Турист larabi
larabi
была сегодня 8:20
Фотоальбом

Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть I

22 34

С 02.10.2021 по 06.02.2022 в галерее «Новые Мастера», в Альбертинуме, открылась выставка «Мечты о свободе», посвящённая романтизму в Германии и России. Выставка — это результат сотрудничества Альбертинума (Дрезден) и Третьяковской галереи (Москва).

Для меня название — «Мечты о свободе» — символично, т. к. я попала туда с последним бесплатным тестом на коронавирус, а с 12.10.2021 билет будет стоить с учётом теста на 10–15 евро дороже (или жаба задавит и пойду прививаться).

Где-то прочитала, что в романтизме нет умильности и слезливости, это философия смелых и сильных. Да, романтизм — это скорее романтика дальних странствий, путешествий, таинственных открытий и даже революционной борьбы. Именно в эпоху романтизма сформировались феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы.

Данная выставка — возможность сравнить и оценить творчество художников-романтиков двух стран: Германии и России. В центре экспозиции — Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich), Алексей Венецианов, Карл Густав Карус (Carl Gustav Carus) и Александр Иванов, которые являются одними из выдающихся художников эпохи романтизма в России и Германии. Вокруг их картин сгруппированы такие темы, как ночные пейзажи, тоска по Италии, религия и свобода искусства.

На выставке «Мечты о свободе» представлено более 140 картин эпохи романтизма, в основном из государственных музеев Третьяковской галереи и Альбертинума, а также других российских и немецких музеев. Кроме того представлены документы и предметы, связанные с жизнью художников и других исторических личностей эпохи романтизма.

Наряду с работами мастеров XIX века выставлены работы современного художников, в которых по мнению устроителей выставки продолжается эффект романтизма и связанного с ним человека: вопрос о индивидуальности, самоопределении, свободной жизни и безопасности в самостоятельно выбранном доме, а также угроза войн и стремление к освобождению.

После большого успеха весной и летом в Москве, в Третьяковке, выставка на осень и зиму перебралась в Дрезден, в Альбертинум.
Архитектура выставки - лабиринты с небольшими пространствами были спроектированы американским архитектором Даниэлем Либескинд (Daniel Libeskind). План этажа состоит из двух сложенных и переплетающихся линий и прорезей в стенах, которые открывают вид на места соприкосновений между Дрезденом и Москвой.
Выставка открывает посетителям ещё один малоизвестный "мост", перекинутый в Европе - кризис личности в начале XIX века и связанная с ним борьба за свободу.
Идеи свободы провозглашенные Французской революцией 1789, Наполеон, развязавший на континенте войну, консервативные правительства в России и Германии стремившиеся ограничить гражданские права - время потрясений, когда художники романтического периода выступают против сдержанного академического искусства, у них новые идеи и мечты о свободе сочетающей художественный индивидуализм с социальными утопиями.
Филипп Вейт, 1793 Берлин - 1877 Майнц (Philipp Veit, 1793 Berlin - 1877 Mainz), Аллегория России 1840-х гг., масло на холсте.
Филипп Вейт, 1793 Берлин - 1877 Майнц (Philipp Veit, 1793 Berlin - 1877 Mainz), Аллегория России 1840-х гг., масло на холсте.
Россия предстает здесь в виде аллегории с белым Андреевским флагом в руке и гербом российской империи на груди, двуглавым орлом и фигурой георгия победоносца. На заднем плане - пейзаж с двумя замками и мостом между ними, который интерпретируется как связь между Россией и Германией.
ТЕОДОР РЕБЕНИЦ, 1791 Борстель-Гоэнраден - 1861 Киль (Theodor Rechbenitz, 1791 Borstel-Hohenraden - 1861 Kiel), Италия и Германия, 1835 г., холст, масло.
ТЕОДОР РЕБЕНИЦ, 1791 Борстель-Гоэнраден - 1861 Киль (Theodor Rechbenitz, 1791 Borstel-Hohenraden - 1861 Kiel), Италия и Германия, 1835 г., холст, масло.
Картина является выражением дружбы художников, изначально она была написана Фридрихом Овербеком (Friedrich Overbeck) по рисунку Франца Пфора (Franz Pfor). Предполагалось, что это будет подарок в обмен на рисунок Пфорра (1788-1812), однако Овербек закончил свою картину только в 1828 году, через шестнадцать лет после смерти Пфoрра. В написании картины участвовал ещё один друг - Теодор Ребениц, создавший фон. С точки зрения любекского юриста Карла Людвига Рока, участие в работе Овербека сподвигло Ребеница сделать копию картины в Мюнхене около 1835 года.
Для романтиков религия - это идеал, прославление которого в искусстве способствует пробуждению объединяющего сознания в обществе и может заново развить его умиротворяющую, значимую силу.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, 1794 Лейприг-1872 Дрезден(Julius Schnorr von Carolsfeld, 1794 Leiprig-1872 Dresden), Семья Иоанна Крестителя посещает семью Христа, 1817,  Масло на холсте.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, 1794 Лейприг-1872 Дрезден(Julius Schnorr von Carolsfeld, 1794 Leiprig-1872 Dresden), Семья Иоанна Крестителя посещает семью Христа, 1817, Масло на холсте.
По своему тонкому рисунку и мотиву композиции Шнорр отсылает зрителя к картинам Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer, 1448-1497) и старой немецкой живописи. Художник сочетает образ Мадонны в беседке из роз (Madonna im Rosenhag) с жанровым повествованием: за забором, Захария и Елизсавета вместе с сыном Иоанном (Предтечей), где Иосиф Обручник (Иосиф Плотник/Труженик) указывает рукой на спящего ребенка Марии - Иисуса и, таким образом, выполняет свою Тысячелетнюю функцию провозглашения явления Спасителя.
Карл Готтлиб Пешель, 1798 Дрезден -1879 Дрезден (Carl Gottlieb Peschel), Возвращение Иакова домой в Землю обетованную, 1845, масло на холсте.
Карл Готтлиб Пешель, 1798 Дрезден -1879 Дрезден (Carl Gottlieb Peschel), Возвращение Иакова домой в Землю обетованную, 1845, масло на холсте.
Четко определенный стиль рисунка, сбалансированная композиция и яркие цвета типичны для искусства назареев. В творчестве Пешеля этот стиль превратился в величайшую форму библейских историй. В Риме художнику удалось найти фреску Рафаэля на лоджиях Ватикана в качестве модели для редко написанного сюжета, а Юлиус Шнорр фон Карольсфельд также работал над версией мотива 1820-х годов, которая позже будет включена в его Библию в картинках.
КАРЛ КРИСТИАН ФОГЕЛЬ, фон ФОНГЕЛЬШТЕЙН, 1788 Вильденфельс (Рудные горы) - 1868 Мюнхен, Воскрешение Лазаря, 1839, Масло на холсте.
КАРЛ КРИСТИАН ФОГЕЛЬ, фон ФОНГЕЛЬШТЕЙН, 1788 Вильденфельс (Рудные горы) - 1868 Мюнхен, Воскрешение Лазаря, 1839, Масло на холсте.
По сравнению с другими изображениями библейской истории о воскрешении Лазаря, Фогель фон Фогельштейн изменил перспективу. Действие происходит внутри могильной пещеры. Таким образом художник заставляет Христа обратиться не только к Лазарю, но и к зрителю внутри картины. Фогельштейн создал две версии произведения: нынешнюю, увеличенную, приобретенную у моравской графини Шарлотты Софи фон Эйнзидель для дрезденского собрания, и меньшую версию для лейтенанта Судженкова из Киева.
БОРИС АНДРЕЕВИЧ МИХАЙЛОВ, 1938 г. Харьков Без названия, 1972 г. из серии
БОРИС АНДРЕЕВИЧ МИХАЙЛОВ, 1938 г. Харьков Без названия, 1972 г. из серии "Переходы" и книги " Вчерашний бутерброд" (Yesterday's sandwich, 2009), Бумага, цветная печать.
В середине 1960-х Борис Михайлов начал экспериментальную серию фотографий, в которой основное внимание уделялось плавному размытию слайдов с разными мотивами. В этой работе он также объединил две фотографии начала 1970-х годов с татуировкой "Сикстинская Мадонна" Рафаэля на груди. Фоном работы служат два рассказа: один о человеке, который был похоронен под снежной лавиной на Домбае, на Северном Кавказе, и начал молиться Пресвятой Богородице и, по его собственному признанию, был спасен ею, а другой - о пациенте, которого Михайлов, в поисках подходящих мотивов образа Мадонны Рафаэля, встретил в больнице кожных и венерических заболеваний. Татуировка Мадонны на груди, над сердцем играет важную роль в классификации русских тюремных татуировок.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС
Поиск целостной природы как связи между наукой и искусством находится в центре творчества Карла Густава Каруса (1789-1869). Карус совмещал свою профессиональную деятельность врача с творческой деятельностью художника. При этом он ориентировался, в частности, на пейзажные изображения Каспара Давида Фридриха, которым он восхищался и чьи работы были ему знакомы по выставкам Дрезденской академии до того, как он встретился с ним лично в 1817 году. Карусу свойственно романтическое, чуткое отношение с фактическим взглядом на природу. Карус получил уроки рисования в раннем возрасте и пытался продолжить свое художественное образование, изучая медицину. В 1811 году он закончил учебу со степенью доктора. Когда он был молодым врачом, ему пришлось лечить раненых и умирающих в военном госпитале в 1813 году, и он столкнулся с ужасами войны во всех ее проявлениях. Позже Карус рассказал, как живопись помогла ему преодолеть внутренние противоречия. В 1814 году, в возрасте двадцати пяти лет, он отправился в Дрезден и возглавил родильный дом в Институте медицины и хирургии. Живопись также привела Каруса на Рюген в 1819 году, где он исследовал свою родину, подражая своему кумиру Каспару Давиду Фридриху. Здесь, рисуя пейзажи побережья Балтийского моря, он черпал силы, избавляясь от гнетущих обязательств Дрездена. В 1833 году он был избран иностранным корреспондентом Академии наук в Санкт-Петербурге. Его медицинская известность привела русского писателя Николая Гоголя к Карусу в Дрезден в 1845 году.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Курган с отдыхающим странником, 1819/20, масло на дереве.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Курган с отдыхающим странником, 1819/20, масло на дереве.
В этой картине Карусу удалось создать впечатление, как если бы эта картина маслом была написана непосредственно с натуры. Однако, он написал её в Дрездене после возвращения из поездки на Рюген. Во время своего пребывания на острове он зарисовывал свои впечатления и спустя 15-20 лет все еще использовал их в качестве шаблона для картин.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг - 1869 Дрезден, Три камня в Крконоше, 1826 г. Холст, масло.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг - 1869 Дрезден, Три камня в Крконоше, 1826 г. Холст, масло.
В своих Девяти письмах о пейзажной живописи 1831 года Карл Густав Карус представляет три камня историческими свидетелями геологической истории, обломки первобытных скал, и признает в них своего рода геологическую физиогномику, которую необходимо интерпретировать. Карус побывал в Крконоше в августе 1820 года и пошел по стопам К. Д. Фридриха, который бродил по этим тропам и повторил многочисленные мотивы этого путешествия в своих работах.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Швейцарский пейзаж, после 1821 г., Масло на холсте.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Швейцарский пейзаж, после 1821 г., Масло на холсте.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Пейзаж ранней весной, ок. 1823 г., масло на холсте.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Пейзаж ранней весной, ок. 1823 г., масло на холсте.
На этой картине Карус сочетает полную настроения атмосферу с символическим содержанием. Задний план кажется маленьким и далеким, как недостижимый потусторонний мир, заблокированный силуэтом темного дерева на переднем плане. Это создает меланхолическое настроение, которое напоминает нам описание Карусом своих одиноких прогулок в юности, в лесу или по берегам рек в районе Лейпцига, которые вызвали мрак в душе и нередко заканчивалсь мрачной тоской по смерти. Для Каруса рисование печальных мотивов было терапевтическим актом, который помогал ему преодолеть депрессию.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Парусник, после 1820 г., Холст, масло.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Парусник, после 1820 г., Холст, масло.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Прибой возле Рюгена, 1819 г., масло на холсте.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Прибой возле Рюгена, 1819 г., масло на холсте.
В августе 1819 года Карл Густав Карус и двое друзей посетили остров Рюген и провели там девять дней. В своих мемуарах он описывает впечатления от этой поездки: Пич хотел писать этюды, но я едва провел несколько линий, как бросил блокнот подальше, полагая, что каждая линия здесь была лишь проблеском этого яркого явления, битвы стихии в самом высоком движении. Это глубоко запало в мою душу. В следующем году я нарисовал картину этого прибоя, в которой мне хотелось выразить чувство собственной несчастной жизни.
ХИРОШИ СУГИМОТО, 1948 Токио - 1996 Балтийское море, Рюген (HIROSHI SUGIMOTO, 1948-1996), Из серии
ХИРОШИ СУГИМОТО, 1948 Токио - 1996 Балтийское море, Рюген (HIROSHI SUGIMOTO, 1948-1996), Из серии "Морские пейзажи", 1996 г., Фотобумага, серебряно-желатиновая печать.
В 1980 году Хироши Сугимото начал свой цикл «Морские пейзажи», который сформирован детскими воспоминаниями о поездке на поезде вдоль японского побережья и морском пейзаже, пролетающие за окном. Фотографии в этой серии строго следуют тому же принципу: горизонт всегда разделяет композицию точно по горизонтали, посередине, так что небо и океанское пространство приведены в соответствие друг с другом. Мы никогда не видим на картине людей или следов цивилизации, природа здесь представлена ​​в первозданном величии только через воздух и воду, В поисках подходящих мотивов Сугимото побывал на побережьях Франции, Англии и Японии. Одним из знаковых мест, которые он посещал, был остров Рюген, место тоски и место путешествий Каспара Давида Фридриха и Карла Густава Каруса.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Учебник гинекологии 2,   Издательство Флейшер Лейпциг 1820 г. Гипсовый слепок левой руки Карла Густава Каруса. Середина 19 века Гипс.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Учебник гинекологии 2, Издательство Флейшер Лейпциг 1820 г. Гипсовый слепок левой руки Карла Густава Каруса. Середина 19 века Гипс.
В 1814 году Карл Густав Карус стал руководителем родильного и акушерского отделения в Дрездене. Но с научной точки зрения он позиционирует себя как профессор Дрезденской хирургической медицинской академии и издает свой учебник по гинекологии в 1820 году. С двумя последующими пересмотренными изданиями это самое успешное медицинское издание Каруса.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Вид Дрездена на закате, 1822 г., Масло на холсте.
КАРЛ ГУСТАВ КАРУС, 1789 Лейпциг-1869 Дрезден, Вид Дрездена на закате, 1822 г., Масло на холсте.
  1. Дрезден: Альбертинум — «Kовчег изобразительных искуств»
  2. Дрезден: Выставка «Помещения будущего. Кандинский, Мондриан, Лисицкий и абстрактно-конструктивистский авангардизм в Дрездене в 1919–1932 гг
  3. Альбертинум: Выставка «Фокус Эвелин Рихтер»
  4. Дрезден: Выставка посвящённая Эрнсту Барлаху
  5. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть I
  6. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть II
  7. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть III
  8. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть IV
  9. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть V
  10. Выставка «Герхард Рихтер. Портреты, стекло, абстракции» + ….
  11. Выставка: Революционная романтика — ПРОЛОГ. Транскультурные истории искусства в ГДР
  12. Выставка: Эскапизм и современность (Weltflucht und Moderne). Оскар Цвинчер в искусстве около 1900 г. Чaсть I
  13. Эскапизм и современность (Weltflucht und Moderne). Оскар Цвинчер в искусстве около 1900 г. Часть II
  14. Эскапизм и современность (Weltflucht und Moderne). Оскар Цвинчер в искусстве около 1900 г. Часть III
  15. Фокус Альбертинум: ОБНОВЛЕНИЕ И РЕФОРМА. Профессора Дрезденской художественной академии 1895-1916 гг.
  16. Две выставки в одном городе к юбилею Корнелии Шляйме (Cornelia Schleime, *1953).

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому