Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
В этой части посмотрим знаменитый Гроб Господень из церкви Якобикирхе в Хемнице, который сейчас находится в музее Шлоссбер, бывшей трапезной монастыря, и произведения, изображающих детство, страсти и жертвенную смерть Иисуса Христа и в завершении — изображения воскресшего Сына Божия. И ещё побываем на временной выставке «Святые гробницы Европы».
Святые могилы в разных вариантах.
Святые места в Иерусалиме были в центре внимания верующих с ранних христианских времен. Особую роль сыграл храм Гроба Господня. Он изображает места, где, согласно традиции, Христос был распят, похоронен и в конечном итоге воскрес. В этом отношении эта церковь является одним из важнейших центров паломничества в христианстве. В IV веке её перестроили в величественную базилику. Над скальной гробницей, над которой возвышается огромный купол, была построена небольшая часовня под названием Адикулаге (Adikulagenannt). Это сочетание (Konstellation) до сих пор существует в своей базовой форме, несмотря на множество модификаций. Это, так сказать, архетип всех более поздних свято-могильных комплексов, построенных в Европе.
На протяжении веков возникали различные варианты святых гробниц, основанные на оригинале в Иерусалиме. Это архитектурно спроектированные сооружения, которые часто, но не всегда, обогащены изображениями — фигурами или картинами — согласно библейским рассказам. Разнообразная типология варьируется от максимально подробных копий до свободных творческих интерпретаций. Как правило, они участвовали в литургических торжествах по случаю Святого Дня и Пасхи. Здесь могла быть похоронена либо фигура распятого человека, либо причастие — освященное воинство, в котором присутствует Христос. Встречаются и комбинированные комплексы, в которых символическая могила Христа совмещалась с местом захоронения основателя, епископа или светского правителя.
Часовни.
Самые ранние Гробы Господни были встроены в существующие церковные помещения в виде отдельных часовен. Была предпринята попытка максимально точно скопировать некоторые элементы иерусалимского оригинала. Поэтому либо акцент делался на разделение на прихожую и главную камеру, либо делались ссылки на Храм Гроба Господня с круглыми или восьмиугольными планами этажей. Назначение этих систем дополнительно подчеркивается скульптурным декором. Особенно ранним примером является Гроб Господень в Гернроде, построенный около 1100 года. Подобные часовни можно найти в Айхштетте и Констанце. Изюминкой этого жанра является комплекс Гроба Господня в Гёрлице, построенный около 1500 года, где было объединено несколько часовен под открытым небом, и целью было максимально точно воспроизвести комплекс в Иерусалиме.
Ниши и погребальные группы.
Во многих храмах можно встретить уменьшенную форму часовни Гроба Господня. Это глубокие ниши, врезанные в каменную кладку, которые могут быть как очень простыми, так и украшенными ценными архитектурными украшениями и фигуративной живописью. Большей частью это каменная скульптурная группа погребения Христа: в центре находится саркофаг, в котором лежит труп, который в некоторых случаях также делают переносным, чтобы его действительно можно было похоронить. Здесь есть разграниченич между настоящими Святыми гробницами и статичными группами погребений. Похоронный кортеж выстраивается вокруг саркофага, часто дополненный фигурами спящих стражников. Характерные примеры таких Святых гробниц XIV века можно найти во Фрайбурге/Брайсгау, в Фрибур/Швейцария и Л’Эпин (Франция).
Могильные сундуки.
Особую группу составляют гробницы, представляющие собой деревянные прямоугольные ящики с плоскими или в двускатными крышками. В любом случае их необходимо открыть, чтобы увидеть лежащее внутри тело Христа. Внутри и снаружи сундук может быть богато украшен росписью. Особо ценные образцы XIV века сохранились в монастырях Винхаузен и Магерау (ныне Фрибур, Швейцария).
Святыни (Schreine).
Немногие сохранившиеся образцы храмовых гробниц датируются примерно 1500 годом. Это великолепные микроархитектуры в виде готических церковных построек, в которых тело Христа покрыто ажурным залом с сенью. С внешней стороны основания появляются либо рельефы стражников, либо фигуры похоронного антуража. Есть и более простые варианты в виде простых навесов. Согласно недавним исследованиям, помимо ранее известных представителей в Хемнице, Цвиккау, Зальцбурге и Санкт-Бенедикте (сегодня Эстергом), существуют и другие примеры, среди прочего, в северо-западной Европе. в Кауторпе/Англия и Турку/Финляндия.
Специальные формы.
Иногда Святые гробницы совмещают и с другими помещениями церкви, например с причастными домами. Изредка обнаруживается и связь с «реальными» захоронениями. В Дрезденском францисканском монастыре погребальная группа была — совершенно необычно — интегрирована в открытую столовую алтарного блока (offene Mensa des Altarblocks). Известен комплекс (в Хайлигенграбе, Бранденбург), расположенный под полом часовни. Иногда святилища-реликварии оформляют и по форме Святых гробниц, а именно по типу величественной святыни. Это относится, в том числе, и к могиле Себальда в Нюрнберге (завершена в 1519 г.). Великолепная деревянная святыня XV в. происходила из Мёхлинга в Каринтии, где хранятся останки святого Альбоина, пфальцграфа Каринтии, и была разрушена в 1945 году. Могила святого Бенно в Мейсенском соборе также имела ажурный навес, который, однако, стал жертвой Реформации в 1539 году. Гробница короля Владислава I. Локетека (Władysław I. Łokietek), напротив, сохранилась или реконструирована в Вавельском соборе в Кракове (около 1333 г.), балдахин которого явно был сделан под влиянием Гроба Господня Фрайбурга/Брайсгау и Страсбурга.
Святые гробницы относятся к числу особых предметов церковного убранства. Со времен Средневековья реплики в различном дизайне и со сменными аксессуарами были частью регулярной программы богослужений во время Страстной недели. Тесная связь искусства и благочестия, характерная для Средневековья, здесь особенно очевидна. Архитектура и скульптура сливались в художественное и содержательное единство и служили «декорациями», на которых можно было эффективно инсценировать библейские традиции.