СТАВРОТЕКА СВ. МАРТИНА В ТРИРЕ И ИСТОРИЯ ЕЁ СОЗДАНИЯ.
Как свидетельствуют записи, Ставротека (с греческого “Ковчег Креста”) была подарена Трирскому бенедиктинскому аббатству Святого Мартина братом Томасом в 1266 году. Аббатство оставалось во владении реликварием до его закрытия в 1794 году. В 1794 году монастырь оставил ныне практически разрушенный монастырь за стенами Трира из-за оккупации французскими революционными войсками. Вероятно, он продал его императорскому австрийскому майору (полковник, генерал-майор, а затем лейтенант-фельдмаршал) Иоганну Непомуку фон Ностица-Ринек (Johann Nepomuk von Nostitz-Rieneck, 1768-1840), сражавшийся против Франции в коалиционных войнах. Его сын Альберт Франц граф Ностиц-Ринек (1807-1871) подарил её Пражскому собору в 1846 году.
Панельные реликварии, в которых хранятся фрагменты креста, на котором Иисус был казнен, с момента розыска императрицей Еленой (около 248/50-330 гг.), представляют собой тип, разработанный в Константинополе (Византия, ставшем Стамбулом). В центре накладки обычно имеется двойной крест, который, как и название, был взят из восточноримско-византийского областей. Короткая перекладина креста символизирует табличку, на которой, согласно библейскому повествованию, была насмешливая надпись (INIRI, Joh 19,19-22).
Ставротека Святого Мартина чрезвычайно хорошо спроектирована. Золотой фон украшен вьющимися филигранными завитками. Они были прикреплены к отдельным листам листового золота, которые затем были объединены, чтобы сформировать область вокруг креста. В общей сложности 133 драгоценных камня различных цветов, размеров и форм в основном вставлены в оправы коробки между завитками. Центральное поле заключено в золотую рамку с попеременно расположенными гравированными пальметтами. На ставротеке 20 примерно квадратных смотровых окон из горного хрусталя расположены в четырех колоннах: по шесть во внешних колоннах и четыре во внутренних. А них заключены 43 фрагмента-реликвий, происхождение которых доказано письменными лентами (Cedulae). Они окружают двойной крест, состоящий из двух частей: нижнюю, центр Ставротеки, образует скульптурная группа (Иисус на кресте, Богородица и младший Иоанн под крестом), вырезанная из металлического листа. Над ним находится крест меньшего размера, который прикреплен ко всем четырем концам шарнирными застежками и поэтому может открываться. Ниже византийской камеи с поясным, строго фронтальным изображением Божией Матери с младенцем Иисусом вмонтирована реликвия Распятия, которая видна в вытянутом окне на нижнем плече.
Ставротека Святого Мартина была призвана повысить значимость аббатства, которое занимало менее важное место в списке монастырей Трира. После завоевания Константинополя в ходе Четвертого крестового похода, совершённого туда в 1204 году, рыцарю Генриху фон Ульмену (ок. 1175 — после 1236), пришедшему из Эйфеля, было поручено доставить украденные из императорского дворца реликвии в (Западно-) Римскую империю. Среди них была ставротека X века, которую он завещал своей сестре Ирмгард фон Ульмен, главе августинского хорового монастыря в Штубене/Мозеле (сегодня Лимбург/Лан). Она послужила моделью для большей ставротеки Св. Маттиаса в Трире, созданной в 1220 году. Этот шедевр, в свою очередь, является прямой моделью для ставротеки Св. Мартина, в том числе и по размерам. На ставротеке в Штубене/Лимбурге и Санкт-Матиасе в особых случаях крест снимается и святыни можно увидеть. На Пражской ставротеке сегодня это уже не возможно.
Чехи порадовали Дрезден очередной интересной выставкой — Фрагменты Воспоминаний.
Люди — это существа, которые верят и помнят, они исторически осознающие существа. Выставка «Фрагменты памяти» объединяет пять наборов работ и тем, которые затрагивают верования и культуры, а также запоминание и запись воспоминаний.
В центре внимания находится реликвии-сокровища пражского собора Святого Вита, выросшие на протяжении веков в одну из важнейших коллекций образцов веры, которые почитались как святые и чудотворные и бережно хранились. В христианском средневековом обществе такие коллекции реликвий всегда имели политическое измерение. Сокровища собора находятся в диалоге с фондами Дрезденских «Зеленых сводов» и тремя современными художниками.
Историческая коллекция сокровищницы собора сформирована христианской надеждой на искупление и ее традициями.
Работы современных мастеров — своеобразный контраст исторической части, с которой я и начну. Выставка настолько обширна, что в один альбом даже исторические экспонаты не уместились, т.ч. будет и вторая часть…