Турист larabi
larabi
была вчера 21:38
Фотоальбом

Про Наумбургский собор святых Петра и Павла. Часть I

5 30

Альбомы о Наумбургском соборе святых Петра и Павла (Naumburger Dom St. Peter und Paul) — всемирном наследии ЮНЕСКО, откладывала на потом, так как о соборе есть на Туристере прекрасный рассказ у borisnov — «В гостях у прекрасной Уты». Рекомендую. Лучше я вряд-ли напишу, поэтому просто альбом.

Если вы вышли к фонтану Эккехард, то вы уже практически у входа в собор.
Если вы вышли к фонтану Эккехард, то вы уже практически у входа в собор.
Для посещения собора придётся приобрести билет, вам выдадут аудиогид и план на стойке. Будьте внимательны (мыпропустили выход в сад собора),
Для посещения собора придётся приобрести билет, вам выдадут аудиогид и план на стойке. Будьте внимательны (мыпропустили выход в сад собора),
Элементы интерьера 
Элементы интерьера 
Элементы интерьера 
Элементы интерьера 
Баптистерий - крестильная капелла.
Баптистерий - крестильная капелла.
Сразу после прохождения главного портала в сторону открывается баптистерий (он же капелла Штефана (Stephanuskapelle)) с романской крестильной купелью. 
Слева вход в крипту (Krypta), справа лестница на Восточный хор (Ostchor).
Слева вход в крипту (Krypta), справа лестница на Восточный хор (Ostchor).
Вход в крипту.
Вход в крипту.
Крипта - склеп.
Крипта - склеп.
Под восточным хором сохранилась крипта. Тот, кто входит в склеп, сразу же ошеломляется его простым эффектом. Крипта с тремя нефами является самой старой частью Наумбургского собора и датируется XII-XIII веками. В центральной части с романскими колоннами и кубическими капителями есть что-то особенное.
Крипта - склеп.
Крипта - склеп.
Два светильника в виде пророка и ангела, созданны художником Генрихом Апелем (Heinrich Apel).
Крипта - склеп.
Крипта - склеп.
Алтарь с романским распятием с Христом в качестве триумфатора (около 1160/70),
Крипта - склеп.
Крипта - склеп.
Слева и справа от распятия два современных витража (2012/2014) работы художника Томаса Куцио (Künstlers Thomas Kuzio).
Крипта - склеп.
Крипта - склеп.
На Восточного хор можно подняться по двум лестницам, украшенным мелкой бронзовой пластикой. Отливки разработал магдебургский художник Генрих Апель (Heinrich Apel). Произведения искусства иллюстрируют в мельчайших подробностях истории из фильма "Святой Франциск и животные" (1972), где монах Франциск Ассизский проповедует птицам и "Узкий путь в рай" (1983), изображающий трудный путь людей в рай, воплощением которого является змея, по которой люди взбираются к вратам рая. Внизу прячется голова змеи, на которой едет дьявол. На обоих поручнях можно обнаружить и почувствовать множество тщательно продуманных деталей: животных, растений и фигур из Библии или древней мифологии.
На Восточного хор можно подняться по двум лестницам, украшенным мелкой бронзовой пластикой. Отливки разработал магдебургский художник Генрих Апель (Heinrich Apel). Произведения искусства иллюстрируют в мельчайших подробностях истории из фильма "Святой Франциск и животные" (1972), где монах Франциск Ассизский проповедует птицам и "Узкий путь в рай" (1983), изображающий трудный путь людей в рай, воплощением которого является змея, по которой люди взбираются к вратам рая. Внизу прячется голова змеи, на которой едет дьявол. На обоих поручнях можно обнаружить и почувствовать множество тщательно продуманных деталей: животных, растений и фигур из Библии или древней мифологии.
Восточный хор.
Восточный хор.
Восточный хор был литургическим центром собора, и в нем до сих пор находится главный алтарь церкви. Здесь романский стиль хоровой площадки (Chorquadrats) (13 век) встречается с готическим стилем апсиды (Chorabschluss/Apsis) (14 век). 
Восточный хор.
Восточный хор.
Восточный хор.
Восточный хор.
С расширением восточный хор также получил шесть новых больших готических ажурных окон, текущий витраж которых варьируется от 14 до 21 века.   В рамках проекта реставрации стекла в Наумбургском соборе стеклянные окна восточного хора были капитально отреставрированы с 2019 по начало 2021 года и теперь снова сияют впечатляющим цветовым великолепием.
Восточный хор.
Восточный хор.
Резной алтарь Богоматери Восточного хора собора в Наумбурге.
Восточный хор.
Восточный хор.
Правдоподобными кажутся более поздние работы Наумбургского мастера: фигура епископа и фигура дьякона (13 век). Собор в Наумбурге знаменит прежде всего работой так называемой наумбургской артели скульпторов (имя ведущего мастера остаётся неизвестным). 
Восточный хор.
Восточный хор.
Епископ Дитрих II фон Веттин за свои заслуги в строительстве и обустройстве собора удостоен захоронения под распятием восточного предела собора и посмертного скульптурного надгробья, исполненного в реалистичной манере, в полном епископском облачении и со всеми регалиями.  
Восточный хор.
Восточный хор.
Восточный хор.
Восточный хор.
Орган Восточного хора собора в Наумбурге.
Восточный хор.
Восточный хор.
Средневековые хоры с их впечатляющими подставками для книг завораживают издалека и побуждают задуматься о них своими необычными формами. 
Восточный хор.
Восточный хор.
Подставки для книг.
Восточный хор.
Восточный хор.
Резные скамьи священнослужителей Восточного хора (1260г).
Восточный хор.
Восточный хор.
Резные скамьи священнослужителей Восточного хора (1260г).
Здесь можно подняться наверх, в помещение с небольшой  выставкой реликвии.
Здесь можно подняться наверх, в помещение с небольшой выставкой реликвии.
 К сожалению фотографировать здесь не вышло.
К сожалению фотографировать здесь не вышло.
Створчатый  алтарь в северном трансепте с обращением Павла, 1520 г.,  работы Георга Лембергера (Georg Lemberger (* ок 1490-1500 - † ок 1540-1545)  немецкого художника и резчика по дереву времён Реформации.
Створчатый алтарь в северном трансепте с обращением Павла, 1520 г., работы Георга Лембергера (Georg Lemberger (* ок 1490-1500 - † ок 1540-1545) немецкого художника и резчика по дереву времён Реформации.
Створчатый  алтарь в северном трансепте с обращением Павла, 1520 г.,  работы Георга Лембергера (Georg Lemberger (* ок 1490-1500 - † ок 1540-1545)  немецкого художника и резчика по дереву времён Реформации.
Створчатый алтарь в северном трансепте с обращением Павла, 1520 г., работы Георга Лембергера (Georg Lemberger (* ок 1490-1500 - † ок 1540-1545) немецкого художника и резчика по дереву времён Реформации.
Элементы декора северного трансепта.
Элементы декора северного трансепта.
Элементы декора северного трансепта.
Элементы декора северного трансепта.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Впечатляют и две перегородки в Наумбургском соборе - леттнеры, которые пространственно отделяют хоры от нефа. Две сохранившиеся ширмы в одном храме уникальны в мире!   Внутри собор как бы делится на две церкви. К центральной романской части пристроены два хора - западный и восточный. Хоры отделяются от центральной части двумя леттнерами - перегородками. В хорах находились священнослужители, а прихожане сидели в центре. В XVII веке Римом было объявлено "равноправие" и в большинстве церквей леттнеры были удалены. В Наумбурге они остались до сих пор. Восточный леттнер считается самым старым в Германии (1230 г.). *
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Восточный леттнер.
Деревянная кафедра, на которой епископ читал свои проповеди
Деревянная кафедра, на которой епископ читал свои проповеди
В соборе много надгробных плит над захоронениями епископов и знатных людей из Наумбурга.
В соборе много надгробных плит над захоронениями епископов и знатных людей из Наумбурга.
В соборе много надгробных плит над захоронениями епископов и знатных людей из Наумбурга.
В соборе много надгробных плит над захоронениями епископов и знатных людей из Наумбурга.
Западный леттнер
Западный леттнер
Западный леттнер целиком на фото у меня не попал. Пространство западного хора отделяется от главного нефа собора, леттнером с трибуной и парапетом, украшенным скульптурным фризом работы "Мастера из Наумбурга" со сценами из Страстей Христовых. Западный леттнер стал как бы фасадом самостоятельного здания со своим собственным порталом. "Страсти Христовы", изображённые на скульптурном фризе, - первое в монументальном искусстве Германии воплощение евангельского повествования о страданиях и смерти Христа.
Западный леттнер
Западный леттнер
Многослойные, очень глубокие горельефы (их глубина - 30 см) эмоциональны и драматичны. Облик персонажей вполне земной и человечный, совсем не характерный для средневековых изображений библейских персонажей. Они выглядят, скорее, как немецкие крестьяне. Обращает на себя внимание узнаваемость персонажей на всех рельефах. Рельеф начинается "Тайной вечерей" и кончается "Несением креста".
Западный леттнер
Западный леттнер
В центре леттнера - широкий и глубокий портал с "Распятием" работы того же "Мастера из Наумбурга". С двух сторон от фигуры Христа в плоских нишах откосов портала помещены фигуры Девы Марии и апостола Иоанна. Над Распятием - живописная композиция, изображающая сидящего на троне Христа с орудиями Страстей в руках.
Западный леттнер
Западный леттнер
Справа и слева от портала с Распятием - колоннады с филигранно выполненным растительным орнаментом капителей, характерным для классической готики. Поражает такая тонкая работа, выполненная в довольно грубом материале.
Западный леттнер
Западный леттнер
Западный леттнер со стороны хора. 
Западный леттнер
Западный леттнер
Западный леттнер со стороны хора. 
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
Лукас Кранах Старший в 1519 создал трехстворчатый запрестольный образ для Мариенского алтаря Наумбургского западного хора. Центральная часть запрестольного образа, на котором была изображена Богородица Мария с младенцем, была уничтожена в 1541 году в ходе антиобразной кампании. В ходе религиозных споров периода Реформации протестантский суперинтендант Николаус Медлер с помощью гильдии мясников насильно получил доступ в Наумбургский собор. По приказу курфюрста Саксонии он удалил различные изображения Марии, в том числе среднюю часть алтаря Кранаха.Таким образом, Западный хор потерял свою покровительницу. Крупноформатные боковые створки с портретами двух епископов-доноров и различных святых сохранялись на протяжении веков и ранее экспонировались в сокровищнице Наумбургского собора. Спустя более 500 лет два оригинальных крыла были дополнены средней секцией, недавно созданной лейпцигским художником Михаэлем Тригелем (Michael Triegel), и пределлой - художественно расписанным (или резным) основанием готического алтаря. С этим алтарем западный хор Наумбургского собора временно восстанавливает свой литургический центр.
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
Левое крыло (внутри) запрестольного образа западного хора Наумбургского собора: Апостолы Филипп и Иаков Младший с Филиппом Пфальцским (1480-1541), епископгм Фрайзингским (с 1499), управляющим Наумбургской епархией (с 1517 г.). У Кранаха Филипп изображен безбородым с короткими седыми волосами , его атрибутами являются крестовый посох и книга (здесь книга - как общий атрибут с Иаковом). На связь (больше нигде не упоминающуюся) между Филиппом и Иаковом указывает то, что оба склоняются над большой книгой в руках Иакова. В изображении Иакова Кранах придерживался описания по легенде апостольского подобия Христу с бородой и нестриженными волосами. Его атрибуты — открытая книга и жердь (вероятно, здесь ферма), которой он был убит. Епископ Филипп в гуманистическом костюме появляется на картине далеко внизу, также с раскрытой книгой, остается неясным, стоит ли он на коленях, рядом с его гербом как епископа Наумбургского, епископского посоха и митры. Он поворачивается направо, как двойник своего предшественника.--------------------------Правое крыло (внутри) запрестольного образа западного хора Наумбургского собора: Апостол Иаков Старший и святая Мария Магдалина с епископом Иоанном III. фон Шенберг (1492-1517) в качестве дарителя Иакова Старшего можно узнать по шляпе пилигрима и посоху, а в левой руке он держит цепочку четок. Как обычно у Кранаха, Мария Магдалина одета по моде того времени, в руках она держит красиво украшенный сосуд для мази. епископ Иоанн III фон Шенберг (1492-1517), появляется в красных мантиях (кардинала?), с беретом в руке, остается неясным, стоит ли он на коленях, рядом со своим гербом епископа Наумбургского, епископским посохом и митрой. Он поворачивается направо как и его преемник, епископ Филипп фон Фрайзинг.
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
На лицевой стороне изображена "Священная беседа" ("Sacra Conversazione"). В центре Мария представляет новорожденного Спасителя, в то время как многочисленные люди - современники, которых можно интерпретировать как святых, среди них Дитрих Бонхёффер, держат священный покров, у ног Марии изображены музицирующие ангелы. Ангелы изображены без крыльев. Они дают понять зрителю, что акт спасения всегда имеет свою личную связь, требующую самоотверженности личности.
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
Воскресшего Христа можно увидеть как "Спасителя мира" ("Salvator Mundi") на заднике средней части. Она показана в середине архитектуры западного хора Наумбурга и тем самым дает понять, что завершение истории спасения произойдет не в неопределенном пространстве, отдаленном во времени и пространстве, но возможно и конкретно и прямо в этом месте.   Пределлы на лицевой и оборотной сторонах относятся к символике Тайной вечери и Страстей.
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
Алтарь Марии в Наумбургском соборе. 
Крылья алтаря западного хора Наумбургского собора: правое крыло (снаружи) - Святая Варвара, левое крыло (снаружи) - Святая Екатерина
Западный хор
Западный хор
Наиболее интересен западный хор собора, который представляет собой ярчайший образец синтеза архитектуры и скульптуры зрелой готики. Шедеврами готической скульптуры являются, расположенные полукругом на втором ярусе хора, двенадцать фигур донаторов (спонсоров) храма. 
Западный хор
Западный хор
В XIII веке, когда было решено увековечить имена основателей собора, прошло около двухсот лет с тех пор, как они умерли, и никто из них не мог быть моделью ваятелю. Тем не менее, "Мастер из Наумбурга" создал такие живые портреты, что до сих пор люди наделяют их личностными чертами характера.
Западный хор
Западный хор
Двенадцать фигур донаторов - основателей Наумбургского Дома стали вершиной творчества "Мастера из Наумбурга". Их скульптуры в рост человека органично вписаны в пространство западного хора с высокими витражами. Они помещены на уровне окон вдоль боковых стен западного хора. В соответствии с традицией на этих местах должны располагаться только фигуры апостолов или святых.
Западный хор
Западный хор
Материал скульптур - грилленбургский песчаник, добывавшийся в Саксонии. Окрашены скульптуры были изначально, но та краска, которая видна на них сейчас, осталась от реставрационных работ XVI - XIX веков. Это первая портретная галерея в религиозном храме средневековой Европы, удивительная по яркости изображения характеров, которая не имеет аналогов ни в одной из стран. Её считают кульминацией развития немецкой скульптуры XIII века.
Маркграф Герман I Мейсенский и маркграфиня Регелинда Польская.   
Маркграф Герман I Мейсенский и маркграфиня Регелинда Польская.  
Из всех скульптур донаторов выделяются две супружеские пары, маркграфов Мейсена - Германа I (ок. 980 -1038) и его младшего брата Эккехарда II (умер 1046), соправителя Германа, начиная с 1032 года. Облик маркграфини Регелинды необычайно привлекателен и убедителен своей лучистой улыбкой, дружелюбием и мягкостью черт лица  
Маркграф Эккехард II и маркграфиня Ута фон Балленштедт
Маркграф Эккехард II и маркграфиня Ута фон Балленштедт
Фигуры маркграфа Эккехарда II и особенно его супруги Уты фон Балленштедт (1250 - 1260-е годы), обладающие индивидуальными характеристиками психологического портрета - самая известная пара.
Западный хор
Западный хор
Капелла Евангелистов
Капелла Евангелистов
Капелла Евангелистов
Капелла Евангелистов
В капелле Евангелистов (Evangelistenkapelle) во время нашего посещения был выставлен резной алтарь "Анна втроём" (Anna Selbdritt). Этот алтарь в 1915 году музей Angermuseum Эрфурта купил алтарь у общины св. Отмара в Наумбурге. Когда-то этот алтарь принадлежал Наумбургскому собору и был передан в 1699 году недавно построенной церкви Святого Отмара. В центре двустворчатого резного алтаря находится стоящая Анна втроём (Selbdritt: старое слово, означающее «тройка»). На одной руке у неё дочь - девочка (богоматерь) Мария, а на другой - младенц Иисус. Слева и справа от нее два святых епископа, святой Отмар с моделью церкви и святой Мартин с нищим у его ног. Все главные герои прорисованы очень индивидуально. На крыльях видны одиннадцать апостолов, одна фигура отсутствует. В отличие от главных героев, фигуры апостолов более стандартизированные неподвижные изображения характеризуются, прежде всего, различиями в прическе и бороде. На внешних сторонах крыльев изображены изображения святых Христофора и Роха. Алтарь датирован 1518 годом. В 2017 году он вернулся в Наумбург, и установлен в Наумбургском соборе. 
Часовня Елизаветы
Часовня Елизаветы
Посвящается ландграфине Елизавете Тюрингийской (Landgräfin Elisabeth von Thüringen, 1207–1231), которую папа Григорий IX канонизировал в 1235 году за ее милосердие к бедным и больным. 
Часовня Елизаветы
Часовня Елизаветы
Вероятно, древнейшая каменная скульптура святой Елизаветы Тюрингенской, созданная вскоре после ее канонизации в 1235 году. В голову были помещены мощи святой.
Часовня Елизаветы
Часовня Елизаветы
Часовня Елизаветы
Часовня Елизаветы
Известный немецкий художник Нео Раух (* 1960 г. Лейпциг) разработал три стеклянных окна с изображением деяний Святой Елизаветы.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому