Шляйфе (Schleife). Портрет Юлианы Каульфюрст (Juliana Kaulfürst), цифровая пигментная печать, Hahnemühle Baryt, Зигфрид Михаэль Вагнер (Siegfried Michael Wagner), 2023 г. Предоставлено Зигфридом Михаэлем Вагнером.
Имея дело с добычей угля в Лужице, мы узнаем, что, в частности, были снесены сорбские деревни. Потеря дома заставляет нас сесть и задуматься. Но, с другой стороны, существует разнообразная и сохранившаяся культура, в которой преобладают религиозные ритуалы, с которыми мы можем близко познакомиться в оставшейся, сегодня лужицкой зоне расселения. Как музыкант, а также киноман, Феликс в восторге от эпических хоралов мужского хора Верхнесорбских пасхальных всадников. Но нас также глубоко тронуло, казалось бы, архаичное пасхальное пение евангелических шлейфер-сорбов: женский обычай, которому грозит исчезновение, как и особый диалект шлейфер-сорбского языка. Благодаря ассоциации Колеско, песни которой мы смогли записать, эта традиция и песни не забыты, и люди продолжают говорить и петь.
-- " Мы в семье всегда много пели, на все случаи жизни и всегда на сербском языке, что потом как-то связалось для меня с птичьим пением. Птицы очень, очень важны для меня, и для меня они являются частью звука РОДИНЫ. Сорбский язык и щебетание птиц - вот и всё." - Юлиана Каульфюрст (Juliana Kaulfürst), пасхальная певица из Шляйфе.
Казалось бы, чем может удивить Музей народного творчества — открыть пыльный сундук? Оказывается у молодых есть идеи, которые сегодня ЗВУЧАТ актуально. Вопрос самоидентификации — важный момент в мире, где насаждается глобализация. И в Музее народного творчества, расположенном в Охотничьем дворе (Jägerhof) с 25.03.2023 по 22.10.2023 проходит документальная выставка-инсталляция Как звучит Родина? (Wie klingt Heimat?).
Как звучит родина, как звучит Саксония? Чтобы это выяснить, дрезденский музыкант, композитор и продюсер Феликс Ройбер (Felix Räuber) в 2018 году отправился в путешествие по своей родной стороне: из Дрездена через Рудные горы, район сорбских поселений и Лейпциг к немецко-польскому пограничному региону.
Вместе со своей командой он исследовал отдельные культуры, которые делают Саксонию разнообразным и универсальным местом с богатой историей и связанными с ней мелодиями, нотами, тонами, звуками, языками, шумами, инструментами и музыкантами. На что это похоже, где и с чем люди находятся дома? Какие ассоциации с родиной, происхождением и собственным местонахождением прослеживаются?
На основе «(сырьевых) материалов» междисциплинарного проекта — смеси документального кино, музыкального производства, живых выступлений, перформансов и выставок — в Музее народного творчества Германии создали документальную инсталляцию. Посетителям предлагается познакомиться с некоторыми людьми, которых Феликс Ройбер встретил в своих экспедициях и у которых он собрал широкий спектр акустических материалов — от умирающего языка и звуков леса до звуков мастерских и песен Гундермана. Каждая станция открывает свой (звуковой) мир и тем самым разное представление о том, что может значить РОДИНА для человека.
Вопрос интересный и непростой, так что запаситесь временем.