Турист larabi
larabi
была вчера 23:23
Фотоальбом

«Вся сила воображения!». Часть III: #3 Оазисы воображения (Oase der Imaginationen)

25
Дрезден — Германия Декабрь 2022

Идея Чешского сезона в Дрездене прижилась и разрослась. Первоначально заявленный план расширился и сдвинулся по времени, поэтому с нумерацией возникает путаница, но да это ничего.

В этом альбоме два события: «Лисий бог» Франтишека Скалы с 30 сентября 2022, появившийся в пойме Эльбы со стороны Нойштадта и фильм Яна Шванкмайера (Jan Švankmajer) «Кунсткамера» представленный в Замке-резиденции Дрездена с 26.11.2022 по 16.12.2022.

Я, как и многие туристы, приезжая в новый город, закладываю на посещение музея время, достаточное для беглого осмотра и если в экспозиции демонстрируется документальный фильм, то чаще всего смотрю его 1–2 минуты, и если он не цепляет, то бегу дальше, ведь так много надо успеть посмотреть. Вы делаете так-же?

В этот раз я пришла посмотреть чем удивит Ян Шванкмайер. Сразу скажу, видео не снимала, попыталась сделать фото для альбома, но быстро поняла, что это пустая трата времени и лучше смотреть фильм. И всё-таки альбом выкладываю, вдруг вам станет интересно. Фотографии дополню текстами из аннотации к выставке.

Работы Яна Шванкмайера мы пару лет назад смотрели на выставке в выставочных залах Липсиусбау.

Сначала на берег Эльбы, где в рамках #1 Relocated представлена художественная интервенция "Ллисий бог" ("Vulpes God") Франтишека Скалы (František Skála, *1965).
Сначала на берег Эльбы, где в рамках #1 Relocated представлена художественная интервенция "Ллисий бог" ("Vulpes God") Франтишека Скалы (František Skála, *1965).
Это скульптура из оцинкованной проволоки, символизирующая собаку. Она посвящен социально забытым и игнорируемым. 
Это скульптура из оцинкованной проволоки, символизирующая собаку. Она посвящен социально забытым и игнорируемым. 
Пока не прочитала названия, возник собственный вариант: Вислоухий боброхвост. А дорогОй, посмотрев фотографии задумчиво изрёк: интересно там у чехов - Кафка,... Шванкмайер, Скала … дурдом какой-то.
Пока не прочитала названия, возник собственный вариант: Вислоухий боброхвост. А дорогОй, посмотрев фотографии задумчиво изрёк: интересно там у чехов - Кафка,... Шванкмайер, Скала … дурдом какой-то.
Но в хорошую погоду на берегу Эльбы "социально забытые и игнорируемые" настроения не испортят.
Но в хорошую погоду на берегу Эльбы "социально забытые и игнорируемые" настроения не испортят.
Фильм Яна Шванкмайера "Кунсткамера" снятый в 2022 г. демонстрируют в небольшом зале на первом этаже. 
Фильм Яна Шванкмайера "Кунсткамера" снятый в 2022 г. демонстрируют в небольшом зале на первом этаже. 
Это немое кино под музыку, Антонио Вивальди, хронометраж 00:50:06.
Это немое кино под музыку, Антонио Вивальди, хронометраж 00:50:06.
Место действия замок Верхний Станьков (Zámek Horní Staňkov). В 1981 году Шванкмайер купил замок Горни Станьков в Главновицах (Hlavňovice) и открыл в нём студию и разместил коллекцию. 
Место действия замок Верхний Станьков (Zámek Horní Staňkov). В 1981 году Шванкмайер купил замок Горни Станьков в Главновицах (Hlavňovice) и открыл в нём студию и разместил коллекцию. 
Уже в середине 18 века здесь находился дворянский дом, который в 1830-х годах был превращен в замок (строитель Инокенс Коч из Добрше (Inocens Koc z Dobrše)). В настоящее время для посещений недоступен.
Уже в середине 18 века здесь находился дворянский дом, который в 1830-х годах был превращен в замок (строитель Инокенс Коч из Добрше (Inocens Koc z Dobrše)). В настоящее время для посещений недоступен.
В сценарии последнего фильма Яна Шванкмайера «Кунсткамера» говорится: «Ванная. Мужское белье и тапочки накинуты на стул на полу. В ванну наливается горячая вода. На плитке на стенах нарисованы Женщина-Тигр и Водолей. Камера панорамирует обратно в коридор и ведет на кухню. На столе остатки завтрака.Чашка кофе,корочка хлеба и надкушенное яблоко на тарелке. Из кухни камера переходит в основную комнату Кунсткамеры. В головном торце расположен большой каменный камин с керамическими скульптурами."Камин из отрубленных голов". В топке догорают остатки дров. Вокруг камина африканские стулья племени бамбара из Мали. Наверху "кресло-призрак".
В сценарии последнего фильма Яна Шванкмайера «Кунсткамера» говорится: «Ванная. Мужское белье и тапочки накинуты на стул на полу. В ванну наливается горячая вода. На плитке на стенах нарисованы Женщина-Тигр и Водолей. Камера панорамирует обратно в коридор и ведет на кухню. На столе остатки завтрака.Чашка кофе,корочка хлеба и надкушенное яблоко на тарелке. Из кухни камера переходит в основную комнату Кунсткамеры. В головном торце расположен большой каменный камин с керамическими скульптурами."Камин из отрубленных голов". В топке догорают остатки дров. Вокруг камина африканские стулья племени бамбара из Мали. Наверху "кресло-призрак".
Так будет записана вся Кунсткамера. Африканские фетиши и ритуальные маски, идолы и маски из Папуа-Новой Гвинеи, спиритические рисунки медиума, любопытные природные объекты, яванские теневые куклы, фэнтезийные гравюры, сюрреалистические фотографии и картины и т.д…
Так будет записана вся Кунсткамера. Африканские фетиши и ритуальные маски, идолы и маски из Папуа-Новой Гвинеи, спиритические рисунки медиума, любопытные природные объекты, яванские теневые куклы, фэнтезийные гравюры, сюрреалистические фотографии и картины и т.д…
С 1960-х годов одним из важнейших источников вдохновения для творчества Яна Шванкмайера была личность императора Рудольфа II (Kaiser Rudolfs II., 1552–1612) и его маньеристский двор в Праге.
С 1960-х годов одним из важнейших источников вдохновения для творчества Яна Шванкмайера была личность императора Рудольфа II (Kaiser Rudolfs II., 1552–1612) и его маньеристский двор в Праге.
Интересы этого необычайно образованного правителя были ориентированы на философские течения позднего Возрождения, опиравшиеся на неоплатонизм, герметическую философию и родственные науки, такие как алхимия, астрология и магия.
Интересы этого необычайно образованного правителя были ориентированы на философские течения позднего Возрождения, опиравшиеся на неоплатонизм, герметическую философию и родственные науки, такие как алхимия, астрология и магия.
Интерес Шванкмайера к герметизму подкреплялся его склонностью к сюрреализму, на который сильно повлиял Андре Бретон (André Breton, 1896-1966). Эти увлечения Ян Шванкмайер, привнёс в среду тогдашней группы чехословацких сюрреалистов.
Интерес Шванкмайера к герметизму подкреплялся его склонностью к сюрреализму, на который сильно повлиял Андре Бретон (André Breton, 1896-1966). Эти увлечения Ян Шванкмайер, привнёс в среду тогдашней группы чехословацких сюрреалистов.
Интерпретацию Шванкмайером идеи Кунсткамеры эпохи Возрождения и барокко - и в частности знаменитой Кунсткамеры Рудольфа II в Пражском Граде - мы можем назвать авторским тотальным произведением искусства, т.е. комплексным произведением искусства, в котором не только широкий спектр художественных приемов Шванкмайера но и его философии жизни, его видения мира как "волшебной вселенной", где царит воображение как "царица человеческих способностей".
Интерпретацию Шванкмайером идеи Кунсткамеры эпохи Возрождения и барокко - и в частности знаменитой Кунсткамеры Рудольфа II в Пражском Граде - мы можем назвать авторским тотальным произведением искусства, т.е. комплексным произведением искусства, в котором не только широкий спектр художественных приемов Шванкмайера но и его философии жизни, его видения мира как "волшебной вселенной", где царит воображение как "царица человеческих способностей".
Одно только название говорит об активном использовании художником источников вдохновения. Кунсткамера - это то, что Шванкмайер называет своей концепцией, наполненной не только художественным творчеством, но и широко понимаемым коллекционирования, как активной интерпретацией мира (в отличие от исторически сложившегося термина "кунсткамера"). Этим термином арт-камера, конечно же, связана с его киноработой, и не только концептуально. Как кинокамера для Яна Шванкмайера является внешним "внутренним глазом" его воображения, так и его художественная камера, это камера-обскура, предназначенная только для глаза ее создателя, материализованное представление внутреннего мира Шванкмайера, идеальная вселенная в которым он является неограниченным правителем.
Одно только название говорит об активном использовании художником источников вдохновения. Кунсткамера - это то, что Шванкмайер называет своей концепцией, наполненной не только художественным творчеством, но и широко понимаемым коллекционирования, как активной интерпретацией мира (в отличие от исторически сложившегося термина "кунсткамера"). Этим термином арт-камера, конечно же, связана с его киноработой, и не только концептуально. Как кинокамера для Яна Шванкмайера является внешним "внутренним глазом" его воображения, так и его художественная камера, это камера-обскура, предназначенная только для глаза ее создателя, материализованное представление внутреннего мира Шванкмайера, идеальная вселенная в которым он является неограниченным правителем.
На вопрос, почему Ян Шванкмайер захотел снять этот фильм, он отвечает: "Исторический опыт учит нас, что почти все кунсткамеры, созданные на сегодняшний день, были проданы или уничтожены после смерти их создателей". Да. Недавно эта участь постигла и знаменитую Кунсткамеру Андре Бретона (1896–1966). К редким исключениям относятся Кунсткамера Габсбургов в замке Амбрас и Зеленые своды в Дрездене, куда Ян Шванкмайер часто ездил в поисках вдохновения.
"И все же это уникальные документы воображения того времени, которые такие учреждения, как музеи, не могут заменить, потому что им не хватает существенной личной приверженности. Я знал, что моя коллекция, несомненно, постигнет та же участь в будущем, поэтому я решил сообщить сегодняшний мыслительный мир, то есть остатки волшебного мира, по крайней мере в этом смысле", - заключает Ян Шванкмайер.
На вопрос, почему Ян Шванкмайер захотел снять этот фильм, он отвечает: "Исторический опыт учит нас, что почти все кунсткамеры, созданные на сегодняшний день, были проданы или уничтожены после смерти их создателей". Да. Недавно эта участь постигла и знаменитую Кунсткамеру Андре Бретона (1896–1966). К редким исключениям относятся Кунсткамера Габсбургов в замке Амбрас и Зеленые своды в Дрездене, куда Ян Шванкмайер часто ездил в поисках вдохновения. "И все же это уникальные документы воображения того времени, которые такие учреждения, как музеи, не могут заменить, потому что им не хватает существенной личной приверженности. Я знал, что моя коллекция, несомненно, постигнет та же участь в будущем, поэтому я решил сообщить сегодняшний мыслительный мир, то есть остатки волшебного мира, по крайней мере в этом смысле", - заключает Ян Шванкмайер.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому