Турист larabi
larabi
была сегодня 14:07
Фотоальбом

GRASSI: Музей музыкальных инструментов Лейпцигского университета

4 33

Лейпциг — город музыкальный. Не случайно здесь в 1926 году Лейпцигский университет открыл Музей музыкальных инструментов, приобретя коллекцию Хейера. В свою очередь его коллекция инструментов восходят к буржуазным коллекциям эпохи грюндерства (нем. Gründerzeit, эпоха основателей — период в экономическом развитии Германии и Австро-Венгрии в XIX веке до экономического кризиса 1873 года).

История Лейпцигской коллекции начинаелась в конце девятнадцатого века и была тесно связана с деятельностью голландца Пауля де Вита (Paul de Wit), жившего в Лейпциге. В 1886 году он открыл музей по адресу Thomaskirchhof 16, нынешний Бозехаус (Bosehaus) с мемориалом Баха, в котором выставлял исторические музыкальные инструменты и время от времени заставлял их звучать. В 1905 году де Вит продал всю коллекцию бумажному фабриканту Вильгельму Хейеру (Wilhelm Heyer, 1849–1913) из Кёльна, поскольку переговоры о продаже с городом Лейпцигом оказались безуспешными. В 1913 году свои двери для публики открыл «Музей истории музыки Вильгельма Хейера», в котором также размещалась чрезвычайно ценная коллекция инструментов барона Алессандро Крауса Baron (Alessandro Kraus) из Флоренции и ценный инвентарь фирмы по производству фортепиано «Ибах» (Ibach) в Бармене.

После неожиданной смерти Вильгельма Хейера музей просуществовал несколько лет, пока его наследники не решили продать имущество. Анри Хинрихсен (Henri Hinrichsen), владелец известного музыкального издательства CF Peters, пожертвовал огромную сумму в 200 000 марок, а саксонское государство предоставило 600 000 марок, чтобы в 1926 году коллекция инструментов Хейера могла быть приобретена для Лейпцигского университета. Город Лейпциг предложил северное крыло недавно построенного Музея Грасси (Grassimuseum) в качестве нового дома для коллекции инструментов Хейера. 30 мая 1929 года состоялось официальное открытие музея музыкальных инструментов Лейпцигского университета (Musikinstrumenten-Museum der Universität Leipzig).

Вторая мировая война нанесла катастрофический ущерб. После бомбардировок 3 и 4 декабря 1943 года здание полностью сгорело. Пианино из коллекции Ибаха, а также архив и библиотеку восстановить уже не удалось. Лишь часть вывезенных экспонатов удалось вернуть благополучно — кражи и неправильное хранение привели к крупным убыткам. В начале 1950-х годов музей был перестроен и постепенно открыт для посещения. Коллекция при ГДР была специально расширена за счет включения Saxonica и Asiatica, музыкальных автоматов и носителей звуковой информации. Сейчас фонды музея значительно пополнились за счет целевых закупок и индивидуальных пожертвований. Во время экскурсии по сегодняшней экспозиции посетитель может понять развитие европейских музыкальных инструментов от эпохи Возрождения до наших дней.

Нынешние музейные фонды включают предметы, которые были приобретены и переданы в дар индивидуально на протяжении многих лет, а также полные коллекции из частной собственности, которые постепенно обогащали коллекцию Лейпцига. Здесь представлены наиболее важные из этих полных коллекций.

  • Коллекция Поля де Вита (Paul de Wit)
  • Коллекция Крауса (Kraus)
  • Коллекция Ибаха (Ibach)
  • Коллекция Хейера (Heyer)
  • Коллекции Амерлинга и Лингнера (Amerling und Lingner)
  • Фонд Вильгельма Мейсснера (Wilhelm Meissner)
  • Коллекция Река (Reka)
  • Коллекция барабанов Вольфа (Wolf).

Совсем недавно в рамках стратегии оцифровки Музея музыкальных инструментов были приобретены важные исследовательские коллекции и собрано обширное финансирование для фундаментальных исследований и оцифровки.

В настоящее время коллекция насчитывает около 9000 экспонатов.

Постоянная выставка под названием «В поисках идеального звука» в хронологическом порядке предлагает интересующимся всех возрастов представление об истории музыки Лейпцига, а также о разнообразном мире музыкальных инструментов и прослеживает важнейшие эпохи в истории музыки и технологии изготовления инструментов в 13 больших разделах. Посетитель не только совершает визуальное путешествие во времени, звуковые примеры также позволяют услышать музыку прошлых веков.

В состав выставки входят следующие разделы:

  • Ренессанс: «зарубежные канцоны и хорошие немецкие песни»
  • Генрих Шютц (Heinrich Schütz): Стремление к гармоничному порядку
  • Бартоломео Кристофори (Bartolomeo Cristofori): мастер инструментов при дворе Медичи.
  • Иоганн Себастьян Бах: Музыкальный руководитель хора.
  • Драгоценные редкости / раритеты (Zimelien)
  • Музыкальное искусство около 1800 года — профессиональная игра и хобби.
  • Stein & Streicher — четыре поколения усилий и упорного труда
  • Романтика — чувство растворения в любви
  • Саксония, главный поставщик музыки
  • «Голос звучит и затихает…« — Музыкальные автоматы и музыкальные проигрыватели.
  • Moving times — время движения
  • Новое Возрождение — возвращение к старой музыке.
Вид на экспозицию Музея музыкальных инструментов.
Вид на экспозицию Музея музыкальных инструментов.
Вирджина́л, устар. виргинал, в современной транскрипции — вёрджинел (англ. virginal, от "virgin" — "дева", "барышня") - клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета.
Органный позитив Стефана Кунца в Зале Возрождения (Orgelpositiv von Stephan Cuntz im Renaissance-Saal)
Органный позитив Стефана Кунца в Зале Возрождения (Orgelpositiv von Stephan Cuntz im Renaissance-Saal)
Музицирующее общество, без подписи, немецкая, ок. 1640.
Музицирующее общество, без подписи, немецкая, ок. 1640.
Бартоломео Кристофори (Bartolomeo Cristofori) Флоренция, 1726 г. Коллекция Алессандро Крауса
Бартоломео Кристофори (Bartolomeo Cristofori) Флоренция, 1726 г. Коллекция Алессандро Крауса
Старейшее молоточковое фортепиа́но (Hammerflügel) в мире, сохранившееся в первозданном состоянии.
Скрипки учителей танцев (Tanzmeistergeigen)
Скрипки учителей танцев (Tanzmeistergeigen)
"Из-за удобства помещения их в сумку-коляску учителя танцев обычно использовали их при обучении своих учеников". Леопольд Моцарт: "Попытка пройти серьезную школу игры на скрипке», Аугсбург, 1756 г. А -- итальянская, 2-я половина XVII века. В -- французская около 1700 г. С -- итальянская, 2-я половина XVII века. D -- восточно-прусскач, 2-я половина XVII века. D -- Маттеус Эпп Страсбург, 1656 г. I -- Школа танцев Готфрида Таубера: Праведный мастер танца или подробное объяснение французского танцевального искусства, Лейпциг, 1717 г. Реконструкция
выставка Баха (Ausstellung Bach)
выставка Баха (Ausstellung Bach)
выставка Баха (Ausstellung Bach)
выставка Баха (Ausstellung Bach)
выставка Баха (Ausstellung Bach)
выставка Баха (Ausstellung Bach)
Портрет Готфрида Райхе (1667-1734)  Написан Элиасом Готтлобом  Османом (Elias Gottlob Haußmann). Лейпциг, 1727 г.
Портрет Готфрида Райхе (1667-1734) Написан Элиасом Готтлобом Османом (Elias Gottlob Haußmann). Лейпциг, 1727 г.
Знаменитый виртуоз. Райхе наиболее известен как главный трубач Иоганна Себастьяна Баха Его ещё называли trompe de chasse /охотничий рог/.
выставка Баха (Ausstellung Bach)
выставка Баха (Ausstellung Bach)
Зимелиензал (Zimeliensaal)
Зимелиензал (Zimeliensaal)
Зимелиензал (Zimeliensaal)
Зимелиензал (Zimeliensaal)
Зимелиензал (Zimeliensaal)
Зимелиензал (Zimeliensaal)
Зимелиензал (Zimeliensaal)
Зимелиензал (Zimeliensaal)
Портрет Иоганна Георга Тромлица работы Дэниеля Каффе (Daniel Caffe) (приписывается). Пастель на бумаге, Лейпциг, около 1795 г.  Подарок от Художественного фонда Эрнста фон Сименса.
Портрет Иоганна Георга Тромлица работы Дэниеля Каффе (Daniel Caffe) (приписывается). Пастель на бумаге, Лейпциг, около 1795 г. Подарок от Художественного фонда Эрнста фон Сименса.
Иоганн Георг Тромлиц (Johann George Tromlitz, 1725-1805) на самом деле был юристом, но сегодня мы знаем его как флейтиста, композитора и производителя инструментов. Когда Тромлиц начал изучать право в Лейпциге в 1750 году, Великому концерту (Große Konzert) исполнилось всего несколько лет. Он перерос в оркестр Гевандхауса (Gewandhaus-Orchester), в котором Тромлиц играл как флейтист с 1754 по 1776 год. Затем он посвятил себя дальнейшему развитию и производству флейт.
"Механический кабинет"
"Механический кабинет"
Ортотонофоний (Orthotonophonium).  Шидмайер Штутгарт, 1914 год.
Ортотонофоний (Orthotonophonium). Шидмайер Штутгарт, 1914 год.
С тех пор, как появились полифонические инструменты, люди пытались настроить как можно больше интервалов. Этой проблемой в 1870-х годах занялся лейпцигский профессор физики Артур ван Деттинген (Arthur van Dettingen, 1836-1920), среди прочего он занимался Основами теории музыки и считается страстным сторонником гармонического дуализма, интерпретации минорного аккорда как зеркально-симметричного подтона к мажорному аккорду. С этой целью он разработал новый тип (чистую фисгармонию), которая делила октаву на 72 тоновых уровня. Это позволяет играть чистые трети, четверти и пятые части практически каждой ноты. Постройка такого инструмента по концепции А.в. Деттингена в Королевском саксонском обществе наук началась в 1914 году.
* Сопрано-саксофон. 
Buffet Crampon & Ge, Париж, 1903 год.
* Контрабас-саксофон. 
Vinzenz Kohlert's Söhne, Граслиц, около 1930 г., 
 --- Инструменты фирмы Kohlert имели очень хорошую репутацию. Всего они были удостоены наград 23 раза на международных ярмарках и выставках. В 1929 году был сформирован Оркестр Саксофонной компании Колерта, в котором все регистры (кроме сопранино) исполнялись несколько раз и были представлены две ударные единицы.
* Сопрано-саксофон. Buffet Crampon & Ge, Париж, 1903 год. * Контрабас-саксофон. Vinzenz Kohlert's Söhne, Граслиц, около 1930 г., --- Инструменты фирмы Kohlert имели очень хорошую репутацию. Всего они были удостоены наград 23 раза на международных ярмарках и выставках. В 1929 году был сформирован Оркестр Саксофонной компании Колерта, в котором все регистры (кроме сопранино) исполнялись несколько раз и были представлены две ударные единицы.
Временная выставка
Временная выставка "Эмми Рубенсон! Специалист по связям и музыкальный покровитель от Лейпцига до Нью-Йорка" – "Emmy Rubensohn! Netzwerkerin und Musikförderin in Leipzig bis New York".
Это имя мне не известно, а вникать в детали желания не возникло.
Временная выставка "Эмми Рубенсон! Специалист по связям и музыкальный покровитель от Лейпцига до Нью-Йорка" – "Emmy Rubensohn! Netzwerkerin und Musikförderin in Leipzig bis New York".
Временная выставка "Эмми Рубенсон! Специалист по связям и музыкальный покровитель от Лейпцига до Нью-Йорка" – "Emmy Rubensohn! Netzwerkerin und Musikförderin in Leipzig bis New York".
  1. Саксония: Пробуем подружиться с Лейпцигом.
  2. Прогулки по Лейпцигу. Часть I: Хлеба и зрелищ!
  3. Прогулки по Лейпцигу. Часть II: Беру первую высоту.
  4. Прогулки по Лейпцигу. Часть III: Вперёд, по пути назад
  5. Прогулки по Лейпцигу. Часть IV: Старая Ратуша
  6. Прогулки по Лейпцигу. Часть V(a): Музей изящных искусств
  7. Прогулки по Лейпцигу.Часть V (b): Музей изящных искусств.
  8. Прогулки по Лейпцигу. Часть V(c): Музей изящных искусств
  9. GRASSI: Хороший модерн – страстно коллекционировать дизайн
  10. GRASSI: Музей музыкальных инструментов Лейпцигского университета
  11. GRASSI: Азиатское, Африканское....искусство
  12. Музей Грасси (Grassi Museum) — уникальное искусство в уникальном доме
  13. GRASSI: От Боннара до Клемке. Иллюстрированные книги и альбомы из коллекции Виланда Шютца
  14. GRASSI: Музей прикладного искусства. От античности до историзма
  15. GRASSI: От модерна до современности
  16. Прогулки по Лейпцигу. Часть VI: Новая ратуша (Neues Rathaus)
  17. Прогулки по Лейпцигу. Часть VII: Галерея современного искусства Лейпцига (GfZK)
  18. Прогулки по Лейпцигу. Часть VIII: К югу от центра Лейпцига
  19. Выставка: «Маркус Глезер. Фигуры, картины, реставрации». Часть I.
  20. Выставка: «Маркус Глезер. Фигуры, картины, реставрации». Часть II.
  21. Выставка «Политический плакат в ГДР»
  22. Паулинум — аула и университетская церковь св. Павла
  23. Лейпцигская церковь святого Фомы — «Томаскирхе» (Thomaskirche)
  24. Прогулки по Лейпцигу. Часть IX: Сакральная глава
  25. Лейпцигский музей естественной истории.
  26. Прогулки по Лейпцигу. Часть X: Гугенотская глава

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому