“Это своего рода дворец памяти, место воспоминаний, внутренний городской пейзаж, карта города. Это мой мемориал. Своего рода место отдыха, ответ на идею потерянного, недостижимого, города и его потерянных жителей”. Эдмунд де Ваал, из текста “Некоторые
Безумное искусство Эдмунда де Вааля (Edmund de Waal) является дополнительным контрастом к сокровищам собора. Монументальные кабинетные конструкции напоминают архитектуру витрин с сокровищами, но уже не служат исключительно цели хранения и защиты хрупких или ценных вещей. Скорее, они образуют самостоятельные единицы, которые как бы существуют до своего содержания. Размещенные там фарфоровые предметы сводятся к своему предназначению – своему чистому, порой фрагментарному существованию. Они хотят говорить о своей природе и красоте. Таким образом, Эдмунд де Ваал уходит с должности художника по фарфору и берет на себя роль коллекционера разрозненных воспоминаний. Он ссылается на немецкого мыслителя Вальтера Беньямина (Walter Benjamin, 1892-1940), чьи непринужденные, случайные странствия в качестве фланёра и его интерес к бесчисленным мелочам мира, в результате сделаи плавной грань между блужданием и заблудением. Предметы как бы подбираются на ходу без какого-либо строгого мотива. Они не предназначены для пополнения коллекции и не ожидают сохрагения , как реликвии. В этом принципиальное отличие от соборной сокровищницы, собрание которой призвано сделать видимыми конкретные события и людей. Вместо этого фарфоровые предметы де Ваала измеряют мир своей индивидуальностью и случайностью; они действуют как тени воспоминаний, которые он сам создал. Таким образом, коллекционер не является единственным действующим лицом, он зависит от вещей вокруг него. Блуждать – это само по себе искусство, и чему нужно научиться, так это искусству замечать незаметное.
В этой части я завершаю рассказ о выставке «Фрагменты Воспоминаний». Здесь соприкасаются древность и современность. Но сначала продолжим осматривать сокровища пражского собора Святого Вита.