Турист larabi
larabi
была сегодня 11:38
Фотоальбом

Выставка в Альбертинуме: Художник

Каспар Давид Фридрих. Двое мужчин, созерцающих луну, 1819/20. Холст, масло. Альбертинум.
SM-G780F
6 17

По случаю 250-летия Каспара Давида Фридриха Дрезденские государственные художественные коллекции устроили масштабную выставку в Альбертинуме (Albertinum) в которой участвуют многочисленные экспонаты немецких и европейских музеев, в том числе Гамбургского Художественного зала (Hamburger Kunsthalle), Художественных коллекций Хемница (Kunstsammlungen Chemnitz), Музея Фолькванг (Museum Folkwang) и Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) в Мадриде и Бельведера (Belvedere) в Вене.

Познакомиться с Каспар Давидом Фридрихом — художником можно до 05.01.2025. Альбертинум представляет обзор спектра визуальных миров между 1800 и 1850 годами, в которых находятся шедевры Каспара Давида Фридриха.

Пейзажи Фридриха с их яркими красками приобретают свое великолепное сияние благодаря чувствительной прозрачности нанесения цвета и волшебству их нюансов. В Альбертинуме его работы соседствуют с важными пейзажами из Картинной галереи старых мастеров. В то же время выставка освещает связи Фридриха и показывает работы его друзей и современников. Картины художников, с которыми он дружил, его учеников и художников его круга, в том числе профессоров академии, расположенны на левой стене выставочного зала, иллюстрируют сложность мира искусства начала XIX века.

Влияние Фридриха на современников было очевидным на выставках академии. Его друг Йохан Кристиан Даль занимавшийся живописью выставлялся на выставках академии. Его Береза 1835 года навеяна одиним из «древесных портретов» Фридриха. Политические конфликты 1820-х годов и борьба за свободу, очень занимали Фридриха и отражены в его картине «Двое мужчин, созерцающих луну», а также в картинах молодого поколения, например, в картине Гетцлоффа «Зимний пейзаж» или в автопортрете Циммермана со своим другом-художником Пешелем. На этих картинах появляется старинный немецкий костюм, который в основном связан со студенческим движением тех лет. Об этом свидетельствуют и другие незаметным вещи, такие как перчатки, шпага и шляпа в студии Хампе. Учитывая политическое преследование свободомыслящих художников, студентов и интеллектуалов, понятно что они лишь обозначили в этих символах свое отношение.

Мотивы Фридриха, такие как руины и отдыхающие монахи еще находили место в 1830-х годах в картинах Фибингера, хотя в то время, они уже в основном вышли из моды. Лейпольд, в своём раннем творчестве всё ещё явно ориентировался на ландшафтную живоппись Фридриха до 1840. В эти годы все больше внимания уделялось художникам Дюссельдорфской школы живописи. Тереза из Угла, например, скопировала картину Эдуарда Бендеманна, с которой он произвел фурор около 1837 г., за год до того, как он был назначен профессором Дрезденской художественной Академии.

Если посмотреть на живое разнообразие мотивов и красок в картинах за 40 лет, начиная с приезда Фридриха в Дрезден в 1798 году и до его смерти в 1840 году, то его собственные произведения должны были показаться в этом контексте белыми пятнами, и фактически критики выставки Академии всегда указывали на их вакуум. Композиции Фридриха, в которых небо и земля по дуге подходят к линии горизонта, очень ясны. Его композиции также часто равномерно выровнены по вертикальной центральной оси. Эта весьма специфическая структура его работ обращает внимание в глубину пейзажа при рассматривании картины. В бурной среде многих других картин картины Фридриха были тихими и совершенно особенными.

Герхард фон Кюгельген (Gerhard von Kügelgen, 1772-1820) Художник Каспар Давид Фридрих, около 1809 г. Холст, масло.
Герхард фон Кюгельген (Gerhard von Kügelgen, 1772-1820) Художник Каспар Давид Фридрих, около 1809 г. Холст, масло.
Гамбургский художественный зал (Hamburger Kunsthalle), укомплектованный частью наследия Эдуарда Людвига Беренса, 1935 г., Любой: МК-2670, кат.
Выставки Академии. Ежегодные выставки Дрезденской академии в здании галереи на террасе Брюля давали возможность ознакомиться с художественным творчеством Дрездена. Они привлекли большую аудиторию и привлекли внимание всей страны. Подробные рецензии на выставленные работы, включавшие описания и рецензии, появились в важнейших художественных журналах того времени. На стенах галереи картины висели в несколько рядов, одна над другой и близко друг к другу: изображения библейских и античных сюжетов, пейзажи, натюрморты и портреты – все совершенно перемешалось. Список выставленных произведений искусства был опубликован в небольшом буклете. 

Около 1830 года Каспар Давид Фридрих написал текст, в котором исследовал работы своих современников и критиковал переполненность выставочных залов. Творчество Фридриха во многом связано с этими выставками: он рассматривал альпийские пейзажи, демонстрировавшиеся на выставках Академии в 1824/25 году, как вызов своим собственным горным пейзажам. В своем тексте он критиковал, среди прочего, изображения Христа, например, Филиппа Вейта(а), которые казались ему слишком формализованными и искусственными.
Выставки Академии. Ежегодные выставки Дрезденской академии в здании галереи на террасе Брюля давали возможность ознакомиться с художественным творчеством Дрездена. Они привлекли большую аудиторию и привлекли внимание всей страны. Подробные рецензии на выставленные работы, включавшие описания и рецензии, появились в важнейших художественных журналах того времени. На стенах галереи картины висели в несколько рядов, одна над другой и близко друг к другу: изображения библейских и античных сюжетов, пейзажи, натюрморты и портреты – все совершенно перемешалось. Список выставленных произведений искусства был опубликован в небольшом буклете. Около 1830 года Каспар Давид Фридрих написал текст, в котором исследовал работы своих современников и критиковал переполненность выставочных залов. Творчество Фридриха во многом связано с этими выставками: он рассматривал альпийские пейзажи, демонстрировавшиеся на выставках Академии в 1824/25 году, как вызов своим собственным горным пейзажам. В своем тексте он критиковал, среди прочего, изображения Христа, например, Филиппа Вейта(а), которые казались ему слишком формализованными и искусственными.
(10:) Карл Густав Карус (Carl Gustav Carus, 1789-1869) Весенний пейзаж в Розентале близ Лейпцига, 1814 Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2214. / 
(11.) Герхард фон Кюгельген (Gerhard von Kügelgen, 1772-1820) Портрет Карла Людвига Фернова, 1806/07. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2191. / 
(12.)  Карл Август Визани (Carl August Wizani, 1767-1880) Саксонский пейзаж, до 1813 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2589. /  
(13.) Петер фон Корнелиус (Peter von Cornelius, 1783-1867) Портрет Готфрида Мальсса, 1809/11. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2342.
(10:) Карл Густав Карус (Carl Gustav Carus, 1789-1869) Весенний пейзаж в Розентале близ Лейпцига, 1814 Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2214. / (11.) Герхард фон Кюгельген (Gerhard von Kügelgen, 1772-1820) Портрет Карла Людвига Фернова, 1806/07. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2191. / (12.) Карл Август Визани (Carl August Wizani, 1767-1880) Саксонский пейзаж, до 1813 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2589. / (13.) Петер фон Корнелиус (Peter von Cornelius, 1783-1867) Портрет Готфрида Мальсса, 1809/11. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2342.
(15.) ТЕРЕЗА ИЗ УГЛА (Therese aus dem Winkel, 1779-1867)  Портрет Наполеона I., около 1809 г. Музей Баутценa,  Inv.-Nr. 4873 R. / 

(17.) ТЕРЕЗА ИЗ УГЛА (Therese aus dem Winkel, 1779-1867) Психея с бабочкой, копия с работы Герхарда фон Кюгельгена, 1815 г. Музей Баутцена. Inv.-Nr. R 18151. / 

18 Фердинанд Хартманн (1774-1842), автопортрет, около 1815 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2193
(15.) ТЕРЕЗА ИЗ УГЛА (Therese aus dem Winkel, 1779-1867) Портрет Наполеона I., около 1809 г. Музей Баутценa, Inv.-Nr. 4873 R. / (17.) ТЕРЕЗА ИЗ УГЛА (Therese aus dem Winkel, 1779-1867) Психея с бабочкой, копия с работы Герхарда фон Кюгельгена, 1815 г. Музей Баутцена. Inv.-Nr. R 18151. / 18 Фердинанд Хартманн (1774-1842), автопортрет, около 1815 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2193
(20.) Карл Густав Карус (1789-1869). Зимний пейзаж с разрушенными воротами, 1816/18 Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 83/02. / 
(22.) КАРЛ ГУСТАВ КАРУС (Carl Gustav Carus, 1789-1869) Могильник с отдыхающим странником, 1819/20. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2215 K.
(20.) Карл Густав Карус (1789-1869). Зимний пейзаж с разрушенными воротами, 1816/18 Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 83/02. / (22.) КАРЛ ГУСТАВ КАРУС (Carl Gustav Carus, 1789-1869) Могильник с отдыхающим странником, 1819/20. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2215 K.
(24.) ФРАНСУА ЖЕРАР (François Gérard, 1770-1837) Наполеон I в коронационном одеянии, 1810 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2518.
(41.) Карл Вильгельм Гетцлофф (Carl Wilhelm Götzloff, 1799-1866) Зимний пейзаж с готической церковью, 1821 г. Deutsches Damast- und Frottiermuseum Großschönau, Inv.-Nr. 1956-1420. / (42.) Карл Густав Карус (Carl Gustav Carus, 1789-1869). Лунная ночь возле Рюгена, вероятно/вероятно, 1819 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2215L / (43.) Карл Густав Карус (Carl Gustav Carus, 1789-1869) Ствол дерева в лесу, 1820 или 1835 год. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Inv.-Nr. 84/06.
(44.) ЙОЗЕФ КАРЛ ШТИЛЕР (1781-1851) Портрет королевы Каролины Фридерики Вильгельмины Баварской, около 1813 г. Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена, Inv.-Nr. 2015/11
(61.) Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн (1788-1868). Воскрешение Лазаря, 1839 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 76/06
(62.) ЭРНСТ ФЕРДИНАНД ЭМЕ (Ernst Ferdinand Oehme, 1797-1855) Гроза возле деревни Кадиц, 1838 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Inv.-Nr. 01/04
(62.) ЭРНСТ ФЕРДИНАНД ЭМЕ (Ernst Ferdinand Oehme, 1797-1855) Гроза возле деревни Кадиц, 1838 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Inv.-Nr. 01/04
69 Трауготт Фабер (1786-1863). Вид Дрездена, 1824 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2010/07
(63.) КАРЛ ГУСТАВ КАРУС (Carl Gustav Carus, 1789–1869). Женщина на балконе, 1824. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2214 A./ (64.) КАРЛ ГУСТАВ КАРУС (Carl Gustav Carus, 1789–1869) Пейзаж ранней весной, около 1823 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2215 J. / (65.) КАРЛ ГУСТАВ КАРУС (Carl Gustav Carus, 1789–1869). Три камня в Крконоше, 1826 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2215 G
В центре: (70.) ЙОХАН КРИСТИАН ДАЛЬ (Johan Christian Dahl, 1788-1857) “Вид Дрездена в полнолуние”, 1839 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2206 D.
В центре: (70.) ЙОХАН КРИСТИАН ДАЛЬ (Johan Christian Dahl, 1788-1857) “Вид Дрездена в полнолуние”, 1839 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2206 D.
(73.) Адольф Готлоб Циммерман (Adolf Gottlob Zimmermann, 1799-1859) На охоте. Автопортрет с другом Карлом Пешелем (в красной шапке), 1825 г. Собрание Гёрлица, Inv.-Nr. 81-2004. / 

(74.) Карл Блехен (Carl Blechen, 1798-1841) Руины монастыря Ойбин близ Циттау, 1823 г. Кунстхалле Бремен - Художественное объединение в Бремене, Inv.-Nr. 457-1937/29
(73.) Адольф Готлоб Циммерман (Adolf Gottlob Zimmermann, 1799-1859) На охоте. Автопортрет с другом Карлом Пешелем (в красной шапке), 1825 г. Собрание Гёрлица, Inv.-Nr. 81-2004. / (74.) Карл Блехен (Carl Blechen, 1798-1841) Руины монастыря Ойбин близ Циттау, 1823 г. Кунстхалле Бремен - Художественное объединение в Бремене, Inv.-Nr. 457-1937/29
(75.) Георг Генрих Крола (Georg Heinrich Crola, 1804-1879) Гитарист в лунном свете, 1828 Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Inv.-Nr. 03/13.
(91.) Эрнст Генрих Вильгельм Хампе (1807-1862). Группа молодых художников, 1828 г. Kunsthalle Bremen - Художественное объединение в Бремене, Inv,-Nr. 53-1891
(94.) КАРЛ БЛЕХЕН (Carl Blechen, 1798-1840). Голгофа в грозовой атмосфере, около 1835 г. Альбертинум, Дрезденское государственное художественное собрание, Gal.-Nr. 2637.
(94.) КАРЛ БЛЕХЕН (Carl Blechen, 1798-1840). Голгофа в грозовой атмосфере, около 1835 г. Альбертинум, Дрезденское государственное художественное собрание, Gal.-Nr. 2637.
(105.) Готлиб Мориц Фибигер (Gottlieb Moritz Fiebiger, 1813-1883) Руины церкви Святого Николая в Баутцене, около 1830/40 г. Музей Баутцена, Inv.-Nr. 9632.
(109.) ЭРНСТ ФЕРДИНАНД ЭМЕ (Ernst Ferdinand Oehme, 1797-1855) Шествие в тумане, 1828 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2219 C.
(109.) ЭРНСТ ФЕРДИНАНД ЭМЕ (Ernst Ferdinand Oehme, 1797-1855) Шествие в тумане, 1828 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2219 C.
(113.) Эрнст Фердинанд Эме (Ernst Ferdinand Oehme, 1797-1855) Тихая ночь (Мейсен зимой; Сочельник), между 1832 и 1840 годами. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Inv.-Nr. 97/10. / 

(114.) Неизвестный художник Копенгагенская гавань при лунном свете, копия по Далю, между 1830 и 1850 годами. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 3609.
(113.) Эрнст Фердинанд Эме (Ernst Ferdinand Oehme, 1797-1855) Тихая ночь (Мейсен зимой; Сочельник), между 1832 и 1840 годами. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Inv.-Nr. 97/10. / (114.) Неизвестный художник Копенгагенская гавань при лунном свете, копия по Далю, между 1830 и 1850 годами. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 3609.
(120.) Эрнст Фердинанд Эме (Ernst Ferdinand Oehme, 1797-1855). Возвращение охотника, 1835 г. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 3802.
(121.) КАРОЛИНА БАРДУА (Caroline Bardua, 1781-1864) Портрет художника Каспара Давида Фридриха, 1839 г. Anhaltische Gemäldegalerie Dessau - художественная галерея Дессау, Inv.-Nr. 229.
Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна, 1822 г. Холст, масло. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея, Inv Nr. A1918, Kat. 154 (BS/J293).
Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна, 1822 г. Холст, масло. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея, Inv Nr. A1918, Kat. 154 (BS/J293).
Женщина у окна, вероятно, жена Фридриха Каролина, которая смотрит из окна мастерской на Эльбу. Она с тоской смотрит на проходящие мимо корабли. На подоконнике справа стоят бутылки с малярными красками. Создавая вид сзади, Фридрих, возможно, был вдохновлен картиной Герарда тер Борха, которую он видел в Дрезденской картинной галерее, в десяти минутах ходьбы от его студии.
Сальватор Роза (Salvator Rosa, 1615-1673) Лесной пейзаж с тремя философами, 1660/70. Холст, масло.
Сальватор Роза (Salvator Rosa, 1615-1673) Лесной пейзаж с тремя философами, 1660/70. Холст, масло.
Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Inv.-Nr. 470, Kat. 334
Каспар Давид Фридрих. Странник над Морем Тумана, около 1817 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, на постоянной основе предоставлен Фондом коллекций произведений искусства Гамбурга, приобретен в 1970 году, Inv.-Nr. HK-5161, Kat. 139 (BS/J 2500).
Каспар Давид Фридрих. Странник над Морем Тумана, около 1817 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, на постоянной основе предоставлен Фондом коллекций произведений искусства Гамбурга, приобретен в 1970 году, Inv.-Nr. HK-5161, Kat. 139 (BS/J 2500).
В позе генерала странник смотрит на мир, уверенный в себе и стоящий высоко над вещами. Его прямая поза контрастирует с пейзажем, который исчезает перед ним под клубами тумана. Размещение фигуры на центральной оси — композиционная схема, имеющая для Фридриха религиозное значение, — кажется столь же удивительным, как и монументальная фигура, редко встречающаяся в творчестве Фридриха, а если и встречается, то в виде женских фигур. Он нарисовал каменное основание, на котором стоит странник на Кайзеркроне (Саксонская Швейцария) в 1813 году.
Каспар Давид Фридрих. Восход луны над морем, 1822 г. Холст, масло. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея, Inv.-Nr. W.S. 53, Kat. 155 (BS/J 299).
Каспар Давид Фридрих. Восход луны над морем, 1822 г. Холст, масло. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея, Inv.-Nr. W.S. 53, Kat. 155 (BS/J 299).
Мотив трех наблюдателей за луной на большом камне у моря кажется на первый взгляд одним из изобретений Фридриха. Вероятно, он очень хорошо знал подобные сцены из своего детства на Балтийском море. Только глядя на работу Сальватора Розы, на которой изображены три человека, беседующие друг с другом на скале, можно понять композицию Фридриха как взаимодействие с этим пейзажным образом. Он уделял большое внимание Дрезденской картинной галерее, как и все романтики.
Каспар Давид Фридрих. Кладбищенские ворота, около 1825/30 г. Холст, масло. Кунстхалле Бремена – Художественное объединение Бремена, Inv.-Nr. 416-1933/10, Kat. 175 (BS/J357).
Каспар Давид Фридрих. Кладбищенские ворота, около 1825/30 г. Холст, масло. Кунстхалле Бремена – Художественное объединение Бремена, Inv.-Nr. 416-1933/10, Kat. 175 (BS/J357).
В большинстве изображений кладбищ Фридриха мотив ворот символизирует порог между этим миром и потусторонним. Закрытые ворота, частично висящие под углом на петлях, по-прежнему преграждают доступ в царство мертвых, но уже позволяют заглянуть. Здесь изображено кладбище Брисниц, к западу от Дрездена, где в окружающей стене все еще можно увидеть ворота гораздо меньшего размера, за которыми возвышается церковь, как на картине Фридриха.
Якоб ван Рейсдал (Jacob van Ruisdael, 1628/29-1682) Еврейское кладбище, около 1655 г. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственные художественные собрания Дрездена, Gal.-Nr. 1502, Kat. 336.
Якоб ван Рейсдал (Jacob van Ruisdael, 1628/29-1682) Еврейское кладбище, около 1655 г. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственные художественные собрания Дрездена, Gal.-Nr. 1502, Kat. 336.
С картинами Рейсдала Фридрих познакомился во время учебы в Копенгагенской академии. Влияние голландца на творчество Фридриха несомненно. Части еврейского кладбища Рейсдала также можно найти в работах Фридриха. Руины готической церкви, могильник, мертвое дерево и мрачную атмосферу освещения можно найти во многих работах Фридриха.
Каспар Давид Фридрих. Горный пейзаж с радугой, 1809/10. Холст, масло. МУЗЕЙ ФОЛЬКВАНГ, Эссен, Inv.-Nr. G 46, Kat. 101 (BS/J 183).
Каспар Давид Фридрих. Горный пейзаж с радугой, 1809/10. Холст, масло. МУЗЕЙ ФОЛЬКВАНГ, Эссен, Inv.-Nr. G 46, Kat. 101 (BS/J 183).
Одетый по моде в красный пиджак и белые бриджи, путешественник снял цилиндр и стоит перед редким природным зрелищем ночной радуги. Фридрих нашел этот мотив в кладбищенской росписи Рейсдала. По своей позе фигура путешественника поразительно похожа на нищего в сцене гавани Будевейнса и Бута, которую Фридрих также запечатлел на листе этюдника около 1800 года. Обе картины Фридрих смог изучить в картинной галерее.
Каспар Давид Фридрих. Могила Кюгельгена, 1821/22 г. Холст, на масло. Музеи Любека. Музей Behnhaus Drägerhaus, предоставлено на постоянно из частной коллекции в Берлине, Kat. 153 (BS/J290).
Каспар Давид Фридрих. Могила Кюгельгена, 1821/22 г. Холст, на масло. Музеи Любека. Музей Behnhaus Drägerhaus, предоставлено на постоянно из частной коллекции в Берлине, Kat. 153 (BS/J290).
В 1820 году во время ограбления был убит дрезденский художник Герхард фон Кюгельген. Фридрих провел много времени с семьей Кюгельгена; Внезапная смерть друга вызвала глубокую печаль. Картину “Могила Кюгельгена” можно понимать как реакцию на эту серьёзную утрату. Фридрих нарисовал ее для вдовы своего друга-художника Марии фон Кюгельген, которая сама была художницей. На снимке католическое кладбище в Дрездене, где похоронен Герхард фон Кюгельген.
Каспар Давид Фридрих. Горящий дом и готическая церковь, около 1810 г. Холст, масло. Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Inv.-Nr. MGS 1084, Kat. 112 (BS/J185).
Каспар Давид Фридрих. Горящий дом и готическая церковь, около 1810 г. Холст, масло. Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Inv.-Nr. MGS 1084, Kat. 112 (BS/J185).
Огонь и лунный свет характеризуют эту драматическую ночную сцену. Дом разрушен пылающим пламенем, а неповрежденная церковь величественно возвышается на скале, что предполагает религиозную интерпретацию. Взгляд на соседний монастырь Рейсдала показывает, что Фридрих также использовал старых мастеров для сравнения. Оба художника сочетают темные пейзажи деревьев с высокими церковными шпилями, подчеркнутыми светом.
Якоб ван Рейсдал (Jacob van Ruisdael (1628/29-1682). Монастырь, около 1655/60 г. Холст, масло.
Якоб ван Рейсдал (Jacob van Ruisdael (1628/29-1682). Монастырь, около 1655/60 г. Холст, масло.
Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена. Gal-Nr. 1494, Kat. 337.
Филипс Ваунерман (Philips Wownerman, 1619-1668). Рыбаки на берегу. Масло на дубе.
Филипс Ваунерман (Philips Wownerman, 1619-1668). Рыбаки на берегу. Масло на дубе.
Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена.
Адриан Франс Будевейнс (Adriaen Fransz. Boudewijns, 1644-1711) и Пеэтер Бут (Peeter Bout, 1640/45-1689).
Адриан Франс Будевейнс (Adriaen Fransz. Boudewijns, 1644-1711) и Пеэтер Бут (Peeter Bout, 1640/45-1689).
Римская триумфальная арка на набережной морского порта. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 1173, Kat. 217. / Фонтан на берегу озера. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 1170, Kat. 210. ------ Оживленная сцена в гавани, в которой Будевейнс нарисовал пейзаж, а Бут — фигуры, должно быть, очаровала Фридриха, поскольку предлагала ему своего рода каталог различных человеческих поз. Во время посещения картинной галереи он нарисовал некоторые фигуры с картины в своем альбоме для рисования: нищего, прислонившегося к колонне, женщину с корзиной фруктов на голове, группу вокруг женщины, несущей на спине ребенка, и фигура, ползущая по берегу на четвереньках. Позже он вернулся к позам этих фигур, так , например, нищий стал путешественником в “Горном пейзаже с радугой”.
Каспар Давид Фридрих. Руины монастыря Эльдена близ Грайфсвальда, 1824/25 г. Холст, масло.
Каспар Давид Фридрих. Руины монастыря Эльдена близ Грайфсвальда, 1824/25 г. Холст, масло.
Государственные музеи Берлина, Национальная галерея, Inv.-Nr. A II 574, Kat. 171 (BS/J328).
Каспар Давид Фридрих Кладбище (незаконченный), около 1825 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2197 B, Kat. 174 (BS/J 335).
Каспар Давид Фридрих Кладбище (незаконченный), около 1825 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2197 B, Kat. 174 (BS/J 335).
В 1821 году мертворождение ребенка потрясло Каролину и Каспара Давида Фридрихов. Ребенка похоронили на Новом кладбище (ныне Троицкое кладбище). Из письма русского поэта Жуковского, друга Фридриха, известно, что на этой картине художник обсуждает похороны ребенка. Над могилой едва заметно парят ангел и предки, получившие его душу. Для родителей, испуганно стоявших у ворот, Фридриха вдохновила пара с картины Вуверманса. Он нарисовал их около 1800 года во время одного из визитов в картинную галерею Старых мастеров.
Каспар Давид Фридрих Кладбище (незаконченный), около 1825 г. Холст, масло.
Каспар Давид Фридрих Кладбище (незаконченный), около 1825 г. Холст, масло.
Найди ангела.
Каспар Давид Фридрих Корабли в гавани вечером, около 1828 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2645, Kat. 180 (BS/J358).
Каспар Давид Фридрих Корабли в гавани вечером, около 1828 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2645, Kat. 180 (BS/J358).
На лодке на переднем плане слева надпись «Maxn v. Шпек», посвящение первому владельцу картины, лейпцигскому купцу Максимилиану Шпеку фон Штернбургу. Ему принадлежала важная коллекция произведений искусства, в которую входили также две другие картины Фридриха. Здесь Фридрих использовал рисунки, сделанные десятью годами ранее в 1818 г. Во время его медового месяца с Каролиной на Балтийском море в гаванях Вика и Вольгаста из темноты вечерней атмосферы сияет ярко-оранжевый свет.
Каспар Давид Фридрих. Северное море в лунном свете, 1823/24. Холст, масло. Национальная галерея Праги, Inv.-Nr. 08669, Kat. 156 (BS/J312).
Каспар Давид Фридрих. Северное море в лунном свете, 1823/24. Холст, масло. Национальная галерея Праги, Inv.-Nr. 08669, Kat. 156 (BS/J312).
Лунный свет проникает сквозь темно-синие и фиолетовые тона, контрастируя с желтой каймой и заливая морской пейзаж бледным светом. Фридрих выставил эту картину вместе с четырьмя другими работами на выставке Пражской академии в 1824 году под названием “Сцена из Северного моря”. Там она была куплена Обществом патриотических друзей искусства, коллекция которого легла в основу позже созданной в 1918 году Пражской Национальной галереи. В обзоре выставки 1824 года подчеркивалось “глубокое изучение природы” Фридриха и в то же время его “царство темного воображения”.
Каспар Давид Фридрих. Женщина у моря (Женщина на берегу Рюгена), около 1818 г. Холст, масло. Художественный музей Винтертура, Фонд Оскара Рейнхарта, покупка, 1932 г., Inv.-Nr. 162, Kat. 147 (BS/J 245).
Каспар Давид Фридрих. Женщина у моря (Женщина на берегу Рюгена), около 1818 г. Холст, масло. Художественный музей Винтертура, Фонд Оскара Рейнхарта, покупка, 1932 г., Inv.-Nr. 162, Kat. 147 (BS/J 245).
Композиция картины тщательно продумана: горизонтально висящие над водой рыболовные сети соответствуют горизонтально расположенным меловым скалам Арконы. Лодки выстроены по диагонали, повторяющей береговую линию, и ее можно рассматривать как временную прогрессию. Этот мотив движения подчеркнут скошенными концами мачт и надутыми парусами. Небо, щедро оформленное Фридрихом, кажется мерцающим, при этом обращает на себя внимание и ярко одетая женщина на переднем плане.
Каспар Давид Фридрих. Дуновения тумана, около 1820 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, приобретено в 1911 г., Inv.-Nr. HK-1056, Kat. 150 (BS/J 269).
Каспар Давид Фридрих. Дуновения тумана, около 1820 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, приобретено в 1911 г., Inv.-Nr. HK-1056, Kat. 150 (BS/J 269).
В этой работе люди появляются в центре картины, но кажутся почти незаметными на фоне окружающей их природы. Простой «крестьянин» с его простой жизнью — это идеал, который Фридрих перенял из моды на чувствительность XVIII века, но изобразил его в более экзистенциальной и реалистической манере. Гораздо больше места Фридрих уделил самому пейзажу, а также атмосферным эффектам света, облаков и тумана, которые он нарисовал с ярким чередованием синего и желтого, а также серого и белого.
Иоганн Александр Тиле (1685-1752) Эльба возле Сёрневица мороз и туман, 1741 г. Холст, масло.
Иоганн Александр Тиле (1685-1752) Эльба возле Сёрневица мороз и туман, 1741 г. Холст, масло.
Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 3154, Kat. 353
Каспар Давид Фридрих. Дрейфующие облака, около 1820 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, приобретен в 1906 г., инв. Inv.-Nr. HK-1058, Kat. 152 (BS/J 276).
Каспар Давид Фридрих. Дрейфующие облака, около 1820 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, приобретен в 1906 г., инв. Inv.-Nr. HK-1058, Kat. 152 (BS/J 276).
Яркие цвета и динамичные образования облаков были характерны для живописи Фридриха, особенно в 1820-х годах. С одной стороны, это связано с фундаментальным интересом к воздействию самого света, с другой стороны, такие цвета, как синий кобальт и желтый хром, обогатили его цветовую палитру; Лишь немногие из его предшественников занимались подобными темами. Одним из немногих был Иоганн Александр Тиле, который с одинаковой важностью ставил проявления света и воздуха.
Каспар Давид Фридрих. Облака над морским берегом (Морской берег в лунном свете), 1835/36. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, в постоянном пользовании Фонда Гамбургских художественных коллекций, Inv.-Nr. HK-5489, Kat. 198 (BS/J453).
Каспар Давид Фридрих. Облака над морским берегом (Морской берег в лунном свете), 1835/36. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, в постоянном пользовании Фонда Гамбургских художественных коллекций, Inv.-Nr. HK-5489, Kat. 198 (BS/J453).
Когда картина Фридриха была выставлена на ежегодной выставке Академии в 1836 году, критик похвалил ее “прекрасный оттенок и призрачный аромат”, подчеркнув эффект цвета. Используя темно-синие, зеленые и коричневые цвета, Фридрих запечатлел лунный свет, пробивающийся сквозь тяжелые темные облака. Согласно письму русской дворянки Авдотьи Елагиной, увидевшей ее в его мастерской в октябре того же года, это была одна из последних работ, завершенных художником перед инсультом в 1835 году.
Каспар Давид Фридрих. Облачное небо вечером, 1824 г. Холст, масло.
Каспар Давид Фридрих. Облачное небо вечером, 1824 г. Холст, масло.
Бельведер, Вена, Inv.-Nr. 2379, Kat. 159 (BS/J 318)
Каспар Давид Фридрих. Вечер,1824 г. Картон, масло. Кунстхалле Мангейм, Inv.-Nr. M 825, Kat. 158 (BS/J 319).
Каспар Давид Фридрих. Вечер,1824 г. Картон, масло. Кунстхалле Мангейм, Inv.-Nr. M 825, Kat. 158 (BS/J 319).
Подобные исследования маслянной краски являются серьезным исключением в работе Фридриха. Фридрих выглядел таким радикальным только в своих рисунках. Уже в 1799 году в его альбомах для рисования содержались чистые этюды облаков, которые с 1805 года он дополнял комментариями об их цветах. Он также отметил время создания, поскольку оно связано с меняющимся освещением дня, которое невозможно уловить в его черно-белом рисунке. Тем не менее, Фридрих также перенял эту привычку для своих этюдов маслом и нацарапал «Вечер октября 1824 года» на еще влажной краске внизу картины.
Каспар Давид Фридрих. Утренний пейзаж ( Пейзаж Эльбы), около 1820 г. Холст, масло. МУЗЕЙ ШТРАЛЗУНДА, Inv.-Nr. 1858: 10, Kat. 151 (BS/J272).
Каспар Давид Фридрих. Утренний пейзаж ( Пейзаж Эльбы), около 1820 г. Холст, масло. МУЗЕЙ ШТРАЛЗУНДА, Inv.-Nr. 1858: 10, Kat. 151 (BS/J272).
Влияние его друга и коллеги-художника Йохана Кристиана Даля заметно исходит от “Утреннего пейзажа” (“Пейзаж Эльбы”). Прямое сравнение с исследованиями маслянных красок Даля показывает, что небольшие форматы норвежца кажутся почти сдержанными в своих цветах. Желтые, синие и фиолетовые тона восходящего солнца на картине Фридриха создают буйство красок неба, резко контрастирующее со сдержанным луговым пейзажем.
Каспар Давид Фридрих. Вечер на Балтийском море, 1831 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2197 C, Kat. 188, (BS/J391).
Каспар Давид Фридрих. Вечер на Балтийском море, 1831 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2197 C, Kat. 188, (BS/J391).
Из Дрездена Фридрих неоднократно ездил на Балтийское море, чтобы навестить родственников на своей старой родине, а также рисовать пейзажи на побережье Балтийского моря. Для картины “Вечер на берегу Балтийского моря” Фридрих использовал учебные рисунки из разных мест пребывания на севере в 1798, 1815 и 1818 годах. Два рыбака на переднем плане созданы по двум рисункам одного и того же человека. В этой картине для создания глубины изображения Фридрих использует форму арки в облаках, спускающуюся к горизонту.
Йохан Кристиан Даль (Йохан Кристиан Даль, 1788-1857).
Йохан Кристиан Даль (Йохан Кристиан Даль, 1788-1857).
Этюд облаков, 1820/1830 гг. Холст на картоне, масло.Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal-Nr. 2206 B, Kat. 239 / “Облачное небо над Дрезденом”, 1820/1830 гг. Холст на картоне, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal-Nr. 2206 N, Kat. 238 / Пейзаж с тополями, 1820/1830. Бумага на картоне, масло. Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена, Gal. Nr. 2206 A, Kat. 237. / Пейзаж близ Дрездена, 1819 г. Холст на картоне, масло. Государственные художественные собрания Дрездена, Альбертинум, Gal-Nr. 2200 C, Kat. 236
Каспар Давид Фридрих. Нойбранденбург в огне (незаконченный), около 1834 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, приобретена в 1905 г., Inv.-Nr. HK-1050, Kat. 186 (BS/J427).
Каспар Давид Фридрих. Нойбранденбург в огне (незаконченный), около 1834 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, приобретена в 1905 г., Inv.-Nr. HK-1050, Kat. 186 (BS/J427).
Видимые подрисовки и подмалевки указывают на незавершенность картины. Незавершенное фиолетовое облако с восходом солнца нависло над окутанным дымом городом. Фридрих построил желтые солнечные лучи так, что они расходятся радиально – как почти 25 лет назад в Теченском алтаре – и исчезают в светло-голубом небе. Образование облаков и мотив стога сена связывают эту картину с “Отдыхом на сене”, последней картиной Фридриха, утерянной со времен Второй мировой войны.
Каспар Давид Фридрих. Большой загон недалеко от Дрездена, 1832 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2197 А, Kat. 189 (BS/J399).
Каспар Давид Фридрих. Большой загон недалеко от Дрездена, 1832 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2197 А, Kat. 189 (BS/J399).
Коричневые комья земли и мерцающие лужи расстилаются на переднем плане, словно мозаика из земли и воды. Ряды зеленых деревьев и полей образуют узкую центральную полосу, над которой доминирует фиолетово-оранжевое, слегка волнистое небо в светлых тонах. Фридрих достигает впечатления пространственной глубины посредством композиции, в которой две арочные формы приближаются к линии горизонта сверху и снизу. Для этой картины он использовал мотивы из прогулки по долине Эльбы в направлении Радебойля, которую он набросал почти 30 лет назад в 1804 году. Картина интерпретировалась много раз, в последний раз Бруно Латуром как выражение современных экологических проблем, так называемого антропоцена.
Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600-1682). Пейзаж с бегством в Египет, 1647 г. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 730, Kat. 290. /  Кристиан Вильгельм Эрнст Дитрих (1712-1774) Купающиеся нимфы, 1754 г. Холст, масло.
Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2125, Kat. 244. / Николаес Берхем (Nicolaes Berchem, 1621/22-1683) Рыбаки на озере, середина 17 века. Масло на дубе.
Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 1482, Kat. 211.
Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600-1682). Пейзаж с бегством в Египет, 1647 г. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 730, Kat. 290. / Кристиан Вильгельм Эрнст Дитрих (1712-1774) Купающиеся нимфы, 1754 г. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2125, Kat. 244. / Николаес Берхем (Nicolaes Berchem, 1621/22-1683) Рыбаки на озере, середина 17 века. Масло на дубе. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 1482, Kat. 211.
Кристиан Вильгельм Эрнст Дитрих (Christian Wilhelm Ernst Dietrich, 1712-1774). Скалистый перевал. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2151, Kat. 246.
Кристиан Вильгельм Эрнст Дитрих (Christian Wilhelm Ernst Dietrich, 1712-1774). Скалистый перевал. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2151, Kat. 246.
Одним из самых разносторонних талантов в истории искусства Дрездена периода до приезда Фридриха был Кристиан Вильгельм Эрнст Дитрих,который основывал свои произведения на искусствоведческих моделях и умел убедительно имитировать их стиль. Пейзажи Дитриха были популярны в качестве предметов интерьера по всей Европе среди коллекционеров, которые как знатоки могли определить в работах Дитриха, кому он подражал: например, очень уважаемому голландскому художнику-пейзажисту Эвердингену. Фридрих категорически отвергал такое отношение: “Духовное родство производит подобные произведения, но это родство далека от подражания”.
Каспара Давид Фридрих. Дольмен осенью, около 1820 г. Холст, масло. Альберинум, Государственные художественные коллекции Дрездена, Cal-Nr. 2195, Kat. 149 (BS/J271).
Каспара Давид Фридрих. Дольмен осенью, около 1820 г. Холст, масло. Альберинум, Государственные художественные коллекции Дрездена, Cal-Nr. 2195, Kat. 149 (BS/J271).
В качестве приемной картины для Дрезденской академии Фридрих представил пейзажную живопись как историческую живопись, чтобы позиционировать себя в борьбе между художественными жанрами. Во времена борьбы за политическую и социальную свободу мегалитическая гробница становится символом героической предыстории. Как и во многих произведениях Фридриха, символика многослойна: с одной стороны, она символизирует завоевание язычества, а с другой — является выражением национального самосознания.
Иоганн Кристиан Кленгель (Johann Christian Klengel, 1751-1824). Пейзаж во время бури, около 1820 г. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2186 B, Kat. 278.
Иоганн Кристиан Кленгель (Johann Christian Klengel, 1751-1824). Пейзаж во время бури, около 1820 г. Холст, масло. Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2186 B, Kat. 278.
Прием в Дрезденскую академию был связан с обязанностью представить работу, так называемую “приемную картину”. То ли из-за небрежности, то ли из-за того, что возможность позиционировать себя на арт-сцене Дрездена с помощью этой работы создавала напряжение, работы часто подавали со значительной задержкой и только после нескольких напоминаний. Кленгель, ставший членом академии в 1777 году, представил свою приемную картину только через 40 лет после своего назначения. Примечательно, что, как и Каспар Давид Фридрих, который примерно в то же время работал над своим “Осенним дольменом”, он представил бурный пейзаж.
Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж, 1811 г. Холст, масло. Государственные дворцы, сады и коллекции произведений искусства Мекленбург-Передней Померании, Шверин. Gal-Nr. 621, Kat. 118 (BS/J193).
Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж, 1811 г. Холст, масло. Государственные дворцы, сады и коллекции произведений искусства Мекленбург-Передней Померании, Шверин. Gal-Nr. 621, Kat. 118 (BS/J193).
Путешественник, опирающийся на костыли, смотрит на пустынный зимний пейзаж, в котором пни деревьев торчат из снега, как надгробия. Тусклое небо создает драматический цветовой контраст. Здесь также очевидно увлечение Фридриха деревьями и их символикой. Два старых дуба на переднем плане символизируют течение времени. Художник запечатлел ее на рисунке 1809 года, который также послужил моделью дуба справа на его картине “Два человека, созерцающих луну”.
Каспар Давид Фридрих Пейзаж с дубами и охотником, 1811 г. Холст, масло. Художественный музей Винтертура, Фонд Оскара Рейнхарта, покупка, 1961 г., Inv-No 160, Kat: 117 (BS/J 192).
Каспар Давид Фридрих Пейзаж с дубами и охотником, 1811 г. Холст, масло. Художественный музей Винтертура, Фонд Оскара Рейнхарта, покупка, 1961 г., Inv-No 160, Kat: 117 (BS/J 192).
Дубы, отличающиеся своей высотой, стоят параллельно на картине и таким образом в некоторой степени закрывают глубину пространства. Тот же принцип пространства Фридрих использовал в картине “Скалистые утесы”. Было высказано предположение, что эти две картины были задуманные Фридрихом как аналоги. В “Пейзаже с дубами” изображен очень маленький охотник, который, что необычно для Фридриха, поворачивается к нам и указывает вверх. Обращаясь к корявым деревьям и охотничьей теме, Фридрих имеет в виду “Охоту” Рейсдала, которую он знал по “Художественной галереи”.
Каспар Давид Фридрих.
Каспар Давид Фридрих.
Сосновый лес с водопадом, 1828 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, приобретенный при поддержке Фонда исторического искусства Кампе, 2000 г., Inv.-Nr. HK-5599, Kat. 181 (BS/J362). / Скалистые утесы, 1811 г. Холст, масло Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal-Nr. 3680, Kat. 116 (BS/J 195). / Лес поздней осенью, 1835 г. (незаконченный). Холст, масло. Музей на Ангере, Эрфурт (Angermuseum Erfurt), Inv.-Nr. 3626, Kat. 197 (BS/J 423).
Каспар Давид Фридрих. Дуб в снегу, около 1829 г. Холст, масло. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея, Inv.-Nr. A II 338, Kat. 182 (BS/J365).
Каспар Давид Фридрих. Дуб в снегу, около 1829 г. Холст, масло. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея, Inv.-Nr. A II 338, Kat. 182 (BS/J365).
Дуб в снегу ясно показывает свою долгую жизнь: его корявые, мертвые ветви, сформированные ветром и погодой, выдают его преклонный возраст. Дубы обычно появляются в работах Фридриха в патриотическом контексте или как символ перехода. Спустя двадцать лет после того, как он впервые нарисовал дерево в своей картине “Дольмен в снегу”, где оно стоит в группе из трех дубов справа, Фридрих посвятил ему единичный портрет.
Каспар Давид Фридрих. Деревья и кусты в снегу, 1827/28 Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal-Nr. 2197 G, Kat. 177 (BS/J359).
Каспар Давид Фридрих. Деревья и кусты в снегу, 1827/28 Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal-Nr. 2197 G, Kat. 177 (BS/J359).
Когда картина впервые была показана на выставке Дрезденской академии в 1828 году, она называлась «Из Дрезденской пустоши». Фридрих использовал это название, чтобы подчеркнуть случайный характер предмета, который, кажется, представляет собой мгновенное впечатление, которое художник часто фиксировал в своих рисунках. При ближайшем рассмотрении ветки кажутся нарисованными мокрым по мокрому, а потому сравнительно быстро. Однако то, что эта картина, как и все остальные, создана в мастерской, видно по ее продуманной структуре. Живописное пространство замкнуто решеткой ветвей и затуманено туманом, над которым открывается голубое небо.
Каспар Давид Фридрих. Дольмен в снегу, 1807 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal-Nr. 2196, Kat. 95 (BS/J162).
Каспар Давид Фридрих. Дольмен в снегу, 1807 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal-Nr. 2196, Kat. 95 (BS/J162).
Зимняя картина с мегалитической могилой, окруженной дубами, может наводить на мысль как о возрождении христианской веры, так и о “патриотическом переосмыслении в антинаполеоновском духе”. Каменную гробницу доисторических времен и древние дубы, бросающие вызов неблагоприятным бурям времени, можно понимать как символы героического национального прошлого и в смысле патриотического обновления. Здесь Фридрих использовал рисунок мегалитической могилы Гюцков недалеко от Грайфсвальда 1801 года. Сам памятник был взорван в 1819 году для добычи камня.
Каспар Давид Фридрих. Пасхальное утро, около 1828-35 гг.ТХолст, масло. Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Inv.-Nr. 792; 1973.24, Kat. 191 (BS/J408).
Каспар Давид Фридрих. Пасхальное утро, около 1828-35 гг.ТХолст, масло. Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Inv.-Nr. 792; 1973.24, Kat. 191 (BS/J408).
Пасхальным утром движется необычайно большое количество людей для Фридриха. Они идут по пути, который в метафорическом смысле можно интерпретировать как переход к воскресению. Название принадлежит первому владельцу картины Вильгельму Вегенеру. Соответственно, три женщины в центре картины — это три Марии, которые, согласно христианской традиции, обнаруживают пустую гробницу Христа.
Каспар Давид Фридрих. Собор, около 1818 г. Холст, масло. Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Inv.-Nr. MGS 3413, Kat. 146 (BS/J 231).
Каспар Давид Фридрих. Собор, около 1818 г. Холст, масло. Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Inv.-Nr. MGS 3413, Kat. 146 (BS/J 231).
Строго симметричные архитектурные изображения в контексте религиозных образов появились в творчестве Фридриха преимущественно между 1810 и 1820 годами. Центральное расположение фасада церкви в сочетании с поклоняющимися фигурами или религиозными символами, такими как ангелы и орудия страданий Христа, были представлены в христианских алтарных росписях периодов Возрождения и Барокко. Однако вместо Христа или Марии Фридрих делает центральным мотивом поклонения и веры само здание церкви.
Каспар Давид Фридрих. Видение христианской церкви, около 1812 г. Холст, масло.
Каспар Давид Фридрих. Видение христианской церкви, около 1812 г. Холст, масло.
Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Inv.-Nr. MGS 1039, Kat. 119 (BS/J 202).
Каспар Давид Фридрих. Крест на Рюгене, после 1815 г. Холст, масло. Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Inv.-Nr. MGS 146, Kat. 136 (BS/J unter 215).
Каспар Давид Фридрих. Крест на Рюгене, после 1815 г. Холст, масло. Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Inv.-Nr. MGS 146, Kat. 136 (BS/J unter 215).
Крест и его значение как символа веры также играют важную роль в живописи Фридриха, чаще всего как вершинный или придорожный крест, реже на берегу моря. Расположенный в центре этой работы, он появляется в сочетании с якорем и вёслами, как знак утешения, а также надежды и направления. Сама эта тема, похоже, какое-то время занимала Фридриха, поскольку он нарисовал несколько ее версий.
Иоганн Александр Тиле (Johann Alexander Thiele, 1685-1752). Ойбин в горах Циттау (Der Oybin im Zittauer Gebirge), 1745 г. Холст, масло.
Иоганн Александр Тиле (Johann Alexander Thiele, 1685-1752). Ойбин в горах Циттау (Der Oybin im Zittauer Gebirge), 1745 г. Холст, масло.
Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 3155, Kat. 354.
Каспар Давид Фридрих Утренний туман в горах, около 1808 года. Холст, масло. Тюрингский государственный музей Хайдексбург в Рудольштадте, Inv.-Nr. M 0529, Kat. 89 (BS/J 166).
Каспар Давид Фридрих Утренний туман в горах, около 1808 года. Холст, масло. Тюрингский государственный музей Хайдексбург в Рудольштадте, Inv.-Nr. M 0529, Kat. 89 (BS/J 166).
Густые облака тумана окутывают гору как будто глубоким серо-голубым морем. Только над вершиной и ее неприметным вершинным крестом поднимается утренний туман, открывая вид на голубое небо над ними. Помимо изучения света, облаков и явлений природы, к которым Фридрих проявлял большой интерес, горный мотив является еще и символом христианской веры. Как “Божья гора”, скальный массив становится выражением божественной силы и величия. Смысл этого центрального мотива для Фридриха развился из неприметного рисунка массива Хонигштайн в Саксонской Швейцарии.
Каспар Давид Фридрих Утренний туман в горах, около 1808 года. Холст, масло. Тюрингский государственный музей Хайдексбург в Рудольштадте, Inv.-Nr. M 0529, Kat. 89 (BS/J 166).
Каспар Давид Фридрих Утренний туман в горах, около 1808 года. Холст, масло. Тюрингский государственный музей Хайдексбург в Рудольштадте, Inv.-Nr. M 0529, Kat. 89 (BS/J 166).
Детали.
Аллаерт ван Эвердинген (Allaert van Everdingen, 1621-1675) Маленький скалистый пейзаж, 3-я четверть 17 века. Масло на дубе.
Аллаерт ван Эвердинген (Allaert van Everdingen, 1621-1675) Маленький скалистый пейзаж, 3-я четверть 17 века. Масло на дубе.
Картинная галерея старых мастеров, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 1839, Kat. 247.
Каспар Давид Фридрих. Вид на долину Эльбы, 1807 г. Холст, масло.  Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2197 F, Kat. 96 (BS/J 163).
Каспар Давид Фридрих. Вид на долину Эльбы, 1807 г. Холст, масло. Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2197 F, Kat. 96 (BS/J 163).
По сравнению с классическими композиционными принципами пейзажа, обрамленного горами или деревьями слева и справа, композиция Фридриха кажется почти провокацией: он помещает группу скал с круто поднимающимися елями в передней части картины, в центре зоны перед видом, который простирается в глубину позади. Во многих походах Фридрих исследовал ландшафт вокруг Дрездена вплоть до Богемии и Крконоше и запечатлел его в рисунках. Фридрих нашел вдохновение для таких пейзажей с колючими елями, среди прочего, в работах Эвердингена.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ Парусный корабль, около 1815 г. Холст, масло. Коллекции произведений искусства Хемниц, Inv-Nr. 215, Kat. 137 (BS/J217).
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ Парусный корабль, около 1815 г. Холст, масло. Коллекции произведений искусства Хемниц, Inv-Nr. 215, Kat. 137 (BS/J217).
Лодки и корабли прочно вошли в творчество Фридриха, но это подробное изображение трехмачтового корабля (Dreimasters) необычно. Вертикальный формат, часто используемый для священных изображений, придает кораблю религиозный вид. Корабль монументально возвышается, как церковь. Полные паруса и оживленное море контрастируют с почти пустынной палубой, на которой с поднятой рукой стоит лишь один человек. * АЛЛАЕРТ ВАН ЭВЕРДИНГЕН (Allaert van Everdingen, 1621-1675) Маленький скалистый пейзаж, 3-я четверть 17 века. Масло на дубе. Картинная галерея Старые мастера, Государственные художественные коллекции Дрезден, Gal Nr. 1939, кат 247
Kаспар Давид Фридрих. Вацман, 1824/25 г. Холст, масло. Государственные музеи в Берлине, Национальная галерея, предоставлено Дека, Франкфурт-на-Майне, Inv.-Nr. F.V. 317, Kat. 172 (BS/J330)
Kаспар Давид Фридрих. Вацман, 1824/25 г. Холст, масло. Государственные музеи в Берлине, Национальная галерея, предоставлено Дека, Франкфурт-на-Майне, Inv.-Nr. F.V. 317, Kat. 172 (BS/J330)
Сам Фридрих во время своих путешествий ни разу не достиг Берхтесгаденских Альп. Но некоторые высокогорные пейзажи, представленные на выставках Дрезденской академии в начале 1820-х годов, явно вызывали у него интерес. Вдохновение для своей картины он нашел в акварели своего ученика Августа Генриха. Он также добавил наскальный мотив, который нарисовал во время похода в Гарц в 1811 году, — Труденштейн. Фридрих воздержался здесь от использования религиозных символов, выражением божественной силы служит лишь центральное симметричное расположение горного массива.
Каспар Давид Фридрих (живопись), Кристиан Готтлоб Кюн по мотивам Каспара Давида Фридриха (рама) Крест в горах (Тетшенерский алтарь), 1807/08. Холст, масло, резная и позолоченная рамка для картины.
Каспар Давид Фридрих (живопись), Кристиан Готтлоб Кюн по мотивам Каспара Давида Фридриха (рама) Крест в горах (Тетшенерский алтарь), 1807/08. Холст, масло, резная и позолоченная рамка для картины.
Альбертинум, Государственное собрание произведений искусства Дрездена, Gal.-Nr. 2197 D, Kat. 99 (BS/J 167) .------ Эта крупная работа раннего периода творчества Фридриха знаменует собой его разрыв с традиционными правилами и условностями: пейзажная живопись возведена в ранг религиозного молитвенного образа. Этот проступок вызвал резонанс и прославил художника и его работы. Отвечая критикам, Фридрих был вынужден предложить свою интерпретацию картины. Например, скала символизирует стойкость веры, а вечнозеленые ели символизируют надежду на Иисуса Христа.
  1. Дрезден: Альбертинум — «Kовчег изобразительных искуств»
  2. Дрезден: Выставка «Помещения будущего. Кандинский, Мондриан, Лисицкий и абстрактно-конструктивистский авангардизм в Дрездене в 1919–1932 гг
  3. Альбертинум: Выставка «Фокус Эвелин Рихтер»
  4. Дрезден: Выставка посвящённая Эрнсту Барлаху
  5. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть I
  6. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть II
  7. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть III
  8. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть IV
  9. Альбертинум: Выставка «Мечты о свободе». Часть V
  10. Выставка «Герхард Рихтер. Портреты, стекло, абстракции» + ….
  11. Выставка: Революционная романтика — ПРОЛОГ. Транскультурные истории искусства в ГДР
  12. Выставка: Эскапизм и современность (Weltflucht und Moderne). Оскар Цвинчер в искусстве около 1900 г. Чaсть I
  13. Эскапизм и современность (Weltflucht und Moderne). Оскар Цвинчер в искусстве около 1900 г. Часть II
  14. Эскапизм и современность (Weltflucht und Moderne). Оскар Цвинчер в искусстве около 1900 г. Часть III
  15. Фокус Альбертинум: ОБНОВЛЕНИЕ И РЕФОРМА. Профессора Дрезденской художественной академии 1895-1916 гг.
  16. Две выставки в одном городе к юбилею Корнелии Шляйме (Cornelia Schleime, *1953).
  17. Выставка в Альбертинуме: Художник

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому