Турист larabi
larabi
была сегодня 14:07
Фотоальбом

Музей Художественных собраний на Театральной площади. Часть I.

Хемниц — Германия Февраль 2024
6 35

Этим фотоальбомом начинаю цикл рассказов о саксонском городе Хемнице. Впервые я попала туда в 2012 году, когда там проводилась выставка «Передвижники — художники русского реализма», на которой были представлены 90 работ из Третьяковской галереи и Русского музея. Многие из них демонстрировались в Германии впервые.

Экспозиция рассказывала творческой деятельности передвижников — участников Товарищества художественных передвижных выставок: Ивана Шишкина, Ильи Репина, Владимира Маковского, Ивана Крамского, Исаака Левитана, Валентина Серова, Василия Сурикова, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи.

Я в Третьяковской галерее и Русском музее не была, поэтому поехала на выставку не раздумывая. Были с друзьями, получили огромное удовольствие и надежду, что такие обмены выставками продолжатся, т. к.выставка анонсировалась, как пролог к «перекрёстным» Годам России в Германии и Германии в России, которые открывались в середине 2012 года и должны были проходить под девизом: «Россия и Германия — вместе строим будущее».

К сожалению, в тот раз с самим городом мы знакомиться не стали и вот вторая попытка. Снова начну с музея Художественных собраний на Театральной площади, расположенного здесь с 1906 года (Kunst·Sammlungen am Theaterplatz). Здесь представлены живопись, рисунок и скульптура.

Совет: городские музеи Хемница в первую пятницу месяца открыты для посещения бесплатно. (Хотя цены пока вполне умеренные).

На момент моего посещения были открыты первый и третий этажи, а на втором готовилась временная выставка, на которую мы ещё может быть заглянем.

В этой части прогуляемся по залам первого этажа. Здесь, конечно, не всё, но многое.

Начнём с Зала романтизма и модернизма.

Музей Художественных собраний на Театральной площади
Музей Художественных собраний на Театральной площади
Зал романтизма и модернизма.
Зал романтизма и модернизма.
Макс Слефогт (Max Slevogt,1868–1932). Дама в коричневом (Эльза Берна/Else Berna), 1908. Холст, масло. Приобретено у художника в 1922 году. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Макс Слефогт (Max Slevogt,1868–1932). Дама в коричневом (Эльза Берна/Else Berna), 1908. Холст, масло. Приобретено у художника в 1922 году. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Гордая, чувственная и уверенная в себе девушка смотрит в зал словно со сцены. На картине изображена актриса театра и кино Эльза Берна, которая, помимо прочего, выступала в качестве певицы в берлинском театре “Метрополь” в период с 1906 по 1908 год, а позже снималась в фильмах с Эмилем Яннингсом и Полой Негри. Слефогт изображает молодую женщину в коричневом костюме, отделанном боа из перьев, в роскошной шляпе, элегантных перчатках и мягко струящейся блузке. Ее пристальный взгляд приводится в движение живописными, страстными и легкими мазками. Шедевр Слефогта, который вместе с Максом Либерманом и Ловисом Коринтом входит в триумвират немецкого импрессионизма.
Ричард Данн (Richard Dunn, *1944). Еда + Яд №6, 2004. Холст, акрил. Пожертвовано художником в 2007 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Ричард Данн (Richard Dunn, *1944). Еда + Яд №6, 2004. Холст, акрил. Пожертвовано художником в 2007 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Генри ван де Вельде (Henry van de Velde, 1863-1957) мануфактура Рейнхольд Ханке в Хёре(Höhr). Жардиньера, 1903. Керамогранит, бежевый корпус, полевошпатовая глазурь с оксидом титана. Приобретено в 1957 г. из частной собственности.   KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNI
Генри ван де Вельде (Henry van de Velde, 1863-1957) мануфактура Рейнхольд Ханке в Хёре(Höhr). Жардиньера, 1903. Керамогранит, бежевый корпус, полевошпатовая глазурь с оксидом титана. Приобретено в 1957 г. из частной собственности. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNI
Георг Герман Гельбке (Georg Hermann Gelbke, 1882–1947). Мальчики перетягивающие канат. Около 1911 г. Холст, масло. В 1916 г. передано Королевским министерством внутренних дел, Дрезден.
Георг Герман Гельбке (Georg Hermann Gelbke, 1882–1947). Мальчики перетягивающие канат. Около 1911 г. Холст, масло. В 1916 г. передано Королевским министерством внутренних дел, Дрезден.
В неравных пропорциях девять юношей проверяют свои силы в перетягивании каната. Уравновешенные цвета картины и гармоничные, почти танцевальные движения мальчиков образуют уравновешенную общую композицию с дюнным пейзажем за ними. Художник, родившийся в Рохлице в 1882 году, с детства страдал двойным искривлением позвоночника, ограничивавшим его свободу движений. Обучаясь в Академии в Дрездене, он несколько лет жил в Хемнице и стал членом группы художников Хемница. Большая часть его работ была уничтожена во время бомбардировки Дрездена 13 февраля 1945 года.
Франц фон Штук (Franz von Stuck , 1863-1928). Весенний танец. Ок.1910 года. Холст, масло. Приобретено в 1987 году в Антикварной галерее Государственной художественной торговли, Карл-Маркс-Штадт (Хемниц). KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Франц фон Штук (Franz von Stuck , 1863-1928). Весенний танец. Ок.1910 года. Холст, масло. Приобретено в 1987 году в Антикварной галерее Государственной художественной торговли, Карл-Маркс-Штадт (Хемниц). KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Весенний танец - популярный мотив в живописной образности символизма. Дионисический мир (Ницше) вдохновлял художников и находил выражение в изображениях танца и песни. Идеальный опыт счастья происходит здесь, в мире грез аркадского пейзажа. Движения четырех танцующих женщин передают беззаботную радость жизни. Типичным для формального языка модерна является интерес художника к изображению развевающихся одежд, развевающихся вуалей и волос. Одежда танцоров, сияющая основными цветами, кажется прозрачной.
Пауль Штурм (Paul Sturm, 1859–1936). Женский бюст, 1906 г. Мрамор. Пожертвование 1910 г. от Общества друзей искусства Хемница. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Пауль Штурм (Paul Sturm, 1859–1936). Женский бюст, 1906 г. Мрамор. Пожертвование 1910 г. от Общества друзей искусства Хемница. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Это вторая скульптура, попавшая в художественную коллекцию Хемница в 1910 году. Инвентарный номер № 1 принадлежит рельефу с танцовщицей работы Ганса Хартмана. Оба произведения указывают на повторное открытие древней скульптуры и техник эпохи Возрождения в сочетании с элегантными линиями модерна. Полихромия цветного мрамора. Прическа и одежда, опущенная голова, отсутствие иконографического мотива свидетельствуют о том, что Штурм хотел создать идеализированный портрет женщины как своеобразную оду красоте. Здесь он подражает своему кумиру Максу Клингеру.
Пауль Вольдемар Лейтериц (Paul Woldemar Leiteritz, 1878–1915). J.H.G. Rau & Sohn, Дрезденская лыжная ассоциация Саксонии, первая гонка ассоциации, 1908 год. Цветная литография. Пожертвование Общества художественных ремёсел Хемница . -/- 

Адольф Карпеллюс (Adolf Karpellus, 1860-1919) Общество полиграфической промышленности, Вена VI. Туристические товары Stubai от кооператива Fulpmes (Тироль). 1911. Цветная литография. Пожертвование Общества художественных ремёсел Хемница.
Пауль Вольдемар Лейтериц (Paul Woldemar Leiteritz, 1878–1915). J.H.G. Rau & Sohn, Дрезденская лыжная ассоциация Саксонии, первая гонка ассоциации, 1908 год. Цветная литография. Пожертвование Общества художественных ремёсел Хемница . -/- Адольф Карпеллюс (Adolf Karpellus, 1860-1919) Общество полиграфической промышленности, Вена VI. Туристические товары Stubai от кооператива Fulpmes (Тироль). 1911. Цветная литография. Пожертвование Общества художественных ремёсел Хемница.
Макс Либерман (Max Liebermann, 1847–1935). Прогулка в церковь в Ларене (Kirchgang zu Laren), 1898 г. Бумага, пастель. Бумага, пастель. Пожертвование 1912 года Бруно Либе, Дрезден. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ
Макс Либерман (Max Liebermann, 1847–1935). Прогулка в церковь в Ларене (Kirchgang zu Laren), 1898 г. Бумага, пастель. Бумага, пастель. Пожертвование 1912 года Бруно Либе, Дрезден. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ
Пастельная “Прогулка в церковь в Ларене”, попавшая в коллекцию в 1912 году в качестве подарка от друга искусства Бруно Либе из Дрездена, была нарисована Либерманом в 1898 году как повтор одноименной картины. Пастель является не только живописью, но и типичным примером медленного растворения натуралистического пленэризма в атмосферной и размытой природе типичной техники импрессионистской живописи. Нидерланды были для Либерман родиной в живописи. Особенно он любил город художников Ларен, к востоку от Амстердама. Впервые он побывал там в 1884 году, тогда это был его медовый месяц с юной Мартой Марквальд (Martha Marckwald)
Шарль Ж. Пальми (Charles J. Palmié, 1863–1911). Пейзаж, без даты (до 1909 г.) Масло на холсте. 1909 г. Дар художника 1909 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Шарль Ж. Пальми (Charles J. Palmié, 1863–1911). Пейзаж, без даты (до 1909 г.) Масло на холсте. 1909 г. Дар художника 1909 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Оскар Цвинчер (Oskar Zwintscher, 1870–1916). Адель в роли невесты, 1897. Холст, масло. Пожертвование 1917 года наследников Пауля Райнекера. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Оскар Цвинчер (Oskar Zwintscher, 1870–1916). Адель в роли невесты, 1897. Холст, масло. Пожертвование 1917 года наследников Пауля Райнекера. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Цвинчер рисует свою 25-летнюю невесту Адель в полу портрете, сидящей на идиллическом цветочном лугу, в окружении небольшого ручья, берез, голубого неба и бабочек. которые тщательно фиксируются. Проницательный взгляд Адель кажется меланхоличным. Ее светло-фиолетовое платье простое, с широким воротником и рукавами-фонариками. Цвинчер развивает пространственную глубину не с помощью перспективных линий, а через чередование различных элементов изображения. С другой стороны, он выводит молодую невесту очень близко к переднему плану, практически за пределы пространства картины. Картина является аналогом “Автопортрета со смертью” 1897 года.
Георг Фридрих Керстинг (Georg Friedrich Kersting, 1785-1847) Художник Маттэй в своей мастерской. 1812 г. Холст, масло. Приобретен из частной собственности в 1956 г. -/- Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн (Carl Christian Vogel von Vogelstein, 1788-1868).
Георг Фридрих Керстинг (Georg Friedrich Kersting, 1785-1847) Художник Маттэй в своей мастерской. 1812 г. Холст, масло. Приобретен из частной собственности в 1956 г. -/- Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн (Carl Christian Vogel von Vogelstein, 1788-1868).
Георг Фридрих Керстинг создает несколько картин, в которых художник и его работы являются центральными мотивами. В 1812 году он написал картину с директором Дрезденской художественной академии Иоганном Фридрихом Маттэем (Johann Friedrich Matthäi, 1777-1845). Он известен своими портретами и историческими картинами в стиле классицизма, который в то время также преподавался в Дрездене. В центре картины Маттэй сидит перед мольбертом и сосредоточенно работает над своей картиной. Рисующую руку поддерживают палочкой с краской, которую крепко удерживает другая рука, чтобы влажная краска не размазывалась по холсту. Другая утварь — на столе и на полу: стеклянные баночки с красками, жестянка с тампонами и коробочка с кистями. Справа - большой холст, возможно, предназначенный для мифологической истории. На заднем плане можно увидеть частично затемненное окно, два гипсовых бюста на стене и справа от окна стол, на котором стоит группа реалистичных статуэток. -/- На портрете изображен художник и археолог Отто Магнус барон фон Штакельберг (Otto Magnus Freiherr von Stackelberg, 1787-1837). Он сидит в представительной позе с папкой для рисования и ручкой перед впечатляющими руинами греческого храма. Это храм Аполлона Эпикура недалеко от Басс на Пелопоннесе в Греции, который барон помог обнаружить. Его рисунки и исследования, а также его знания греческой и римской античности высоко ценились. Изображенный человек стал соучредителем Немецкого археологического института в Риме. Сама картина была создана в Дрездене в 1831 году не менее уважаемым художником и портретистом Фогелем, возведенным в дворянство королем Саксонии.
Клара фон Сиверс, урожденная Крюгер (Clara von Sivers, geb. Krüger, 1854–1924). Цветы, 1877 г. Холст, масло. Пожертвование Георга Бодемера до 1907 года. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Клара фон Сиверс, урожденная Крюгер (Clara von Sivers, geb. Krüger, 1854–1924). Цветы, 1877 г. Холст, масло. Пожертвование Георга Бодемера до 1907 года. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
В 1873 году ещё юная художница восхищала своих современников в Киле выставками своих больших картин с изображением цветов, птиц и фруктов. Изысканная композиция, богатство деталей и виртуозность исполнения характеризуют и букет цветов на деревянном заборе, создающий эффект обманки; обманчиво реальная иллюзионистская картина, которая предполагает трехмерность через перспективное представление. В конце 1875 года талантливая художница вместе со своими сестрами основала школу живописи, где обучала молодых женщин. Она вышла замуж, снова рассталась и осталась верна живописи, в то же время все больше сосредотачиваясь на художественном творчестве.
Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858–1925). Сирень и тюльпаны, 1922. Холст, масло. Приобретена в 1931 году в аукционном доме Рудольфа Лепке, Берлин. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858–1925). Сирень и тюльпаны, 1922. Холст, масло. Приобретена в 1931 году в аукционном доме Рудольфа Лепке, Берлин. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Художник Ловис Коринт — один из главных представителей импрессионизма в Германии. Тогдашний директор Фридрих Шрайбер-Вейганд приобрел три картины художника для художественной коллекции Хемница в 1920-х годах. Две из них были конфискованы в 1937 году в рамках кампании национал-социалистического дегенеративного искусства. Сейчас они находятся в музеях Берлина и Дармштадта. Сохранившаяся картина “Сирень и тюльпаны” - единственное свидетельство живописного мастерства немецкого импрессиониста в коллекции Хемница. В последние годы жизни Коринф все чаще писал натюрморты с цветами. Быстро и уверенно поставленные мазки, богатая палитра – свидетельство богатой жизни живописца. Композиция из двух букетов сирени и тюльпанов была создана в берлинской квартире женой Коринфа Шарлоттой. Коринт добавил к подписи художника слева в верхней части картины, чтобы все могли ее прочитать, надпись “s/l Petermanchen” — благодарность художника своему партнеру. Зашифровано ее домашним прозвищем.
Беате Хорниг (Beate Hornig, *1958). Ах, забота, 2021. Роспись за запечённым стеклом, акрил и ткань на картоне. В 2023 году подарено художницей. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Беате Хорниг (Beate Hornig, *1958). Ах, забота, 2021. Роспись за запечённым стеклом, акрил и ткань на картоне. В 2023 году подарено художницей. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Она изображена распятой в длинном одеянии, с бородой и коронованной. Ее называют Кюммернисе/Вильгефортис, и легенда об этой вымышленной мученице берет свое начало в позднем средневековье и повествует об обращенной дочери языческого короля, которая пыталась избежать принудительного брака. Её молитвы стать уродливой, чтобы избежать брака с язычником, были услышаны. У неё выросла борода. Затем разгневанный отец казнил ее через распятие. Беате Хорниг рассказывает эту историю довольно своеобразно, в традиции обратной росписи по стеклу, которую она покрывает тканями. Эта техника, пришедшая из народного искусства, была заново открыта, в частности, художниками “Синего всадника”. Хорниг родилась в Циттау в 1958 году и живет уединенно в Оппахе в Лужицах. Бывший театральный художник дрезденской оперы Земпера и садовник средней квалификации с 2003 года работает фрилансером. Первые картины за стеклом были написаны художницей в 1996 году и широко выставлялись в Дрездене, сначала в 2020 году, а совсем недавно в 2022 году.
Фердинанд фон Райский (Ferdinand von Rayski, 1806-1890). Портрет Конрада фон Позерна (Konrad von Posern), 1851 г. Холст, масло. Приобретена из частной собственности в 1936 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Фердинанд фон Райский (Ferdinand von Rayski, 1806-1890). Портрет Конрада фон Позерна (Konrad von Posern), 1851 г. Холст, масло. Приобретена из частной собственности в 1936 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Мальчик стоит в полный рост на переднем плане картины, засунув руки в карманы и глядя в пространство. Его обрамляют каменно-серые ворота, ведущие во тьму. Почти девятилетний мальчик одет в темно-синие брюки, серую рубаху с черным поясом и черный галстук. В глаза бросается упавший, разбитый цветочный горшок на полу рядом с ним. Фердинанд фон Райский нарисовал мальчика по поручению родителей в замке Пульсниц, уже после его ранней смерти. Ребенок умер от скарлатины. Таким образом, портрет представляет собой памятное изображение, которое не только служит личным напоминанием, но и выполняет репрезентативную функцию для родовой галереи саксонской дворянской семьи, пока в 1926 году он не попал в сферу торговли произведениями искусства.
Густав Шаршмидт (Gustav Schaarschmidt), Лимбах-Оберфрона. Женские перчатки, 1875-1948 гг.
Густав Шаршмидт (Gustav Schaarschmidt), Лимбах-Оберфрона. Женские перчатки, 1875-1948 гг.
Юлиус Шольц (Julius Scholtz, 1825–1893). Портрет Элены Терезы, графини Эйнзидель-Волькенбургской, урожденной Кейселиц, 1874 г. Масло на холсте. Приобретен из частной собственности в 1928 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Юлиус Шольц (Julius Scholtz, 1825–1893). Портрет Элены Терезы, графини Эйнзидель-Волькенбургской, урожденной Кейселиц, 1874 г. Масло на холсте. Приобретен из частной собственности в 1928 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
На снимке изображена 22-летняя графиня Эйнзидель-Волькенбург (Gräfin von Einsiedel-Wolkenburg, 1852-1907). Когда она вышла замуж в 1872 году, ее приняли во влиятельную семью фон Эйнзидель и она жила в замке Волькенбург. На ней великолепное белое платье, соответствующее моде ранней вильгельминской эпохи. Бесчисленные бантики, ленты и нежное кружево эффектно украшают белизну ткани. Художник умело сопоставляет тончайшие оттенки белого и играет блеском шелка. Тюль и свет. Нежное и очаровательное лицо. Семейную собаку можно увидеть в левом нижнем углу снимка с лайковыми перчатками в зубах.
Густав Адольф Фридрих (Gustav Adolf Friedrich, 1824–1889). В Саксонской Швейцарии, 1874 год. Холст, масло. Пожертвование 1875 г. от Фонда Хентиан (Hentian Foundation), Дрезден. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Густав Адольф Фридрих (Gustav Adolf Friedrich, 1824–1889). В Саксонской Швейцарии, 1874 год. Холст, масло. Пожертвование 1875 г. от Фонда Хентиан (Hentian Foundation), Дрезден. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
В ярком и теплом летнем свете небольшая группа туристов, отправляющихся в загородную поездку, пересекает поразительный участок леса и скал в Саксонской Швейцарии, возможно, очень близко к “Шведских дыр”, недалеко от Бастая. Картина полна деталей, как в пейзаже, фигурах, так и в мотивах. Автор картины - сын Каспара Давида Фридриха, 1824 года рождения, с 1840 года посещавший Дрезденскую академию. Талантливый Адольф Фридрих добился большого успеха, особенно в своих картинах с лошадьми. Картина попала в коллекцию Кунстхютте Хемница Sammlung der (Kunsthütte Chemnitz) через год после создания.
Эрнст Фердинанд Эме (Ernst Ferdinand Oehme, 1797–1855). Пейзаж близ Максена с видом на Эльбские песчаниковые горы, 1838. Холст, масло. Приобретено в 1949 году на художественной выставке Герстенбергера в Хемнице.  KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Эрнст Фердинанд Эме (Ernst Ferdinand Oehme, 1797–1855). Пейзаж близ Максена с видом на Эльбские песчаниковые горы, 1838. Холст, масло. Приобретено в 1949 году на художественной выставке Герстенбергера в Хемнице. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Дрездец Эрнст Фердинанд Эме учился в местной академии, в частности, у Каспара Давида Фридриха (1774-1840), художника, чьи работы вдохновили Эме на создание религиозных пейзажей. Как и его учитель, Эме часто ездит в поездки по окрестностям Дрездена, чтобы изучить диапазон его мотивов, расширить и тренировать свой глазомер. При этом он отказывается от его возвышенной концепции ландшафта и вместо этого разрабатывает более современную и реалистичную концепцию ландшафта. Данная картина является красноречивым примером. который основан на исследованиях, которые он проводил недалеко от деревни Максен. На заднем плане виднеется идеалистически нарисованная панорама Эльбских песчаниковых гор, которую можно увидеть с Максена. Настоящий действующий завод по производству извести и связанный с ним карьер можно увидеть в центре или на переднем плане изображения. Они сознательно нарисованы современными ориентирами, документирующими поэтизированный саксонский пейзаж на ранней стадии индустриализации в конце 1830-х годов.
Вильгельм Трюбнер (Wilhelm Trübner, 1851-1917) Помона, 1899. Картон, масло. Приобретено в 1925 году у Пауля Кассирера, Берлин. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Вильгельм Трюбнер (Wilhelm Trübner, 1851-1917) Помона, 1899. Картон, масло. Приобретено в 1925 году у Пауля Кассирера, Берлин. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Во время своего пребывания в Мюнхене Вильгельм Трюбнер принадлежал к так называемому кружку Лейбла (Leibl-Kreis). Стилистически его работы принадлежат к движениям реализма, натурализма и позднего импрессионизма. Лишь около 1900 года Трюбнер, после многих лет уступок вкусу вильгельминского стиля, вновь открыл свой личный стиль, демонстрируемый обнаженной Помоной 1899 года, выполненной свободной, рыхлой кистью и широкими плоскими мазками. В легенде из “Метаморфоз” Овидия Помона - богиня древесных плодов и жена бога сада и поля Вертума, с которым она вместе охраняет поля и защищает плодоводство. В ханжестве Вильгельминской империи нагая натура была приемлема только в мифологическом контексте, тем более, что моделью здесь выступила жена художеика - Алиса Трюбнер.
Макс Клингер (Max Klinger, 1857-1920) Кассандра, 1895 г., отливка по 1903 г. Бронза. Пожертвование 1995 г. Эрдмута Остманна-фон-Девица.  KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Макс Клингер (Max Klinger, 1857-1920) Кассандра, 1895 г., отливка по 1903 г. Бронза. Пожертвование 1995 г. Эрдмута Остманна-фон-Девица. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Кассандра, дочь троянского царя Приама, обладала даром предвидения, данным ей Аполлоном. Однако, поскольку она отвергла бога, он наложил на нее проклятие, лишившее убедительности ее предсказаний гибели. Так что Кассандра напрасно предупреждала свой народ о падении Трои. На бюсте провидицы Клингер полностью концентрируется на наклоне головы, выражении глаз и ее заплетенных, старинного вида волосах. Есть и другие бронзовые слепки бюста. Первоначально Клингер изобразил Кассандру в виде полуфигуры из полихромного мрамора. Я её вам показывала в Лейпцигском музее изящных искусств (MdbK).
Йохан Кристиан Клаузен Даль (Johan Christian Clausen Dahl, 1788–1857). Берег близ Кастелламаре в утреннем тумане, 1822. Холст на картоне, масло. Приобретена в 1937 году на художественной выставке Герстенбергера в Хемнице. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Йохан Кристиан Клаузен Даль (Johan Christian Clausen Dahl, 1788–1857). Берег близ Кастелламаре в утреннем тумане, 1822. Холст на картоне, масло. Приобретена в 1937 году на художественной выставке Герстенбергера в Хемнице. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
В 1818 году мир искусства Дрездена был поражен, когда художник, родившийся в Бергене (Норвегия), поселился в этом городе. Он впечатлял необыкновенно новыми, монументальными пейзажами и уверенным нанесением краски. Чуть позже он стал членом и профессором Королевской академии изящных искусств в Дрездене. Картина основана на его годовом путешествии по Италии с 1820 по 1821 год. Этот мотив он нашел в Неаполитанском заливе, недалеко от Везувия. Восходящее солнце все еще осторожно светит сквозь утренний туман и освещает тихую сцену. Рыбаки готовят сети в небольшой бухте рядом с одной из типичных сторожевых башен региона.
Освальд Ахенбах (Oswald Achenbach, 1827-1905) Сцена на пляже, без даты. Масло на холсте. Наследие Марии Магдалины Клаус, 1923 год, Хемниц. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Освальд Ахенбах (Oswald Achenbach, 1827-1905) Сцена на пляже, без даты. Масло на холсте. Наследие Марии Магдалины Клаус, 1923 год, Хемниц. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Пляжная сцена оставляет впечатляющее впечатление от его пребывания на юге. Оживленный берег на переднем плане. Высокие здания вдоль залива и облачное небо сияют особым итальянским светом. В то время как дома, выстроенные вплотную друг к другу от правого края картины до середины картины, и очертания пейзажа погружаются в легкую пелену дымки, различные группы людей и лодки на пляже ясны и подчеркнуты яркими цветами. Художник Освальд Ахенбах родился в Дюссельдорфе в 1827 году и умер там же в 1905 году. Прежде чем преподавать пейзажную живопись в Дюссельдорфской академии художеств в 1863–1872 годах, он также закончил там свое обучение в 1835–1841 годах. Многие поездки он совершил не только по Германии, Швейцарии или Голландит, но и несколько раз по Италии.
Рудольф Шустер (Rudolf Schuster, 1848-1902). Зимний день на Эльбе, 1897 г. Холст, масло. Приобретено у художника в 1897 году. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Рудольф Шустер (Rudolf Schuster, 1848-1902). Зимний день на Эльбе, 1897 г. Холст, масло. Приобретено у художника в 1897 году. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
На картине изображен туманный, прохладный зимний день, передающий необыкновенную тишину. Темная и могучая быстрая Эльба определяет ритм равномерного сбалансированного движения. Отдельные льдины следуют по течению реки. Берега граничат со скалистыми склонами Саксонской Швейцарии. Узкая заснеженная дорога ведет к домам, пристани и шлагбауму на пограничной станции из Саксонии в Богемию. Группы людей прибывали на повозках, пешком, на лодках или на деревянных плотах, и некоторые из них садились отдохнуть и защититься от непогоды. На правом берегу реки из густого серого тумана появляется поезд. Рудольф Шустер учился в Дрезденской академии, в том числе шесть лет в студии Людвига Рихтера. В походах со своим учителем и друзьями-студентами по сельской местности Саксонии и Богемии он изучал особенности окружающей среды и воспроизводил их в своем реалистическом стиле живописи, используя точную технику живописи.
Себастьян Ример (Sebastian Riemer, *1982). SGLS, 2020. Пигментная печать, ламинация на алюминии.  KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ, LEIHGABE DES KÜNSTLERS
Себастьян Ример (Sebastian Riemer, *1982). SGLS, 2020. Пигментная печать, ламинация на алюминии. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ, LEIHGABE DES KÜNSTLERS
Эта фотография является точным воспроизведением оригинальной картины парусного корабля работы Каспара Давида Фридриха, сфотографированной здесь, на месте. Запись была перевернута при дальнейшей цифровой обработке и напечатана в исходном формате. Даже если визуальная ДНК оригинала осталась нетронутой и ни один пиксель не был перемещен, возникло другое изображение со своим собственным наводящим эффектом: корабль-призрак, путешествующий по туманным водам. В своей работе Себастьян Ример занимается репродукционной фотографией и ставит под сомнение ее технические параметры. Исторические процессы часто приводят к ошибкам или существенным изменениям. В цифровой фотографии технических и концептуальных решений достаточно, чтобы с помощью одного кадра получить совершенно разные результаты изображения. А вот оригинал - центральная картина этого зала - Парусник Каспара Давида Фридриха ((Caspar David Friedrich, 1774-1840) Парусный корабль, около 1815 г. Холст, на фанере, масло. 1930 г. Приобретено на аукционе Ball Graupe, Берлин. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.) уже в пути. По случаю 250-летия Каспара Давида Фридриха в 2023–2025 годах пройдут многочисленные выставки, посвященные великому немецкому художнику-романтику. Появляется много новых исследовательских проектов по истории искусства. Парусник из Художественной коллекции Хемница – одно из выдающихся произведений художника. Он стал знаменитой иконой. Несмотря на то, что ее не будет на презентации коллекции нашего музея, мы рады, что в ближайшие несколько месяцев картина будет выставлена в Винтертуре и Гамбурге.
Андреас Ахенбах (Andreas Achenbach, 1815–1910). Пейзаж после грозы, 1855 г. Холст, масло. Пожертвование 1899 года Луи Уле, Дрезден. KUNST SAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Андреас Ахенбах (Andreas Achenbach, 1815–1910). Пейзаж после грозы, 1855 г. Холст, масло. Пожертвование 1899 года Луи Уле, Дрезден. KUNST SAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Андреас Ахенбах был одним из известных художников 19 века в Европе. И занимает видное место среди ведущих представителей Дюссельдорфской школы живописи. С почти фотографической точностью он использует тонко нюансированную палитру, чтобы заморозить в своей картине быстро меняющийся свет и трансформируемость неба после грозы. Бушующий рев водопада буквально слышен. Близлежащие фермерские дома стоят посреди пышной растительности. Со сдержанным пафосом Ахенбах драматизирует сиюминутные явления движущейся природы, чтобы инсценировать их для своего зрителя.
Иоганн Христиан Кленгель (Johann Christian Klengel, 1751-1824). Кораблекрушение, около 1820 г. Холст, масло. Приобретено в 1929 году на Художественной выставке А. Блюменрайха, Берлин. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Иоганн Христиан Кленгель (Johann Christian Klengel, 1751-1824). Кораблекрушение, около 1820 г. Холст, масло. Приобретено в 1929 году на Художественной выставке А. Блюменрайха, Берлин. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
На картине “Кораблекрушение” художника Иоганна Христиана Кленгеля, родившегося в Кессельдорфе в 1751 году, изображено бурное море, с вздывающимися высокими волнами и темными грозовыми облаками. В правой половине снимка видна лишь мачта корабля, уже потерпевшего крушение у берега. В то время как некоторым членам экипажа удалось спастись в спасательной шлюпке, другие попытались спастись на скалистом уступе. Особенно незащищенным является моряк в одной белой рубашке, который стоит на скале с поднятой рукой и зовет на помощь. В середине этого драматического изображения темный облачный покров в верхней половине изображения, кажется, постепенно рассеивается. Кленгель был выдающимся саксонским художником-пейзажистом. Рисовальщик и офортист. Произведение искусства “Кораблекрушение”, созданное около 1820 года, является одной из последних картин Кленгеля, умершего в Дрездене в 1824 году.
Огюст Роден (Auguste Rodin, 1840–1917). Поднятая рука, после 1900 г. / отливка 1913 г. Бронза. Приобретено в 1913 году на XI художественной выставке, Мюнхен. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Огюст Роден (Auguste Rodin, 1840–1917). Поднятая рука, после 1900 г. / отливка 1913 г. Бронза. Приобретено в 1913 году на XI художественной выставке, Мюнхен. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Эту необычную скульптуру “Поднятая рука” неоднократно подозревали и описывали как возможное исследование рук жителей Кале (1884–1888 гг., впервые установлено в Кале в 1895 г.). Однако это скорее бесцельное исследование, направленное на художественное изучение выражения боли и насилия, перенесенных исключительно в мышечной игре руки. Впервые выставленный в 1896 году в виде небольшой версии высотой всего 14,2 см, Роден монументализировал руку в своей первой бронзовой отливке в 1911 году. Эти образцы имеют основание, отлитое в виде усеченного конуса, что придает руке устойчивость и, таким образом, позволяет скульптуре существовать. как самостоятельное существо, как и задумал Роден, показывая полноценную работу. В коллекции произведений искусства Хемница находится один из четырех экземпляров, отлитых в 1913 году в Фонде Алексиса Рюдье в Париже.
Экспрессионизм и современность
Экспрессионизм и современность
Карл Шмидт-Ротлуф и Мост .
Карл Шмидт-Ротлуф и Мост .
Карл Шмидт-Ротлуф – ключевой представитель немецкого экспрессионизма. Он родился в Хемнице (Ротлуфф) и сейчас считается самым значимым художником города на международном уровне. В 1905 году он вместе со своими друзьями Фрицем Блейлем (Fritz Bleyl), Эрнстом Людвигом Кирхнером (Ernst Ludwig Kirchner) и Эрихом Хеккелем (Erich Heckel), основал в Дрездене группу художников “Мост” (“Brücke”). Кирхнер и его школьный друг Хекель, также выросли в Хемнице, поэтому Хемниц считается ядром моста. Шмидт-Ротлуфф, художник-самоучка, выступал за свободное, неакадемическое искусство. Это должно непосредственно выражать связь жизни, опыта и творчества. В художественных коллекциях Хемница находится одна из крупнейших коллекций его живописи и графики. Еще в начале 1920-х годов музей и его директор Фридрих Шрайбер-Вейганд поддерживали тесные и постоянные отношения с Карлом Шмидт-Ротлуфом. В сделанной здесь подборке представлены важные картины и документы художника со всех этапов его творчества, репрезентативные работы художников Брюке и представителей классического модернизма из коллекции. Впервые на выставке представлена изысканная деревянная скульптура Эриха Хеккеля “Стояние” (1920 г.), недавно приобретенная для художественной коллекции Хемница.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Деревенский дом в Остерхольме, 1906 год. Картон, масло. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ LENGABE DER SPARKASSE CHEMNITZ.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Деревенский дом в Остерхольме, 1906 год. Картон, масло. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ LENGABE DER SPARKASSE CHEMNITZ.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Садовая улица ранним утром, около 1906 г. Картон, масло Приобретено из частной собственности в 2015 году. Приобретено при поддержке города Хемница, Представителя Федерального правительства по культуре
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Садовая улица ранним утром, около 1906 г. Картон, масло Приобретено из частной собственности в 2015 году. Приобретено при поддержке города Хемница, Представителя Федерального правительства по культуре
На картине показано, что тогда было на Садовой улице (Gartenstraße) в сегодняшнем районе Рабенштайн в Хемнице, который находился всего в нескольких сотнях метров от дома родителей Шмидта-Ротлуфа. Здесь была типичная пригородная застройка с преимущественно одноэтажными особняками, небольшими фермами и садовыми центрами. После схематичных ранних работ до 1905 года художник вступил в экспериментальную фазу с более мощной манерой письма и более интенсивным выбором цветов. В этой картине доминирует дорога примерно клиновидной формы, выполненная в светлых пастельных тонах, ведущая от нижнего левого края картины к центру картины. Две опоры электропередачи справа на снимке организуют композицию вертикально и придают ей высоту.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Резчик по дереву (Свет лампы), ок.1906. Холст, масло. Приобретена из частной собственности в 1976 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Резчик по дереву (Свет лампы), ок.1906. Холст, масло. Приобретена из частной собственности в 1976 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ
Шмидт-Ротлуф вернулся в Дрезден осенью 1906 года после своего летнего пребывания в течение нескольких недель на острове Альсен в Балтийском море. В это время вместе с другими художниками “Моста” он попробовал свои силы в технике печати и открыл для себя новые возможности выражения, особенно в гравюрах на дереве. Поэтому неудивительно, что сюжетом своей картины маслом он выбрал мотив, относящийся к этой технике. Эта работа до сих пор интерпретировалась преимущественно как анонимный портрет друга художника Эриха Хеккеля, но на ней изображен сам Шмидт-Роттлуф. Физиономия, борода и трубка характерны и для других автопортретов художника. В этой картине Ротлуф выбрал поясной портрет. Стол, инструмент, работа и руки художника не видны на картине, лишь спереди теплый свет лампы падает на работающего художника. Сам источник света мы тоже не видим.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Голова с плечом и шапкой или косичкой, около 1920 г. Желтоватое дерево. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ. Предоставлено из частной коллекции.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Голова с плечом и шапкой или косичкой, около 1920 г. Желтоватое дерево. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ. Предоставлено из частной коллекции.
Макс Пехштейн (Max Pechstein, 1881–1955). Мартовский снег, 1909. Холст, масло. Наследие 1980 года от профессора доктора. мед. Адольф Тиле, Хемниц-Каппель и Дрезден. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Макс Пехштейн (Max Pechstein, 1881–1955). Мартовский снег, 1909. Холст, масло. Наследие 1980 года от профессора доктора. мед. Адольф Тиле, Хемниц-Каппель и Дрезден. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
При открытии музея короля Альберта на Театральной площади в 1909 году картина впервые была выставлена в этом зданиии. Она также украшала эти помещения в 1918 году, в то время еще находясь в собственности у врача Адольфа Тиле, работавшего в Хемниц-Каппеле. Государственный профессиональный доктор и любитель искусства, позже работавший в Дрездене, был пассивным членом группы художников “Мост”. Аллея, покрытая последними остатками снега, выводит на плоскую равнину. Импрессионистический вид неба, написанного четкими следами кисти, дополняется выразительно плоской аппликацией краски на парадной улице, что свидетельствует о новом художественном развитии живописца.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Железнодорожная набережная зимой, 1905 г. Картон, масло. Приобретено из частной собственности в 1980 году. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Железнодорожная набережная зимой, 1905 г. Картон, масло. Приобретено из частной собственности в 1980 году. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
На картине “Железнодорожная набережная зимой” изображен въезд на грузовую станцию Старого города Дрездена. Показан заснеженный железнодорожный путь с крутым поворотом. Слева и справа он окружен многоэтажными зданиями. Площадь заснеженной железнодорожной насыпи определяет изображение на этой ранней картине и ведет широким ходом снизу слева направо к верхнему центру картины. Верхние углы картины заполнены зданиями, и между ними теряются пути. Вдохновением для создания этой картины, вероятно, послужили работы Винсента Ван Гога, которые выставлялись в художественном салоне Эрнста Арнольда в Дрездене на рубеже октября-ноября 1905 года и произвели на художника огромное впечатление.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938). Голубой мост, 1913. Холст, масло. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ. Предоставлено из частной коллекции.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938). Голубой мост, 1913. Холст, масло. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ. Предоставлено из частной коллекции.
В 1911 году члены Брюке Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хекель переехали в Берлин. Художники Макс Пехштейн и Отто Мюллер жили в столице с 1908 года. Новые работы конрастируют с дрезденским периодом, когда художников вдохновляло в первую очередь пребывание у близлежащих Морицбургских прудов или объекты дрезденского Цвингера. Изображения Киршнера города Берлина охвачены импульсивной, ослепительной и быстрой турбулентностью и в то же время включают в городской пейзаж специфические архитектурные черты. Здесь художник подхватывает мотив Голубого моста в центре города.
Эрих Хекель (Erich Heckel, 1883–1970). Речной пейзаж с мостом и поездом. 1905. Масло на картоне. В 1979 году приобретено у частного владельца. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Эрих Хекель (Erich Heckel, 1883–1970). Речной пейзаж с мостом и поездом. 1905. Масло на картоне. В 1979 году приобретено у частного владельца. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
На картине Хекеля вид на Мариинский мост (Marienbrüke) в Дрездене с мчащимся поездом, выпускающим белые клубы дыма на фоне серо-голубых облаков. Реалистичное, очень подробное изображение его не интересует, ему интересно передать сиюминутное впечатление от увиденного, почти в стиле. импрессионистов. 07.06.1905 Эрих Хекель, Карл Шмидт-Ротлуф вместе со своими друзьями Фрицем Блейлем , Эрнстом Людвигом Кирхнером организовали художественную группу “Мост”. И эта работа выпускника средней школы Хемница Эриха Хекеля носит программный характер.
Список пассивных членов группы художников “Мост” в период 1906-1911 гг.
Список пассивных членов группы художников “Мост” в период 1906-1911 гг.
Люди, отмеченные красным, являются пассивными членами, связанными с Хемницем.
Эрих Хекель (1883–1970). Стоящая. 1920 год. Тополь. Пополнение в 2022 году из коллекции Герлингера в Кеттерере. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Эрих Хекель (1883–1970). Стоящая. 1920 год. Тополь. Пополнение в 2022 году из коллекции Герлингера в Кеттерере. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Элегантно изогнутая обнаженная женская фигура была вырезана из древесины тополя Эрихом Хеккелем. У нее модная короткая стрижка, типичная для периода Веймарской республики, и, вероятно, его вдохновила жена Сидди. В отличие от более старых скульптур, здесь художник воздерживается от использования цветной версии дерева и позволяет материалу говорить в своей первоначальной форме. Будучи самой молодой из сохранившихся скульптур Хеккеля, она также представляет собой конечную точку его взаимодействия с материалом дерева, что внесло значительный вклад в развитие угловатого экспрессионистского стиля.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884-1976) На песчаной дюне, 1932. Холст, масло. Дар 1983 года от частного владельца. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884-1976) На песчаной дюне, 1932. Холст, масло. Дар 1983 года от частного владельца. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Во время летнего пребывания на обширных дюнах Западной Померании, нынешнего польского побережья Балтийского моря, тема акта (обнаженной натуры) снова приобрела для него важность. Исключительно большая в его творчестве картина “На дюне” была создана в середине лета 1932 года в Румбке, Померания. Здесь Шмидт-Ротлуф снова смог писать обнаженную натуру. На переднем плане слева, полностью заполняя высокий формат изображения, фигура, обращенная к зрителю в лоб; за ней, спиной к зрителю, стоит еще одна девушка, которая смотрит через плечо на зрителя. По своей позе и естественности изображения эти обнаженные тела напоминают работы, созданные в Ниддене в 1913 году. Телесность, то есть трехмерность, художник теперь представляет в контурных цветовых участках картинной плоскости, очертания которых напоминают мотивы созданной в то же время резьбы по камню. Архаичность, которая проявляется в этих и деревянных скульптурах Шмидта-Ротлуфа, столь же очевидна и здесь, в картине. Однако модели для этих картин ему, вероятно, уже не нужны.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Мальвы у дома. 1926. Холст, масло. Приобретено из частной собственности в 1964 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Мальвы у дома. 1926. Холст, масло. Приобретено из частной собственности в 1964 г. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Карт Шмидт-Ротлуф остается верным своей привычке 1920-х годов проводить теплое время года в Йерсхофте на померанском побережье Балтийского моря. Здесь же в 1926 году было создано изображение летней мальвы у дома. Розовые цветки растения, столь типичного для дачных садов, торжествующе тянутся к солнцу. Яркие, пышные и ароматные, они обладают сильным тактильным эффектом. Вся сцена залита дружелюбным летним светом. Становится очевидным живописное изменение стиля художника. Его краски становятся более дифференцированными, формы — более объемными и пластичными, не скованными никакими контурами. Шмидт-Ротлуф теперь принимает разнообразные явления и формы природы, не впадая в лаконичный натурализм, формы и цвета остаются мощными, выразительными и, прежде всего, наряду с продолжающимся существенным элементом цвета, мотив воспроизводится как тесный и узкий раздел изображения
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Желтые цветы, 1932 г. Холст, масло. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Желтые цветы, 1932 г. Холст, масло. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
На холсте изображена молодая девушка по пояс, сидящая за столом и расставляющая желтые цветы в вазе. Моделью была Розвита Петерс (Roswita Peters, 1917-2010), младшая, тогда еще 15-летняя дочь их друга из Лейпцига - коллекционера, который с 1923 года проводил лето с четой Шмидт-Ротлуф. Мотив показывает ее погруженную в повседневная деятельность. Она наслаждается цветами, ничто не отвлекает ее от этого, украшений вроде бы нет. Шмидт-Ротмуфф подчеркивает эту внутреннюю согласованность полузакрытыми глазами и почти полностью находящимся в тени лицом. Мерцающая, но эффектная композиция скрыта балансом цветов: зелёный , жёлтый, охра, коричневый и серо-голубой гармонично соседствуют друг с другом. Фон мотива полностью окрашен в нейтральный сине-серый цвет гор, а девять цветов переднего плана - оранжевые. На этом фоне есть только тень девушки, сидящей за столом, и фигуры которой в рамке кажутся темный фон, на котором они живут
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Снежный пейзаж, 1947. Холст, масло. Пожертвование 1960 года от Эми и Карла Шмидт-Ротлуфф. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Снежный пейзаж, 1947. Холст, масло. Пожертвование 1960 года от Эми и Карла Шмидт-Ротлуфф. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Этот снежный пейзаж — третья картина 1947 года, в которой творческая деятельность Карла Шмидта-Ротлуфа начинается заново и в которой он пишет почти двадцать картин. Годы клеветы и войны остались позади. Сейчас ему 63 года. Конец войны он провел со своей женой Эми у родственников в Хемнице, так как берлинская квартира и студия больше не были пригодны для использования из-за повреждений, нанесенных бомбой. В Берлин он вернулся только в ноябре 1946 года. Этот снежный пейзаж он написал в Берлине зимой 1946/1947 года, но известно, что мотив отсылает к Рабенштайнскому лесу в Хемнице, граничащему с районом Ротлуфф. Центр картины – мшистые скалы, скрытые под остатками снега. Берёзы и буки разрезают композицию вертикально. На этом узком участке изображения о глубине лесного ландшафта, ведущего влево, можно только догадываться. Это спокойный взгляд на этот маленький кусочек природы, который, кажется, содержит столько новой жизни.
Личные вещи Карла Шмидт-Ротлуфа (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976):
Личные вещи Карла Шмидт-Ротлуфа (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976):
Карманный нож Дельта. Курительная трубка с кожаным кисетом. Кисти для масляных красок Коробка пастельных карандашей от Jaxon. Морские улитки и морские ежи (предметы-мотивы). Фигура Леонарди (предмет-мотив). Заимствовано из частной коллекции.
Репродукция акварели Карла Шмидт-Ротлуфа “Морские улитки”, около 1943/44 г. Бумага, 50,1 х 80,1 см,
Репродукция акварели Карла Шмидт-Ротлуфа “Морские улитки”, около 1943/44 г. Бумага, 50,1 х 80,1 см,
Биография Карла Шмидта-Ротлуффа
Биография Карла Шмидта-Ротлуффа
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Летний вечер у озера, 1934. Масло на холсте. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884–1976). Летний вечер у озера, 1934. Масло на холсте. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880–1938). Заводы Хемница, 1926 год. Холст, масло. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ. Заимствовано из собрания DEUTSCHE BANK.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880–1938). Заводы Хемница, 1926 год. Холст, масло. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ. Заимствовано из собрания DEUTSCHE BANK.
Кирхнер показывает вид на центр города Хемница, на крупные заводы Sächsische Maschinenfabrik (ранее Richard Hartmann AG.) и Germania (ранее JS Schwalbe and Sohn) и башни ратуши. В центре снимка - купол центрального городского рынка, открывшегося в 1891 году. Здания ратуши, фабрик, церкви и ремесленной школы художник объединяет в узкий участок. Кирхнер жил в Хемнице с 1890 по 1901 год и посещал здесь среднюю школу, как и художники Карл Шмидт-Ротлуфф и Эрих Хекель, которые также выросли в Хемнице. С конца декабря 1925 года по январь 1926 года он также находился в Хемнице в путешествии по Германии и был вдохновлен на создание этой картины.
Кес ван Донген (Kees van Dongen, 1877–1968). Гус ван Донген (Guus van Dongen), 1906/07. Масло на холсте. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ. Заимствовано из собрания Клауса Хюппе (CLAUS HÜPPE)
Кес ван Донген (Kees van Dongen, 1877–1968). Гус ван Донген (Guus van Dongen), 1906/07. Масло на холсте. KUNSTSAMMLUNGEN CHEMNITZ. Заимствовано из собрания Клауса Хюппе (CLAUS HÜPPE)
Со своей будущей женой Августой Гус Прейтингер (Augusta Guus Preitinger, 1878-1946) художник познакомился в Академии визуальных искусств в Роттердаме. Он последовал за ней в Париж в 1899 году. Пара поженилась в 1901 году и с 1905 по 1907 год жила в бараке художников Бато-Лавуар, где также жил Пабло Пикассо со своей спутницей Фернанде Оливье (Fernande Olivier). В контакте с такими художниками, как Жорж Брак (Georges Braque), Хуан Грис (Juan Gris), Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck), Андре Дерен (André Derain), и Анри Матисс, молодой художник-экспериментатор чувствовал себя стилистически близким фовистам. В 1908/09 году он был членом группы художников Мост, и его работы были представлены на выставке 1908 года в Дрездене. Красочный портрет художницы Гус ван Донген – типично впечатляющая работа художника.
  1. Прогулки по Хемницу. Часть I. Традиции и современность в захватывающих контрастах
  2. Музей Художественных собраний на Театральной площади. Часть I.
  3. Музей Художественных собраний на Театральной площади. Часть II.
  4. Междугородный автовокзал Хемница (Omnibusbahnhof)
  5. Бётчер-Бау (Böttcher-Bau) — главное здание Технологического университета Хемница
  6. Центральная университетская библиотека Хемница
  7. Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг
  8. Большой зал музея Шлоссберг с выставкой об истории Хемница
  9. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть I.
  10. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть II.
  11. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть III
  12. Протестантская церковь Св. Якова в Хемнице.
  13. Музей Гунценхаузера. Часть I. Экспрессионизм.
  14. Музей Гунценхаузера. Часть II. Между абстракцией и реализмом
  15. Музей Гунценхаузера. Часть III. Абстракция после 1945 года
  16. Музей Гунценхаузера. Часть IV. Поп-арт.
  17. Прогулки по Хемницу. Часть III. По дороге в музей Гунценхаузера
  18. Вилла Эше в Хемнице
  19. Индустриальный музей. Часть I: «Детские мечты о мобильности»
  20. Индустриальный музей Хемница. Часть II: Серебряная лента

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому