23. Лейпцигская церковь святого Фомы — «Томаскирхе» (Thomaskirche)
  24. Прогулки по Лейпцигу. Часть IX: Сакральная глава
  25. Лейпцигский музей естественной истории.
  26. Прогулки по Лейпцигу. Часть X: Гугенотская глава

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому