Турист larabi
larabi
была сегодня 14:07
Фотоальбом

Музей Гунценхаузера. Часть I. Экспрессионизм.

6 22

Музей Гунценхаузера — самый молодой объект художественных коллекций Хемница. Здесь хранится коллекция мюнхенского галериста доктора. Альфреда Гунценхаузера (Dr. Alfred Gunzenhausers, 1926–2015) — более 3000 работ 270 художников, посвященных искусству рубежа веков около 1900 года, экспрессионизму, новой объективности и абстрактному искусству 20-го века. Владельцем почти всех картин, выставленных здесь является Фонд Гунценхаузера. Коллекция представлена в бывшем здании сберегательной кассы, построенном между 1928 и 1930 годами в стиле новой материальности Фредом Отто и перестроенном в 2007 году компанией Staab Architekten для нового использования в качестве музея.

Музей Гунценхаузера владеет 380 работами художника Отто Дикса и, следовательно, его крупнейшей коллекцией. В музее также хранится одна из крупнейших коллекций экспрессиониста Алексея фон Явленского. Самая большая коллекция выставленных работ также включает работы следующих известных имен: Вилли Баумайстера, Габриэлы Мюнтер, Конрада Феликсмюллера, Сержа Полякова, Уве Лаузена и Йоханнеса Грютцке.

Основные произведения коллекции представлены в постоянно меняющихся экспозициях. Помимо презентации коллекций, проводятся также специальные выставки различных художников, связанных с коллекцией Гунценхаузера, а также выставки современного искусства. Цель музея — выступать не только местом сохранения и консервации искусства, но и пространством общения и источником новых мыслей и идей.

Часто, если на осмотр музея заложено немного времени, то я начинаю сверху. Так и в этот раз сделала.

Мурнау (Murnau)
Мурнау (Murnau)
После многих лет длительных путешествий Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер вернулись в Мюнхен и во время поездки в Верхнюю Баварию в 1908 году открыли для себя живописную деревню Мурнау-ам-Штаффельзее, расположенную в предгорьях Альп. Здесь они покупают дом, который станет важным местом встреч авангарда и сыграет решающую роль в истории “Синего всадника”. В Мурнау Кандинский и Мюнтер провели чрезвычайно творческое и продуктивное время вместе со своими друзьями Алексеем фон Явленским и Марианной фон Веревкиной. Художественная близость Мюнтер и Явленского особенно видна в пейзажах Мурнау. Художники также черпают вдохновение из живописи по стеклу Верхней Баварии с популярными изображениями святых. Они не только украшают стены своего дома картинами “за стеклом” и картинами народного искусства, но и Габриэле Мюнтер изучает эту традиционную технику.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Пейзаж у озера с тремя шаровидными деревьями, около 1909 года. Картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Горы Мурнау, 1909 год. ДВП, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Мурнау - Долина. 1909 г.Масло на фанере.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Без названия (Заболоченный пруд / Moortümpe), около 1934 г. Картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Пейзаж - Мурнау, 1909 г. Картон для рисования, масло.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Пейзажный этюд (набросок), около 1932 г. Картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941)
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941)
Желтый дом - Бордигера, 1914 год. Бумага на фанере, масло.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Красное облако. 1910 год. Картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Горная вершина, 1912 год. Картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Церковный двор (деревня в составе Мурнау). Около 1907/08. Картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Пейзаж Мурнау. Около 1910 г. Картон, масло.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Пейзаж с хижиной на закате, 1908 год. Масло, бумага на картоне.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Головы Алексея фон Явленского.
Головы Алексея фон Явленского.
Примерно в 1912 году Явленский впервые сосредоточился на теме, которая занимала его в художественном отношении на протяжении всей его жизни: человеческом лице. Начиная с так называемых довоенных голов, он на протяжении трех десятилетий будет абстрагировать человеческое лицо от изобразительных портретов до его схематической стилизации, имеющей целью выразить в людях невидимое. Для этого он использует принцип серии произведений, посредством чего постоянно варьирует мотив головы и в медитативном акте сводит содержание и форму к самому элементарному. Начиная с 1918 года Явленский наконец начал серию “Абстрактных голов”, в которых даже области глаз растворяются в конструктивных цветовых областях. Дизайн человеческой головы полностью абстрактен и представляет собой религиозный, внутренний взгляд на дух и душу.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941)
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941)
Грустная девочка (Девочка в розовом платье). 1906 год. Масло на доске для рисования
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941). Мужская голова с повязкой на лбу (Сахаров), около 1913 г. Картон, дерево, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941). Мужская голова с повязкой на лбу (Сахаров), около 1913 г. Картон, дерево, масло.
Сахаров стал первым мужчиной — представителем свободного танца в Европе. В 1910 году он впервые представил свой танец, поставленный по мотивам мифологических сюжетов и картин эпохи Ренессанса. В 1913 году в соавторстве с Кандинским создал авангардную сценическую композицию на музыку Гартмана - “Жёлтый звук”. Настоящая известность пришла к Сахарову в 1922 году, после дебюта в Лондоне.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941)  Портрет танцора(Сахаров), около 1913 г.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941) Портрет танцора(Сахаров), около 1913 г.
Александр Семёнович Сахаров (настоящая фамилия - Цукерман; 13 мая 1886, Мариуполь, Российская империя - 25 сентября 1963, Сиена, Италия) - танцовщик, хореограф, педагог и художник еврейского происхождения. Родился в семье коммерсанта Семена Цуккермана. В 1898 году переехал в Санкт-Петербург. Учился в Императорской академии художеств, приехав в Париж в 1903 году, начал учиться живописи в Академии Жюлиана. Некоторое время был ассистентом актрисы Сары Бернар. Переехав в 1904 году в Мюнхен, начал посещать курсы танца и акробатики. Там же вошел в круг русских художников, был дружен с Моисеем Коганом, Марианной Верёвкиной, Алексеем Явленским, Могилевским. В 1909 году вступил в “Новое Мюнхенское художественное объединение”, в то же время началась его многолетняя дружба с художником Василием Кандинским.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941)
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941)
Сидящая обнаженная с красным веером, около 1909 г. Картон на фанере, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Француженка, 1912 г., Бумага, картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Мессалина, 1912 год. Картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941)
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941)
Лик Спасителя: Послание, 1920. Бумага, картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Гoлoва I, 1922 год. Гoлoва II 1922 г.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Баухаус.
Баухаус.
Баухаус, основанный 1 апреля 1919 года Вальтером Гропиусом (Walter Gropius), уходит своими корнями в революционные настроения после Ноябрьской революции, когда художники и интеллектуалы политизировали себя в духе социализма и создавали видения лучшего будущего. Баухаус становится живой школой идей и полем экспериментов свободного и прикладного искусства, дизайна, архитектуры и педагогики. Его идеи формируются разными героями: Курт Швиттерс (Kurt Schwitters) впервые принял участие в Международном конгрессе дадаистов и конструктивистов в 1922 году и выступил в 1925 году с декламацией своей сонаты «Урлаут». Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky) и Вилли Баумайстер (Willi Baumeister) творчески близки Баухаузу, но отвергают предложенные им профессорские должности. Предполагалось, что Фрица Штукенберга (Fritz Stuckenberg) пригласят в Баухаус в качестве руководителя отдела закупок материалов, но Вальтер Гропиус в конечном итоге отказывается от этого из-за отсутствия у него опыта. Тем не менее, все четыре художника участвуют в проекте издания портфолио Баухауза с графическими листами.
Курт Швиттерс (Kurt Schwitters 1887–1948).
Курт Швиттерс (Kurt Schwitters 1887–1948).
Без названия, 1922 г. Масло, гвозди и картон на доске
Фриц Штукенберг (Fritz Stuckenberg, 1881-1944).
Фриц Штукенберг (Fritz Stuckenberg, 1881-1944).
Композиция с большим красным прямоугольником, около 1926 г. Картон, масло.
Вилли Баумейстер (Willi Baumeister, 1889–1955)
Вилли Баумейстер (Willi Baumeister, 1889–1955)
Поверхностные силы, 1920 г. Холст, масло, карандаш, шпаклевка и песок
Экспрессионизм
Экспрессионизм
Основное внимание в коллекции Альфреда Гунценхаузера занимают произведения немецких экспрессионистов. Экскурсия начинается с работ Паулы Модерсон-Беккер, одной из важнейших представительниц раннего экспрессионизма. В Ворпсведе она рисует преимущественно сельские сцены, не романтические, но и не обвинительные. Ей нравятся простые люди, ее интересуют форма, поверхность и конструкция. Решающее значение для их развития имеют неоднократные поездки во Францию, где Габриэле Мюнтер и Оскар Молль также проводят время, знакомясь с современными авангардными художественными движениями или посещая частные школы живописи. Во Франции, благодаря художникам Барбизона и импрессионистам, отход от официального мира академического искусства произошел еще в середине XIX века. Восхищаясь Анри Матиссом, Оскар Молль даже основал вместе с художником в 1908 году собственную школу живописи - Академию Матисса.
Паула Модерсон-Беккер (Paula Modersohn-Becker, 1876–1907).
Паула Модерсон-Беккер (Paula Modersohn-Becker, 1876–1907).
Четверо детей на фоне пейзажа с болотным каналом. Около 1900 г. Картон, дерево, масло.
Паула Модерсон-Беккер (Paula Modersohn-Becker, 1876–1907).
Паула Модерсон-Беккер (Paula Modersohn-Becker, 1876–1907).
Натюрморт с георгинами и грушами. Около 1903 г. Масло, холст.
Паула Модерсон-Беккер (Paula Modersohn-Becker, 1876–1907).
Паула Модерсон-Беккер (Paula Modersohn-Becker, 1876–1907).
Девушка, прислонившаяся к стволу березы на фоне пейзажа. Около 1902 г. Холст, бумага, масло
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
В Севре, 1906 г. Холст на картоне, масло
Анри-Эмиль-Бенуа Матисс (Henri-Emile-Benoit Matisse, 1869-1954).
Анри-Эмиль-Бенуа Матисс (Henri-Emile-Benoit Matisse, 1869-1954).
Ницца - Кипарисы и оливковые деревья возле Кастель-де-Дез-Руа, 1918 год. Холст на картоне, масло.
Оскар Молль (Oskar Moll, 1875–1947).
Оскар Молль (Oskar Moll, 1875–1947).
Женский портрет, 1916 год. Холст на картоне, масло
Феликс Валлоттон (Félix Vallotton, 1865-1925).
Феликс Валлоттон (Félix Vallotton, 1865-1925).
В Люксембургском саду. 1895 год. Картон, масло.
Жан Доминик Энтони Метцингер (Jean Dominique Antony Metzinger, 1883–1956).
Жан Доминик Энтони Метцингер (Jean Dominique Antony Metzinger, 1883–1956).
Провансальский пейзаж, около 1908 г. Картон, масло.
Альбер Марке (Albert Marquet, 1875–1947).
Альбер Марке (Albert Marquet, 1875–1947).
Холмы Л'Эстак, 1918 г. Масло на холсте
Альбер Марке (Albert Marquet, 1875–1947).
Альбер Марке (Albert Marquet, 1875–1947).
Алжир - Штормовая погода у причала, 1923 г. Масло, дерево.
Мост (Brücke)
Мост (Brücke)
В 1905 году четверо студентов-архитекторов Дрездена решили основать группу художников “Мост” - “Брюке”. Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хекель и Карл Шмидт-Ротлуф родом из Хемница, где последние двое состояли в группе Вулкан (Vulkan), когда еще были студентами, и вместе путешествовали по окрестностям, рисуя, сочиняя стихи и создавая музыку. В Дрездене у молодых художников сложилось представление о себе как о группе с общими намерениями, которое Кирхнер резюмировал в программе, вырезанной на дереве в 1906 году: “К нам принадлежит каждый, кто прямо и неподдельно воспроизводит то, что побуждает их творить”. Этот необязательный текст остается единственным теоретическим обоснованием “Моста”. Вместо интеллектуального углубления творческого акта художники скорее стремятся к практическому содействию свободе и расставанию. В их работах наблюдается изменение живописной манеры в сторону резкого увеличения цвета и упрощенных, застывших форм.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938).
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938).
Сидящая обнаженная в шляпе.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976).
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976).
Натюрморт, 1923 год. Масло на холсте.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938).
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938).
Эрих Хекель и Додо в мастерской, 1910/11 г. Масло на холсте.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938).
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938).
Городская башня, 1911 год. Масло на холсте.
Эрих Хекель (Erich Heckel, 1883–1970).
Эрих Хекель (Erich Heckel, 1883–1970).
Пригород, 1910 г. Пригород. 1910 г. Масло на холсте
Синий всадник.
Синий всадник.
Группа художников “Синий всадник” (“Blauer Reiter”) в некотором смысле представляет собой противоположный полюс группе “Мост” (Brücke). Название происходит от названия альманаха “Синий всадник”, изданного Василием Кандинским и Францем Марком. В своих иллюстрациях он практически полностью отражал авангардное художественное производство Европы. Упоминались и художники “Моста”. Избранные произведения средневековья и раннего Нового времени, а также образцы народного искусства были представлены в наводящих на размышления сравнениях. Сопоставлены африканские, океанические и дальневосточные артефакты. Под названием “Синий всадник” прошло только две выставки, обе в Мюнхене. В них приняли участие и другие художники, такие как Август Маке, Вильгельм Моргнер и Генрих Кампендонк. С началом Первой мировой войны объединение подошло к концу. Однако идеи и концепции “Голубого всадника” продолжали оказывать влияние и впоследствии существенно повлияли на развитие Баухауза и абстрактной живописи.
Вильгельм Моргнер (Wilhelm Morgner, 1891-1917).
Вильгельм Моргнер (Wilhelm Morgner, 1891-1917).
Астральная композиция 1912 год.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Ваза с георгинами на комоде, около 1905 г. Картон, масло.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Осенний цветочный натюрморт, около 1912 г. Картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Красный натюрморт с кувшином фиалки, 1910 г. Картон, масло.
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky, 1864-1941).
Красный стол. Oколо 1907 г.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Яблоки на синем. 1908 г. Картон, масло.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Натюрморт с вазами, бутылками и ветками рябины, 1908/09. Картон, масло.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877–1962).
Натюрморт с Мадонной и чайником, 1912/13.
Август Маке (August Macke, 1887 - 1914).
Август Маке (August Macke, 1887 - 1914).
Восточная пара, 1910 г. Масло на дереве.
Август Маке (August Macke, 1887 - 1914).
Август Маке (August Macke, 1887 - 1914).
Портрет головы жены художника, 1912 г. Масло на холсте. Частная коллекция, предоставлена Художественным коллекциям Хемница.
  1. Прогулки по Хемницу. Часть I. Традиции и современность в захватывающих контрастах
  2. Музей Художественных собраний на Театральной площади. Часть I.
  3. Музей Художественных собраний на Театральной площади. Часть II.
  4. Междугородный автовокзал Хемница (Omnibusbahnhof)
  5. Бётчер-Бау (Böttcher-Bau) — главное здание Технологического университета Хемница
  6. Центральная университетская библиотека Хемница
  7. Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг
  8. Большой зал музея Шлоссберг с выставкой об истории Хемница
  9. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть I.
  10. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть II.
  11. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть III
  12. Протестантская церковь Св. Якова в Хемнице.
  13. Музей Гунценхаузера. Часть I. Экспрессионизм.
  14. Музей Гунценхаузера. Часть II. Между абстракцией и реализмом
  15. Музей Гунценхаузера. Часть III. Абстракция после 1945 года
  16. Музей Гунценхаузера. Часть IV. Поп-арт.
  17. Прогулки по Хемницу. Часть III. По дороге в музей Гунценхаузера
  18. Вилла Эше в Хемнице
  19. Индустриальный музей. Часть I: «Детские мечты о мобильности»
  20. Индустриальный музей Хемница. Часть II: Серебряная лента

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому