Турист larabi
larabi
была сегодня 0:46
Фотоальбом

Он же Венцель, он же Вацлав...

1 29

Про выставку скульптора Роланда Линднера «Причудливое искусство в причудливые времена» в церкви Св. Венцеля (Wenzelskirche) в Наумбурге я уже рассказывала, теперь пришло время познакомиться с самой церковью.

Оживленная торговля ярмарочного города Наумбурга с Саксонией и славянскими землями стала поводом для строительства большой церкви патроном которой был выбран св. Венцель, нам более известный как св. Ва́цлав (он же у русских Вячеслав, он же у чехов Svatý Václav, он же у латышей Venceslaus, ну и у немцев он же Wenzel; *около 907 г. — 28 сентября 929 или 935/936? г.). Венцель/Вацлав был чешским князем (924 — 929 или 935/936) из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными. Св. Вацлав считается патроном Чехии.

Вацлав был сыном князя Вратислава I и язычницы Драгомиры. В 13 лет оставшись без отца, Вацлав был воспитан в христианской вере своей бабушкой (матерью отца), святой Людмилой, преследуемой снохой и принявшей мученическую смерть за веру. Тем не менее, матери не удалось вернуть Вацлава к языческим верованиям. Став князем, Вацлав ревностно вводил христианство в Чехии. Был дружен с немецким королём Генрихом Птицеловом, которого признавал своим сюзереном. В Праге он построил церковь во имя святого Вита.
Младший брат Болеслав был воспитан матерью и, вероятно, был близок к язычеству. Желая захватить престол, он, по одной из версий, составил заговор против Вацлава и, воспользовавшись поддержкой знатных вельмож, многие из которых оставались язычниками, совершил братоубийство во время пира. По иной версии, Болеслав был настроен против брата немецким духовенством, которое ранее преследовало святого Мефодия, наставника св. Людмилы. Впоследствии Болеслав раскаивался в содеянном.

Приходская церковь Св. Венцеля расположена на южной окраине Рыночной площади (Marktplatz) Наумбурга самое яркое церковное здание, за исключением Наумбургского собора, и достопримечательность городского совета Наумбурга. В церкви Святого Венцеля, как и повсюду в городе, и на гербе города символы св. Петра и Павла — ключ и меч, в честь этих святых назван Наумбургский собор. 72-метровая церковная башня евангелической Венцельскирхе является самой высокой башней в городе. На башне имеется смотровая площадка и жилище сторожа на высоте ок. 53 метра, подняться на неё можно ежедневно с апреля по октябрь (почему-то мы совсем упустили эту возможность).

На башне церкви шесть колоколов. Три более крупных были отлиты в 1518 году Мартином Хиллигером (Martin Hilliger) из Фрайберга их отреставрировали с 2000 года их подвесили в массивном позднеготическом деревянном кресле-колокольне (Holzglockenstuhl) 1521/23 года. В башенной латерне (Turmlaterne), месте где весит фонарь рядом с двумя курантами находится воротно-, школьно- и исповедальный колокол (Tor-, Schul- und Beichtglocke) 1763 года.

Церковь с момента постройки использовали не только для богослужений, но и для совещаний магистрата и для важных собраний горожан.

Первое письменное упоминание о ней относится к 1218 году. Вновь она упоминается уже в 1228 г. в папском документе. В нём он подтвердил «parochia Santi Weneczlai», принадлежность епархии Наумбург-Цайц (Naumburg-Zeitz). В 1275 году церковь была включена в состав капитула Наумбургского собора.

В 1411 году башня церкви сгорела в одном из многочисленных городских пожаров. Торжественная закладка нового здания состоялась 25 августа 1426 года. Старейшие части церкви — нижний этаж башни, восточный клирос и крипта (подвальный свод).

С 1429 года проводили сборы на убранство церкви. Спустя 5 лет церковь открыли, хотя еще не полностью достроили. Работы продолжались до 1446 года, о чем свидетельствует ссылка на переговоры между советом и каменщиками.

В 1441 году епископ Петер фон Шлейниц (Peter von Schleinitz) учредил церкви купель, с этого момента община могла пользоваться церковью для богослужений. Строительство церкви прерывалось многократными пожарами в 15-ом веке.

Церковь снова сильно пострадала от пожара в 1473 году.

В 1493 году встраивается западный портал со статуями Св. Марии и Св. Венцеля, они стоят на крученых колоннах (напротив сберкассы).

11 мая 1511 года, после реконструкции, состоялось торжественное освящение церкви, ее престолов и погоста.

В 1513 году в башне обустроили квартиру для сторожа города (Türmerwohnung), неф накрыли шиферной крышей, а башня получила четыре сторожевых эркера (Wacherker). В это же время был возведен шпиль. Все это простояло недолго, потому что последний большой пожар 21 октября 1517 года уничтожил все внутреннее убранство и новый шпиль. После него пришлось заново перестраивать крышу и встраивать плоский потолок, который в 1534/36 годах расписали. Часть оригинальной росписи потолка еще осталась в южном боковом нефе. В 1518 году отлили три новых колокола, а в 1520 г. церковь была повторно освящена. Работы были завершены в 1523 году, когда была перестроена крыша. Ученическую галерею построили в 1534/35 году.

В 1597 г. на башне церкви был установлен новый часовой механизм, сохранившийся до наших дней, с шаром, представляющим фазы луны.

В 1610/18 годах встраиваются пять искусно оформленных балконов для разных чинов в северный и южный боковые нефы. Зодчим является Конрад Штейнер.

С 1680 по 1724 год производится перестройка (преображение) интерьера в стиле барокко. Алтарь: резьбу по дереву выполнил мастер Хайнрих Шау (Heinrich Schau), роспись — художник Иоганн Освальд Хармс (Johann Oswald Harms). Корпус органа создает художник Иоанн Герике (Johann Göricke). Появился новый потолок с лепными орнаментами, колонные канители с символами евангеличестов.

В 1765 году встраиваются шкафы для священников — они поставлены слева и справа от алтаря, в них хранилась утварь алтаря, создатель столярый мастер Иоанн Мартин Мюллер. В 1766 году происходит встройка чугунной решетки, как ограда клироса.

В 1891 году после удара молнии, производится еще раз большой ремонт внутри и снаружи церкви.

В 1945 году в следствии удара фугасной бомбы сильно пострадали витражи и наружные фасады

В 2000 году производили санацию интерьера, башни, колоколов и фундаментного кольца вокруг всей обмуровки церкви.

Нынешнее здание в стиле поздней готики было возведено после пожара 1426 года. Изначально планировалось построить две башни, но построили только северную. Сегодня при высоте 72 метра это самая высокая башня в Наумбурге.
На башню церкви  можно подняться, преодолев 242 ступени. После трудного подъема, мимо квартиры в башне на высоте около 50 метров, вы сможете насладиться великолепным панорамным видом на Наумбург с высоты около 70 метров.
На башню церкви можно подняться, преодолев 242 ступени. После трудного подъема, мимо квартиры в башне на высоте около 50 метров, вы сможете насладиться великолепным панорамным видом на Наумбург с высоты около 70 метров.
 часы с шаром, показывающим фазы луны.
часы с шаром, показывающим фазы луны.
Западный  портал со статуями Св. Марии и Св. Венцеля.
Западный портал со статуями Св. Марии и Св. Венцеля.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Между 1677 и 1680 годами строительство трехэтажной алтарной стены с наклонными боковыми частями было осуществлено придворным скульптором Цейца Генрихом Шау (Zeitzer Hofbildhauer Heinrich Schau)
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Дрезденский художник Иоганн Освальд Хармс (Johann Oswald Harms) создал запрестольный образ 1683 года. На нём распятый Иисус между двумя преступниками. У его ног находится его мать Мария и Иоанн. Римский сотник узнает, кто Иисус в действительности. На переднем фоне изображены учредители алтаря - члены городского совета со своими женами. Над столом картина Святого причастия.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Слева и справа над проходами апостолы со своими символами.
Петр с ключом
Павел с мечом
Павел с мечом
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Над картиной фигура воскресшего Иисуса, вознесшегося на небо с победоносным знаменем ("Я есть воскресенье на мертвых и жизнь", Иоанн 11). Слева от Иисуса находится архангел Михаил, он сражается с драконом и указывает на пасхальную победу Иисуса. Справа - ангел с арфой.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Слева от Иисуса находится архангел Михаил, он сражается с драконом и указывает на пасхальную победу Иисуса.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Справа - ангел с арфой.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Совсем наверху изображен Святой Дух, в виде голубя. Четыре ангела несут хлеб и вино, что и есть знак тайной вечери.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
АЛТАРЬ ВЕНЦЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
За алтарем имеется крест из 1500 года. Церковь имеет драгоценную алтарную утварь напр. чашу и тарелку для облаток с 1375 года.
КУПЕЛЬ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ
КУПЕЛЬ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ
Особой достопримечательностью Венцельскирхе в Наумбурге является бронзовая купель для крещения. Она датируется 1441 годом и настолько велика, что ребенок может быть полностью погружен в воду при крещении. Различные рельефы изображают святого Вацлава со львом на щите, Марию с младенцем Иисусом, апостолов Петра и Павла, Марию Магдалину с сосудом для елея и епископа с книгой и посохом. Предполагается, что епископом является Петер фон Шлейниц (Peter von Schleinitz), который, как говорят, учредил крещение.
Самыми знаменитыми картинами в церкви являются картины живописца Лукаса Кранаха старшего (Lucas Cranach d. Ä). "Христос благословляет детей" висит в южной боковой капелле.
Другая картина Лукаса Кранаха старшего "Поклонение королей младенцу Иисусу" висит напротив кафедры.
Другая картина Лукаса Кранаха старшего "Поклонение королей младенцу Иисусу" висит напротив кафедры.
КАФЕДРА  (Predikerkanzel).
КАФЕДРА (Predikerkanzel).
1725-29 гг., барокко.
КАФЕДРА  (Predikerkanzel).
КАФЕДРА (Predikerkanzel).
В главном нефе висит картина "Мартин Лютер с лебедем" 1730 года. .
В главном нефе висит картина "Мартин Лютер с лебедем" 1730 года. .
Картина дарилась общине по случаю 200 летнего юбилея Аугсбургского вероисповедания. Когда Яна Гуса (Hus) сжигали на костре в городе Констанс в 1415 году, он якобы воскликнул: "Я только гусь, а тот кто придёт после меня будет лебедем". На картине прямая отсылка к этому событию.
Картина дарилась общине по случаю 200 летнего юбилея Аугсбургского вероисповедания. Когда Яна Гуса (Hus) сжигали на костре в городе Констанс в 1415 году, он якобы воскликнул: "Я только гусь, а тот кто придёт после меня будет лебедем". На картине прямая отсылка к этому событию.
Слева от алтаря висит картина итальянского художника Франческо Пенни "Оплакивание Христа" (около 1500 г- итал. ренессанс).
Слева от алтаря висит картина итальянского художника Франческо Пенни "Оплакивание Христа" (около 1500 г- итал. ренессанс).
Напротив "Поклонение волхвов" художника Бартоломея Шпрангера, мастера из Нидерландов, около 1600 ГГ.
Напротив "Поклонение волхвов" художника Бартоломея Шпрангера, мастера из Нидерландов, около 1600 ГГ.
Деревянная лестница ведущая на галереи находится справа от сегодняшнего входа в церковь.
Деревянная лестница ведущая на галереи находится справа от сегодняшнего входа в церковь.

Красивый орган, созданный в 1743-46 гг. мастером Захариасом Гильдебрандтом (год рождения 1688), является жемчужиной барочных традиций органостроения. Он установлен в корпусе органа в стиле барокко, построенном между 1695 и 1697 годами скульптором Иоганном Гёрике (Bildhauer Johann Göricke). Гильдебрандт был учеником великого органного мастера Готфрида Зильбермана между 1743 и 1746 годами.27 сентября 1746 года орган был принят лейпцигским  кантором Томаскирхе и  придворным композитором  саксонского курфюрста Иоганном Себастьяном Бахом (Leipziger Thomaskantor und Kurfürstlich-Sächsischen Hofkompositeur Johann Sebastian Bach) и строителем органов Готфридом Зильберманном (Orgelbauer Gottfried Silbermann). Они взяли на себя испытания этого органа и благосклонно одобрили это творение.
Красивый орган, созданный в 1743-46 гг. мастером Захариасом Гильдебрандтом (год рождения 1688), является жемчужиной барочных традиций органостроения. Он установлен в корпусе органа в стиле барокко, построенном между 1695 и 1697 годами скульптором Иоганном Гёрике (Bildhauer Johann Göricke). Гильдебрандт был учеником великого органного мастера Готфрида Зильбермана между 1743 и 1746 годами.27 сентября 1746 года орган был принят лейпцигским кантором Томаскирхе и придворным композитором саксонского курфюрста Иоганном Себастьяном Бахом (Leipziger Thomaskantor und Kurfürstlich-Sächsischen Hofkompositeur Johann Sebastian Bach) и строителем органов Готфридом Зильберманном (Orgelbauer Gottfried Silbermann). Они взяли на себя испытания этого органа и благосклонно одобрили это творение.
Проект органа основывается  на планах И.С. Баха: 53 регистра, три клавиатуры - 1 педаль. около 4000 трубок. Впоследствии орган еще расширился, в 1932/33 годах производится перевод на электропневматическую тягу. Ремонт проводили и с 1962 по 1964 годы. В 1993-2000 годах этот орган целиком отреставрировала органная фирма Германа Еуле ( Н. Eule) из города Бауцен. Орган привели к первоначальному варианту 1746 года. 3-го декабря 2000 года орган вновь  торжественное освятили. Они были собраны в основном за счет частных пожертвований. Это единственный в мире достоверно сохранившийся орган Баха. Его звук уникален и считается воплощением идеального органа Баха.
Проект органа основывается на планах И.С. Баха: 53 регистра, три клавиатуры - 1 педаль. около 4000 трубок. Впоследствии орган еще расширился, в 1932/33 годах производится перевод на электропневматическую тягу. Ремонт проводили и с 1962 по 1964 годы. В 1993-2000 годах этот орган целиком отреставрировала органная фирма Германа Еуле ( Н. Eule) из города Бауцен. Орган привели к первоначальному варианту 1746 года. 3-го декабря 2000 года орган вновь торжественное освятили. Они были собраны в основном за счет частных пожертвований. Это единственный в мире достоверно сохранившийся орган Баха. Его звук уникален и считается воплощением идеального органа Баха.
Колонные канители с символами евангеличестов:
ангел - символ Матфея,
лев  - символ Марка,
орел - символ Иоанна,
бык - символ Луки.
Колонные канители с символами евангеличестов: ангел - символ Матфея, лев - символ Марка, орел - символ Иоанна, бык - символ Луки.
До сих пор сохранившаяся обстановка городской церкви включает в себя многочисленные картины и надгробия.
До сих пор сохранившаяся обстановка городской церкви включает в себя многочисленные картины и надгробия.
Гробница Августа Лейбельфинга, пажа шведского короля Густава Адольфа (August Leubelfing, der Page des Schwedenkönigs Gustav Adolf), находится на южной стороне внизу. Лейбельфинг сражался на стороне государя в битве под Люценом (в 1632 году) около Лейпцига. Король был сразу убит, а паж Лейбельфинг был ранен и умер  в возрасте 18-ти лет в городе Наумбург
Гробница Августа Лейбельфинга, пажа шведского короля Густава Адольфа (August Leubelfing, der Page des Schwedenkönigs Gustav Adolf), находится на южной стороне внизу. Лейбельфинг сражался на стороне государя в битве под Люценом (в 1632 году) около Лейпцига. Король был сразу убит, а паж Лейбельфинг был ранен и умер в возрасте 18-ти лет в городе Наумбург
Еще интересная гробница, барочный памятник семьи Фрауендорф с 1707 года, находится на юговосточной стороне церкви, на ней выразительно противопоставляютса жизнь и смерть.
Еще интересная гробница, барочный памятник семьи Фрауендорф с 1707 года, находится на юговосточной стороне церкви, на ней выразительно противопоставляютса жизнь и смерть.
Лампрехт фон Алтеннее, был хозяином замка Гозек (недалеко от Наумбурга, в направлении Вейсенфельс). Он скончался в 1581 году, его супруга Маргарита скончалась в 1587 году, их гробницы находятся под хорами и органом, слева и справа.
Лампрехт фон Алтеннее, был хозяином замка Гозек (недалеко от Наумбурга, в направлении Вейсенфельс). Он скончался в 1581 году, его супруга Маргарита скончалась в 1587 году, их гробницы находятся под хорами и органом, слева и справа.
Кладбище, принадлежащее церкви, было перенесено к воротам Марии (Marientor) после Реформации в 1532 году. Сегодняшний Горшечный рынок (Topfmarkt) был построен на его месте.
Кладбище, принадлежащее церкви, было перенесено к воротам Марии (Marientor) после Реформации в 1532 году. Сегодняшний Горшечный рынок (Topfmarkt) был построен на его месте.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому