СВЕЧНЫЕ АРКИ (светильник-арка)
Если вы проедете через Рудные горы во время Рождества, вы увидите светящиеся свечные арки (Schwibbögen) почти в каждом окне. Во многих местах на рыночной площади или при въезде в город есть огромная свечная арка. И для местных жителей, и для туристов свечная арка, как типичный региональный объект, является неотъемлемой и неоспоримой частью традиционного Рождества в Рудных горах. Однако так было не всегда.
Рождественский предмет, украшенный свечами (иорданская дуга), время от времени упоминался в церквях, начиная с 18 века, всегда в религиозном контексте и изначально был выкован из железа. Одна из первых сохранившихся свечных арок была изготовлена в Йоханнгеоргенштадте в 1740 году — вероятно, для “Bergmette” горняков, отмечавших его в последнюю смену перед Рождеством. На протяжении поколений свечные арки оставались частью рождественских празднований, связанных с горнодобывающей промышленностью, в Рудных горах, особенно в районе Йоханнгеоргенштадта. Свечная арка стала массовым явлением лишь в 20 веке.
Когда к власти пришли национал-социалисты, под внимание режима попало и религиозно мотивированное рождественское народное искусство – помимо вертепов, подвесных люстр и рождественских гор, в него была включена и свечная арка. Теперь необходимо было освободить христианское рождественское искусство от всего “восточного”. В этом отношении активную деятельность приняла организация Heimatwerk Sachsen, основанная в 1936 году. Была полемика против верблюдов, пальм, восточной одежды и пейзажей, потому что теперь акцент делался на местные, Рудные мотивы. Шахтеры, то есть “немецкие рабочие”, традиционно изображались на свечной арке — долгожданной отправной точке для национал-социалистов.
В 1937 году победительницей конкурса современного дизайна свечных арок в рамках “Шварценбергского рождественского празднования Омд-шоу” стала лейпцигская дизайнер Паула Йордан, которая, помимо обязательных горняков, включила в картину также кружевниц и изготовителей игрушек. Этот мотив был распространен в то время по всей стране при пропагандистской поддержке на плакатах и открытках. Примерно в то же время свечные арки начали делать из дерева, в основном по инициативе Макса Шанца в Зайфене. Только это развитие привело к массовому распространению в Рудных горах.
В ГДР к фигурам иорданской дуги, которую быстро стали считать “классической”, время от времени присоединялись промышленные рабочие, сельскохозяйственные профессии и сельскохозяйственные машины; Другие мотивы по-прежнему отображали идиллию представителей низшего среднего класса или типичные сцены из жизни “бедных людей”. Однако с 1930-х годов принципиальных изменений в мотивах не произошло.
Микрорезьба на спичках или в скорлупе грецкого ореха, модели и кукольные игрушки — в коллекции Музея народного творчества представлены миниатюрные произведения, выполненные из самых разных материалов, техник и имеющие разнообразное значение.
Выставка проходит с 16 марта 2024 г. по 20 октября 2024 г. По-моему музейщики вновь удалось удивить посетителей, не только содержанием, но и подачей материала.
На этой выставке Музей саксонского народного творчества представляет подборку из шестнадцати произведений миниатюрного формата. Некоторые экспонатв уже знакомы по постоянной экспозиции, другие пока оставались скрыты от гостей и переместились со складов в выставочные залы. Выбор представляет собой широкое разнообразие мелких предметов, содержащихся в коллекции музея.
Эти крошечные объекты, которые легко не заметить, но которые вызывают огромное восхищение, являются центром выставки. Каждый объект экспонируется вместе с его широкоформатной фотографией, сделанной «коллекционными фотографами» — Себастьяном Кёпке (Sebastian Köpcke, *1967) и Фолькером Вайнхольдом (Volker Weinhold, *1962). Дуэт берлинских фотографов известен тем, что размещает музейные предметы на полностью черных «сценах», часто с необычных ракурсов или в удивительных комбинациях объектов. Особенностью постановки миниатюр является большой формат. Прямая связь между объектом и фотографией открывает новые перспективы и углубляет магию миниатюр.
Будь то аксессуар для кукольного домика или личный сувенир: миниатюры ценятся, потому что они переносят вас в меньшие миры. Миниатюрные миры формируют управляемые изображения реального мира, которые ставят зрителя в необычное отношение к их размеру, например, позволяя ему увидеть всю деревню с первого взгляда. Другие, как Дюймовочка, вместо этого переносят нас в мир сказок.
К малым форматам, знакомым из истории искусства, относятся миниатюрные картины в виде книжных иллюстраций и портретные миниатюры. Портретные миниатюры позволяли перенести лица, например, в медальоны. Их можно было взять в руки и рассмотреть вблизи. Микрорезьба на фруктовых косточках часто была сокровищем в художественных кабинетах и раритетами европейских королевских семей и богатой буржуазии.
Крошечные вещи требуют оптического увеличительного устройства для лучшего, зачастую совершенно иного восприятия. В этом контексте изобретение микроскопа в 17 веке дало представление о ранее невообразимых структурах. Это создало другое понимание природы мира и увеличило интерес к мелочам. В микроскопическом мире, ранее остававшемся скрытым от невооруженного глаза, открылись новые миры.
То, что мы видим на этой выставке, не только иллюстрирует необычайное мастерство и способности изготовителей, эти маленькие чудеса также передают огромную страсть художников. В предметах можно увидеть их дотошность и радость обращения с технологиями и материалами, граничащую с одержимостью. Соревнование за величайшее мастерство и стремление постоянно превосходить себя в собственном артистизме становится очевидным и при взгляде на миниатюры.