Турист larabi
larabi
была вчера 22:13
Фотоальбом

Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть III

2 28

В этой части посмотрим знаменитый Гроб Господень из церкви Якобикирхе в Хемнице, который сейчас находится в музее Шлоссбер, бывшей трапезной монастыря, и произведения, изображающих детство, страсти и жертвенную смерть Иисуса Христа и в завершении — изображения воскресшего Сына Божия. И ещё побываем на временной выставке «Святые гробницы Европы».

Святые могилы в разных вариантах.
Святые места в Иерусалиме были в центре внимания верующих с ранних христианских времен. Особую роль сыграл храм Гроба Господня. Он изображает места, где, согласно традиции, Христос был распят, похоронен и в конечном итоге воскрес. В этом отношении эта церковь является одним из важнейших центров паломничества в христианстве. В IV веке её перестроили в величественную базилику. Над скальной гробницей, над которой возвышается огромный купол, была построена небольшая часовня под названием Адикулаге (Adikulagenannt). Это сочетание (Konstellation) до сих пор существует в своей базовой форме, несмотря на множество модификаций. Это, так сказать, архетип всех более поздних свято-могильных комплексов, построенных в Европе.

На протяжении веков возникали различные варианты святых гробниц, основанные на оригинале в Иерусалиме. Это архитектурно спроектированные сооружения, которые часто, но не всегда, обогащены изображениями — фигурами или картинами — согласно библейским рассказам. Разнообразная типология варьируется от максимально подробных копий до свободных творческих интерпретаций. Как правило, они участвовали в литургических торжествах по случаю Святого Дня и Пасхи. Здесь могла быть похоронена либо фигура распятого человека, либо причастие — освященное воинство, в котором присутствует Христос. Встречаются и комбинированные комплексы, в которых символическая могила Христа совмещалась с местом захоронения основателя, епископа или светского правителя.

Часовни.

Самые ранние Гробы Господни были встроены в существующие церковные помещения в виде отдельных часовен. Была предпринята попытка максимально точно скопировать некоторые элементы иерусалимского оригинала. Поэтому либо акцент делался на разделение на прихожую и главную камеру, либо делались ссылки на Храм Гроба Господня с круглыми или восьмиугольными планами этажей. Назначение этих систем дополнительно подчеркивается скульптурным декором. Особенно ранним примером является Гроб Господень в Гернроде, построенный около 1100 года. Подобные часовни можно найти в Айхштетте и Констанце. Изюминкой этого жанра является комплекс Гроба Господня в Гёрлице, построенный около 1500 года, где было объединено несколько часовен под открытым небом, и целью было максимально точно воспроизвести комплекс в Иерусалиме.

Ниши и погребальные группы.

Во многих храмах можно встретить уменьшенную форму часовни Гроба Господня. Это глубокие ниши, врезанные в каменную кладку, которые могут быть как очень простыми, так и украшенными ценными архитектурными украшениями и фигуративной живописью. Большей частью это каменная скульптурная группа погребения Христа: в центре находится саркофаг, в котором лежит труп, который в некоторых случаях также делают переносным, чтобы его действительно можно было похоронить. Здесь есть разграниченич между настоящими Святыми гробницами и статичными группами погребений. Похоронный кортеж выстраивается вокруг саркофага, часто дополненный фигурами спящих стражников. Характерные примеры таких Святых гробниц XIV века можно найти во Фрайбурге/Брайсгау, в Фрибур/Швейцария и Л’Эпин (Франция).

Могильные сундуки.

Особую группу составляют гробницы, представляющие собой деревянные прямоугольные ящики с плоскими или в двускатными крышками. В любом случае их необходимо открыть, чтобы увидеть лежащее внутри тело Христа. Внутри и снаружи сундук может быть богато украшен росписью. Особо ценные образцы XIV века сохранились в монастырях Винхаузен и Магерау (ныне Фрибур, Швейцария).

Святыни (Schreine).

Немногие сохранившиеся образцы храмовых гробниц датируются примерно 1500 годом. Это великолепные микроархитектуры в виде готических церковных построек, в которых тело Христа покрыто ажурным залом с сенью. С внешней стороны основания появляются либо рельефы стражников, либо фигуры похоронного антуража. Есть и более простые варианты в виде простых навесов. Согласно недавним исследованиям, помимо ранее известных представителей в Хемнице, Цвиккау, Зальцбурге и Санкт-Бенедикте (сегодня Эстергом), существуют и другие примеры, среди прочего, в северо-западной Европе. в Кауторпе/Англия и Турку/Финляндия.

Специальные формы.

Иногда Святые гробницы совмещают и с другими помещениями церкви, например с причастными домами. Изредка обнаруживается и связь с «реальными» захоронениями. В Дрезденском францисканском монастыре погребальная группа была — совершенно необычно — интегрирована в открытую столовую алтарного блока (offene Mensa des Altarblocks). Известен комплекс (в Хайлигенграбе, Бранденбург), расположенный под полом часовни. Иногда святилища-реликварии оформляют и по форме Святых гробниц, а именно по типу величественной святыни. Это относится, в том числе, и к могиле Себальда в Нюрнберге (завершена в 1519 г.). Великолепная деревянная святыня XV в. происходила из Мёхлинга в Каринтии, где хранятся останки святого Альбоина, пфальцграфа Каринтии, и была разрушена в 1945 году. Могила святого Бенно в Мейсенском соборе также имела ажурный навес, который, однако, стал жертвой Реформации в 1539 году. Гробница короля Владислава I. Локетека (Władysław I. Łokietek), напротив, сохранилась или реконструирована в Вавельском соборе в Кракове (около 1333 г.), балдахин которого явно был сделан под влиянием Гроба Господня Фрайбурга/Брайсгау и Страсбурга.

Святые гробницы относятся к числу особых предметов церковного убранства. Со времен Средневековья реплики в различном дизайне и со сменными аксессуарами были частью регулярной программы богослужений во время Страстной недели. Тесная связь искусства и благочестия, характерная для Средневековья, здесь особенно очевидна. Архитектура и скульптура сливались в художественное и содержательное единство и служили «декорациями», на которых можно было эффективно инсценировать библейские традиции.

Гроб Господень  Якобикирхе Хемниц. Около 1490–1520 гг. Исполнитель неизвестен.
Гроб Господень Якобикирхе Хемниц. Около 1490–1520 гг. Исполнитель неизвестен.
Мартин Шонгауэр (Martin Schongauer). Воскресение Христа.
Мартин Шонгауэр (Martin Schongauer). Воскресение Христа.
Медная гравюра из “Страстей Христовых”, лист 12, оригинал около 1483 г. Репродукция: Юлиус Баум: Мартин Шонгауэр, Вена, 1948 г.
Кто появляется у Гроба Господня?
Кто появляется у Гроба Господня?
Гроб Господень это комплексное сооружение – сегодня здесь восемь стоящих фигур на консолях, семь барельефов и тело мертвого Христа – согласно библейской традиции Нового Завета. Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн очень подробно сообщают о Страстях – то есть истории страданий и воскресении Иисуса. Там было несколько людей, которые затем были вырезаны из дерева неизвестными скульпторами около 1500 года и расставлены вокруг Гроба. О них кратко рассказано ниже в том порядке, в котором они встречаются в Евангелии.
Гроб Господень Якобикирхе Хемниц. Около 1490–1520 гг. Исполнитель неизвестен.
Гроб Господень Якобикирхе Хемниц. Около 1490–1520 гг. Исполнитель неизвестен.
В Страстную пятницу.--- Иосиф Аримафисский. (Joseph von Arimathis). - Лишь несколько человек из окружения Иисуса присутствовали при распятии на Голгофе. Вечером богатый и уважаемый иерусалимский советник отправился к правителю Понтию Пилату. Он спросил, может ли он забрать тело и похоронить его. Для этого он предоставил собственную могилу, недавно вырытую в скале недалеко от места казни. Иосиф взял тело и завернул его в льняную ткань. Затем он запечатал могилу. - Никодим (Nikodemus). --- Помимо Иосифа, появился еще один представитель иерусалимского высшего сословия по имени Никодим, и он сочувствовал Иисусу и его Учению, но был вынужден скрывать это из-за своего положения. Это становится ясно из его ночного разговора с Иисусом. В связи с погребением он явился с большим количеством ценных мазей, чтобы забальзамировать тело по еврейскому обычаю. - Мария Клеофа и Мария Саломея (Maria Kleophas und Maria Salome).--- Подобные планы были и у женщин, переживших драматические часы на Галгофе. Помимо матери Иисуса, горевавшей под крестом своего сына, это Мария Клеофа и Мария Саломея. Их присутствие объясняется тем, что их отцы, как говорят, были женаты - один за другим - на Анне, легендарной матери Марии. Они также ходили на могилу, чтобы бальзамировать мервого. Поэтому они носят в руках соответствующие банки с мазями. И это знаменует начало новой главы Пасхи.
Гроб Господень Якобикирхе Хемниц. Около 1490–1520 гг. Исполнитель неизвестен.
Гроб Господень Якобикирхе Хемниц. Около 1490–1520 гг. Исполнитель неизвестен.
В Великую субботу (на пасхальном бдении). --- Стражи.- На следующий день после похорон Пилату явились еврейские священики. Они боялись, что тело украдут ученики, которые затем выдадут это событие за объявленное воскресение. По их настоянию Пилат поручил страже срочно опечатать гробницу. Невольно на следующую ночь солдатв стали свидетелями непонятного события. Один из них, по имени Малх, в испуге делает резкое движение, и светильник падает из его руки. - Пасхальным утром. - Ангел. --- Как духовные существа ангелы олицетворяют пограничную область между земным и небесным мирами. Они вступают в действие, когда требуется быстрое вмешательство или необходимо объявить о важных событиях, таких как рождение Иисуса в Вифлееме. Это также ангел, который является ученикам у могилы и с улыбающимся лицом приносит им весть о воскресении. В качестве внешнего знака он держит в руках пустые пелены. - Мария Магдалина (Maria Magdalena). --- Пожалуй, одной из самых известных библейских фигур является Мария из Магдалы (Magdale), известная как Магдалена. Она была одной из женщин, которые сначала наблюдали за распятием, а затем позаботились о том, чтобы мертвец был надлежащим образом похоронен. Рано утром третьего дня она пошла на могилу, но не смогла найти тело. Некоторое время спустя она встретила воскресшего, которого сначала приняла за садовника, прежде чем узнала его. Мария Магдалина – первая свидетельница воскресения Христа
Гроб Господень Якобикирхе Хемниц. Около 1490–1520 гг. Исполнитель неизвестен.
Гроб Господень Якобикирхе Хемниц. Около 1490–1520 гг. Исполнитель неизвестен.
Пётр.--- Пётр, пожалуй, самый выдающийся человек среди учеников, незадолго до ареста поклялся в верности своему Господу до самой смерти, а немного позже отрекшийся от него, о чём было известно Христу. После его отсутствия в драматические часы Страстной пятницы, позже он стал свидетелем воскресения: по повелению Марии Магдалины они с Иоанном отправились к могиле, где нашли льняные пелены, но не тело. - Иоанн Богослов. --- По преданию, Иоанн был одним из немногих, кто помогал распятому в его последние часы. Чуть позже он и Пётр стали свидетелями воскресения: узнав об исчезновении тела, он побежал в могилу вместе с Петром, где младший Иоанн оказался первым. Иоанн автор, в честь которого названо Евангелие. От него известны многие подробности о распятии, погребении и воскресении.
Неизвестный мастер. Распятие из Гроба Господня церкви Якоби в Хемнице.
Неизвестный мастер. Распятие из Гроба Господня церкви Якоби в Хемнице.
Дерево. Хемниц, около 1500 г.
О чем говорят оружие и доспехи.
О чем говорят оружие и доспехи.
Понтий Пилат приказал выставить к могиле отряд стражи, чтобы предотвратить кражу тела. Все эти солдаты были одеты и вооружены на манер Римской империи. Резчики, создавшие Гроб Господень около 1500 года, одели большинство фигур солдат в доспехи, которые были тогда модными. Здесь представлен капитанский доспех эпохи Возрождения, так как вошёл в обиход с 1525 года и назывался Максмиллианским. Эти доспехи были очень сложны в производстве, поэтому их производили только совсем короткий период времени. Одна из фигур на северной стороне, сразу заметна благодаря своему выразительному дизайну. Этот солдат единственный, кто не носит никаких доспехов, а вооружен только одним щитом. Для защиты он носит адаргу, традиционные доспехи, которые были особенно распространены в средневековой Испании и использовались как кавалерией, так и пешими войсками.
Неизвестный мастер. Никодим из Гроба Господня Якобикирхе в Хемнице. Лиственные породы Хемница, около 1500 г.
Неизвестный мастер. Никодим из Гроба Господня Якобикирхе в Хемнице. Лиственные породы Хемница, около 1500 г.
Вполне нормальный гражданин - или основатель? Иосиф Аримафайский и Никодим отличаются от других фигур гробницы не только своим художественным замыслом. Они также значительно отличаются от остальных по манере одеваться. Здесь два “богатых” гражданина времени около 1500 г. предстают в дорогих одеждах. Это было призвано проиллюстрировать видное положение, которое эти два человека имели в Иерусалимском совете, согласно библейским сообщениям. Никодим одет в меховую юбку, рукава в двойных разрезах открывают украшенное белое нижнее белье. Облегающие красные гетры переходят в кожаные сапоги, которые защищены дополнительными тапочками, а голову покрывает красная шапка. Денежный мешочек на поясе показывает, что его владелец живет в стабильных экономических условиях. В фигуре Никодима мы действительно встречаем представителя городского высшего класса, который ценил внешний вид, соответствующий его классу, и находился под влиянием бургундской моды. Вполне возможно, что мы стоим лицом к лицу с заказчиком-основателеи Гроба Господня, или хотя бы с одним из них. Об этом же говорят и индивидуальные черты лица. Известно, например, что мэр Цвикау Майкл Ранг подарил Гроб Господен в Св. Марии. Для Хемница наиболее вероятными кандидатами были бы члены влиятельных предпринимательских семей и “родственники городского совета" - Тиле, Шютц или Нифе (Thiele, Schütz oder Neefe), которые характеризовались широким спектром деятельности в церковной и муниципальной сферах. К сожалению, соответствующие доказательства отсутствуют и точная идентификация в Хемнице невозможна.
Неизвестный мастер. Три резные фигуры из алтаря Церкви  Христа Хемниц-Райхенхайн.
Неизвестный мастер. Три резные фигуры из алтаря Церкви Христа Хемниц-Райхенхайн.
Около 1500 г. Твердая древесина.
Питер Бройер (Peter Breuer). Иоанн Креститель и святой Христофор.
Питер Бройер (Peter Breuer). Иоанн Креститель и святой Христофор.
1506 г. Твердая древесина, оригинальная полихромная версия. Фигуры из алтаря Святой Анны из Герсдорфа близ Лугау/Рудцгебирге.
Алтарь из Рюкмарсдорфа (ныне район Лейпцига),
Алтарь из Рюкмарсдорфа (ныне район Лейпцига),
1509 г., хвойное и лиственное дерево, оригинальная версия (частично дополненная). Центральные фигуры алтаря: св. Георг, Богоматерь, св. Бригитта фон Шведен
Алтарь из Рюкмарсдорфа (ныне район Лейпцига), 1509 г.
Алтарь из Рюкмарсдорфа (ныне район Лейпцига), 1509 г.
Алтарь из Рюкмарсдорфа (ныне район Лейпцига), 1509 г.
Алтарь из Рюкмарсдорфа (ныне район Лейпцига), 1509 г.
Алтарь из Рюкмарсдорфа (ныне район Лейпцига), 1509 г.
Алтарь из Рюкмарсдорфа (ныне район Лейпцига), 1509 г.
Цистерцианский монах.
Цистерцианский монах.
Около 1520 г. Липовое дерево, полихромные краски.. Из Зельвальда близ Носсена,
Страсть и искупление.
Страсть и искупление.
Из Нового Завета берут свое начало важнейшие сюжеты средневекового религиозного искусства: рождение, детство, страдания, смерть и воскресение Христа. Такой ход событий является предпосылкой преодоления смерти, которая является наказанием человека за первородный грех и предпосылкой обещания вечной жизни. Символические изображения, такие как изображение архангела Михаила, уничтожающего дракона, или Святой Богородицы на полумесяце, рассказывающие об окончательной победе Бога над злом. В то же время эти живописные произведения свидетельствуют о различных литургических функциях религиозного искусства в течение церковного года. Следовательно, Гроб Христов был частью обряда Страстной седмицы. Процессии, совершающие крестный ход, также останавливались перед изображениями Христа со спящими учениками на Елеонской горе и религиозными произведениями, такими как “Христос в темнице”. Эти работы должны были привести к внутреннему размышлению и подражанию Иисусу. В основном благодаря этому визуальному опыту наблюдатель того времени узнавал о центральных вопросах веры.
Христос в темнице. Начало XVI века. Твердая древесина. / * / Христос как Муж скорбей. Вторая половина XVвека. Лиственная древесина, остатки оригинального полихромной краски. Из церкви Лаврентия в Пегау.
Архангел Михаил, Мадонна на полумесяце и святая Екатерина.
Архангел Михаил, Мадонна на полумесяце и святая Екатерина.
Около 1520 г. Картина Панкратия Грюбера, 1520/21 г. Фигуры из главного алтаря церкви Св. Михаила в Цайце.
Поклонение волхвов.
Поклонение волхвов.
После 1511 г. Липа, краска конца XIX века, из церкви в Нойкирхене недалеко от Хемница,
Представление Иисуса в храме.
Представление Иисуса в храме.
Около 1510 г. Твердая древесина, остатки оригинальной полихромной краски. Из церкви Святой Марии в Лойбене недалеко от Ломмача (сегодня район Лойбен-Шляйниц).
Двенадцатилетний Иисус в храме. (Диспут).
Двенадцатилетний Иисус в храме. (Диспут).
Начало XVI века. Твердая древесина, оригинальная полихромная версия. Рельеф алтаря из Кессельсдорфа близ Дрездена (ныне часть Вильсдруффа).
Рождество Христово и Поклонение волхвов.
Рождество Христово и Поклонение волхвов.
Конец 15 века. Дуб, масло. Панно из алтаря церкви в Нойкирхене недалеко от Хемница.
Мадонна на полумесяце,
Мадонна на полумесяце,
Конец 15 века. Дуб, масло. Панно из алтаря церкви в Нойкирхене недалеко от Хемница.
Рождество и Мадонна на полумесяце,
Рождество и Мадонна на полумесяце,
Конец 15 века. Дуб, масло. Панно из алтаря церкви в Нойкирхене недалеко от Хемница.
Алтарь с изображением Мадонны на полумесяце и святых женщин, с расписными боковыми створками и фрагментом пределлы.
Алтарь с изображением Мадонны на полумесяце и святых женщин, с расписными боковыми створками и фрагментом пределлы.
Около 1500 Храм из лиственного и хвойного дерева, фигурки и панно (темпера) лиственных пород, оригинальные полихромные краски, частично переработанные. Из Марбаха близ Россвайна (сегодня район Тифенбаха)
Штукатурка (Резной гипс, снятый на холст). Около 1230.
Штукатурка (Резной гипс, снятый на холст). Около 1230.
Снятая гипсовая резьба на основе из холста Из монастырской церкви в Клёстерляйн-Зелле, Ауэ (Западные Рудные горы) Штукатурка
Остатки средневековой системы отопления. Хемниц, середина 14 века.
Остатки средневековой системы отопления. Хемниц, середина 14 века.
Во время реконструкции музея Шлоссберга в 1980–1994 годах под трапезной были обнаружены остатки средневековой системы отопления, действовавшей по принципу римского гипокауста (Hypokaustums). Из каменной купольной печи, основание которой сегодня надежно защиноа в ВКстеклянной крышкой, воздух мог проходить по трубам в различные помещения.
Монастырская кухня. Хемниц, 1510 г.
Монастырская кухня. Хемниц, 1510 г.
Несмотря на все современные ремонтные работы, в этом кухонном помещении все еще есть три выхода, которые кое-что говорят нам о его прежнем использовании: одна дверь ведет в столовую монахов, другая - в кухонный подвал, а наружная дверь - в монастырский сад с травами. (Вход в Большой зал)
...одна дверь ведет в столовую монахов, ...
...одна дверь ведет в столовую монахов, ...
... другая - в кухонный подвал, ...
... другая - в кухонный подвал, ...
... а наружная дверь - в монастырский сад с травами.
Эпитафия барону Иоганна Георга II фон Таубе (1654-1709).
Эпитафия барону Иоганна Георга II фон Таубе (1654-1709).
До 1709 г. Лиственная древесина, полихромные краски. Из церкви в Нойкирхене близ Хемница.
Окружение Георга Херманна (George Heermann, um 1640-1700). Хронос.
Окружение Георга Херманна (George Heermann, um 1640-1700). Хронос.
Около 1696 Твердая древесина, полихромные краски. Из бывшей могилы судебного пристава Соломона Зигеля (Salomon Siegel) в Якобикирхе в Хемнице.
Aнгел Крещения (Taufengel).
Aнгел Крещения (Taufengel).
*
Духовные пьесы - образы, созданные людьми.
Духовные пьесы - образы, созданные людьми.
Для людей средневековья христианская вера была фундаментальной и естественной частью повседневной жизни. Религиозная жизнь была очень интенсивной и выражалась в самых разных формах. Особый акцент был сделан на праздничном и запоминающемся оформлении важных праздников, структурирующих течение года: Святки, Страстные времена с Вербным воскресеньем, Великий четверг и Страстная пятница, за которыми следует Пасха – праздник Воскресения Христова как самый важное событие всего Вознесения и праздника Пятидесятницы. Поскольку значительная часть населения не умела читать и писать или могла читать лишь в ограниченной степени, изобразительное, как и исполнительское искусство играли важную роль в передаче содержания веры. Использовались разные средства массовой информации и форматы, такие как картины или скульптуры, а также музыка, драма и театр. В некоторых случаях площади и церковные помещения превращались в декорации для религиозных представлений и мистерий, которые часто принимали характер народных гуляний. Резные изображения, которые в первую очередь предназначались для воплощения личности Иисуса Христа, использовались с XI века. Божественное чудотворение и земное существование Спасителя приняли зримую форму в этих образах. “Картинка” выступала, так сказать, представителем исторического Христа и по этой причине ее часто оснащали подвижными конечностями и другими изощренными приспособлениями, чтобы сделать постановку максимально реалистичной. Таким образом, люди были эмоционально вовлечены в религиозное зрелище. Живописные представления и образы побуждали людей не только праздновать, но и страдать. Текстовые шаблоны для разнообразных графических изображений мы находим в Новом Завете Библии. Евангелисты Матфей, ​​Марк, Лука и Иоанн также передали – каждый со своей целью – историю жизни и послание Иисуса Христа. Именно здесь лежат корни сакрального искусства в Европе.
Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Сцены из жизни Христа по Малым и Великим Страстям, гравюры на дереве, 1511 г.
Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Сцены из жизни Христа по Малым и Великим Страстям, гравюры на дереве, 1511 г.
Рождество: Рождение Иисуса. / Вербная неделя (Palmarum): Въезд Иисуса в Иерусалим. / Страстная пятница: Умершего кладут в могилу. / Пасха: Воскресение. / Вознесение Воскресшего. / Пятидесятница: Бог посылает Святого Духа.
Временная выставка “Святые гробницы Европы”.
Временная выставка “Святые гробницы Европы”.
Святые гробницы. За этим загадочным термином стоит архитектурный фон, который был частью дизайна религиозных служб между Страстной пятницей и Пасхой, самым важным временем в году. Таким образом, святые гробницы были обычной чертой церковных интерьеров со времен средневековья. Целью было донести до людей библейские сообщения о смерти, погребении и воскресении Иисуса Христа. В конечном счете, это более или менее точные копии святых мест Иерусалима. На протяжении веков в оформлении святых гробниц возникло множество вариаций. Спектр варьируется от сложных комплексов часовен до каменных или деревянных саркофагов, сундуков и святынь и огромных расписных декораций периода барокко. Пример - одна из таких редких деревянных ажурных гробниц Якобикирхе (церкви св. Якова) в Хемнице, построенная около 1500 года и ныне находящаяся в музее Шлоссберг. В Европе сохранилось множество святых гробниц. Временная выставка представляет репрезентативную подборку особенно характерных и ценных предметов Средневековья. Кроме того, обращается внимание на феномен активных скульптур: фигур, некоторые из которых были оснащены подвижными конечностями. Их можно использовать в определенных случаях, например, во время главных праздников церковного года, разыгрывая представления. Святые гробницы были задействованы в этих представлениях.
Пальмовый осел
Пальмовый осел
Вербное воскресенье как начало Страстной недели имеет особое значение. Именно поэтому этот праздник отмечали по-особому, сложные шествия проводились еще с раннехристианских времен. По сей день во время мессы в этот день освящают пальмы, ветки ивы или самшита, которые, как говорят, защищают от несчастий. Есть сообщения X века, что во время шествий несли омовение с Господом, сидящим на осле. В 15-16 веках пальмового осла можно было встретить во многих местах. Это резная и раскрашенная деревянная копия осла, часто в натуральную величину, на спине которого сидит Спаситель, одетый в длинный плащ. В левой руке он обычно держит поводья, пальмовую ветвь или книгу, а правая поднята в благословении. Чтобы сделать все это подвижным и подвижным, под копыта осла подкладывали деревянную доску, к которой прикрепили четыре колеса. На этой повозке пальмового осла действительно можно было тащить по улицам и переулкам прямо к церкви. Шествия Вербного воскресенья до сих пор распространены во многих католических странах и регионах. Однако в наши дни деревянного осла берут с собой редко. В областях, ставших протестантскими, этот обычай прекратился сразу после Реформации. Соответственно, количество пальмовых ослов, невелико. В центральной Германии не сохранилось ни одного экземпляра.
Младенец Иисус (Bornkinnel).Младенец Иисус (Bornkinnel).
Младенец Иисус (Bornkinnel).Младенец Иисус (Bornkinnel).
Новорожденный ребенок – полное имя этих фигурок, которых в народе часто называют Борнкиннель. Библейской основой является рождественский сюжет из Евангелия от Луки, повествующий о рождении Иисуса в хлеву в Вифлееме. Это привело к появлению обычая выставляя резные детские фигурки либо лежащими (в вертепе), либо стоящими на алтаре во время служб на сочельник. Самые ранние фигурки дошли до нас с 15 века. Изображения в виде обнаженного мальчика, или, во многих случаях, одетого в роскошную одежду, состоящую из рубашки и плаща. В знак своей божественной миссии он несет земной шар или скипетр в левой руке, а правая рука поднята в благословении. В некоторых случаях ореол лучей вокруг головы довершает образ. Обычай сохранился в Рудных горах даже после Реформации. Таким образом, фигурки нового Борнкиннеля изготавливались во многих местах в 17 и 18 веках. Эта традиция подошла к концу только с эпохой просвещения и рационализма в конце 18 - начале 19 веков, когда многие обычаи и предметы постепенно стали презираться. Сюда же вошли и детские персонажи. И только в 20 веке это место снова заняли во многих местах, снова введя в эксплуатацию существующие фигуры и часто переодевая их. Например, показанный здесь Борнкиннель из церкви Святой Марии в Цвиккау все еще используется.
Неизвестный мастер. Младенец Иисус (Bornkinnel). Около
Неизвестный мастер. Младенец Иисус (Bornkinnel). Около
1500. Ореховое дерево. Бывший собор Святой Марии в Цвиккау.
Неизвестный мастер. Маленький  Христос в гробу. XVI век (?)
Неизвестный мастер. Маленький Христос в гробу. XVI век (?)
Днем Страстной пятницы церковь отмечает час смерти Иисуса Христа. Для этой цели посреди церкви был установлен большой крест, к которому было прикреплено изуродованное следами пыток тело. Иногда он мог даже кровоточить или плакать из-за скрытых внутри устройств, как в случае с “Чудо-человеком” в Дёбельне. Чтобы снять труп и сделать этот эмоциональный момент особенно впечатляющим, руки были подвижными. Их можно было сложить по направлению к телу после того, как из рук были удалены гвозди. Затем фигуру заворачивали в ткань и проносили через церковь в траурной процессии, а затем помещали в могилу. Затем ее закрыли. Тело оставалось в могиле до пасхального бдения, было украшено свечами и цветами. Студенты латинской школы стояли на страже перед ней и были заняты пением или чтением псалмов. Во время пасхального бдения погребение Христа было снято и заменено изображением воскресшего Христа с победным знаменем. Не все фигурки Христа, связанные со святыми гробницами, были оснащены подвижными конечностями. Пример церкви Святой Марии в Цвиккау. Были также версии меньшего масштаба, такие как объект для личного поклонения из обожженной глины.
Каменц, монастырская церковь и сакральный музей Святой Анны. Голова погребеного Христа, так называемого Чудо-человека
Каменц, монастырская церковь и сакральный музей Святой Анны. Голова погребеного Христа, так называемого Чудо-человека
, около 1500 г. (Foto: Dietmar Träupmann).
Сеговия (Испания), Церковь погребения Сан-Хусто,
Сеговия (Испания), Церковь погребения Сан-Хусто,
около 1200 г. (Foto: Justin Kroesen)
Дёбельн, церковь Св. Николая. Погребенный Христос, так называемый “Чудо-человек”(„Mirakelmann“), около 1510 года. (Foto: Landesamt für Denkmalpflege Sachsen-W. Junius).
Дёбельн, церковь Св. Николая. Погребенный Христос, так называемый “Чудо-человек”(„Mirakelmann“), около 1510 года. (Foto: Landesamt für Denkmalpflege Sachsen-W. Junius).
Краткое описание: Особенно реалистично изображенное распятие из городской церкви Дëбельна может наклонять голову и разводить руки благодаря кожаным суставам. В его боку также есть устройство, позволяющее вытекать крови.
Сборник с текстами пасхального представления.
Сборник с текстами пасхального представления.
Цвикау. Пергамент. Германия, около 1500 г. Школьная библиотека Совета Цвиккау,
Гернроде, Соборная церковь Св. Кириака. Гроб Господень, около 1100 г., западная и северная стены. (Foto Wikipedia/Romke Hoekstra.)

Айхштетт. Церковь капуцинов. Святая могила, около 1160 г. (Фото монастыря капуцинов Айхштетт.)

Констанц. Кафедральный собор. Святая гробница в Ротонде Маврикия, около 1260 года. (Foto Justin Kroesen und Regnerus Steensma)

Гёрлиц. Храм Гроба Господня Часовня Гроба Господня, около 1500 г. (Foto: Justin Kroesen)
Гернроде, Соборная церковь Св. Кириака. Гроб Господень, около 1100 г., западная и северная стены. (Foto Wikipedia/Romke Hoekstra.) Айхштетт. Церковь капуцинов. Святая могила, около 1160 г. (Фото монастыря капуцинов Айхштетт.) Констанц. Кафедральный собор. Святая гробница в Ротонде Маврикия, около 1260 года. (Foto Justin Kroesen und Regnerus Steensma) Гёрлиц. Храм Гроба Господня Часовня Гроба Господня, около 1500 г. (Foto: Justin Kroesen)
Гроб Господень из Бюргершпиталкирхе Зальцбурга.
Гроб Господень из Бюргершпиталкирхе Зальцбурга.
Около 1475 г.. Художник неизвестен,
	
Гроб Господень из Бюргершпиталкирхе Зальцбурга.
Около 1475 г.. Художник неизвестен,
Гроб Господень из Бюргершпиталкирхе Зальцбурга. Около 1475 г.. Художник неизвестен,
	
Гроб Господень из Бюргершпиталкирхе Зальцбурга.
Около 1475 г.. Художник неизвестен,
Гроб Господень из Бюргершпиталкирхе Зальцбурга. Около 1475 г.. Художник неизвестен,
Святые могилы в разных вариантах.
Святые могилы в разных вариантах.
Христос воскресший. (Победное Вознесение или Вознесение Христа).
Христос воскресший. (Победное Вознесение или Вознесение Христа).
Рядом с Гробом Господним стоит еще одна статуя: воскресшего Христа. На Пасху тело в могиле заменяли статуей воскресшего Христа. Соответствующие статуи обычно меньше натуральной величины, вырезаны из дерева и раскрашены. Христос одет в красный плащ, из-за которого видны раны на его руках, ногах и верхней части тела. Левая рука несет знамя победы, а правая поднята в благословении.Такие фигурки находили в единичных случаях с 13 века и около 1500 года они были частью основного оснощения большинства соборов, приходов и монастырей. Они связаны с другим обычаем, глубоко укоренившимся в народе: вознесением Христа. В этот праздник, который по библейской традиции отмечается через 40 дней после Пасхи, воскресший Христос возносится на небо. Во многих средневековых церквях в сводах имеются круглые проемы, часто искусно украшенные картинами и скульптурными украшениями. Они позволяли фигуре вырисовываться и “исчезать” в районе крыши церкви. Иногда для этой цели использовались целые группы фигур: ангелы, иногда даже с горящими свечами в руках, могли сопровождать воскресшего человека или подлетать к нему сверху, так что здесь действовал целый кукольный театр. Соответствующие веревки либо крепились к крючку в черепе, либо фигурка Христа помещалась в своеобразный корпус (называемый мандорлой или сиянием), которым его затем тянули вверх. Натянутый под ним ковер должен предотвратить серьезные повреждения в случае падения (что иногда случалось).
Неизвестный мастер (Леонард Херрготт?(Leonhard Herrgott?). Христос воскресший.
Неизвестный мастер (Леонард Херрготт?(Leonhard Herrgott?). Христос воскресший.
Хиршфельд, Михаэлискирхе. Лиственные породы, добавлен флаг. Около 1510 г.
Неизвестный мастер. Группа Вознесения с Христом и двумя ангелами.
Неизвестный мастер. Группа Вознесения с Христом и двумя ангелами.
Хемниц Эберсдорф церковь Богородицы. Около 1510 г. Твердая древесинр
  1. Прогулки по Хемницу. Часть I. Традиции и современность в захватывающих контрастах
  2. Музей Художественных собраний на Театральной площади. Часть I.
  3. Музей Художественных собраний на Театральной площади. Часть II.
  4. Междугородный автовокзал Хемница (Omnibusbahnhof)
  5. Бётчер-Бау (Böttcher-Bau) — главное здание Технологического университета Хемница
  6. Центральная университетская библиотека Хемница
  7. Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг
  8. Большой зал музея Шлоссберг с выставкой об истории Хемница
  9. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть I.
  10. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть II.
  11. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть III
  12. Протестантская церковь Св. Якова в Хемнице.
  13. Музей Гунценхаузера. Часть I. Экспрессионизм.
  14. Музей Гунценхаузера. Часть II. Между абстракцией и реализмом
  15. Музей Гунценхаузера. Часть III. Абстракция после 1945 года
  16. Музей Гунценхаузера. Часть IV. Поп-арт.
  17. Прогулки по Хемницу. Часть III. По дороге в музей Гунценхаузера

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому