ФЁДОР АНТОНОВИЧ МОЛЛЕР (ОТТО ФРИДРИХ ТЕОДОР МЁЛЛЕР - OTTO FRIEDRICH THEODOR MÖLLER), 1812 Кронштадт - 1874 Санкт-Петербург, Поцелуй, 1840-е годы. Масло на холсте.
Я знаю край! там негой дышит лес,
Златой лимон горит во мгле древес,
И ветерок жар неба холодит,
И тихо мирт и гордо лавр стоит...
Там счастье, друг! туда! туда
Мечта зовет! Там сердцем я всегда!
- это перевод Василия Жуковского знаменитого стихотворения Гете «Миньон» о Италии.
Пушкин, который никогда, увы, не был в Италии, но о которой он многое знал и к которой не однажды обращался в поэтических грёзах, написал:
Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой?
Италия, волшебная земля,
Страна высоких вдохновений…
Италия с ее древней культурой и уникальной природой предлагает ту особую вдохновляющую атмосферу, которая всегда волшебным образом привлекала художников со всей Европы.
Поскольку русским художникам долгое время не разрешалось выезжать за границу из-за исторических событий (Французская революция, наполеоновские войны), они добрались до Италии позже немецких назареев, но ничем не уступали им по таланту и уникальности.
Из холодного Петербурга и строгой рутины академических занятий российские стипендиаты направились в теплый Рим с его беззаботной атмосферой, где их почти не контролировали государственные служащие. В этом радостном заточении итальянской жизни перед российскими стипендиатами открылось уникальное культурное пространство, ведь в Риме встречались художники разных школ и направлений. Вместе они принимали участие в традиционных выставках на площади Пьяцца дель Пополо, посещали студии и обсуждали вопросы искусства в Caffe Greco. В жанровых сценах в основном проявляется ярко выраженный интерес к образу жизни итальянцев, их манерам и обычаям, который разделяют немецкие и русские художники.
Продолжаем гулять по лабиринтам выставки «Мечты о свободе» — Романтика в Германии и России. В последней части речь пойдёт о тоске по родине, о мечтах, о свободе, о мечтах о свободе …
Эпоха романтизма совпала по времени с Великой французской революцией, Наполеоновскими войнами, движением декабристов, чередой революционных выступлений в Европе. И, по большому счёту, была их следствием. Поэтому кроме картин в лабиринтах выставки представлены и другие экспонаты.
В этой части посмотрим разделы: Свобода, Невозможность свободы, Новый дом, Родина.
Как ни старалась, а что-то пропустила, что-то упустила, возможно кто-то напишет свои впечатления о Московской выставке.