Турист larabi
larabi
была сегодня 14:07
Фотоальбом

Специальная выставка "Пауки, ангелы и свет мира" (Von Spinnen, Engeln und dem Licht der Welt – Die Kronleuchter des Erzgebirges)

8 28

Специальная выставка «Пауки, ангелы и свет мира» — это всё о люстрах из региона Рудных гор. Выставку готовили к Рождеству, но из-за пандемии все музеи были закрыты и выставку продлили до середины мая (11.02.2022–15.05.2022). На верхнем этаже представлено фантастическое разнообразие старинных подвесных люстр. Их разместили буквально на уровне глаз посетителей!

Конечно, организаторы выставки обыграли слово «корона». В самом деле очень жаль, что такое красивое слово, как «Corona», досалось такому страшному вирусу, ведь латинское слово на немецком языке — «Krone», в том числе, означает и люстру (Kronleuchter/ Krone).

В давние времена, описывая убранство замков и особняков знати, особо восторгались великолепными люстрами со свечами, свет которых преломлялся в стеклянных кристаллах-подвесках самих люстр и в зеркалах на стенах. Но такие люстры могли позволить себе очень немногие. Жители Рудных гор (Erzgebirge) — горняки, были особой кастой, их опасный труд хорошо оплачивался, был 8-ми часовой рабочий день, они освобождались от воинской повинности, при несчастных случаях и по старости им выплачивалась пенсия, горняки участвовали в парадах во время придворных торжеств, они имели свой хор. Так что о дворцовых люстрах знали не понаслышке и народные умельцы Рудных гор развили целую культура люстр, как части рождественских украшений. Придворные модели воспроизводили собственными силами из дерева, их вытачивали, вырезали, раскрашивали и богато украшали ангелами и библейскими фигурами. Соревнуясь друг с другом, самые красивые семейные подсвечники создавались специально к Сочельнику, потому что после Рождества их снова пришлось снимать из-за нехватки места и дорогих свечей. Выставка впервые представляет самые красивые образцы коллекции, великолепно оформленные и подробно прокомментированные. Она рассказывает повседневную и праздничную историю света и разъясняет его важность до изобретения лампочки.

Мы снова идем в Музей народного творчества,
Мы снова идем в Музей народного творчества,
Поднимаемся по винтовой лестнице под крышу, на верхний этаж.
Поднимаемся по винтовой лестнице под крышу, на верхний этаж.
Как люстры попали в Рудные горы, как объяснить этот уникальный фономен и какое отношение друг к другу имеют пауки, ангелы и «свет мира»?
Как люстры попали в Рудные горы, как объяснить этот уникальный фономен и какое отношение друг к другу имеют пауки, ангелы и «свет мира»?
*Выставка прослеживает путь люстр от дворцов знати до жилищ горняков Рудных гор и впервые представляет самые красивые образцы коллекции, великолепно оформленные и подробно прокомментированные. Она рассказывает повседневную и праздничную историю света и разъясняет его важность до изобретения лампочки.
Парящий ангел с пятью подсвечниками, Лёсниц, 1830-1880 гг. (Schwebeengel mit fünfflammigem Leuchter Lößnitz, 1830-1880. Inv.-Nr. G 966)
*О ценности света.*

 

Свет  играет огромную роль в жизни человека. Благодаря ему мы можем ориентироваться в пространстве, используя зрение. Свет дает нам возможность познавать окружающий нас мир, контролировать и координировать движения, ну и работать в тёмное время суток.

 

Искусственное освещение было и до электрификации:
*О ценности света.* Свет играет огромную роль в жизни человека. Благодаря ему мы можем ориентироваться в пространстве, используя зрение. Свет дает нам возможность познавать окружающий нас мир, контролировать и координировать движения, ну и работать в тёмное время суток. Искусственное освещение было и до электрификации:
*Сосновая щепа*. Самыми простыми вариантами освещения были тонко расколотые щепки смолистого дерева типа сосны, так называемая сосновая щепа. Их зажигали, зажимали в держателях или носили подвижно в руке или во рту, но горели они всего несколько минут. *Сальные свечи.* Гораздо практичнее были сальные свечи, их готовили из вытопленного животного жира, который затем очищали механически (процеживанием через ткань) или химически (глиноземом или дубильными веществами) и обесцвечивали так же, как и воск. При горении сальные свечи сильно коптили и часто издавали неприятный запах. Для сальных свечей, размягчавшихся при горении, требовались специальные подсвечники с регулируемыми держателями.
*Масляные лампы.* Масляные лампы обычно представляли собой закрытые сосуды, наполненные маслами, такими как рапсовое или льняное масло, и фитиль в носике. * Восковые свечи.*  Самыми удобными и приятными оказались свечи из пчелиного воска. Но для большинства людей они были непомерно дорогими, ведь пчелиная семья могла производить максимум один килограмм воска в год. А потом его надо было кропотливо чистить и отбеливать. Таким образом, восковые свечи были зарезервированы для дворянства, церкви и официальных учреждений. *Стеариновые и парафиновые свечи.*  Изобретенные в первой половине XIX века стеариновые и парафиновые свечи были значительно дешевле восковых, но все же слишком дороги для повседневного использования, зато идеально подходили для праздничного освещения в особых случаях.
*Масляные лампы.* Масляные лампы обычно представляли собой закрытые сосуды, наполненные маслами, такими как рапсовое или льняное масло, и фитиль в носике. * Восковые свечи.* Самыми удобными и приятными оказались свечи из пчелиного воска. Но для большинства людей они были непомерно дорогими, ведь пчелиная семья могла производить максимум один килограмм воска в год. А потом его надо было кропотливо чистить и отбеливать. Таким образом, восковые свечи были зарезервированы для дворянства, церкви и официальных учреждений. *Стеариновые и парафиновые свечи.* Изобретенные в первой половине XIX века стеариновые и парафиновые свечи были значительно дешевле восковых, но все же слишком дороги для повседневного использования, зато идеально подходили для праздничного освещения в особых случаях.
Шахтерские светильники.
Шахтерские светильники.
Люстры являются изюминкой замковой комнаты - как сами по себе, но особенно в свете свечей.  Значение  имело всё: блеск и стоимость материалов и количество свечей придавали люстре репрезентативную ценность, роскошь стоила дорого.
Люстры являются изюминкой замковой комнаты - как сами по себе, но особенно в свете свечей. Значение имело всё: блеск и стоимость материалов и количество свечей придавали люстре репрезентативную ценность, роскошь стоила дорого.
 На выставке демонстрируют фильм "Свет короля" - Das Licht des Königs.

 

Buch und Regie: Andreas Lehmann Kobalt Productions, ZDF/3sat, 2009 28:24 Minuten
На выставке демонстрируют фильм "Свет короля" - Das Licht des Königs. Buch und Regie: Andreas Lehmann Kobalt Productions, ZDF/3sat, 2009 28:24 Minuten
Фильм интересный. Для меня стало открытием, что люстры со свечами были не для света, а для престижа.
Карл Генрих Якоб Фелинг (Carl Heinrich Jacob Fehling).  Праздник Сатурна с парадом горняков в 1719 году. Plauensche Grund 1724 (репродукция). Гравюрный кабинет.
Карл Генрих Якоб Фелинг (Carl Heinrich Jacob Fehling). Праздник Сатурна с парадом горняков в 1719 году. Plauensche Grund 1724 (репродукция). Гравюрный кабинет.
Саксонские курфюсты прекрасно знали, кто своим трудом создаёт их несметные богатства. Поэтому за опасную работу предоставлялись многочисленные свободы и привилегии, обеспечивающие шахтерам соответствующие условия труда и жизни. Их освобождали от военной службы, они были обеспечены собственными складами снабжения независимыми от рыночных цен, также они получали фиксированную заработную плату независимую от результатов работы, существовал страховой фонд горняков на случай инвалидности и в старости, и они были первыми рабочими, которые когда-либо имели 8-часовой рабочий день. Признание горняков нашло выражение в парадах горняков и участие шахтеров на придворных праздниках или городских приемах. Придворная культура Саксонии, в частности, характеризовалась сенсационными праздниками, на которых был необходим яркий свет с люстрами внутри и роскошная иллюминация снаружи. Шахтеры из Рудных гор, участвовавшие в парадах по случаю торжеств, также часто видели пышную ночную иллюминацию. На самом изысканном из всех торжеств, свадьбе наследника саксонского престола и дочери императора в 1719 году, они также впервые увидели освещение придворных интерьеров люстрами. В кульминационный момент этой серии торжеств - праздник Сатурна, около 1600 горняков прошли парадом перед храмом Сатурна, построенным специально для этой цели.
Карл Генрих Якоб Фелинг (Carl Heinrich Jacob Fehling). Фасад строения на празднике Сатурна  в 1719 году.(репродукция). Гравюрный кабинет.
Карл Генрих Якоб Фелинг (Carl Heinrich Jacob Fehling). Фасад строения на празднике Сатурна в 1719 году.(репродукция). Гравюрный кабинет.
Храм был в виде огромной беседки с открытой сценой и зал был освещен, как сцена. Таким образом, участники парада становились зрителями вечеринки и наоборот. Впервые Двор и горняки так близко столкнулись во время празднования. Ночной праздник в тысячекратно освещенном Plauenschen Grund оставил неизгладимые впечатления не только у придворной знати, но и у горняков, которые попытались воспроизвести увиденное из доступных материалов и в конечном итоге так люстры укоренились в рождественской культуре Рудных гор.
Карл Генрих Якоб Фелинг (Carl Heinrich Jacob Fehling). Королевский стол с горняцкими украшениями на празднике Сатурна 1719 года.  (репродукция). Гравюрный кабинет.
Карл Генрих Якоб Фелинг (Carl Heinrich Jacob Fehling). Королевский стол с горняцкими украшениями на празднике Сатурна 1719 года. (репродукция). Гравюрный кабинет.
Это особое положение определяло гордость шахтёров и их классовую сознательность. Высокопоставленные горняки жертвовали церквям оловянные люстры и подсвечники с шахтёрской атрибутикой.
Были созданы первые "шахтерские сувениры" - идеализированные фигурки горняков.
Деревянные люстры с шахтёрской атрибутикой впервые появились около 1800 г. У шахтеров появилось хобби: после работы они мастерили деревянные люстры для состоятельных клиентов, связанных с горным делом. Хобби "после работы" стало прибыльным бизнесом. Ну а если люстру не удавалось продать, то такими люстрами освещались собственные рождественские торжества. Скорее всего так проникли люстры в жилища Рудных гор.
Деревянные люстры с шахтёрской атрибутикой впервые появились около 1800 г. У шахтеров появилось хобби: после работы они мастерили деревянные люстры для состоятельных клиентов, связанных с горным делом. Хобби "после работы" стало прибыльным бизнесом. Ну а если люстру не удавалось продать, то такими люстрами освещались собственные рождественские торжества. Скорее всего так проникли люстры в жилища Рудных гор.
Шахтерские сувиниры.
Шахтерские сувиниры.
Шахтерские сувиниры.
Шахтерские сувиниры.
Говорят, что люстра, у которой чаще всего задерживаются посетители Музея народного творчества, была сделана шахтёром-инвалидом Георгом Фридрихом Лихтенбергером, вероятно, в 1810 году. Этa люстра - впечатляющая иллюстрация тесной связи между шахтером и главным горняком - курфюрстом. Гордый горняк сделал нижний ярус люстры из инициалов своего имени GFL, а верхний ярус из монограммы FA правящего короля Фридриха Августа III (годы правления 1768-1827). А X означает Rex-König или монарх.
Говорят, что люстра, у которой чаще всего задерживаются посетители Музея народного творчества, была сделана шахтёром-инвалидом Георгом Фридрихом Лихтенбергером, вероятно, в 1810 году. Этa люстра - впечатляющая иллюстрация тесной связи между шахтером и главным горняком - курфюрстом. Гордый горняк сделал нижний ярус люстры из инициалов своего имени GFL, а верхний ярус из монограммы FA правящего короля Фридриха Августа III (годы правления 1768-1827). А X означает Rex-König или монарх.
Поскольку опасная работа шахтёра под землей всегда требовала небесной помощи, мастер украсил люстру музицирующими ангелами, идею которой подсмотрел во Фрайбергском соборе. Но откуда взялись типичные для этих и почти всех ангелов Рудных гор шляпы или короны? По крайней мере, след снова ведет к свадебному торжеству 1719 г. На свадьбе амуры кидали куски пирогов в толпу, в амуров наряжали молодых шахтеров и почему-то амуры были как шахматные ферзи в шахматных шляпах и крылышках. Бога любви, развлекающего народ на свадьбе, легко было спутать с ангелом из-за его крыльев, вот шахтерские ангелы и обзавелись шляпами-коронами.
Поскольку опасная работа шахтёра под землей всегда требовала небесной помощи, мастер украсил люстру музицирующими ангелами, идею которой подсмотрел во Фрайбергском соборе. Но откуда взялись типичные для этих и почти всех ангелов Рудных гор шляпы или короны? По крайней мере, след снова ведет к свадебному торжеству 1719 г. На свадьбе амуры кидали куски пирогов в толпу, в амуров наряжали молодых шахтеров и почему-то амуры были как шахматные ферзи в шахматных шляпах и крылышках. Бога любви, развлекающего народ на свадьбе, легко было спутать с ангелом из-за его крыльев, вот шахтерские ангелы и обзавелись шляпами-коронами.
Во время Адвента люди готовились к празднованию рождества, стараясь придумать изысканную иллюминацию. На рождение Иисуса - "света мира", устраивались торжественные городские и церковные праздники со множеством огней. Жилища тоже украшались: в комнатах, где обычно работали, делали перестановку, чтобы освободить место для всех рождественских украшений. И хотя богословски Рождество не закончилось до Сре́тения Госпо́дня (2 февраля), рождественское убранство сохранялось только до Нового года, 6 января. Люстру-паука, тоже убирали,чтобы она не мешала работе в повседневной жизни. Множество огней от елея, сальных или восковых свечей зажигали в дни трёх святых Сочельников: канун Рождества, накануне Нового года, и вечера перед Святым Новым годом (Heilige Drei Könige - Богоявление).
Здесь можно представить себя в дворцовой комнате с люстрой и зеркалами.
Люстры-пауки (Spinnen).
Люстры-пауки (Spinnen).
Эти простейшие рождественские подсвечники представляли собой выточенную и раскрашенную балясину, в нижнюю часть которой вставлялись восьмиобразные проволочные плечи со свечными гнездами. Конструкция люстры напоминала паука, поэтому её так и назвали, также их называют в Польше и Испании. Одним из известных производителей был Альберт Франке (1898-1982) из Глаухау, которого там называли "Spinnenfranke", потому что он делал сотни таких "пауков". Его "пауки" походили на эту люстру 1837 года изготовления.
Люстры-пауки (Spinnen)
Люстры-пауки (Spinnen)
Цепная люстра из Зайфена (Seiffen).
Цепная люстра из Зайфена (Seiffen).
Этот экземпляр представляет собой виртуозно выполненное изделие, из ряда других, в основном изготовленных производителями игрушек Зайфена или токарями с использованием множества технических усовершенствований. Их часто делали в виде висячих пирамид, так называемых потолочных светильников. Технические нововведения позволяли люстрам вращаться даже без видимых крыльев пирамиды, потому что внутри были осветительные приборы или часовой механизм, а ещё позже были установлены небольшие электродвигатели. Форма люстры восходит к богемским люстрам с цепочками из граненых стеклянных деталей, которые висели во многих церквях.
Цепная люстра из Зайфена (Seiffen).
Цепная люстра из Зайфена (Seiffen).
Цепная люстра из Зайфена (Seiffen).
Цепная люстра из Зайфена (Seiffen).
Цепная люстра из Зайфена (Seiffen).
Цепная люстра из Зайфена (Seiffen).
Чтобы приблизиться к блеску стеклянных люстр, деревянные имитации дополнительно декорировались золотой мерцающими тесьмой и стеклянной крошкой.
Рудные горы — единственный из многих горнодобывающих районов, в котором с 18 века сложилась особая, ориентированная на свет, рождественская культура. Ее до сих пор любят и развивают. Люстры являются неотъемлемой частью этой культуры. Эти имитации придворных символов статуса, которые сияли в залах замка и возвещали о процветании своих жертвователей в церквях, нашли свое место в жилищах Рудных гор.
Рудные горы — единственный из многих горнодобывающих районов, в котором с 18 века сложилась особая, ориентированная на свет, рождественская культура. Ее до сих пор любят и развивают. Люстры являются неотъемлемой частью этой культуры. Эти имитации придворных символов статуса, которые сияли в залах замка и возвещали о процветании своих жертвователей в церквях, нашли свое место в жилищах Рудных гор.
На самом верху одиннадцать парящих ангелов с люстры Рудных гор, вероятно, 2-я половина 19 века
На самом верху одиннадцать парящих ангелов с люстры Рудных гор, вероятно, 2-я половина 19 века
Люстра с орлами, с 18 рожками.  Хильмерсдорф, 1895 г. Инв. G6327
Люстра с орлами, с 18 рожками. Хильмерсдорф, 1895 г. Инв. G6327
Люстра с орлами, с 18 рожками.  Хильмерсдорф, 1895 г. Инв. G6327
Люстра с орлами, с 18 рожками. Хильмерсдорф, 1895 г. Инв. G6327
Незадолго до 1900 года неизвестный производитель в Визе придумал новые украшения для люстр. Они также включали орлов, которые служат здесь верхними держателями. Их создали по образцу орлов-мишеней, используемых для стрельбы из луков (Vogelschießen).
 Орлы-мишени, используемые для стрельбы из луков (Vogelschießen).
Орлы-мишени, используемые для стрельбы из луков (Vogelschießen).
Орлы-мишени, используемые для стрельбы из луков (Vogelschießen).
Орлы-мишени, используемые для стрельбы из луков (Vogelschießen).
Люстра с шестью рожками из Зайфена, без свечей, вероятно, около 1930 г.
Люстра с шестью рожками из Зайфена, без свечей, вероятно, около 1930 г.
Приветствие шахтеров "на удачу" («Glückauf») вставлено в качестве украшения в рожки́ люстры.
 Люстра в форме змеи с шестью свечами Шлеттау, вероятно, взята напрокат около 1900 г. из частной коллекции, Шлеттау.
Люстра в форме змеи с шестью свечами Шлеттау, вероятно, взята напрокат около 1900 г. из частной коллекции, Шлеттау.
Рожки́ сделаны в виде змей, которые даже масляные лампы держат. На самом верху люстра увенчана короной.
Вращающаяся люстра с рамой. Рудные горы, 1907 г.
Вращающаяся люстра с рамой. Рудные горы, 1907 г.
В гербах этой висячей пирамиды производитель не только отметил свою монограмму K.W. но и 1907 год.
Густав Луи Отто. Люстра-паук с двенадцатью свечными рожками Арнсфельд, около 1930 г.
Густав Луи Отто. Люстра-паук с двенадцатью свечными рожками Арнсфельд, около 1930 г.
Производитель оснастил рожки этой классической люстры вырезанными вручную рождественскими фигурками.
Люстра-ангел, вероятно, Чопау, 1-я половина XIX века.
Люстра-ангел, вероятно, Чопау, 1-я половина XIX века.
Ангелы, окружающие ясли, несут в руках рождественское послание.
Люстра-паук со светильниками из рапсового масла. Рудные горы, конец XIX века.
Люстра-паук со светильниками из рапсового масла. Рудные горы, конец XIX века.
Свечи были дорогими, поэтому вместо подсвечников использовали маленькие масляные лампы.
Потолочная люстра с восемью подсвечниками.  Рудные горы, около 1900 г. Инв. G8498
Потолочная люстра с восемью подсвечниками. Рудные горы, около 1900 г. Инв. G8498
Помимо дерева, для этой люстры необычного дизайна также использовались тисненый картон и позолоченные оловянные украшения.
Люстра-паук с двенадцатью рожками-свечами.  Рудные горы, вероятно, около 1900 г.
Люстра-паук с двенадцатью рожками-свечами. Рудные горы, вероятно, около 1900 г.
Различные животные - украшение этого подсвечника, на самом деле детские игрушки.
Люстры из стекляруса.
Люстры из стекляруса.
Люстры из стеклянуса - это особая разновидность рождественских люстр, идею которых взяли у изготовителей позументов. Примерно с 1870 года они производили кисточки, сумки и другие модные предметы, а также люстры из маленьких стеклянных бусин, которые они получали из Богемии.
Люстры из стекляруса.
Люстры из стекляруса.
В соседней Богемии производили, так называемые, "призматической люстры" с подвесками из граненых стеклянных частей, соединенных цепями. Вдохновленные этими моделями, горняки сделали свои собственные более дешевые образцы, соединяя стеклянные бусины пряжей, чтобы сформировать различные формы и узоры. В то время как богемские люстры стоили 27,50 миллионов (1877 г.), саксонские люстры из стеклянных бусин стоили всего 8,25 миллионов (1895 г.).
Игрушки.
Игрушки.
Производство игрушек было важным источником дохода в Рудных горах с конца 18 века. Но только в конце 19 века, когда игрушечная промышленность переживала кризис и игрушки из Рудных гор были объявлены народным искусством, игрушками стали украшать и люстры.
«Мебель воздуха»
«Мебель воздуха»
Чтобы было место для всех праздничных украшений, комнату в Рудных горах приходидось переоборудовать к Рождеству. Люстры и парящие ангелы висели на потолке там, где они не мешали движениям жильцов и производили наилучшее впечатление, а именно над столом. Так они стали мебелью воздуха! Это расположение было идеальным для просмотра деталей декораций на уровне глаз. Здесь это в основном символы веры, любви и надежды (сердце, крест и якорь), а также цветы, ангелы, корона и радуга.
Отступление: рельефные бордюры из металлизированной бумаги.
Отступление: рельефные бордюры из металлизированной бумаги.
Умельцы из Рудных гор украшали свои произведения в том числе и рельефной декоративной тесьмой из металлического папье. Благодаря этой тесьме изделие блестело, особенно при освещении свечами, и подчёркивались конструктивные особенности люстры. Гибкие оплетки состояли из композитного материала: бумажного и металлического слоя, в основном с золотым блеском. Они соединялись друг с другом в несколько рабочих приемов. Их изготавливали в середине 19 века вручную на шпиндельном прессе. После того, как полоски нарезали по размеру, их прокатывали через различные прессы для тиснения.
Семейные люстры.
Семейные люстры.
Хорошая люстра во все времена была хорошим подарком на семейное торжество, будь то свадьба, рождение ребёнка или новоселье.
Семейные люстры.
Семейные люстры.
Семейные люстры.
Семейные люстры.
Семейные люстры.
Семейные люстры.
Люстра с ангелами из Чопау (Zschopau).
Люстра с ангелами из Чопау (Zschopau).
Вера в бога была самой эффективной охраной труда горняков, и, учитывая опасность их работы, они зависели от этой небесной защиты. Поэтому в начале и в конце каждой смены было время для молитвы, а посещение воскресных служб было обязательным. Именно в церквях можно было увидеть люстры, большинство из которых были пожертвованы состоятельными горожанами. В большинстве сохранились латунные люстры 17 века, а также богемские люстры-кольца с цепочками из граненых стеклянных деталей 19 века. Они часто становились непосредственными образцами для резчиков и токарей по дереву.
Люстра с ангелами из Чопау (Zschopau).
Люстра с ангелами из Чопау (Zschopau).
Прекрасным примером этого являются люстраы с ангелами из Чопау. Их первые производители не только скопировали форму латунной люстры 1693 года в церкви Св. Мартина в Чопау, но и, прежде всего, венчающего ангела. - На люстрах из Чопау обычно их несколько. Посреди люстр, почти всегда бело-золотых, помещался вертеп в маленьком храме - копии канцельного алтаря (Kanzelaltar) церкви. Большое сходство многих люстр Чопау можно объяснить местной ассоциацией резчиков, от которой до сих пор сохранились шаблоны для подвесного подсвечника.
Изготовленные подручными средствами и украшенные шахтерскими мотивами, верованиями и поучительными посланиями, эти подсвечники, люстры-пауки, цепные люстры стали изюминкой украшений Рождества в гостиных маленьких людей.
Изготовленные подручными средствами и украшенные шахтерскими мотивами, верованиями и поучительными посланиями, эти подсвечники, люстры-пауки, цепные люстры стали изюминкой украшений Рождества в гостиных маленьких людей.
Пауль Отто (Paul Otto, 1915-после 1950)  Люстра в технике стружки с двенадцатью свечными рожками. Зайфен, около 1950 г.
Пауль Отто (Paul Otto, 1915-после 1950) Люстра в технике стружки с двенадцатью свечными рожками. Зайфен, около 1950 г.
Художник Пауль Отто показал все грани своего виртуозного мастерства после окончания учебы в Дрезденской художественной академии. Он сочетал технику так называемого вырезания стружки с мелкой резьбой. Цветы, животные и работающие люди отражают образ жизни новообразованной ГДР.
Пауль Отто (Paul Otto, 1915-после 1950) Люстра в технике стружки с двенадцатью свечными рожками. Зайфен, около 1950 г.
Пауль Отто (Paul Otto, 1915-после 1950) Люстра в технике стружки с двенадцатью свечными рожками. Зайфен, около 1950 г.
Высочайшее мастерство.
Пауль Отто (Paul Otto, 1915-после 1950) Люстра в технике стружки с двенадцатью свечными рожками. Зайфен, около 1950 г.
Пауль Отто (Paul Otto, 1915-после 1950) Люстра в технике стружки с двенадцатью свечными рожками. Зайфен, около 1950 г.
Высочайшее мастерство.
До новых встреч.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому